План - конспект урока по теме:"Байкал - жемчужина России"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Разработка урока соответствует ФГОС и включает в свою основу стратегию "Шесть шляп" технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_baykal-zhemchuzhina_rossii.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока: «Озеро Байкал – жемчужина России»
Цель: способствовать формированию любви и бережного отношения к природе, через познание её богатств и проблем.
Задачи урока:
воспитательная: учитель должен создать условия для выработки грамотной экологической позиции в вопросе устойчивого развития природы; способствовать воспитанию этических норм в вопросах экологии, чувства необходимости бережного отношения к родной природе; созданию условий для воспитания коммуникативности при решении общей задачи;
образовательная: познакомить учащихся с неповторимыми чертами (уникальностью) тектоники, гидрологии, климатологии, биологии озера Байкал; выявить проблемы озера, установить их причины и предложить пути их преодоления, используя имеющиеся биологические, географические и экологические знания;
развивающая: способствовать развитию умений критического мышления при работе с текстом и при письме; умений коллективного поиска и обработки информации; познавательного интереса и положительной мотивации к изучению географии.
Оборудование и материалы к уроку: презентация «Природа Байкала», мультимедийное оборудование для демонстрации, раздаточные карточки с дополнительными материалами по теме урока.
Тип урока. Изучение нового материала с использованием приёмов технологии развития критического мышления при чтении и письме.
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, приёмы проведения | Примечания |
I.Организационный момент. Активизация знаний учащихся - стадия вызова. - Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие к удивительному природному объекту нашей страны. Вы о нём не раз слышали. Это самый глубокий резервуар пресной и чистой воды на земном шаре. Догадались, о чём нам говорит подсказка? - Правильно. Тема нашего урока: «Озеро Байкал – жемчужина России». - Как вы думаете, почему к данному природному объекту применимо такое сравнение? - Как вы считаете, с какими особенностями Байкала мы с вами должны сегодня познакомиться? - Цель нашего урока – расширение знаний о богатстве природы нашей Родины на примере одного природного объекта, но какого!... Сегодня нам предстоит мысленно опуститься на дно озера, перелистать календарь геологической истории, взмахнув воображаемым крылом, подняться ввысь и полюбоваться мощью и красотой Байкала, а также узнать, нет ли у озера обиды на человека. | Приём «подсказка» Цели и задачи урока | Озеро Байкал – 1 слайд презентации 2-3 слайды презентации 1)Ценен, как жемчуг. 2)Жемчуг связан с водой, а Байкал – огромный резервуар воды. 3)Байкал «охраняется» окружающими его горами, как жемчужина в раковине. 1)Неповторимость воды и органического мира. 2)Уникальность. 3) Возможные проблемы 4-5 слайды презентации |
II. Изучение нового материала – стадия осмысления. 1.Этап подготовки. 2. Этап выполнения работы по заданию.
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: Это, возможно, самая полезная шляпа. И уж, несомненно, чаще всего используемая. Черный цвет напоминает о мантии судьи. Черный означает осторожность. Черная шляпа не дает нам сделать что-либо опасное. Черная шляпа указывает на риск и говорит, почему что-то может не получиться. Без черной шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Однако черной шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе. ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: Зеленый напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - шляпа энергии. Под зеленой шляпой мы вносим предложения и обсуждаем новые идеи и альтернативы. Под зеленой шляпой мы говорим о модификациях и вариациях существующих идей. Зеленая шляпа позволяет думать о возможностях. Когда используется зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия. - Ребята, непременное условие работы в группе – все работают на одного, на того, кто будет представлять результаты. По его ответу будет оцениваться работа всех участников. На всю работу у нас 12 минут. Время пошло! Удачи! 3.Этап формирования результатов выполнения групповой работы. - Работа завершена, и сейчас нам предстоит услышать результаты. Пока выступает одна группа, остальным предстоит зафиксировать на листах то, что больше всего понравилось, запомнилось, удивило. Но сначала немного разомнём мышцы – круговые движения в плечевых суставах. 4. Этап формирования выводов по изучаемой теме. - Ребята, из всего сказанного мне, как синей шляпе хочется сделать вывод: работали слаженно, молодцы! Можете высказывать своё мнение и давать оценку новому материалу. интересны и ваши предложения по дальнейшему развитию событий, связанных с Байкалом. Сейчас мы сможем не только прочитать, но и увидеть ту красоту, о которой вели речь. | Пояснения учителя самостоятельная Работа учащихся в группах Отчёт учащегося по итогам работы в группе, демонстрация слайдов презентации. 2 минуты Демонстрация видеофильма «Байкал – всемирное природное наследие» | На выполнение задание у вас всего 10-12 минут |
III.Закрепление – стадия рефлексии. - Ребята, таблица на доске пуста, и наша задача – заполнить её графы перекрёстно. Представитель белой шляпы → творчество, зелёной → проблемы, чёрной → эмоции, красной → позитив, а жёлтой → только факты. - Скажите, что вам запомнилось на уроке больше всего? - Какие выводы вы для себя сделали? - Что вас порадовало на уроке? (Выводы в таблицу заносит ученик). | Приёмы «Обратная связь», «заполнение кластера» | |
IV. Задание на дом: - Предлагаю по выбору выполнить следующие задания: 1)напишите письмо от имени озера Байкал к человеку. 2)составьте контрольную работу из 10 вопросов о Байкале. |
1http://www.ozon.ru/context/detail/id/2579077/
Стратегия «Шесть шляп мышления»
БЕЛАЯ ШЛЯПА: Белый наводит на мысль о бумаге. Белая шляпа связана с информацией. Надев белую шляпу, мы задаем вопросы такого рода: "Какая информация у нас есть?"; "Какая информация нам нужна?"; "Какой информации нам не хватает?"; "Как нам получить недостающую информацию?"; "Какие вопросы мы должны задавать?" Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на имеющуюся или недостающую информацию.
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы делаем прямое усилие найти достоинства и преимущества предложения: "Что в этом хорошего?" Даже если идея нам не нравится, желтая шляпа просит нас найти в ней хорошие стороны. "Каковы преимущества?"; "Кому это выгодно?"; "Откуда появятся преимущества?"; "Каковы различные ценности?»
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: Это, возможно, самая полезная шляпа. И уж, несомненно, чаще всего используемая. Черный цвет напоминает о мантии судьи. Черный означает осторожность. Черная шляпа не дает нам сделать что-либо опасное. Черная шляпа указывает на риск и говорит, почему что-то может не получиться. Без черной шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Однако черной шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: Зеленый напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - шляпа энергии. Под зеленой шляпой мы вносим предложения и обсуждаем новые идеи и альтернативы. Под зеленой шляпой мы говорим о модификациях и вариациях существующих идей. Зеленая шляпа позволяет думать о возможностях. Когда используется зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.
КРАСНАЯ ШЛЯПА: Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у вас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
СИНЯЯ ШЛЯПА: Синяя шляпа отводится для рассмотрения самого процесса мышления: "Что нам делать дальше?"; "Чего мы достигли на текущий момент?". Синяя шляпа используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в его результате. Синюю шляпу можно использовать, чтобы упорядочить последовательность применяемых шляп и просуммировать достигнутое.
ОЗЕРО БАЙКАЛ – жемчужина России
Байкал | ||
Касанье голубых лекал, | ||
И небо, павшее в Байкал, | ||
В гранитной раме вырезной, | ||
И весь - до капельки - родной. | ||
М. Сергеев. |
Географическое положение
Почти в центре огромного материка Евразии, на широте Москвы и Лондона в виде узкого голубого полумесяца находится озеро Байкал. По общей площади озеро сравнимо с государством Бельгия.
Озеро Байкал пользуется широкой известностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Особенно возросло внимание к этому удивительному озеру в последние 20 лет. Стараниями специалистов, ученых и общественных движений оз. Байкал включено в Список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО (1996 г.).
Геология и геоморфология озера
Длина его 636 км, наибольшая ширина 79 км. Имея максимальную глубину 1637 м, озеро Байкал является самым глубоким озером мира.
Байкал сформировался около 30 мил. лет назад и является древнейшим озером мира. Тектоническая впадина, в которой расположено озеро, продолжает расширяться примерно на 2 см в год. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. Буряты были свидетелями землетрясения силой в 9 баллов. На Байкале 27 островов, самый большой остров Ольхон (73 км в длину и 11 км в ширину).
История
Буряты называют Байкал «морем».
Русские на берегах появились в 1643 г. Казак Курбат Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. В записях «Житие протопопа Аввакума» содержатся об озере интересные сведения. Протопоп Аввакум был сослан и жил в Забайкалье.
Байкал изучали: И.Д.Черский, Л.С.Берг, В. А. Обручев и другие. Жак Ив Кусто изучал воду озера с помощью подводных спускаемых аппаратов (тарелок).
Гидрология (лимнология)
Озера изучает наука лимнология.
Вода Байкала отличается необыкновенной чистотой и прозрачностью. Белый диск Секки, применяемый для определения прозрачности воды, виден в Байкале до глубины 40 метров, тогда как прозрачность вод Каспийского моря не превышает 25 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (солёность воды равна 0,10/00) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности - уникальность воды Байкала.
В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, при этом половину объема воды, поступающей в озеро, приносит Селенга. Из Байкала вытекает единственная река - Ангара.
Вода в озере круглый год холодная (температура - +10 - +12°С).
Байкал уникален и огромным объёмом воды, который можно сравнить с объёмом вод в Балтийском море. В Байкале сосредоточено 20% мировых запасов поверхностных пресных вод, отвечающих по всем необходимым параметрам лучшим стандартам качества чистой питьевой воды.
Климатология
Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный.
Зима в горах Южной Сибири очень холодная - средняя температура января -24°С, а на побережье теплее градусов на десять: -14-17°С. А лето на берегах озера прохладнее (озеро поглощает тепло медленно, но медленно и отдаёт, остывая, тепло байкальская вода) +15°С - средняя температура июля.
Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный северо – западный ветер - сарма, поднимает штормовые волны на Байкале. Скорость ветра достигает 60 м/с. Северо-восточный ветер - баргузин, или верховик - дует вдоль озера. Это свежий ветер.
На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон.
Биология озера
Уникален органический мир Байкала. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений.
70% обитателей озера - эндемики, т. е. организмы, не встречающиеся нигде более, только в Байкале. К таким видам относится голомянка - живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Розовато - белая, полупрозрачная состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды (мёртвая она не тонет, т. к. жир легче воды) и вытапливали из неё жир, который использовали для освещения и в лечебных целях.
Голомянка - глубоководная рыбка, она может опускаться на глубину 1000 м. Длина рыбки 18-20 см.
Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг, и, конечно, знаменитый байкальский омуль. Омуля ловят больше, чем другой рыбы (около 70% улова - омуль). Обитает в озере и тюлень - байкальская нерпа. Она точь-в-точь похожа на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень - это загадка для зоологов. Берега Байкала заняты тайгой - из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают кабарга – самый маленький олень, соболь, лисица, бурундук, лось и другие.
Другой неотъемлемый компонент великого озера и замечательное байкальское явление - массовый выход на берега бурых медведей, целиком обусловленный особенностями природы озера.
Экология озера
Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая, прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины - кедра, сосны, лиственницы. Кедр - это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.
В 20 веке построены на берегах Байкала целлюлозно-бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды.
Необходимы природоохранные мероприятия:
- Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.
- Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращённых к Байкалу.
- Запретить молевой (без связывания в плоты) сплав древесины по рекам.
- Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.
- Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами (опасен «дикий туризм»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока-деловой игры по теме "Байкал-жемчужина России" география 8 класс
Представленный материал - полностью разработка сценария деловой игры " Экологического форум" в 8 классе по теме "Байкал" и представлена презентация к уроку. На уроке рассматриваются ...
урок по теме Байкал-жемчужина Сибири
Проводится в групповой форме...
План-конспект урока по теме: "Петр 1. Россия в эпоху петровских реформ"
План-конспект урока, проведенный в 8 классе по истории России для повторения и закрепления материала...
План-конспект урока по теме: "Типы климатов России"
разработка урока...
Презентация к уроку по теме:"Байкал-жемчужина Сибири".
Презентация к уроку по теме:"Байкал-жемчужина Сибири"....
Урок по теме "Байкал-жемчужина Сибири"
Урок предназначен для 8 класса при изучении темы "Озера, реки России"...
План конспект урока по теме "Внешняя политика России во второй половине 16 века."
Разработка конспекта урока по истории России 7 класс...