"Каспийское море-жемчужина России" разработка урока
учебно-методическое пособие по экологии (8 класс)
Знакомство обучающихся с Каспийским морем, с его историей,природой,достопримечательностями, значимостью и экологическими проблемами..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaspiyskoe_more-zhemchuzhina_rossii_razrabotka_uroka.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Каспийское море-жемчужина России»
Изведать то, чего не видел сроду, -
Глазами, ртом и кожей пить простор!
Кто в океане видит только воду -
Тот на земле не замечает гор.
В.Высоцкий
Цель урока: познакомить обучающихся с Каспийским морем, с его историей,природой,достопримечательностями, значимостью и экологическими проблемами..
Задачи:
Образовательные: расширение и углубление знаний учащихся о уникальности Каспийского моря, закрепление умения знать, читать, ориентироваться по карте, работать с контурными картами.
Воспитательные: формирование чувства любви к родной природе; эстетического восприятия красот родной республики.
Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать навыки общения, коллективной работы, поиска и обработки необходимой для урока информации из различных источников, развитие творческого мышления, речи, памяти и внимания.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока : Урок –конференция
Методы урока: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Форма урока: групповая,индивидуальная
Оборудование: карта Каспийского моря, контурные карты Каспийского моря, компьютерная презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: Прежде чем приступим к изучению темы послушайте стихотворение Р.Гамзатова, (видео фрагмент «Море»)
Седой Каспий
«Пусть море говорит, а ты молчи,
Не изливай ни радости, ни горя.
Великий Данте замолкал в ночи,
Когда у ног его плескалось море.
Людьми заполнен берег или пуст,
Дай морю петь, волнам его не вторя,
И Пушкин - величайший златоуст -
Молчал всегда, покамест пело море»
Расул Гамзатов
2.Основная часть урока.
Учитель: Вы догадались о чём пойдёт речь на уроке?
Ученики называют тему урока.
Учитель: Да, конечно, мы будем говорить о Каспийском море.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что нового мы сегодня должны узнать, уйдя с урока?
Учащиеся формулируют цели урока.
Учитель: Итак, целями нашего урока будут: (слайд)
- раскрыть характеристику природных условий и природных ресурсов Каспия;
- познакомить с историей открытия и изучения Каспия;
- дать представление об эндемиках озера .
- рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.
Учитель:Сегодняшний наш урок мы проведём в виде форума. На международный форум приглашены делегация экологов из разных стран ,как Ближнего,так и Дальнего Зарубежья, историки,гидрологи,климатологи,зоологи,ботаники и другие специалисты.
Форум открывает министр экологии и охраны окружающей среды.
Выступление ученика: Уважаемые участники форума! Разрешите поприветствовать Вас и пожелать плодотворной работы.Как известно экологические проблемы страны влияют на экосистемы других государств.Поэтому в мире растет понимание,что в условиях глобализации стратегия активного международного сотрудничества и партнерства со всеми заинтересованными государствами ,является единственно верной и эффективной.
Для нас всегда особое значение имели отношения с нашими соседями-Россией,странами Центральной Азии,с которыми нас связывают не только общие исторические,но и единая экологическая система.
У нас общие водные ресурсы,горные экосистемы и связанные с ними транс граничные экологические проблемы.
Все это связывает нас работать в условиях тесного сотрудничества.
Цель нашего форума: решить вопросы-Кто виноват? Что делать?
Постараемся сделать выводы и предложить решения этих вопросов.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с Каспийским морем – это озеро, которое является объектом мирового наследия! Одно из неповторимых чудес планеты, наша гордость. Почему его называют морем узнаем у специалиста.
Географ: Почему Каспийское озеро называют морем? Причин можно назвать несколько:
Одна из причин-это внушительные размеры водоёма.
Вторая-наличие приливов и отливов, большой волны во время штормовых ветров. Все это характерно для настоящих морей.
Но здесь не названо одно из основных условий, которое обязательно должно существовать, чтобы географы могли причислить водоем к морю. Речь идет о прямой связи озера с Мировым океаном. Именно данному условию Каспий не соответствует.
Есть еще одна особенность, отличающая Каспий от моря – соленость воды в нем почти в 3 раза ниже солености Мирового океана. Объяснение этого заключается в том, что около 130 больших и малых рек несут пресные воды в Каспийское море. Волга привносит в эту работу самый существенный вклад – до 80% всех вод «отдает» озеру именно она.
Учитель: Я думаю,теперь всем стало ясно почему водоём называют морем. Как же возник водоём давайте узнаем у нашего геолога?
Геолог:: Были времена, когда Каспий соединялся с Азовским морем, а через него со Средиземным и Черным. То есть десятки тысяч лет назад Каспийское озеро являлось частью Мирового океана. В результате процессов, связанных с поднятием и опусканием земной коры, появились горы, находящиеся на месте современного Кавказа. Они обособили водоем, который был частью огромного древнего океана. Прошел не один десяток тысяч лет, прежде чем бассейны Черного и Каспийского морей разделились.
Учитель:Хотелось бы узнать о географическом положении озера и приграничных государствах.
Географ: Каспий – это внутреннее бессточное соленое озеро.Расположено на стыке двух частей света (Европы и Азии. На берегах Каспийского озера расположены пять государств – Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркмения. Территории России принадлежат западные районы Северного и Среднего Каспия. Иран расположен на южных берегах моря, ему принадлежит 15% от всей протяженности береговой линии. Восточную линию берегов делят Казахстан и Туркменистан. На юго-западных территориях Прикаспия расположен Азербайджан.По форме напоминает латинскую букву s.
Учитель: Вопрос деления акватории озера между прикаспийскими государствами вот уже на протяжении многих лет является самым острым. Главы пяти государств пытаются найти решение, которое удовлетворило бы запросы и требования каждого .
Интересно было бы узнать происхождение названия озера?
Историк: Историческое название Каспийского моря таит в себя много загадочного и интересного. Свое название это таинственное море получило в честь древних племен коневодов — каспиев, которые жили в 1 веке до нашей эры на северо-западном побережье Каспийского моря. История возникновения и существования Каспийского моря является историческим вопросом. Начиная с его возникновения и образования данное море было неоднократно переименовано и имело около 50 названий: Гирканское море, Хвалынское, Хазарское, Сихайское, Абескунское, Сарайское, Дербентское и др.
Ещё в 5 в до н. э. древнегреческий ученый Геродот писал «Каспийское море — это море совершенно особого рода. Длина его — пятнадцать дней плавания на гребном судне, а ширина в самом широком месте — восемь дней». Обращает на себя внимание тот факт, что размеры моря Геродот указывает в днях плавания на гребных судах.
Учитель:Не менее интересно путешествие по Каспию русского путешественника,русского купца Афанасия Никитина. Он побывал в Индии за 30 лет до Васко да Гамы. Афанасий Никитин с другими купцами решил поехать в Ширван торговать. Ширванское ханство лежало на юго-западных берегах Каспийского моря. Оно включало города Баку, Дербент и Шемаху. Ханство вело большую торговлю со многими странами Востока.
Около Астрахани на караван судов напал отряд татарского хана Касима. В стычке было убито несколько человек, четырех татары взяли в плен. Имущество и товары купцов, были разграблены.
Во время плавания по Каспийскому морю (оно называлось Хвалынским) корабли застигла буря. Один из кораблей был выброшен на берег у г. Терки (ныне Махачкала). Русские купцы, плывшие на нем, попали в плен к местным жителям — кайтакам. Афанасий Никитин, находившийся на корабле посла, благополучно достиг Дербента. Почти целый год провел он в Ширванском ханстве, пока не выручил товарищей из плена. Никитин отправился в Баку, а затем в Персию (Иран),а оттуда по Аравийскому морю достиг Индии.
Учитель:А теперь хотелось бы услышать климатолога…
Климатолог: Климатические условия меняются в меридиональном направлении, так как с севера на юг море протянулось почти на 1200 км. Это южное море находится в нескольких климатических зонах. На севере – в континентальной, на юге – в субтропической, в центральной части – в умеренной. Здесь часто дуют сухие ветры. В зимний сезон температура воздуха колеблется от -8 до +10 °С, в летний – от +24 до +28 °С. Со стороны России (в северной части) море подвергается сильному оледенению, толщина льда составляет около 2 метров. Лед продолжает стоять около 3 месяцев.
Географ: Крупные полуострова Каспийского моря: Аграханский полуостров , Апшеронский полуостров, Бузачи, Мангышлак, Мианкале, Туб-Караган.
В Каспийском море расположено около 50 крупных и средних островов общей площадью примерно 350 квадратных километров. Наиболее крупные острова: Ашур-Ада, Гарасу, Гум , Даш, Зира (остров), Зянбил, Кюр Дашы, Хара-Зира, Сенги-Мугань, Чечень (остров), Чыгыл.
Крупные заливы Каспийского моря: Аграханский залив, Комсомолец (залив) (бывший Мёртвый Култук, быв. залив Цесаревича), Кайдак, Мангышлак, Казах (залив), Туркменбаши (залив) (бывший Красноводск), Туркмен (залив), Гызылагач, Астрахань (залив), Гызлар, Гиркан (бывший Астарабад) и Энзели (бывший Пехлеви).
Зоолог: Животный мир Каспия представлен 1809 видами, из которых 415 относятся к позвоночным . В Каспийском море зарегистрирован 101 вид рыб, в нём же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых, а также таких пресноводных рыб, как вобла, сазан, судак. Каспийское море — среда обитания таких рыб, как карп, кефаль, килька, кутум, лещ, лосось, окунь, щука. В Каспийском море также обитает морское млекопитающее — Каспийский тюлень. В целом характерна высокая степень эндемизма. Некоторые организмы переселились в Каспийское море совсем недавно либо в результате занесения на днищах морских судов (главным образом различные обрастатели, например митилястер, водоросль ризосоления, балянусы, а также крабы), либо путём сознательной акклиматизации человеком (например, из рыб — кефаль, из беспозвоночных — нереис, синдесмия).
Многие из них - эндемики, нигде, кроме Каспия, не встречающиеся. Высокая степень эндемизма в Каспии указывает и на древность моря, и на длительное его существование в изоляции.
На открытке: медуза Палласова меризия, моллюск дидакна (длина до 42 мм), кумовой рачок рода стенокума (длина до 6 мм), каспийская пуголовка (длина до 12 см). В круге — ветвистоусьпй рачок каспийский эвадне (длина до 2 мм).
Птицы Каспия
Но наибольшее внимание привлекают птицы, которых более 400 видов. Именно поэтому Хазарский заповедник часто называют орнитологическим. Это перекресток на путях перелета и миграции птиц. Туркменское побережье Каспия буквально связывает целые континенты и части света, собирая у себя птиц из жарких тропиков и северных стран.
Здесь можно увидеть стаи белоснежных лебедей, чинные семейства уток – нырков, лысух и пеликанов. Недалеко от курортной зоны прохаживаются на мелководьях красивых и грациозные фламинго.
Ботаник: Растительный мир Каспийского моря состоит из 728 видов и подвидов низших растений и 5 видов высших. Необходимо учитывать, что морская флора существенно отличается от наземной. Если на суше преобладают высшие, то в морях - низшие растения (водоросли).
Из растений в Каспийском море преобладают водоросли — сине-зелёные, диатомовые, красные, бурые, харовые и другие, из цветковых — зостера и руппия. По происхождению флора относится преимущественно к неогеновому возрасту, однако некоторые растения были занесены в Каспийское море человеком сознательно либо на днищах судов.
Искусствовед: . Этот водоём привлекал своей красотой , волшебством и загадочным миром еще с давних времени и находился в центре внимания не только путешественников, ученых, а также писателей и художников. Р.Гамзатов посвятил Каспию не одно стихотворение.Вот строки одного из них:
Люблю твой грохот у подножья гор,
И чайки крик,
И маяки в тумане;
В час бури твой рокочущий простор
Всегда напоминает поле брани.
Люблю смотреть, как волны предо мной
То, как враги,
Сойдутся в злобной пене,
То вдруг, устав,
Одна перед другой
Как бы в бессилье
Встанут на колени
И белый парус выбросят вдали,
Как будто флаг рука парламентера.
И вот из бухт выходят корабли
И вдалеке скрываются от взора.
Они уйдут,
И берег, может быть,
Им на соленом вспомнится просторе.
Так я, уехав, не могу забыть
Скалистый берег
Вспененного моря.
Есть множество картин на котором изображено Каспийское море,среди них много любительских.Стихи писали и приезжие, те ,кто видел Каспий лишь однажды и были поражёны его красотой и величием…
О, море, священное море,
Могучий каспийский прибой,
Ничтожны печали и горе,
Когда я любуюсь тобой.
О, волны! О, пенные волны,
Вы бьётесь о скалы, вольны.
Я с детства наполнен любовью
И силой лазурной волны.
Бушует Каспийское море,
Ликует каспийский прибой,
И брызги солёной слезою
Напомнят о прошлом порой.
О том, что манило мечтою,
О том, как звало за собой,
Сияло далёкой звездою
Безлунной порою ночной
Ты сны наполняешь собою,
Ты стало моею судьбой,
Родное Каспийское море,
Волнующий пенный прибой.
Людмила Денисова, 2015
Океонограф:Соленость Каспия непрерывно увеличивается по направлению к югу. В северной части в дельте Волги солёность составляет 0,05-0,15%0 В восточных районах Южного и Среднего Каспия соленость достигает 13—14‰.Разная солёность связана с неравномерным поступление стока в море .В северную часть впадают только Волга, Урал, Терек, суммарный годовой сток которых дает более 90% общего материкового стока. С запада в море несут свои воды Сулак, Самур, Кура и более мелкие реки, в сумме дающие около 9% стока. На долю рек Иранского побережья приходится примерно 1% берегового стока. На восточном побережье нет ни одного постоянного водотока в море,поэтому оно самое солёное.
Геолог: Еще в XIX веке было положено начало добычи углеводородов. Это основные природные ресурсы. Есть здесь так же минеральные, бальнеологические биологические ресурсы. В наши дни кроме добычи газа и нефти на шельфе добывают соли морского типа (астраханит, мирабалит, галит), песок, известняк, глину.
Показ видеофильма: «Каспийское море».
Учитель географии: Проблема охраны окружающей среды с каждым днем становится все ощутимее, любое нарушение экологического баланса прежде всего бьет по человеку, по его здоровью, а главное бьет по будущему.
Министр экологии:
Каспийское море представляет собой очень чувствительную экосистему.За последние десятилетия под воздействием антропогенных и биохимических
факторов резко ухудшилось состояние экосистем в целом.
«Влияние нефтяного загрязнения на окружающую среду».
Выступления экспертов.
Эксперт из России: «Гибель морского зверя и осетровой рыбы на Каспии связана с добычей нефти. Необходимо составление плана действий для защиты морской среды Каспия, разработка программ мониторинга качества и количества воды, а также разработка централизованной базы данных, которая станет основой для принятия решений и общим источником информации для специалистов прикаспийских стран.
Эксперт из Азербайджана:
В Республике Азербайджан основными источниками нефтяного загрязнения Каспийского моря являются речной сток,разведка,нефтедобыча и транспортировка нефти и нефтепродуктов. Анализ состава сбрасываемых в Каспий сточных вод указывает на преобладание в количественном отношении нефтепродуктов
Эксперт из Туркменистана:
В Туркменистане основными источниками нефтяного загрязнения являются эксплуатация и разведка морских и прибрежных нефтепромыслов,предприятия нефтяной и нефтехимической промышленности.Несмотря на то,что в последние годы по Восточному побережью Каспийского моря не отмечена тенденция к увеличению содержания загрязняющих веществ,состояние моря и береговой охранной полосы, вызывает тревогу. Это связано с тем,что не происходит коренных изменений в технологии бурения и эксплуатации морских нефтяных и газовых скважин,утилизации отходов производства,обеспечении необходимым современным оборудованием.
Эксперт из Казахстана:
Для предотвращения экологической катастрофы на Каспий необходимо:
- ограничить добычу нефти согласно межправительственных соглашений
Прикаспийских государств;
- застраховать биологические ресурсы моря;
- ужесточить контроль за нефтяными операциями на море ,повысить штрафные санкции за загрязнение каспийских вод.
Заключительное слово министра:
Ситуация Каспия-сегодня стала важнейшей региональной экологической проблемой. Ни одна страна в мире не может сегодня решить экологические проблемы. Лишь общими усилиями всего человечества мы сможем достичь развития в будущем.Мы едины,мы частичка нашей Вселенной, мы должны сохранить нашу голубую планету в чистоте и порядке.
Учитель географии:
У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы,но в конечном счете природу может спасти только его любовь.
Я хочу, чтобы вы помнили,что все озера-это чудесный светлый дар природы.Их надо беречь, о них надо заботиться,поскольку без этих живых источников драгоценной влаги немыслима жизнь на планете.
Я благодарю всех участников за участие в международном форуме.
Подводится общий итог работы. Выставление оценок за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Завод «Красные Баррикады» – флагман судостроения в нефтяной и газовой промышленности в бассейне Каспийского моря»
Урок показывает роль градообразующего предприятия в жизни поселка и его жителей...
презентация о нашем социально-реабилитационном центре в п. Волго-Каспийский
Полная презентация обо всех видах и направлениях деятельности СРЦ...
Каспийское море
Дополнительный материал по теме "Моря, омывающие берега России" урок географии 8 класс...
Конспект занятия по теме: "Чёрное море – жемчужина Кубани"
Занятие по экологии для детей младшего школьного возраста о Чёрном море, городах расположенных на побережье, легендах, связанных с названием Чёрного моря....
Проект по теме "Экологические проблемы Каспийского моря"
Каспийское море – это внутренний замкнутый водоем. Как и многие другие водные объекты, он подвержен значительной антропогенной нагрузке, на его экологическое состояние влияют многие фактор...
Каспийское море - жемчужина России
Урок в форме конференции на котором можно познакомить обучающихся с Каспийским морем, с его историей, природой, достопримечательностями, флорой и фауной, значимостью и экологическими проблемами.....
Открытый урок географии Тема: "Каспийское море»
laquo;Морская стихия удивительна и привлекательна в различных её проявлениях. « Море зовет» - это не простые слова. Море повлияло не только на различные виды хозяйственной деятельности че...