Разработка урока: След в истории. Выдающиеся личности Донбасса
план-конспект урока по географии (11 класс)
Цель урока: Познакомить обучающихся с выдающимися личностями донецкого края, показать истинное значение и важность личного вклада для Родины. Формирование уверенности в том, что человек способен изменить ход исторических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sled_v_istorii_vydayushchiesya_lichnosti_donbassa.docx | 261.79 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА
Учитель Гуренко И.Б., учитель географии МОУ «ШКОЛА № 10 ГОРОДА ТОРЕЗА»
Класс: 11-А
Название макросферы и микросферы:
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир»
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»
Тема урока 19: Человек творит историю.
Количество часов, предусмотренных для проведения урока:2
Цели и задачи урока: Познакомить обучающихся с выдающимися личностями донецкого края, показать истинное значение и важность личного вклада для Родины. Формирование уверенности в том, что человек способен изменить ход исторических процессов.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные: Формирование ценностей гражданина, ответственного отношения к истории и судьбам родного края. Осмысление представлений о гражданственности, взаимосвязи с реальными жизненными целями и ситуациями, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах. Выработать жизненную гражданскую позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Познавательные: - привлечь обучающихся к обсуждению, - формировать владение основными тезисными положениями темы гражданственности, изучающего и поискового чтения; развить умение структурировать текст, включая умение выделять главное и второстепенное
Коммуникативные : - создать учебную мотивацию, пробудить познавательный интерес к проблеме гражданственности;- создать ситуацию успеха и выработать умение общаться с другими детьми, в группе;- сформировать осмысленную гражданскую позицию, через анализ приведенных аналогий и примеров
Регулятивные: развить социально-критическое мышление как когнитивную составляющую социальной компетентности гражданина Республики, обеспечивающей конструирование и понимание индивидом социальной значимости гражданина; - развить умение осмыслять информацию из разных источников, решением практических задач, формирование собственных оценочных суждений для координирования позитивного опыта обучающегося путём применения полученных знаний
Перечень необходимых технических средств и наглядности: Видеоролик «Мой родной край», презентация «ДНР – родина знаменитостей и выдающихся людей»
Перечень используемых дидактических средств: пазлы- определения «Гражданин»
Обоснование целесообразности использования указанных методов, технологий обучения, форм организации:
На уроке сочетается одновременно несколько методов и форм организации учебного взаимодействия, что позволяет гармонизировать актуализацию компетентностей и приобретение новых знаний и умений обучающихся.
Использование элементов групповой работы позволило обеспечить активизацию учебного процесса, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, путём раскрытия возможностей кооперирования, для коллективной познавательной деятельности – обсуждение задачи, пути реализации её практически (Упр. «Пазлы», Упр: «Угадай героя»); коммуникативные навыки: распределение операций, заданных особенностями изучаемого объекта (Упр. «Пазлы» - согласованное действие, формулировки афоризмов; Упр. «Узнай героя» - обмен, распределение, выбор соответствующих способов действия).
Использование ИКТ на уроке позволило сделать успешным мотивационный этап (видеоролик «Мой родной край»), достижение более высокого уровня усвоения содержания (презентация «ДНР – родина знаменитостей и выдающихся людей»), так же формируются общие и специальные информационные и коммуникативные компетенции.
В упражнении «Угадай героя» - в основе сочетается как актуализация уже имеющихся знаний обучающихся, так и элемент поисково-исследовательской технологии: ребятам предстоит угадать героя, и согласно имеющимся раздаточным материалам определить соответствие «картинка - содержание», проводя анализ имеющейся информации из полученного фактического материала.
В постановке вопроса, в начале урока, есть «проблемность», что позволяет активизировать индивидуально-ориентированные функции учебного процесса, формировать разные аналитические подходы, позиции и взгляды ученической аудитории.
На этапе рефлексии, плавно изменяется тип взаимодействия из группового на личностно-ориентированный где каждый принимает самостоятельное решение, подводя краткий итог усвоенного.
На уроке я использую методы, развивающие мышление обучающихся (проблемно-поисковый, исследовательский, методы диалога и беседы, работа в группах), то есть приоритетными становятся условия смены деятельности, где обучающийся из нейтрального объекта приобрёл бы индивидуальные качества субъекта, раскрыть возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
Я считаю, что использование перечисленных образовательных технологий позволяет значительно повысить качество образования, повысить мотивацию к обучению и развитию личности обучающегося.
ЭТАП УРОКА | ВИДЫ РАБОТЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ | СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ | |||
МОМЕНТ | Словесное приветствие.
| Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.
Добрый день, уважаемые учащиеся! Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Я желаю вам плодотворно потрудиться. Покажем друг другу умение работать в единой сплоченной команде, быть внимательными и чуткими.
| Здороваются с учителем.
| Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
| Просмотр видеоролика «Мой родной край» | На фоне демонстрации видеоматериала учитель зачитывает слова М.В. Исаковского «Поезжай за моря – океаны, Надо всею землей пролети: Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас не найти» | Просматривают видеоматериал | Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне активизирования индивидуально-ориентированных функций учебного процесса, формировать разные аналитические подходы, позиции и взгляды ученической аудитории. Метапредметные: извлекать информацию в соответствии с учебной целью, определять значение и смысл работы в видеоматериалом. |
| Беседа с обучающимися: . | - Как вы думаете, о чем говорит автор строк? (О неповторимости родной земли О том, что где бы мы не были лучше Родины не найти…) - Вы просмотрели фрагмент фильма, что вы видели? Знакомы ли вам кадры фильма? (Фотографии Донецка, Тореза, Зугрес, Памятник погибшим героям в вов в Торезе..) -Какая идея объединяет увиденное? (это край где мы родились, это наша Родина) - Правильно, сегодня мы с вами на занятии еще раз поговорим о любви к Родине, гражданственности, о культуре нашего края, народа. Все знают, что столица нашей Республики – Донецк. - А все ли знают, чем отличается столица от любого другого города? (- Столица как сердце страны;- Как правило больше других городов - Главный город государства. - Вне зависимости от ее размера, численности населения и уровня развития городской экономики, она является политическим центром нашей Республики. - Именно в столице определяется политика государства - формируется направление государственного развития И др.) - Каждый город, подобно человеку, имеет свои неповторимые, присущие только ему черты, а лицо этого города – прежде всего люди, которые живут и трудятся на благо всей нашей Республики. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Общая для всех жителей государственная ценность - символика Республики. | Дают ответы на вопросы | Выработать жизненную гражданскую позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Познавательные: - привлечь обучающихся к обсуждению, - формировать владение основными тезисными положениями темы гражданственности, изучающего и поискового чтения; |
Так как мы с вами граждане ДНР, то сегодня у каждого из вас будет отличительный знак гражданина. У вас на партах лежат нагрудные ленточки (черного, синего и красного цвета)и рабочие листы. Предлагаю вам в течение 30 секунд прикрепите ленточку себе и помогите своему товарищу по парте. - Давайте объединимся по цветам: 1 ряд будет символизировать черный цвет 2 ряд – синий 3 ряд – красный - Что мы получили? (Цвета флага нашей Республики) - Государственный флаг – официальный символ власти, олицетворяющий суверенитет государства. Итак, давайте вспомним, какое символическое значение для нашей Республики имеют эти цвета. (- Чёрный цвет символизирует плодородную землю и уголь Донбасса; - Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского Моря; - Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу нашего народа.) - Правильно, а какие еще отличительные символы определяют нашу Республику? (Герб, государственный гимн) - Молодцы, а еще паспорт – паспорт гражданина ДНР. А кто мне скажет, что это за документ паспорт? | Дети надевают отличительную ленточку, помогают соседу по парте. Дети объединяются в группы Отвечают на вопросы Дети представляют свои команды согласно символике цветов флага ДНР: | Личностные: Осмысление представлений о гражданственности, взаимосвязи с реальными жизненными целями и ситуациями, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах. Метапредметные: Регулятивные: развить социально-критическое мышление как когнитивную составляющую социальной компетентности гражданина Республики, обеспечивающей конструирование и понимание индивидом социальной значимости гражданина; | ||
Приём «Пазлы» Работа в группах | Итак, как вы считаете, кто может называть себя гражданином Республики: только ли наличие паспорта у человека определяет его содержание? - Давайте вместе с вами разберём понятие «гражданин». Я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека и сложив «пазлы» разгадать содержание понятия «гражданин». Пазлы: 1) Гражданин – человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей. 2) Гражданин -лицо, принадлежащее к постоянному населению определенного государства и наделенное правами иобязанностями в соответствии с законами этого государства. - А теперь, давайте сравним что у вас получилось. Внимание, на экран.. поднимите пожалуйста руку, у кого все элементы пазлов сошлись? – Молодцы. - Назовите пожалуйста по одному качеству-характеристике присущей гражданину своей Республики Патриот, высокая нравственность, любит природу родного края, заботится о ней, готов защищать свою Родину, активная жизненная позиция, хорошо учится, трудится на благо своей Родине, знает и соблюдает законы, нормы поведения, добросовестный и др. Учитель знакомит обучающихся с темой урока. Предлагает записать определение «Гражданин» в тетради | Дети объединяются по 4 человека и собирают пазлы: определение «гражданин» Дети сверяют ответы с определением спроецированном на экране Записывают тему и определение в тетради | Личностные: проявлять заинтересованность в командной работе при выполнении учебного задания Метапредметные: развить умение структурировать текст, включая умение выделять главное и второстепенное Коммуникативные : - создать учебную мотивацию, пробудить познавательный интерес к проблеме гражданственности;- создать ситуацию успеха и выработать умение общаться с другими детьми, в группе;- сформировать осмысленную гражданскую позицию, через анализ приведенных аналогий и примеров | |
АЛА | Приём: «Узнай героя» Просмотр презентации | -Говорят, кто не знает своей истории, у того нет будущего, а наивысшая ценность любой страны – это ее люди. Достойный гражданин своей страны должен знать ее великих людей. Давайте посмотрим на экран. Я предлагаю вам «Узнай героя», каждый из увиденных вами портретов – это заслуженный почетный гражданин нашей Родины. Пролистывает презентацию | Дети называют имена выдающихся людей | - актуализация уже имеющихся знаний обучающихся, так и элемент поисково-исследовательской технологии: ребятам предстоит угадать героя, и согласно имеющимся раздаточным материалам определить соответствие «картинка - содержание», проводя анализ имеющейся информации из полученного фактического материала. |
Работа в группах по 4 человека Работа с дидактическим материалом «карточки – «Знаменитые и выдающиеся имена нашего края» | Учитель предлагает обучающимся проработать материалы «Знаменитые и выдающиеся личности Донецкого края» (2 минуты) - Итак, давайте начнём с группы «Черных» они представляют нам:_______ - Спасибо, слово «синим» - И завершают нашу экскурсию «красные» - Молодцы! Каждая команда справилась, и достойна оценки отлично. Каждый из вас, сегодня еще раз вспомнил то, что когда-то слышал на уроке или из рассказов родителей, ведь эти Имена у всех на слуху! А сделанное ими — неотъемлемая часть нашего общего мирного дела и нашего духа, духовности нашей, и, наконец, всеобщей культуры всего Донбасса. Эти люди – наша гордость, наша память и наша история. Великие имена! Великие земляки! | Работа в группах: обучающиеся знакомятся с жизнью и деятельностью выдающихся людей Донецкого края, представляют их (рассказ обучающихся сопровождается повторно презентацией). | - формирование собственных оценочных суждений для координирования позитивного опыта обучающегося путём применения полученных знаний;- развить умение осмыслять информацию из разных источников, решением практических заданий; | |
| Беседа | Подводит итоги - «Любая пядь земли остаётся безвестной до тех пор, пока её не откроет, не преобразит, не прославит в ближайшей округе, а то и по всем дальним далям своими неутомимыми деяниями и талантом человек». Наш урок посвящен людям, прославившим донецкий край. - Быть гражданином своей страны – это почетно. Но что же нужно сделать для того, чтобы им стать? (ответы детей) - Нужно просто любить свою Родину, уважать её законы и традиции, почитать ее культуру и каждый день трудиться ради ее блага. Сегодня вы достойно потрудились, спасибо за урок и хорошее настроение! | Дети отвечают на вопросы | Личностные: Формирование ценностей гражданина, ответственного отношения к истории и судьбам родного края; Метапредметные: сравнивать, классифицировать и обобщать полученную учебную информацию; оценивать результаты деятельности |
| Подготовить сообщение «Их именами названы улицы нашего города..» | Делают записи в дневниках Подносят учителю на оценку |
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Джон Юз - самый знаменитый человек города, его основатель, промышленник, инженер, металлург, а также самый первый и главный житель Донецка Джон Юз. Но в Донбассе эта личность известна каждому еще со школы. Ведь главное развитие, наш регион получил благодаря ему, когда в 1869 году, возглавив акционерное «Новороссийское общество», он со своими сыновьями приехал в Донецкие степи. Джон Юз основал на берегу реки Кальмиус металлургический завод и рабочий поселок, впоследствии названный Юзовкой. Спустя годы поселок превратился в прекрасный город Донецк, ставший одним из крупнейших индустриальных центров.
В Донецке сохранились развалины дома Юза и установлен памятник знаменитому отцу-основателю.
Архип Куинджи (1842-1910)
А.И. Куинджи - гениальный живописец-пейзажист. Родился в местечке Карасу под Мариуполем, рано лишился родителей и жил в большой бедности. С ранних лет увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Будучи зрелым художником, особенно любил писать пейзажи природы. Настоящими сенсациями стали картины Куинджи - «Березовая роща»(1879г.), легендарная «Лунная ночь на Днепре»(1880г.), «Днепр утром»(1881г.). Эти картины сыграли коллосальную роль в развитии пейзажной живописи, да и не только пейзажной. Для русской живописи необходимо было появление своего Моне - такого художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их, так горячо и страстно пожелал бы их передать, что и другие русские художники поверили бы ему, перестали бы относиться к палитре как к какому-то придатку. Куинджи заново показал людям то, о чем они забыли со времен древнерусских мастеров - Куинджи показал людям цвет и краску.
Ha долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение, широкая популярность и непонимание, однако всегда он оставался скромным и очень добрым человеком. Его учениками были, впоследствии выдающиеся художники, Илья Репин и Николай Рерих.
Георгий Седов (1877—1914)
Георгий Яковлевич Седов родился в семье азовского рыбака с Кривой Косы (ныне посёлок Седово в Новоазовском районе). В семье было девять детей. Отец ушел на заработки и пропал на годы. С семи лет пришлось Ерке рыбачить, ходить в поле. До четырнадцати лет он был неграмотен, а потом, когда вернулся отец, кончил за два года трехклассную церковноприходскую школу и убежал из дома. В двадцать один год Седов получил диплом штурмана дальнего плавания, в двадцать четыре экстерном сдал экзамен и был произведен в поручики по Адмиралтейству, направлен в гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана. С этого момента началась его деятельность, как российского гидрографа и полярного исследователя. Георгий Седов участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы. В 1912 году организовал экспедицию к Северному полюсу на судне "Святой Фока". Зимовал на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. Пытался достигнуть полюса на собачьих упряжках. Умер близ острова Рудольфа.
Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде и ледокольный пароход «Георгий Седов». В 1940 году хутор Кривая Коса стал поселком Седово. Здесь в 1990 году был открыт музей отважного полярного исследователя.
Александр Ханжонков (1877 – 1945)
Наш земляк Александр Ханжонков был не просто удачным кинофабрикантом - он был первопроходцем, одним из основателей русского кино. Ханжонков удачно аккумулировал лучшие новаторские идеи в кинематографе, приглашал сниматься ньюсмейкеров, первым создал постоянную труппу актёров и режиссёров, построил кинофабрику, кинотеатр, выпускал киноиздания и открытки, создал прокатную сеть по всей стране. К 1914 году он контролировал треть кинопроката в России, а выпущенные его компанией фильмы исчислялись сотнями. В фильмах Ханжонкова дебютировали звезды немого кино Вера Холодная, Иван Мозжухин, Андрей Громов и Пётр Чардынин. Ханжонков первым среди русских предпринимателей занялся производством научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов. После революции работал консультантом «Госкино», заведующим производством «Пролеткино». После смерти Александр Ханжонков был незаслуженно забыт. Только фильм «Раба любви» мог напомнить посвящённым о первом русском киномагнате - «рабе кинематографа».
8 августа 2008 года на малой родине в Макеевке был открыт памятник Ханжонкову работы Зураба Церетели.
Иосиф Кобзон (родился в 1937 г.)
Завараживающий голос этого уроженца Донецкой области многим знаком с детства. Иосиф Давыдович Кобзон – не просто личность, а целая веха в истории советской и российской эстрады. Известный исполнитель, шоумен, депутат российской Госдумы, член правления Федерации еврейских общин России, член президиума общественной организации «Лига здоровья нации» считает своей родиной Донецкую землю. .
Иосиф Кобзон – рекордсмен эстрады. Он провел рекордное количество концертов в день – 12, выступил на самом длинном по времени концерте – 12 часов и 40 минут, записал около 3000 песен, посетил с гастролями более 100 стран мира, первым пошел на переговоры с террористами в «Норд-Ост», стал почетным гражданином 29 городов СНГ, а также вошел в «Книгу рекордов России» как самый титулованный артист.
В Донецке Иосифу Давыдовичу установлен прижизненный памятник на площади у Дворца молодежи «Юность»
Сергей Бубка (родился в 1963 г.)
Это имя золотыми буквами вписано в историю легкой атлетики. Ведь именно Сергей Бубка – «человек-птица» – поставил мировой рекорд в прыжках с шестом. Это был первый спортсмен, который прыгнул выше 6 метров, а также единственный атлет, которому принадлежат оба мировых рекорда по прыжкам в закрытых и открытых помещениях. Сергей Бубка получил звание заслуженного мастера спорта СССР, стал чемпионом Олимпийских игр, чемпионом Европы, двукратным чемпионом СССР, шестикратным чемпионом мира, а также победителем Кубков мира и Европы в прыжках с шестом. В общей сложности Сергей установил 35 мировых рекордов! Сергей Бубка родился в Луганске, но серьезные тренировки начались для него именно в Донецке, где в то время были лучшие залы и тренера. Возле регионального спортивного комплекса «Олимпийский» установлен памятник знаменитому спортсмену-шестовику.
Стаханов Алексей Григорьевич
Советский шахтёр, новатор угольной промышленности, основоположник Стахановского движения, Герой Социалистического Труда. В 1935 году группа, состоявшая из забойщика Стаханова и двух крепильщиков, за одну смену добыла в 14,5 раза больше угля, чем предписывалось по норме на одного забойщика. В городе Торезе, где похоронен шахтёр, к его юбилею была открыта мемориальная доска. В Донецке в честь этого события открыли небольшую выставку, в Липецкой области воспитанники дома детского творчества "Октябрьский" поставили спектакль о детстве Стаханова.
Родился3 января 1906 г., Орёл
Умер5 ноября 1977 г. (71 год), Торез, Донецкая область
Леонид Быков – советский актер, заслуженный артист РСФСР. Фильмы с Леонидом Быковым приобретали всесоюзную популярность и становились советской классикой: «В бой идут одни «старики», «Аты-баты, шли солдаты», «Укротительница тигров», «Зайчик», «Где вы, рыцари?», «Майские звезды» и другие. Всего в творческой биографии артиста больше двух десятков актерских ролей.
Легендарный советский актер, режиссер и сценарист Леонид Быков родился в деревушке Знаменка. Когда мальчику было 10 лет, семья перебралась в поселок Прокатчиков на окраине Краматорска, где и вырос Леонид. Несмотря на то, что на сцену местного Дворца культуры Быков начал выходить еще подростком, главной мечтой будущего актера было стать летчиком. Леонид Быков был зачислен в ленинградскую 2-ю спецшколу для летчиков, но еще до начала учебы перестал быть курсантом, так как по причине окончания войны школу расформировали.
Тогда Леонид Быков вернулся к детскому увлечению театром. Стать студентом актерского факультета Быкову удалось в Харьковском театральном институте, по окончании которого он 9 лет выходил на сцену Харьковского академического украинского театра имени Шевченко. Дебютной и сразу очень яркой была роль стиляги в комедии «Улица трех соловьев, 17».
Приложение 2
«Пазлы»
- Гражданин – человек,
принадлежащий к
постоянному
населению данного
государства,
пользующийся его
защитой
и наделённый
совокупностью
политических
и иных прав
и обязанностей.
- Гражданин
-лицо,
принадлежащее
к постоянному
населению
определенного
государства и
наделенное правами
и обязанностями
в соответствии
с законами этого
государства.
Прил.2.1.
Прил.2.2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Всеобщей истории "Во владениях Великого Хана", 6 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Бойцова М.А. и др....
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
методическая разработка урока по новой истории для 8-го класса
Урок посвящен образованию национальных государств в Италии и Германии в 50 - 60-е годы XIX века. Урок комбинированный с использованием методики «Взаимообмен заданиями» А.Ривина (КСО)....
Разработка урока по Всеобщей истории 7 класс.
Эпоха Великих географических открытий....
Разработка урока по предмету история и культура Санкт – Петербурга 6 класс
Предмет: История и культура Санкт – Петербурга 6 класс по теме "Православные традиции Санкт – Петербурга" Разработка учителя: Медведевой Г.В. ГБОУ Лицей №126 г. Санкт – ПетербургаУрок посвя...
Методическая разработка урока по предмету: «История» в 8 классе
Методическая разработка урока по предмету: "История" на тему: "Русско-турецкая война 1877-1878 г.г."...