Особенности и критерии оценивания обучающихся на уроках музыки в контексте ФГОС
учебно-методический материал по музыке

Волощенко Наталья Михайловна

Система оценивания образовательных дСистема оценивания образовательных достижений:

Система оценивания занимает особенное место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программы. Основой оценочной деятельности является комплексная оценка личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. 

Оценивание самого процесса познания, его результатов призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые поощряли бы учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Систему оценивания нужно выстраивать таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы: 

-устанавливать, что знают и понимают учащиеся; 

-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения; 

-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в             достижении планируемых результатах освоения программ; 

-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей; отслеживать эффективность реализуемой учебной программы. 

Структура системы оценки: входной (стартовый) контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль. На уроках музыки мною используются различные методы и формы оценивания, такие как музыкальные викторины, задания в тестовой форме, письменные и практические самостоятельные работы. 

Методы и формы оценивания: Текущий, периодический, итоговый, повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный, письменная проверка, поурочный балл, контрольные работы, проверка домашних работ учащихся, тестирование.остижений:

Система оценивания занимает особенное место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программы. Основой оценочной деятельности является комплексная оценка личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. 

Оценивание самого процесса познания, его результатов призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые поощряли бы учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Систему оценивания нужно выстраивать таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы: 

-устанавливать, что знают и понимают учащиеся; 

-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения; 

-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в             достижении планируемых результатах освоения программ; 

-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей; отслеживать эффективность реализуемой учебной программы. 

Структура системы оценки: входной (стартовый) контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль. На уроках музыки мною используются различные методы и формы оценивания, такие как музыкальные викторины, задания в тестовой форме, письменные и практические самостоятельные работы. 

Методы и формы оценивания: Текущий, периодический, итоговый, повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный, письменная проверка, поурочный балл, контрольные работы, проверка домашних работ учащихся, тестирование.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности и критерии оценивания обучающихся

на уроках музыки в контексте ФГОС.


Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся с 1 по 8 класс включительно.

В соответствии с требованиями ФГОС, целью музыкального воспитания школьников выступает формирование у них музыкальной культуры как части духовной культуры. Таким образом, сформированная музыкальная культура школьников представляет тот финальный продукт учебно-воспитательного процесса, который требует итогового оценивания как результата учебных достижений, учащихся после освоения программы предмета «Музыка».

Формирование музыкальной культуры школьников происходит успешно, если при изучении курса «Музыка», в соответствии с требованиями ФГОС, достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование основ национальных ценностей российского общества;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
  • сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
  • использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, при исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты ООО:

1. Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

  • устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
  • сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
  • обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
  • выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
  • самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия:

  • следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
  • составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
  • использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио - и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
  • использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности - музыкального мышления.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация:

  • воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
  • передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
  • осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
  • эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
  • распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

Вербальное общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
  • выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
  • публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально - психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
  • понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

  • ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
  • планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
  • самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
  • выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Рефлексия.

Эмоциональный интеллект:

  • чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
  • развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других, как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
  • выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

  • уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
  • признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
  • принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

Предметные результаты

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

  • осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
  • воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
  • сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, пони- мают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
  • понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.

Уровень достижения вышеизложенных результатов посредством разных видов музыкально-практической деятельности и является предметом оценивания, характеризующим степень сформированности музыкальной культуры учащихся. Виды музыкально-практической деятельности, нацеленные на достижение обозначенных результатов, определены во ФГОС. К ним относятся:

  • восприятие музыки и размышление о ней в устной и письменной форме;
  • хоровое, ансамблевое и сольное пение;
  • элементарное музицирование, включающее игру на музыкальных инструментах;
  • музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;
  • проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;
  • применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;
  • перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.

Под указанные виды музыкально-практической деятельности учителю следует разрабатывать критерии оценивания, сообразуясь с возрастными особенностями, природными возможностями учащихся и заданными во ФГОС личностными, предметными и метапредметными результатами. Учитывая индивидуальную природу музыкальных способностей учащихся, критерии оценивания в условиях общего музыкального образования должны акцентироваться не столько на качестве музыкальных достижений учащихся, сколько на осознанности и качестве включения школьников в музыкально-практическую деятельность.

Процесс оценивания многогранен, имеет разную направленность, поэтому ему должны предшествовать уточняющие вопросы, на которые должен ответить учитель самому себе:

  1. Что оценивается? (Какие результаты?)
  2. Как оценивается? (Какими методами?)
  3. Зачем, с какой целью оценивается? (В чем смысл оценивания?)
  4. Когда оценивается? (В какой момент учебного процесса?)

Следуя логике обозначенных вопросов, выстраивается общая картина оценивания:

  1. Оцениванию подлежат личностные, предметные (компетентности и опыт в разных видах музыкально-практической деятельности школьников) и метапредметные результаты школьников.
  2. Оценивание должно быть максимально объективным, опираться на многообразие современных методов и происходить на основании критериев, разработанных с учетом специфики оцениваемых результатов.
  3. Целью оценивания относительно учащихся является определение уровня освоения школьниками программных требований, заданных во ФГОС.
  4. Оценивание носит предварительный, текущий, промежуточный и итоговый характер.

Формы контроля:

  • наблюдение (развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.)
  • слушание музыки
  • исполнение музыкальных произведений
  • музыкальные викторины
  • тесты
  • работа по карточкам с разноуровневыми заданиями
  • творческие проекты,
  • ведение тетради.

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

(с учетом видов деятельности и программных требований)

Слушание музыки

Параметры

Критерии

«2»

«3»

«4»

«5»

Музыкальная викторина. Учащиеся должны определить на слух 5 музыкальных произведений, их авторов, описать настроение музыки. Проводится 1 раз в четверть в письменной форме.

определены 1 или 2 музыкальных фрагмента, правильно назван 1 композитор, допущены ошибки в названиях музыкальных произведений, подобранные для характеристики музыки эпитеты не соответствуют её настроению.

- определено 3 музыкальных фрагмента из 5, допущены 2 ошибки в именах композиторов, допущены неточности в названиях произведений, не все эпитеты для характеристики музыки подобраны в соответствии с её настроением.

- ответ в целом правильный, но определены 4 из 5 фрагментов музыкальных произведений, допущена неточность в имени композитора, подобрано 2-3 эпитета для характеристики музыки).

- ответ полный, правильный (определены фрагменты 5 музыкальных произведений, правильно названы их авторы, подобрано 4-5 эпитетов для характеристики настроения музыки).

Фронтальный опрос по анализу прослушанной музыки (учитывается точность ответов и использование музыкальной терминологии), проводится в устной форме.

- учащийся затрудняется назвать автора произведения, не может охарактеризовать музыку.

- учащийся допустил ошибки в названии произведения, в имени композитора и неточности в характеристике музыки.

- учащийся правильно ответил на все вопросы учителя, но допустил незначительные неточности в ответах.

- учащимся правильно названы: фамилия, имя, отчество композитора; название музыкального произведения; характер мелодии, лада, динамики, штрихов; инструментальный состав.

Освоение теоретического материала

Параметры

Критерии

«2»

«3»

«4»

«5»

Проверочная работа. Проводится 1 раз в четверть в письменной форме.
Работа включает в себя 5 теоретических вопросов (проверяется знания музыкальной терминологии, основных понятий пройденной темы, особенностей стиля, жанров, музыкального языка композиторов разных народов и эпох, 5-й вопрос - высказывание личного отношения учащегося к прослушанным в течение четверти музыкальным произведениям разных композиторов).

- учащийся не овладел терминологией темы, затрудняется анализировать музыку (личные высказывания о музыке не отражают характер музыкального произведения)

- учащийся показывает слабое знание теоретического материала, терминологии, затрудняется применять её на практике (затрудняется использовать термины для характеристики музыки, личные высказывания о музыке немногословны и частично отражают характер музыкального произведения).

- учащийся допускает неточности в формулировках, терминах, умеет частично применять теоретические знания на практике (допускает незначительные ошибки при анализе музыки и при выражении личного отношения к прослушанной музыке).

- учащийся показывает твёрдое знание терминов и понятий, умение применять это знание на практике (пользуется музыкальной терминологией при анализе музыкальных произведений и при высказывании личного отношения к пройденному материалу).

Тестирование.
Тесты на повторение и закрепление темы.

- из 10 вопросов 1-2 правильных ответа.

- из 10 вопросов - 3-5 правильных ответов

- из 10 вопросов 6-8 правильных ответов

- из 10 тестовых вопросов учащийся ответил правильно на 9-10.

Выполнение домашнего задания

Критерии

«2»

«3»

«4»

«5»

Работа не выполнена.

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась.

При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе.

Оценивание хорового пения

Параметры

Критерии певческого развития

«2»

«3»

«4»

«5»

- чистота интонирования и ритмическая точность;

- знание стихотворного текста песни;

- качество звучания: выразительность, эмоциональность, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная ясность;

- умение петь в коллективе (слышать и себя и других).

- исполнение неуверенное, фальшивое, в тексте песни допускается большое количество ошибок

- учащийся не знает текст песни или отказывается от исполнения.

- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
- неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
- пение невыразительное.

- знание мелодической линии и текста песни;
- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.

- знание мелодической линии и текста песни;
- чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
- выразительное исполнение

ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Данные формы работы позволяют учащимся получить более высокую отметку по предмету и не являются обязательными, потому оценивается только отметками «5» и «4».

Если предоставленная учащимся работа не соответствует требованиям к её выполнению, то учащийся имеет право дополнить, исправить данную работу.

Кроссворды

Отметка «5»:

  • кроссворд состоит из 10 терминов, формулировки вопросов чёткие, оформление эстетичное.

Отметка «4»:

  • кроссворд состоит из 7-8 терминов, допущена 1 неточность в формулировке, оформление эстетичное.

Рефераты

По специально заданным темам или по выбору учащихся в 5-8 кл.

Отметка «5»:

  • работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует музыкальные термины, понятия, без ошибок называет имена композиторов и их произведения, высказывает личное мнение по данной теме).

Отметка «4»:

  • работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в формулировке музыкальных терминов, учащийся высказывает собственное мнение по данной теме.

Исполнение детьми, занимающимися в музыкальной школе или студии песен (с использованием собственной фонограммы - «минусовки») или пьес на музыкальных инструментах.

Отметка «5»:

  • выразительное, уверенное, эмоциональное концертное исполнение.

Отметка «4»:

  • выразительное, эмоциональное исполнение, но допущены незначительные ошибки.

Критерии оценивания защиты творческого проекта

Критерии

Баллы

1. Определение темы проекта, соответствие цели и вытекающих из нее задач проекта

1-5

2. Направленность проекта на разрешение конкретной проблемы - практической, исследовательской, информационной,

1-5

3. Логичность и законченность работы

1-5

4. Значение полученных результатов: обоснованность области использования и потребителей продукта

1-5

5. Представление проекта: культура речи, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы, понимание теории вопроса, демонстрируемое через владение интеллектуальными умениями.

1-5

6. Оформление работы

1-5

Итого

30

Ранжирование проектных работ по количеству набранных баллов

Оценка

Количество баллов

«3»

13-18

«4»

19-24

«5»

25-30

Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.



Предварительный просмотр:

Особенности и критерии оценивания обучающихся

на уроках музыки в контексте ФГОС.


Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся с 1 по 8 класс включительно.

В соответствии с требованиями ФГОС, целью музыкального воспитания школьников выступает формирование у них музыкальной культуры как части духовной культуры. Таким образом, сформированная музыкальная культура школьников представляет тот финальный продукт учебно-воспитательного процесса, который требует итогового оценивания как результата учебных достижений, учащихся после освоения программы предмета «Музыка».

Формирование музыкальной культуры школьников происходит успешно, если при изучении курса «Музыка», в соответствии с требованиями ФГОС, достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование основ национальных ценностей российского общества;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
  • сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
  • использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, при исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты ООО:

1. Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

  • устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
  • сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
  • обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
  • выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
  • самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия:

  • следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
  • составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
  • использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио - и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
  • использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности - музыкального мышления.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация:

  • воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
  • передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
  • осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
  • эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
  • распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

Вербальное общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
  • выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
  • публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально - психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
  • понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

  • ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
  • планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
  • самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
  • выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Рефлексия.

Эмоциональный интеллект:

  • чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
  • развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других, как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
  • выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

  • уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
  • признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
  • принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

Предметные результаты

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

  • осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
  • воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
  • сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, пони- мают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
  • понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.

Уровень достижения вышеизложенных результатов посредством разных видов музыкально-практической деятельности и является предметом оценивания, характеризующим степень сформированности музыкальной культуры учащихся. Виды музыкально-практической деятельности, нацеленные на достижение обозначенных результатов, определены во ФГОС. К ним относятся:

  • восприятие музыки и размышление о ней в устной и письменной форме;
  • хоровое, ансамблевое и сольное пение;
  • элементарное музицирование, включающее игру на музыкальных инструментах;
  • музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;
  • проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;
  • применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;
  • перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.

Под указанные виды музыкально-практической деятельности учителю следует разрабатывать критерии оценивания, сообразуясь с возрастными особенностями, природными возможностями учащихся и заданными во ФГОС личностными, предметными и метапредметными результатами. Учитывая индивидуальную природу музыкальных способностей учащихся, критерии оценивания в условиях общего музыкального образования должны акцентироваться не столько на качестве музыкальных достижений учащихся, сколько на осознанности и качестве включения школьников в музыкально-практическую деятельность.

Процесс оценивания многогранен, имеет разную направленность, поэтому ему должны предшествовать уточняющие вопросы, на которые должен ответить учитель самому себе:

  1. Что оценивается? (Какие результаты?)
  2. Как оценивается? (Какими методами?)
  3. Зачем, с какой целью оценивается? (В чем смысл оценивания?)
  4. Когда оценивается? (В какой момент учебного процесса?)

Следуя логике обозначенных вопросов, выстраивается общая картина оценивания:

  1. Оцениванию подлежат личностные, предметные (компетентности и опыт в разных видах музыкально-практической деятельности школьников) и метапредметные результаты школьников.
  2. Оценивание должно быть максимально объективным, опираться на многообразие современных методов и происходить на основании критериев, разработанных с учетом специфики оцениваемых результатов.
  3. Целью оценивания относительно учащихся является определение уровня освоения школьниками программных требований, заданных во ФГОС.
  4. Оценивание носит предварительный, текущий, промежуточный и итоговый характер.

Формы контроля:

  • наблюдение (развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.)
  • слушание музыки
  • исполнение музыкальных произведений
  • музыкальные викторины
  • тесты
  • работа по карточкам с разноуровневыми заданиями
  • творческие проекты,
  • ведение тетради.

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

(с учетом видов деятельности и программных требований)

Слушание музыки

Параметры

Критерии

«2»

«3»

«4»

«5»

Музыкальная викторина. Учащиеся должны определить на слух 5 музыкальных произведений, их авторов, описать настроение музыки. Проводится 1 раз в четверть в письменной форме.

определены 1 или 2 музыкальных фрагмента, правильно назван 1 композитор, допущены ошибки в названиях музыкальных произведений, подобранные для характеристики музыки эпитеты не соответствуют её настроению.

- определено 3 музыкальных фрагмента из 5, допущены 2 ошибки в именах композиторов, допущены неточности в названиях произведений, не все эпитеты для характеристики музыки подобраны в соответствии с её настроением.

- ответ в целом правильный, но определены 4 из 5 фрагментов музыкальных произведений, допущена неточность в имени композитора, подобрано 2-3 эпитета для характеристики музыки).

- ответ полный, правильный (определены фрагменты 5 музыкальных произведений, правильно названы их авторы, подобрано 4-5 эпитетов для характеристики настроения музыки).

Фронтальный опрос по анализу прослушанной музыки (учитывается точность ответов и использование музыкальной терминологии), проводится в устной форме.

- учащийся затрудняется назвать автора произведения, не может охарактеризовать музыку.

- учащийся допустил ошибки в названии произведения, в имени композитора и неточности в характеристике музыки.

- учащийся правильно ответил на все вопросы учителя, но допустил незначительные неточности в ответах.

- учащимся правильно названы: фамилия, имя, отчество композитора; название музыкального произведения; характер мелодии, лада, динамики, штрихов; инструментальный состав.

Освоение теоретического материала

Параметры

Критерии

«2»

«3»

«4»

«5»

Проверочная работа. Проводится 1 раз в четверть в письменной форме.
Работа включает в себя 5 теоретических вопросов (проверяется знания музыкальной терминологии, основных понятий пройденной темы, особенностей стиля, жанров, музыкального языка композиторов разных народов и эпох, 5-й вопрос - высказывание личного отношения учащегося к прослушанным в течение четверти музыкальным произведениям разных композиторов).

- учащийся не овладел терминологией темы, затрудняется анализировать музыку (личные высказывания о музыке не отражают характер музыкального произведения)

- учащийся показывает слабое знание теоретического материала, терминологии, затрудняется применять её на практике (затрудняется использовать термины для характеристики музыки, личные высказывания о музыке немногословны и частично отражают характер музыкального произведения).

- учащийся допускает неточности в формулировках, терминах, умеет частично применять теоретические знания на практике (допускает незначительные ошибки при анализе музыки и при выражении личного отношения к прослушанной музыке).

- учащийся показывает твёрдое знание терминов и понятий, умение применять это знание на практике (пользуется музыкальной терминологией при анализе музыкальных произведений и при высказывании личного отношения к пройденному материалу).

Тестирование.
Тесты на повторение и закрепление темы.

- из 10 вопросов 1-2 правильных ответа.

- из 10 вопросов - 3-5 правильных ответов

- из 10 вопросов 6-8 правильных ответов

- из 10 тестовых вопросов учащийся ответил правильно на 9-10.

Выполнение домашнего задания

Критерии

«2»

«3»

«4»

«5»

Работа не выполнена.

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась.

При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе.

Оценивание хорового пения

Параметры

Критерии певческого развития

«2»

«3»

«4»

«5»

- чистота интонирования и ритмическая точность;

- знание стихотворного текста песни;

- качество звучания: выразительность, эмоциональность, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная ясность;

- умение петь в коллективе (слышать и себя и других).

- исполнение неуверенное, фальшивое, в тексте песни допускается большое количество ошибок

- учащийся не знает текст песни или отказывается от исполнения.

- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
- неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
- пение невыразительное.

- знание мелодической линии и текста песни;
- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.

- знание мелодической линии и текста песни;
- чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
- выразительное исполнение

ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Данные формы работы позволяют учащимся получить более высокую отметку по предмету и не являются обязательными, потому оценивается только отметками «5» и «4».

Если предоставленная учащимся работа не соответствует требованиям к её выполнению, то учащийся имеет право дополнить, исправить данную работу.

Кроссворды

Отметка «5»:

  • кроссворд состоит из 10 терминов, формулировки вопросов чёткие, оформление эстетичное.

Отметка «4»:

  • кроссворд состоит из 7-8 терминов, допущена 1 неточность в формулировке, оформление эстетичное.

Рефераты

По специально заданным темам или по выбору учащихся в 5-8 кл.

Отметка «5»:

  • работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует музыкальные термины, понятия, без ошибок называет имена композиторов и их произведения, высказывает личное мнение по данной теме).

Отметка «4»:

  • работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в формулировке музыкальных терминов, учащийся высказывает собственное мнение по данной теме.

Исполнение детьми, занимающимися в музыкальной школе или студии песен (с использованием собственной фонограммы - «минусовки») или пьес на музыкальных инструментах.

Отметка «5»:

  • выразительное, уверенное, эмоциональное концертное исполнение.

Отметка «4»:

  • выразительное, эмоциональное исполнение, но допущены незначительные ошибки.

Критерии оценивания защиты творческого проекта

Критерии

Баллы

1. Определение темы проекта, соответствие цели и вытекающих из нее задач проекта

1-5

2. Направленность проекта на разрешение конкретной проблемы - практической, исследовательской, информационной,

1-5

3. Логичность и законченность работы

1-5

4. Значение полученных результатов: обоснованность области использования и потребителей продукта

1-5

5. Представление проекта: культура речи, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы, понимание теории вопроса, демонстрируемое через владение интеллектуальными умениями.

1-5

6. Оформление работы

1-5

Итого

30

Ранжирование проектных работ по количеству набранных баллов

Оценка

Количество баллов

«3»

13-18

«4»

19-24

«5»

25-30

Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС

Системно - деятельностный  подход на уроках музыки  в контексте реализации ФГОС...

МО учителей музыки тема: "Системно- деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"

В данном материале представлен системно- деятельностный подход и опыт работы использования проектной деятельности на уроках музыки....

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (описание опыта работы)

Описание опыта работы учителя музыки. Раскрывает формы и методы работы с учащимися с учётом системно-деятельностного подхода....

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (Презентация опыта работы)

Презентация опыта работы учителя музыки подготовлена к районному этапу Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2017"....

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...

Доклад по самообразованию "Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"

Реализация технологии системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на тв...