Особенности и критерии оценивания обучающихся на уроках музыки в контексте ФГОС
учебно-методический материал по музыке
Система оценивания образовательных дСистема оценивания образовательных достижений:
Система оценивания занимает особенное место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программы. Основой оценочной деятельности является комплексная оценка личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Оценивание самого процесса познания, его результатов призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые поощряли бы учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Систему оценивания нужно выстраивать таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы:
-устанавливать, что знают и понимают учащиеся;
-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ;
-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей; отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Структура системы оценки: входной (стартовый) контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль. На уроках музыки мною используются различные методы и формы оценивания, такие как музыкальные викторины, задания в тестовой форме, письменные и практические самостоятельные работы.
Методы и формы оценивания: Текущий, периодический, итоговый, повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный, письменная проверка, поурочный балл, контрольные работы, проверка домашних работ учащихся, тестирование.остижений:
Система оценивания занимает особенное место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программы. Основой оценочной деятельности является комплексная оценка личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Оценивание самого процесса познания, его результатов призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые поощряли бы учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Систему оценивания нужно выстраивать таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы:
-устанавливать, что знают и понимают учащиеся;
-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ;
-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей; отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Структура системы оценки: входной (стартовый) контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль. На уроках музыки мною используются различные методы и формы оценивания, такие как музыкальные викторины, задания в тестовой форме, письменные и практические самостоятельные работы.
Методы и формы оценивания: Текущий, периодический, итоговый, повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный, письменная проверка, поурочный балл, контрольные работы, проверка домашних работ учащихся, тестирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система оценивания на уроках музыки | 30.49 КБ |
sistema_otsenivaniya.docx | 30.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Особенности и критерии оценивания обучающихся
на уроках музыки в контексте ФГОС.
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся с 1 по 8 класс включительно.
В соответствии с требованиями ФГОС, целью музыкального воспитания школьников выступает формирование у них музыкальной культуры как части духовной культуры. Таким образом, сформированная музыкальная культура школьников представляет тот финальный продукт учебно-воспитательного процесса, который требует итогового оценивания как результата учебных достижений, учащихся после освоения программы предмета «Музыка».
Формирование музыкальной культуры школьников происходит успешно, если при изучении курса «Музыка», в соответствии с требованиями ФГОС, достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование основ национальных ценностей российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, при исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты ООО:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
- устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
- сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
- обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
- выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
- самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
- следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
- использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио - и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности - музыкального мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
- воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
- передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
- осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
- эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
- распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
- публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
- развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально - психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
- понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
- планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
- выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Рефлексия.
Эмоциональный интеллект:
- чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других, как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
- выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
- уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
- признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
- принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
Предметные результаты
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
- осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
- воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
- сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, пони- мают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
- понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Уровень достижения вышеизложенных результатов посредством разных видов музыкально-практической деятельности и является предметом оценивания, характеризующим степень сформированности музыкальной культуры учащихся. Виды музыкально-практической деятельности, нацеленные на достижение обозначенных результатов, определены во ФГОС. К ним относятся:
- восприятие музыки и размышление о ней в устной и письменной форме;
- хоровое, ансамблевое и сольное пение;
- элементарное музицирование, включающее игру на музыкальных инструментах;
- музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;
- проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;
- применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;
- перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.
Под указанные виды музыкально-практической деятельности учителю следует разрабатывать критерии оценивания, сообразуясь с возрастными особенностями, природными возможностями учащихся и заданными во ФГОС личностными, предметными и метапредметными результатами. Учитывая индивидуальную природу музыкальных способностей учащихся, критерии оценивания в условиях общего музыкального образования должны акцентироваться не столько на качестве музыкальных достижений учащихся, сколько на осознанности и качестве включения школьников в музыкально-практическую деятельность.
Процесс оценивания многогранен, имеет разную направленность, поэтому ему должны предшествовать уточняющие вопросы, на которые должен ответить учитель самому себе:
- Что оценивается? (Какие результаты?)
- Как оценивается? (Какими методами?)
- Зачем, с какой целью оценивается? (В чем смысл оценивания?)
- Когда оценивается? (В какой момент учебного процесса?)
Следуя логике обозначенных вопросов, выстраивается общая картина оценивания:
- Оцениванию подлежат личностные, предметные (компетентности и опыт в разных видах музыкально-практической деятельности школьников) и метапредметные результаты школьников.
- Оценивание должно быть максимально объективным, опираться на многообразие современных методов и происходить на основании критериев, разработанных с учетом специфики оцениваемых результатов.
- Целью оценивания относительно учащихся является определение уровня освоения школьниками программных требований, заданных во ФГОС.
- Оценивание носит предварительный, текущий, промежуточный и итоговый характер.
Формы контроля:
- наблюдение (развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.)
- слушание музыки
- исполнение музыкальных произведений
- музыкальные викторины
- тесты
- работа по карточкам с разноуровневыми заданиями
- творческие проекты,
- ведение тетради.
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»
(с учетом видов деятельности и программных требований)
Слушание музыки
Параметры | Критерии | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | |
Музыкальная викторина. Учащиеся должны определить на слух 5 музыкальных произведений, их авторов, описать настроение музыки. Проводится 1 раз в четверть в письменной форме. | определены 1 или 2 музыкальных фрагмента, правильно назван 1 композитор, допущены ошибки в названиях музыкальных произведений, подобранные для характеристики музыки эпитеты не соответствуют её настроению. | - определено 3 музыкальных фрагмента из 5, допущены 2 ошибки в именах композиторов, допущены неточности в названиях произведений, не все эпитеты для характеристики музыки подобраны в соответствии с её настроением. | - ответ в целом правильный, но определены 4 из 5 фрагментов музыкальных произведений, допущена неточность в имени композитора, подобрано 2-3 эпитета для характеристики музыки). | - ответ полный, правильный (определены фрагменты 5 музыкальных произведений, правильно названы их авторы, подобрано 4-5 эпитетов для характеристики настроения музыки). |
Фронтальный опрос по анализу прослушанной музыки (учитывается точность ответов и использование музыкальной терминологии), проводится в устной форме. | - учащийся затрудняется назвать автора произведения, не может охарактеризовать музыку. | - учащийся допустил ошибки в названии произведения, в имени композитора и неточности в характеристике музыки. | - учащийся правильно ответил на все вопросы учителя, но допустил незначительные неточности в ответах. | - учащимся правильно названы: фамилия, имя, отчество композитора; название музыкального произведения; характер мелодии, лада, динамики, штрихов; инструментальный состав. |
Освоение теоретического материала
Параметры | Критерии | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | |
Проверочная работа. Проводится 1 раз в четверть в письменной форме. | - учащийся не овладел терминологией темы, затрудняется анализировать музыку (личные высказывания о музыке не отражают характер музыкального произведения) | - учащийся показывает слабое знание теоретического материала, терминологии, затрудняется применять её на практике (затрудняется использовать термины для характеристики музыки, личные высказывания о музыке немногословны и частично отражают характер музыкального произведения). | - учащийся допускает неточности в формулировках, терминах, умеет частично применять теоретические знания на практике (допускает незначительные ошибки при анализе музыки и при выражении личного отношения к прослушанной музыке). | - учащийся показывает твёрдое знание терминов и понятий, умение применять это знание на практике (пользуется музыкальной терминологией при анализе музыкальных произведений и при высказывании личного отношения к пройденному материалу). |
Тестирование. | - из 10 вопросов 1-2 правильных ответа. | - из 10 вопросов - 3-5 правильных ответов | - из 10 вопросов 6-8 правильных ответов | - из 10 тестовых вопросов учащийся ответил правильно на 9-10. |
Выполнение домашнего задания
Критерии | |||
«2» | «3» | «4» | «5» |
Работа не выполнена. | В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. | В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась. | При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе. |
Оценивание хорового пения
Параметры | Критерии певческого развития | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | |
- чистота интонирования и ритмическая точность; - знание стихотворного текста песни; - качество звучания: выразительность, эмоциональность, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная ясность; - умение петь в коллективе (слышать и себя и других). | - исполнение неуверенное, фальшивое, в тексте песни допускается большое количество ошибок - учащийся не знает текст песни или отказывается от исполнения. | - допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; | - знание мелодической линии и текста песни; | - знание мелодической линии и текста песни; |
ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Данные формы работы позволяют учащимся получить более высокую отметку по предмету и не являются обязательными, потому оценивается только отметками «5» и «4».
Если предоставленная учащимся работа не соответствует требованиям к её выполнению, то учащийся имеет право дополнить, исправить данную работу.
Кроссворды
Отметка «5»:
- кроссворд состоит из 10 терминов, формулировки вопросов чёткие, оформление эстетичное.
Отметка «4»:
- кроссворд состоит из 7-8 терминов, допущена 1 неточность в формулировке, оформление эстетичное.
Рефераты
По специально заданным темам или по выбору учащихся в 5-8 кл.
Отметка «5»:
- работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует музыкальные термины, понятия, без ошибок называет имена композиторов и их произведения, высказывает личное мнение по данной теме).
Отметка «4»:
- работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в формулировке музыкальных терминов, учащийся высказывает собственное мнение по данной теме.
Исполнение детьми, занимающимися в музыкальной школе или студии песен (с использованием собственной фонограммы - «минусовки») или пьес на музыкальных инструментах.
Отметка «5»:
- выразительное, уверенное, эмоциональное концертное исполнение.
Отметка «4»:
- выразительное, эмоциональное исполнение, но допущены незначительные ошибки.
Критерии оценивания защиты творческого проекта
Критерии | Баллы |
1. Определение темы проекта, соответствие цели и вытекающих из нее задач проекта | 1-5 |
2. Направленность проекта на разрешение конкретной проблемы - практической, исследовательской, информационной, | 1-5 |
3. Логичность и законченность работы | 1-5 |
4. Значение полученных результатов: обоснованность области использования и потребителей продукта | 1-5 |
5. Представление проекта: культура речи, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы, понимание теории вопроса, демонстрируемое через владение интеллектуальными умениями. | 1-5 |
6. Оформление работы | 1-5 |
Итого | 30 |
Ранжирование проектных работ по количеству набранных баллов
Оценка | Количество баллов |
«3» | 13-18 |
«4» | 19-24 |
«5» | 25-30 |
Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.
Предварительный просмотр:
Особенности и критерии оценивания обучающихся
на уроках музыки в контексте ФГОС.
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся с 1 по 8 класс включительно.
В соответствии с требованиями ФГОС, целью музыкального воспитания школьников выступает формирование у них музыкальной культуры как части духовной культуры. Таким образом, сформированная музыкальная культура школьников представляет тот финальный продукт учебно-воспитательного процесса, который требует итогового оценивания как результата учебных достижений, учащихся после освоения программы предмета «Музыка».
Формирование музыкальной культуры школьников происходит успешно, если при изучении курса «Музыка», в соответствии с требованиями ФГОС, достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование основ национальных ценностей российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, при исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты ООО:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
- устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
- сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
- обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
- выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
- самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
- следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
- использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио - и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности - музыкального мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
- воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
- передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
- осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
- эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
- распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
- публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
- развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально - психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
- понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
- планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
- выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Рефлексия.
Эмоциональный интеллект:
- чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других, как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
- выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
- уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
- признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
- принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
Предметные результаты
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
- осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
- воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
- сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, пони- мают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
- понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Уровень достижения вышеизложенных результатов посредством разных видов музыкально-практической деятельности и является предметом оценивания, характеризующим степень сформированности музыкальной культуры учащихся. Виды музыкально-практической деятельности, нацеленные на достижение обозначенных результатов, определены во ФГОС. К ним относятся:
- восприятие музыки и размышление о ней в устной и письменной форме;
- хоровое, ансамблевое и сольное пение;
- элементарное музицирование, включающее игру на музыкальных инструментах;
- музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;
- проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;
- применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;
- перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.
Под указанные виды музыкально-практической деятельности учителю следует разрабатывать критерии оценивания, сообразуясь с возрастными особенностями, природными возможностями учащихся и заданными во ФГОС личностными, предметными и метапредметными результатами. Учитывая индивидуальную природу музыкальных способностей учащихся, критерии оценивания в условиях общего музыкального образования должны акцентироваться не столько на качестве музыкальных достижений учащихся, сколько на осознанности и качестве включения школьников в музыкально-практическую деятельность.
Процесс оценивания многогранен, имеет разную направленность, поэтому ему должны предшествовать уточняющие вопросы, на которые должен ответить учитель самому себе:
- Что оценивается? (Какие результаты?)
- Как оценивается? (Какими методами?)
- Зачем, с какой целью оценивается? (В чем смысл оценивания?)
- Когда оценивается? (В какой момент учебного процесса?)
Следуя логике обозначенных вопросов, выстраивается общая картина оценивания:
- Оцениванию подлежат личностные, предметные (компетентности и опыт в разных видах музыкально-практической деятельности школьников) и метапредметные результаты школьников.
- Оценивание должно быть максимально объективным, опираться на многообразие современных методов и происходить на основании критериев, разработанных с учетом специфики оцениваемых результатов.
- Целью оценивания относительно учащихся является определение уровня освоения школьниками программных требований, заданных во ФГОС.
- Оценивание носит предварительный, текущий, промежуточный и итоговый характер.
Формы контроля:
- наблюдение (развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.)
- слушание музыки
- исполнение музыкальных произведений
- музыкальные викторины
- тесты
- работа по карточкам с разноуровневыми заданиями
- творческие проекты,
- ведение тетради.
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»
(с учетом видов деятельности и программных требований)
Слушание музыки
Параметры | Критерии | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | |
Музыкальная викторина. Учащиеся должны определить на слух 5 музыкальных произведений, их авторов, описать настроение музыки. Проводится 1 раз в четверть в письменной форме. | определены 1 или 2 музыкальных фрагмента, правильно назван 1 композитор, допущены ошибки в названиях музыкальных произведений, подобранные для характеристики музыки эпитеты не соответствуют её настроению. | - определено 3 музыкальных фрагмента из 5, допущены 2 ошибки в именах композиторов, допущены неточности в названиях произведений, не все эпитеты для характеристики музыки подобраны в соответствии с её настроением. | - ответ в целом правильный, но определены 4 из 5 фрагментов музыкальных произведений, допущена неточность в имени композитора, подобрано 2-3 эпитета для характеристики музыки). | - ответ полный, правильный (определены фрагменты 5 музыкальных произведений, правильно названы их авторы, подобрано 4-5 эпитетов для характеристики настроения музыки). |
Фронтальный опрос по анализу прослушанной музыки (учитывается точность ответов и использование музыкальной терминологии), проводится в устной форме. | - учащийся затрудняется назвать автора произведения, не может охарактеризовать музыку. | - учащийся допустил ошибки в названии произведения, в имени композитора и неточности в характеристике музыки. | - учащийся правильно ответил на все вопросы учителя, но допустил незначительные неточности в ответах. | - учащимся правильно названы: фамилия, имя, отчество композитора; название музыкального произведения; характер мелодии, лада, динамики, штрихов; инструментальный состав. |
Освоение теоретического материала
Параметры | Критерии | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | |
Проверочная работа. Проводится 1 раз в четверть в письменной форме. | - учащийся не овладел терминологией темы, затрудняется анализировать музыку (личные высказывания о музыке не отражают характер музыкального произведения) | - учащийся показывает слабое знание теоретического материала, терминологии, затрудняется применять её на практике (затрудняется использовать термины для характеристики музыки, личные высказывания о музыке немногословны и частично отражают характер музыкального произведения). | - учащийся допускает неточности в формулировках, терминах, умеет частично применять теоретические знания на практике (допускает незначительные ошибки при анализе музыки и при выражении личного отношения к прослушанной музыке). | - учащийся показывает твёрдое знание терминов и понятий, умение применять это знание на практике (пользуется музыкальной терминологией при анализе музыкальных произведений и при высказывании личного отношения к пройденному материалу). |
Тестирование. | - из 10 вопросов 1-2 правильных ответа. | - из 10 вопросов - 3-5 правильных ответов | - из 10 вопросов 6-8 правильных ответов | - из 10 тестовых вопросов учащийся ответил правильно на 9-10. |
Выполнение домашнего задания
Критерии | |||
«2» | «3» | «4» | «5» |
Работа не выполнена. | В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. | В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась. | При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе. |
Оценивание хорового пения
Параметры | Критерии певческого развития | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | |
- чистота интонирования и ритмическая точность; - знание стихотворного текста песни; - качество звучания: выразительность, эмоциональность, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная ясность; - умение петь в коллективе (слышать и себя и других). | - исполнение неуверенное, фальшивое, в тексте песни допускается большое количество ошибок - учащийся не знает текст песни или отказывается от исполнения. | - допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; | - знание мелодической линии и текста песни; | - знание мелодической линии и текста песни; |
ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Данные формы работы позволяют учащимся получить более высокую отметку по предмету и не являются обязательными, потому оценивается только отметками «5» и «4».
Если предоставленная учащимся работа не соответствует требованиям к её выполнению, то учащийся имеет право дополнить, исправить данную работу.
Кроссворды
Отметка «5»:
- кроссворд состоит из 10 терминов, формулировки вопросов чёткие, оформление эстетичное.
Отметка «4»:
- кроссворд состоит из 7-8 терминов, допущена 1 неточность в формулировке, оформление эстетичное.
Рефераты
По специально заданным темам или по выбору учащихся в 5-8 кл.
Отметка «5»:
- работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует музыкальные термины, понятия, без ошибок называет имена композиторов и их произведения, высказывает личное мнение по данной теме).
Отметка «4»:
- работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в формулировке музыкальных терминов, учащийся высказывает собственное мнение по данной теме.
Исполнение детьми, занимающимися в музыкальной школе или студии песен (с использованием собственной фонограммы - «минусовки») или пьес на музыкальных инструментах.
Отметка «5»:
- выразительное, уверенное, эмоциональное концертное исполнение.
Отметка «4»:
- выразительное, эмоциональное исполнение, но допущены незначительные ошибки.
Критерии оценивания защиты творческого проекта
Критерии | Баллы |
1. Определение темы проекта, соответствие цели и вытекающих из нее задач проекта | 1-5 |
2. Направленность проекта на разрешение конкретной проблемы - практической, исследовательской, информационной, | 1-5 |
3. Логичность и законченность работы | 1-5 |
4. Значение полученных результатов: обоснованность области использования и потребителей продукта | 1-5 |
5. Представление проекта: культура речи, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы, понимание теории вопроса, демонстрируемое через владение интеллектуальными умениями. | 1-5 |
6. Оформление работы | 1-5 |
Итого | 30 |
Ранжирование проектных работ по количеству набранных баллов
Оценка | Количество баллов |
«3» | 13-18 |
«4» | 19-24 |
«5» | 25-30 |
Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС».
МКОУ «Уланэргинская СОШ»...
Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС
Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС...
МО учителей музыки тема: "Системно- деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"
В данном материале представлен системно- деятельностный подход и опыт работы использования проектной деятельности на уроках музыки....
Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (описание опыта работы)
Описание опыта работы учителя музыки. Раскрывает формы и методы работы с учащимися с учётом системно-деятельностного подхода....
Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (Презентация опыта работы)
Презентация опыта работы учителя музыки подготовлена к районному этапу Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2017"....
Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО
Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...
Доклад по самообразованию "Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"
Реализация технологии системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на тв...