Урок - конференция "Байкал - жемчужина России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Королева Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Автор  – составитель: Королева Т. В.,

учитель географии

Урок географии в 8 классе

Урок-конференция

Тема: Озеро Байкал – жемчужина Сибири.

Содержание:   отчет ученых специалистов, готовивших доклады о Байкале по дополнительным материалам.

Цель: раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины этой уникальности. Познакомить детей с историей открытия и изучения озера. Рассмотреть экологические проблемы Байкала и пути их решения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить умения работать с дополнительным материалом, умения выбирать и отбирать материал;
  2. Расширить знания учащихся о географических объектах на территории России;
  3. Совершенствовать умение составлять сообщения, доклады.
  4. Совершенствовать умения работать с компьютером при наборе текстов сообщений;
  5. Совершенствовать умения работать с картой при выступлении перед классом.

Развивающие:

- Развитие памяти, логического мышления, ораторского искусства, географического языка.

Воспитательные:

  1. Воспитание  патриотизма, любви к Родине и чувства гордости за неё;
  2. Воспитание эстетического восприятия окружающей природы, чувства сопричастности к прекрасному;
  3. Экологическое воспитание;
  4. Воспитание потребности самообразования и самосовершенствования.

Средства обучения:

Физическая карта России или (физическая карта Восточная Сибирь и Дальний Восток), портреты учёных, компьютер, мультимедиа для демонстрации презентации.

Ход урока:

  1. Оргмомент

Сообщение учителем темы, цели урока: демонстрация 2-3 слайда презентации.

Сегодня у нас знаменательное событие: только что из Восточной Сибири к нам на нашу конференцию  прибыла делегация ученых, изучавших озеро Байкал. Каждый учёный  собрал интересный материал для своего доклада. Давайте послушаем докладчиков очень внимательно , во время рассказа нужно записывать самые важные факты, о которых вам будут рассказывать специалисты. Знания эти вам очень пригодятся в дальнейшем.

  1. Изучение нового материала

Слайд 4. «Озеро Байкал – это чудо природы во всех отношениях» говорил лев Семёнович Берг. Так ли это? В чём же уникальность этого озера? Чтобы ответить на эти вопросы мы и собрались с вами сегодня на нашей конференции.

А для начала попробуем по физической карте установить географическое положение озера Байкал (ответ учащихся)

Ну, а теперь, когда мы точно знаем где находится озеро Байкал давайте послушаем наших исследователей этого озера.

Предоставляю слово нашим учёным-специалистам:

- слово предоставляется  ученому-краеведу _____ФИО учащегося_______

Слайд 5

- слово предоставляется  ученому-историку___________________

Слайд6

- слово предоставляется  ученому-геологу____________________

Слайд 7-8

- слово предоставляется  ученому – гидрологу_________________

Слайд 9

- слово предоставляется  ученому -климатологу_______________

Слайд 10

- слово предоставляется  ученому-биологу____________________

Слайд 11-12

- слово предоставляется  ученому-экологу ____________________

Слайд  13, 14, 15

Работа учителя с классом: Спасибо большое нашим учёным. А сейчас давайте попытаемся оценить природные  ресурсы Байкала с учётом возможности их использования.

(Слайд 16 чтение столбчатых диаграмм)

  1. Закрепление изученного материала

На нашей конференции присутствуют корреспонденты независимых газет, которые хотели бы написать статью о нашей конференции. Для этого им нужно взять у всех присутствующих интервью – задать много интересных вопросов. Прекрасная возможность для всех показать свои знания! Пожалуйста, корреспонденты. Задавайте свои вопросы аудитории, мы готовы на них ответить. (вопросы корреспондентов – викторина, за каждый правильный ответ ответивший получает жетон от автора вопроса – корреспондента. В конце викторины жетоны посчитать и поставить оценки отвечавшим).

  1. Домашнее задание  творческое на выбор:

- написать сочинение на тему «Озеро Байкал», где рассказать всё, что вы знаете об озере

или

- составить кроссворд на тему: «Озеро Байкал».

  1. Вывод:

 Конференция подходит к концу, так давайте с вами подведём итог её.

- в чём уникальность озера Байкал?

- как сохранить эту уникальность?

Нам нужно принять резолюцию нашей конференции, в которой чётко прописать какие меры нужно принять, чтобы сохранить природу Байкала (после ответов детей зачитывается слайд 17)

Закончить нашу конференцию мне хочется  стихотворением о  Байкале: слайд 18.

Урок окончен. Всем спасибо!



Предварительный просмотр:

Вопросы корреспондентов  

  1. Каков возраст котловины озера?
  2. Какие очертания имеет озеро и почему?
  3. Почему озеро очень глубокое?
  4. Каков характер берегов озера?
  5. Какими породами сложены берега?
  6. Сколько островов в озере?
  7. Какова наибольшая глубина озера?
  8. Какова площадь озера?

  1. Каков объём воды в озере?
  2. Какова длина озера? А ширина его?
  3. В каком году произошло здесь самое сильное  землетрясение и что образовалось во время его?
  4. Как называется самый большой Остров на озере?
  5. Какова прозрачность воды в озере?
  6. Сколько рек впадает в озеро? Назовите и покажите самые крупные из них.
  7. Сколько рек вытекает из озеро? Назовите и покажите на карте.
  8. Через сколько лет происходит полная смена воды в озере?

  1. В каком месяце замерзает озеро? В каком месяце оно вскрывается ото льда?
  2. В каком месяце бывает  максимальный нагрев воды в озере? До скольки градусов прогревается вода в озере ?
  3. Каков химический состав воды?
  4.  Какова средняя температура воздуха зимой в тех краях? А летом?
  5. Назовите местные ветры.
  6. Какую роль играет планктон озера?
  7. Назовите эндемиков Байкала.
  8. Чем уникальна рыбка голомянка?

  1. Какие животные имеют промысловое значение?
  2. В каком году на берегах Байкала появились русские?
  3. Назовите учёных, которые занимались изучением озера.
  4. Какие экологические проблемы возникли  на озере?
  5. Как решить эти проблемы?
  6. Какие природоохранные объекты образованы вокруг Байкала?
  7. Назовите заповедники  и национальные парки, расположенные на территории озера и вокруг него.
  8. Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время



Предварительный просмотр:

Доклад биолога

        Уникален органический мир Байкала.  В озере встречаются около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть из них – водоросли.

        70% обитателей озера – эндемики, то есть виды, которые живут только здесь и нигде больше не встречаются. К таким видам относятся:

- рачок – бокоплав, рачок байкальская эпишура, из 154 видов байкальских моллюсков 99% эндемики.

- из рыб на Байкале известны 52 вида, из них эндемиков – 27 видов. Самая многочисленная эндемичная рыбка – голомянка. Это живородящая рыбка не имеющая чешуи. Розовато-белая, полупрозрачная, состоит в основном из жира (30-35% от общей массы тела). Раньше её собирали с поверхности воды (мёртвая она не тонет) и вытапливали из неё жир, который использовали в лампадах для освещения жилищ и в лечебных целях. Голомянка (большая и малая) – глубоководная рыбка, живёт при температуре воды не более 8 градусов. Она может опускаться на глубину до 1000 метров, но чаще всего плавает на глубине 200-250 метров. Длина рыбки 18-20 см.

- наиболее ценным в промысловом отношении считаются хариус, сиг,  байкальский омуль. Омуля ловят больше, чем другой рыбы. Он не велик по размерам: длина 30-40 см, вес 2-4 кг.

- обитает в озере и тюлень – байкальская нерпа. Пресноводный тюлень – это загадка для зоологов. Истребляли нерпу из-за её ценного меха. И теперь это животное стало большой редкостью на Байкале.

        Берега Байкала заняты тайгой из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают кабарга, соболь, лисица, бурундук, бурый медведь, лось и другие животные.



Предварительный просмотр:

Доклад геолога

        Прибайкалье состоит из глыбовых хребтов, котловин и многочисленных падей, окружающих Байкал, и, естественно, самого озера.

        Ученые до сих пор не пришли к общему мнению о происхождении котловины озера Байкал: одни считают, что это тектонический разлом, другие, что впадина озера – результат медленного прогибания земной коры.

        Байкал находится в очень древней котловине. Территория сложена архейскими, протерозойскими и нижнекембрийскими отложениями. Возраст озера – 15-20 млн. лет (другие озёра обычно имеют  возраст 5-15 тысяч лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), то есть имеет тектоническое происхождение. Породы берегов Байкала кристаллические. Берега окаймлены массивными горами, склоны которых местами отвесно обрываются к озеру. Очертание озера продолговатое, что соответствует тектоническому разлому. Длина озера 636 км, а ширина – от 24 до 79 километров.

        Байкал – самое глубокое озеро в мире. Его котловина состоит из 3-х впадин. Площадь территории водостока для Байкала составляет более 588 тысяч квадратных километров. Объём воды составляет 23 тысячи кубических метров, площадь поверхности (зеркала)  - 31 500 квадратных километров. Наибольшая глубина – 1637 метров. Причина большой глубины озера в его происхождении.

        Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. В настоящее время здесь наблюдаются землетрясения до 8-9 баллов.  11-12 января 1862 года во время самого крупного 9-ти бального землетрясения на Байкале – Саганского, вблизи дельты Селенги, произошёл сброс придельтового участка площадью около 260 квадратных километров с несколькими сёлами. Так образовался залив Провал. 6 августа 1931 года после сильного землетрясения дельта верхней Ангары опустилась на 2-2,5 метра. В то же время происходят поднятия, например, острова Ольхон, представляющего собой приподнятую часть опущенного хребта. Группа Ушканьих островов состоит из четырёх скал – надводных вершин затопленного хребта.

        На Байкале 22 острова, самый большой – остров Ольхон:  73 километра в длину и 11 километров в ширину.



Предварительный просмотр:

Доклад гидролога

        Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0, 1 грамм солей, то есть солёность воды – 0,1  промилле) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности – уникальность воды Байкала.

         Байкал – глубочайшее проточное  озеро с уникальным биорежимом. Байкал имеет малую водообменность. Полная смена водного объёма составляет 332 года. Это говорит о большой консервативности свойств. В озеро впадает около 336 речек и ручьёв. Самая крупная из них Селенга. И лишь одна река Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал.

        Вода в озере круглый год холодная. Замерзает озеро поздно, в конце декабря. Вскрывается ото льда тоже поздно – до конца мая по воде плавают льды и лишь в июне они тают.  Наибольший нагрев воды в августе, когда температура достигает 9-10 градусов, а у берегов местами 19 градусов.  Озеро редко бывает спокойным. У берегов волны с шумом и грохотом бьются о скалы.

        Байкал уникален и  огромным объёмом воды, который можно сравнить с Балтийским морем. В Байкале содержится 1/5 мировых запасов пресных вод (без ледников), это больше, чем в пяти самых крупных североамериканских Великих озёрах  вместе взятых.



Предварительный просмотр:

Доклад историка

Буряты называют Байкал – «Байгал-далай», что означает Байкал-море.

Русские на берегах появились в 1643 году – один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбат Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания ИРКУТСКА в  1661 году.  В 18 веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. В записях «Житие протопопа Аввакума» содержится об озере интересные сведения. Протопоп Аввакум был сослан в Забайкалье и был на озере в 1656 году.

Байкал изучали многие учёные, среди них такие, как:

- Черский Иван Демидович  - в 1877-80 дал детальное географическое и геологическое описание побережья Байкала.

- Гмелин Иоган Георг – русский натуралист, академик Петербургской АН. В 1733-43 путешествовал по Западной и Восточной Сибири.

- Берг Лев Семёнович – первым осуществил зональное физико-географическое районирование России. В зоогеографии Берг показал местное происхождение фауны Байкала.

- Паллас Петр Симон. Российский естествоиспытатель академик  Петербургской АН.

- Обручев Владимир Афанасьевич – российский геолог и географ, академик АН СССР. Исследователь  Сибири, Центральной и Средней Азии.

- Геогри Иван Иванович (Иоган Готлиб). Русский путешественник, этнограф, натуралист, академик Петербургской АН.

- Дыбовский  Венедикт Иванович – Польский зоолог, иностранный  член-корреспондент АН СССР. Описал природные условия и фауну оз. Байкал.

- Коротнев Алексей Алексеевич – российский зоолог, член корреспондент  Петербургской АН. В 1900-1902 исследовал фауну озера Байкал.

Жак Ив Кусто совершал изучение вод озера с помощью подводных спускаемых аппаратов.



Предварительный просмотр:

Доклад климатолога

        Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный. А климат Байкальской котловины характеризуется более мягкой зимой, чем окружающие территории, и прохладным летом. Высокие горные хребты, окаймляющие котловину, уменьшают влияние окружающих территорий на климат берегов и самого озера.

        Зима очень холодная – средняя температура января – 24 градуса, а на побережье теплее градусов на десять  -14-17. Лето на берегах озера прохладнее +15 градусов – средняя температура июля (озеро поглощает тепло медленно и остывает медленно,  отдавая тепло прибрежным районам). Зимой в котловине господствует антициклон. На Байкале чаще всего солнечная погода – количество солнечных дней в году составляет 310 и более.

        Неравномерный нагрев суши и вод озера, образующий перепады атмосферного давления и выходящие  к озеру долины способствуют образованию над ним особого  ветрового режима: возникают местные ветры. Зимой направление ветра с суши на озеро, а летом с озера на сушу. Ветровые потоки наиболее сильны поздней осенью и в начале зимы. Когда озеро ещё не покрыто льдом, по долинам к нему направляются воздушные потоки с береговых хребтов. К этим ветрам относится сарма достигающий силы урагана – скорость ветра 60 м/c;

 образуются продольные ветры:

 -  верховик дующий  с северной части озера на юг;

-  култук дующий  с южной части озерас на север.

Продольный ветер баргузин (дует в средней части озера с запада на восток)



Предварительный просмотр:

Доклад краеведа

Легенда о Байкале

Много есть озёр на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и  нет другого такого водоёма в мире, который бы мог соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой.  И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но ещё и нечто такое, что внушает уважение, подчёркивает величие, присуще только Байкалу и резко выделяющее его из всех озёр земного шара.

        О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад. Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала, и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.

Было у Байкала 336 сыновей, в чёрном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.

То, что они добывали тяжким трудом, проматывала их сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.

Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о живущем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но, суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать её замуж за старого богатого Иркута. Ещё строже стал он стеречь дочь, спрятал её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала, просила богов помочь.

Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому ущелью.

Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталось с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут её люди Шаманским Камнем.

Разбушевавшийся  старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый   раз:  «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко  уклонялась от этих камней.

Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к студёному морю.

Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала – это притоки озера, большие и малые реки, собирающие свои воды с территории более 50 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.

Вытекает же  из озера одна река Ангара – могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озёрные воды. Ширина потока около километра. Это про неё говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала».



Предварительный просмотр:

Доклад эколога

        Когда ты болеешь –  все мы больны,

Байкал, ты – хрустальная печень страны!

И кто-то добавил из глубины:

Байкал – заповедная совесть страны!

А. Вознесенский

        Уникальное озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Оно является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая прозрачная вода озера привлекают множество туристов.

        Но есть у озера и проблемы. Наиболее актуальна проблема сохранения чистоты воды. Значительный вред озеру был нанесён в результате запуска целлюлозно-бумажных комбинатов в Байкальске и Селенгинске, которые сбрасывают в озеро не достаточно хорошо очищенные отходы. Иркутская ГЭС, построенная на Ангаре повлияла на уровень воды в озере – вода поднялась на 1 метр, тем самым смыла с берегов много грязи, что привело к помутнению воды в озере, к гибели планктона, который был основным фильтром воды. Вырубка лесов на берегах Байкала, выброс в атмосферу из труб комбинатов различных примесей – отрицательно влияют на природу озера.

        Для сохранения уникальности Байкала ведётся следующая работа:

- с 1989 года прекращён молевой сплав древесины по рекам, впадающим в озеро, ведётся очистка дна этих рек.

- с  1997 озеро Байкал входит в число объектов Всемирного природного наследия.

- в границах водосборной площади озера  образованы 3 заповедника и 2 природных  национальных парка:

  • Байкало-Ленский заповедник (на востоке иркутской области). Основан в 1986 году. Охраняются таёжные леса, бурый медведь,  северный олень, нерпа,  ценные виды рыб.
  • Байкальский биосферный заповедник (Бурятия). Основан в 1969 г.  охраняются пихтово-кедровые леса, кедрово-лиственнично сосновые леса,  медведь, соболь, рысь, выдра, колонок, горностай, пищуха, марал, лось, северный олень, орлан-белохвост, скопа, тундряная куропатка.
  • Баргузинский биосферный заповедник (Бурятия). Основан в 1916 г. охраняются горные лиственничные и темнохаойные (ель, пихта, сосна сибирская кедровая) леса, горные тундры, баргузинский соболь, марал, кабарга, бурый медведь, глухарь? Нерпа.
  • Забайкальский национальный парк. Основан в 1986г.
  • Прибайкальский национальный парк

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: "Байкал- жемчужина России"

Презентация   к уроку: "Байкал-жемчужина Россия"....

урок-проект "Байкал-жемчужина России"

Урок по географии в 9 классе...

План - конспект урока по теме:"Байкал - жемчужина России"

Разработка урока соответствует ФГОС и включает в свою основу стратегию "Шесть шляп" технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

методическая разработка урока-деловой игры по теме "Байкал-жемчужина России" география 8 класс

Представленный материал - полностью разработка сценария  деловой игры " Экологического форум" в 8 классе  по теме "Байкал"  и представлена презентация к уроку. На уроке рассматриваются ...

Методическая разработка урока-проекта по географии "Байкал - жемчужина России" для 8 класса

Методическая разработка урока - проекта "Байкал - жемчужина России" для учащихася 8 класса. Разработана с использованием проектной и исследовательской деятельности с элементами технологии критического...

Урок-проект "Байкал - жемчужина России", 8 класс

Урок-проект псвященный уникальному озеру, расположенному на территории Российской Федерации, является итоговым уроком по исследовательскому проекту "Байкал" с использованием технологии критического мы...

"Каспийское море-жемчужина России" разработка урока

Знакомство обучающихся с Каспийским морем, с его историей,природой,достопримечательностями, значимостью и экологическими проблемами.....