Урок - конференция "Байкал - жемчужина России"
план-конспект урока по географии (8 класс)
Урок географии в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока "Байкал - жемчужина Сибири" | 18.34 КБ |
Вопросы корреспондентов | 13 КБ |
Доклад биолога | 12.11 КБ |
доклад геолога | 12.07 КБ |
доклад гидролога | 11.78 КБ |
доклад историка | 12.33 КБ |
доклад климатолога | 12.03 КБ |
доклад краеведа | 12.89 КБ |
доклад эколога | 13.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор – составитель: Королева Т. В.,
учитель географии
Урок географии в 8 классе
Урок-конференция
Тема: Озеро Байкал – жемчужина Сибири.
Содержание: отчет ученых специалистов, готовивших доклады о Байкале по дополнительным материалам.
Цель: раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины этой уникальности. Познакомить детей с историей открытия и изучения озера. Рассмотреть экологические проблемы Байкала и пути их решения.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умения работать с дополнительным материалом, умения выбирать и отбирать материал;
- Расширить знания учащихся о географических объектах на территории России;
- Совершенствовать умение составлять сообщения, доклады.
- Совершенствовать умения работать с компьютером при наборе текстов сообщений;
- Совершенствовать умения работать с картой при выступлении перед классом.
Развивающие:
- Развитие памяти, логического мышления, ораторского искусства, географического языка.
Воспитательные:
- Воспитание патриотизма, любви к Родине и чувства гордости за неё;
- Воспитание эстетического восприятия окружающей природы, чувства сопричастности к прекрасному;
- Экологическое воспитание;
- Воспитание потребности самообразования и самосовершенствования.
Средства обучения:
Физическая карта России или (физическая карта Восточная Сибирь и Дальний Восток), портреты учёных, компьютер, мультимедиа для демонстрации презентации.
Ход урока:
- Оргмомент
Сообщение учителем темы, цели урока: демонстрация 2-3 слайда презентации.
Сегодня у нас знаменательное событие: только что из Восточной Сибири к нам на нашу конференцию прибыла делегация ученых, изучавших озеро Байкал. Каждый учёный собрал интересный материал для своего доклада. Давайте послушаем докладчиков очень внимательно , во время рассказа нужно записывать самые важные факты, о которых вам будут рассказывать специалисты. Знания эти вам очень пригодятся в дальнейшем.
- Изучение нового материала
Слайд 4. «Озеро Байкал – это чудо природы во всех отношениях» говорил лев Семёнович Берг. Так ли это? В чём же уникальность этого озера? Чтобы ответить на эти вопросы мы и собрались с вами сегодня на нашей конференции.
А для начала попробуем по физической карте установить географическое положение озера Байкал (ответ учащихся)
Ну, а теперь, когда мы точно знаем где находится озеро Байкал давайте послушаем наших исследователей этого озера.
Предоставляю слово нашим учёным-специалистам:
- слово предоставляется ученому-краеведу _____ФИО учащегося_______
Слайд 5
- слово предоставляется ученому-историку___________________
Слайд6
- слово предоставляется ученому-геологу____________________
Слайд 7-8
- слово предоставляется ученому – гидрологу_________________
Слайд 9
- слово предоставляется ученому -климатологу_______________
Слайд 10
- слово предоставляется ученому-биологу____________________
Слайд 11-12
- слово предоставляется ученому-экологу ____________________
Слайд 13, 14, 15
Работа учителя с классом: Спасибо большое нашим учёным. А сейчас давайте попытаемся оценить природные ресурсы Байкала с учётом возможности их использования.
(Слайд 16 чтение столбчатых диаграмм)
- Закрепление изученного материала
На нашей конференции присутствуют корреспонденты независимых газет, которые хотели бы написать статью о нашей конференции. Для этого им нужно взять у всех присутствующих интервью – задать много интересных вопросов. Прекрасная возможность для всех показать свои знания! Пожалуйста, корреспонденты. Задавайте свои вопросы аудитории, мы готовы на них ответить. (вопросы корреспондентов – викторина, за каждый правильный ответ ответивший получает жетон от автора вопроса – корреспондента. В конце викторины жетоны посчитать и поставить оценки отвечавшим).
- Домашнее задание творческое на выбор:
- написать сочинение на тему «Озеро Байкал», где рассказать всё, что вы знаете об озере
или
- составить кроссворд на тему: «Озеро Байкал».
- Вывод:
Конференция подходит к концу, так давайте с вами подведём итог её.
- в чём уникальность озера Байкал?
- как сохранить эту уникальность?
Нам нужно принять резолюцию нашей конференции, в которой чётко прописать какие меры нужно принять, чтобы сохранить природу Байкала (после ответов детей зачитывается слайд 17)
Закончить нашу конференцию мне хочется стихотворением о Байкале: слайд 18.
Урок окончен. Всем спасибо!
Предварительный просмотр:
Вопросы корреспондентов
- Каков возраст котловины озера?
- Какие очертания имеет озеро и почему?
- Почему озеро очень глубокое?
- Каков характер берегов озера?
- Какими породами сложены берега?
- Сколько островов в озере?
- Какова наибольшая глубина озера?
- Какова площадь озера?
- Каков объём воды в озере?
- Какова длина озера? А ширина его?
- В каком году произошло здесь самое сильное землетрясение и что образовалось во время его?
- Как называется самый большой Остров на озере?
- Какова прозрачность воды в озере?
- Сколько рек впадает в озеро? Назовите и покажите самые крупные из них.
- Сколько рек вытекает из озеро? Назовите и покажите на карте.
- Через сколько лет происходит полная смена воды в озере?
- В каком месяце замерзает озеро? В каком месяце оно вскрывается ото льда?
- В каком месяце бывает максимальный нагрев воды в озере? До скольки градусов прогревается вода в озере ?
- Каков химический состав воды?
- Какова средняя температура воздуха зимой в тех краях? А летом?
- Назовите местные ветры.
- Какую роль играет планктон озера?
- Назовите эндемиков Байкала.
- Чем уникальна рыбка голомянка?
- Какие животные имеют промысловое значение?
- В каком году на берегах Байкала появились русские?
- Назовите учёных, которые занимались изучением озера.
- Какие экологические проблемы возникли на озере?
- Как решить эти проблемы?
- Какие природоохранные объекты образованы вокруг Байкала?
- Назовите заповедники и национальные парки, расположенные на территории озера и вокруг него.
- Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время
Предварительный просмотр:
Доклад биолога
Уникален органический мир Байкала. В озере встречаются около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть из них – водоросли.
70% обитателей озера – эндемики, то есть виды, которые живут только здесь и нигде больше не встречаются. К таким видам относятся:
- рачок – бокоплав, рачок байкальская эпишура, из 154 видов байкальских моллюсков 99% эндемики.
- из рыб на Байкале известны 52 вида, из них эндемиков – 27 видов. Самая многочисленная эндемичная рыбка – голомянка. Это живородящая рыбка не имеющая чешуи. Розовато-белая, полупрозрачная, состоит в основном из жира (30-35% от общей массы тела). Раньше её собирали с поверхности воды (мёртвая она не тонет) и вытапливали из неё жир, который использовали в лампадах для освещения жилищ и в лечебных целях. Голомянка (большая и малая) – глубоководная рыбка, живёт при температуре воды не более 8 градусов. Она может опускаться на глубину до 1000 метров, но чаще всего плавает на глубине 200-250 метров. Длина рыбки 18-20 см.
- наиболее ценным в промысловом отношении считаются хариус, сиг, байкальский омуль. Омуля ловят больше, чем другой рыбы. Он не велик по размерам: длина 30-40 см, вес 2-4 кг.
- обитает в озере и тюлень – байкальская нерпа. Пресноводный тюлень – это загадка для зоологов. Истребляли нерпу из-за её ценного меха. И теперь это животное стало большой редкостью на Байкале.
Берега Байкала заняты тайгой из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают кабарга, соболь, лисица, бурундук, бурый медведь, лось и другие животные.
Предварительный просмотр:
Доклад геолога
Прибайкалье состоит из глыбовых хребтов, котловин и многочисленных падей, окружающих Байкал, и, естественно, самого озера.
Ученые до сих пор не пришли к общему мнению о происхождении котловины озера Байкал: одни считают, что это тектонический разлом, другие, что впадина озера – результат медленного прогибания земной коры.
Байкал находится в очень древней котловине. Территория сложена архейскими, протерозойскими и нижнекембрийскими отложениями. Возраст озера – 15-20 млн. лет (другие озёра обычно имеют возраст 5-15 тысяч лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), то есть имеет тектоническое происхождение. Породы берегов Байкала кристаллические. Берега окаймлены массивными горами, склоны которых местами отвесно обрываются к озеру. Очертание озера продолговатое, что соответствует тектоническому разлому. Длина озера 636 км, а ширина – от 24 до 79 километров.
Байкал – самое глубокое озеро в мире. Его котловина состоит из 3-х впадин. Площадь территории водостока для Байкала составляет более 588 тысяч квадратных километров. Объём воды составляет 23 тысячи кубических метров, площадь поверхности (зеркала) - 31 500 квадратных километров. Наибольшая глубина – 1637 метров. Причина большой глубины озера в его происхождении.
Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. В настоящее время здесь наблюдаются землетрясения до 8-9 баллов. 11-12 января 1862 года во время самого крупного 9-ти бального землетрясения на Байкале – Саганского, вблизи дельты Селенги, произошёл сброс придельтового участка площадью около 260 квадратных километров с несколькими сёлами. Так образовался залив Провал. 6 августа 1931 года после сильного землетрясения дельта верхней Ангары опустилась на 2-2,5 метра. В то же время происходят поднятия, например, острова Ольхон, представляющего собой приподнятую часть опущенного хребта. Группа Ушканьих островов состоит из четырёх скал – надводных вершин затопленного хребта.
На Байкале 22 острова, самый большой – остров Ольхон: 73 километра в длину и 11 километров в ширину.
Предварительный просмотр:
Доклад гидролога
Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0, 1 грамм солей, то есть солёность воды – 0,1 промилле) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности – уникальность воды Байкала.
Байкал – глубочайшее проточное озеро с уникальным биорежимом. Байкал имеет малую водообменность. Полная смена водного объёма составляет 332 года. Это говорит о большой консервативности свойств. В озеро впадает около 336 речек и ручьёв. Самая крупная из них Селенга. И лишь одна река Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал.
Вода в озере круглый год холодная. Замерзает озеро поздно, в конце декабря. Вскрывается ото льда тоже поздно – до конца мая по воде плавают льды и лишь в июне они тают. Наибольший нагрев воды в августе, когда температура достигает 9-10 градусов, а у берегов местами 19 градусов. Озеро редко бывает спокойным. У берегов волны с шумом и грохотом бьются о скалы.
Байкал уникален и огромным объёмом воды, который можно сравнить с Балтийским морем. В Байкале содержится 1/5 мировых запасов пресных вод (без ледников), это больше, чем в пяти самых крупных североамериканских Великих озёрах вместе взятых.
Предварительный просмотр:
Доклад историка
Буряты называют Байкал – «Байгал-далай», что означает Байкал-море.
Русские на берегах появились в 1643 году – один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбат Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания ИРКУТСКА в 1661 году. В 18 веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. В записях «Житие протопопа Аввакума» содержится об озере интересные сведения. Протопоп Аввакум был сослан в Забайкалье и был на озере в 1656 году.
Байкал изучали многие учёные, среди них такие, как:
- Черский Иван Демидович - в 1877-80 дал детальное географическое и геологическое описание побережья Байкала.
- Гмелин Иоган Георг – русский натуралист, академик Петербургской АН. В 1733-43 путешествовал по Западной и Восточной Сибири.
- Берг Лев Семёнович – первым осуществил зональное физико-географическое районирование России. В зоогеографии Берг показал местное происхождение фауны Байкала.
- Паллас Петр Симон. Российский естествоиспытатель академик Петербургской АН.
- Обручев Владимир Афанасьевич – российский геолог и географ, академик АН СССР. Исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии.
- Геогри Иван Иванович (Иоган Готлиб). Русский путешественник, этнограф, натуралист, академик Петербургской АН.
- Дыбовский Венедикт Иванович – Польский зоолог, иностранный член-корреспондент АН СССР. Описал природные условия и фауну оз. Байкал.
- Коротнев Алексей Алексеевич – российский зоолог, член корреспондент Петербургской АН. В 1900-1902 исследовал фауну озера Байкал.
Жак Ив Кусто совершал изучение вод озера с помощью подводных спускаемых аппаратов.
Предварительный просмотр:
Доклад климатолога
Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный. А климат Байкальской котловины характеризуется более мягкой зимой, чем окружающие территории, и прохладным летом. Высокие горные хребты, окаймляющие котловину, уменьшают влияние окружающих территорий на климат берегов и самого озера.
Зима очень холодная – средняя температура января – 24 градуса, а на побережье теплее градусов на десять -14-17. Лето на берегах озера прохладнее +15 градусов – средняя температура июля (озеро поглощает тепло медленно и остывает медленно, отдавая тепло прибрежным районам). Зимой в котловине господствует антициклон. На Байкале чаще всего солнечная погода – количество солнечных дней в году составляет 310 и более.
Неравномерный нагрев суши и вод озера, образующий перепады атмосферного давления и выходящие к озеру долины способствуют образованию над ним особого ветрового режима: возникают местные ветры. Зимой направление ветра с суши на озеро, а летом с озера на сушу. Ветровые потоки наиболее сильны поздней осенью и в начале зимы. Когда озеро ещё не покрыто льдом, по долинам к нему направляются воздушные потоки с береговых хребтов. К этим ветрам относится сарма достигающий силы урагана – скорость ветра 60 м/c;
образуются продольные ветры:
- верховик дующий с северной части озера на юг;
- култук дующий с южной части озерас на север.
Продольный ветер баргузин (дует в средней части озера с запада на восток)
Предварительный просмотр:
Доклад краеведа
Легенда о Байкале
Много есть озёр на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоёма в мире, который бы мог соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но ещё и нечто такое, что внушает уважение, подчёркивает величие, присуще только Байкалу и резко выделяющее его из всех озёр земного шара.
О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад. Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала, и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.
Было у Байкала 336 сыновей, в чёрном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.
То, что они добывали тяжким трудом, проматывала их сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о живущем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но, суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать её замуж за старого богатого Иркута. Ещё строже стал он стеречь дочь, спрятал её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала, просила богов помочь.
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому ущелью.
Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталось с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут её люди Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от этих камней.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к студёному морю.
Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала – это притоки озера, большие и малые реки, собирающие свои воды с территории более 50 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.
Вытекает же из озера одна река Ангара – могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озёрные воды. Ширина потока около километра. Это про неё говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала».
Предварительный просмотр:
Доклад эколога
Когда ты болеешь – все мы больны,
Байкал, ты – хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
Байкал – заповедная совесть страны!
А. Вознесенский
Уникальное озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Оно является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая прозрачная вода озера привлекают множество туристов.
Но есть у озера и проблемы. Наиболее актуальна проблема сохранения чистоты воды. Значительный вред озеру был нанесён в результате запуска целлюлозно-бумажных комбинатов в Байкальске и Селенгинске, которые сбрасывают в озеро не достаточно хорошо очищенные отходы. Иркутская ГЭС, построенная на Ангаре повлияла на уровень воды в озере – вода поднялась на 1 метр, тем самым смыла с берегов много грязи, что привело к помутнению воды в озере, к гибели планктона, который был основным фильтром воды. Вырубка лесов на берегах Байкала, выброс в атмосферу из труб комбинатов различных примесей – отрицательно влияют на природу озера.
Для сохранения уникальности Байкала ведётся следующая работа:
- с 1989 года прекращён молевой сплав древесины по рекам, впадающим в озеро, ведётся очистка дна этих рек.
- с 1997 озеро Байкал входит в число объектов Всемирного природного наследия.
- в границах водосборной площади озера образованы 3 заповедника и 2 природных национальных парка:
- Байкало-Ленский заповедник (на востоке иркутской области). Основан в 1986 году. Охраняются таёжные леса, бурый медведь, северный олень, нерпа, ценные виды рыб.
- Байкальский биосферный заповедник (Бурятия). Основан в 1969 г. охраняются пихтово-кедровые леса, кедрово-лиственнично сосновые леса, медведь, соболь, рысь, выдра, колонок, горностай, пищуха, марал, лось, северный олень, орлан-белохвост, скопа, тундряная куропатка.
- Баргузинский биосферный заповедник (Бурятия). Основан в 1916 г. охраняются горные лиственничные и темнохаойные (ель, пихта, сосна сибирская кедровая) леса, горные тундры, баргузинский соболь, марал, кабарга, бурый медведь, глухарь? Нерпа.
- Забайкальский национальный парк. Основан в 1986г.
- Прибайкальский национальный парк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку: "Байкал- жемчужина России"
Презентация к уроку: "Байкал-жемчужина Россия"....
урок-проект "Байкал-жемчужина России"
Урок по географии в 9 классе...
План - конспект урока по теме:"Байкал - жемчужина России"
Разработка урока соответствует ФГОС и включает в свою основу стратегию "Шесть шляп" технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
методическая разработка урока-деловой игры по теме "Байкал-жемчужина России" география 8 класс
Представленный материал - полностью разработка сценария деловой игры " Экологического форум" в 8 классе по теме "Байкал" и представлена презентация к уроку. На уроке рассматриваются ...
Методическая разработка урока-проекта по географии "Байкал - жемчужина России" для 8 класса
Методическая разработка урока - проекта "Байкал - жемчужина России" для учащихася 8 класса. Разработана с использованием проектной и исследовательской деятельности с элементами технологии критического...
Урок-проект "Байкал - жемчужина России", 8 класс
Урок-проект псвященный уникальному озеру, расположенному на территории Российской Федерации, является итоговым уроком по исследовательскому проекту "Байкал" с использованием технологии критического мы...
"Каспийское море-жемчужина России" разработка урока
Знакомство обучающихся с Каспийским морем, с его историей,природой,достопримечательностями, значимостью и экологическими проблемами.....