Разработка урока географии 8 класс "Озера и болота" с использованием кейса
план-конспект урока по географии (8 класс)

В данной разработке представлена групповая работа по решению кейса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_keys_ozera_i_bolota.docx85.56 КБ

Предварительный просмотр:

Остеева Елена Сергеевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА   ГЕОГРАФИИ в 8 классе «Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота»

Предмет

География

Класс

8

Тема урока

«Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота» в теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

Тип урока

Изучение нового материала. Урок – исследование.

Формы работы учащихся

  Проблемное изложение, чтение,  исследование с опорой на  текст учебника;   организация коллективной учебной деятельности, проектная деятельность, видео-обучение.

Технологии

ИКТ, уровневой дифференциации, учебного исследования, критического мышления.

Методы познания

Картографический, анализа, оценки и прогноза, сравнения, проблемный.

Необходимое техническое оборудование

Физическая карта России, Ульяновской области, атласы, учебник И.И. Баринова География. Природа России, 8 кл,, рабочая тетрадь, индивидуальный лист самоконтроля, электронная презентация по теме, задания для учебных групп  и для каждого ученика, компьютер, проектор, экран,  видеофрагмент  «Родники Барышского района».

Здоровье и психосберегающая среда

Создаются на основе комфортных условий, активных форм изучения нового материала, смены видов и форм деятельности, соблюдения санитарно- гигиенических требований, САН-ПИНов в работе с ЭОР

Цели:

  • Формировать представление о озерах, болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте, о крупнейших озерах России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
  • Расширить и углубить знания о водах суши.
  • Продолжить формирование умения работать в группе, в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи:

Образовательные:

формирование знаний о озерах, болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте;

формирование умения работать с нетекстовым компонентом учебника, картой;

формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнения и описания по теме «Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота».

Развивающие:

развитие навыков работы с информационным материалом.

развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.

формирование критического мышления.

Воспитательные:

способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.

Предполагаемые результаты обучения:

Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль, формирование основ экологической культуры, любви к своей местности.

Метапредметные: формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, оценивать достигнутые результаты; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.

Предметные: знать: виды озер, болот, ледников, многолетней мерзлоты, подземных вод, область их использования и необходимость бережного отношения к ним как к источникам чистой воды.

Критерии оценивания: Индивидуальные листы самоконтроля.

Ход урока

Ход урока

Действия учителя

Действия ученика

УУД

1. Приветствие. Организация рабочих мест.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Вижу – вы готовы к работе. На каждом этапе нашего урока, вы сможете оценивать свою работу и записывать результаты в листах самоконтроля.  (слайд 2)

Проверка рабочих мест и учебных принадлежностей

Коммуникативные УУД

-развитие коммуникативных качеств

2. Актуализация

1.Какую часть гидросферы занимают воды суши?

2 Перечислите поверхностные воды. Какие из них мы уже выучили?

3. От чего зависит режим внутренних вод?

4. Какое задание не смогли выполнить? Почему возникло затруднение?

Задание 1.

 Определите название рек, на интерактивной доске контурная карта, где реки обозначены цифрами. Необходимо соотнести цифра – название реки

Задание 2 (решение задачи): определите падение и уклон реки Ангары, если высота истока 456 м, высота устья 76 м, длина реки 1826 км.

Предполагают тему урока, выводят цель урока (целеполагание своей деятельности)

- Проводят самостоятельный поиск географической информации.

Записывают в тетради название рек, которые соответствуют той или иной цифре.

Этап самопроверки: учащиеся меняются работами для проверки.

Регулятивные УДД

-понимать цель УД

Познавательные УУД:

 анализ, сравнение объектов, поиск верных решений

  3. Мотивация к       целеполаганию

Ребята, послушайте!

Тишина. Не шелохнутся дали.

Гладь озерная спокойна и чиста.

Зеркала все точно отражали:

Лес вокруг и в небе облака.

Чуть вздохну ту тишину без края,

Кажется, я здесь и там вдали

И подскажет чайка, пролетая:

«Озеро – глаза твоей Земли»

                      М. Никитин

На болоте топком, на гнилой трясине,
Меж травою сорной, между тростником,
Лилия речная по зелёной тине
Пышно раскидалась девственным цветком.

                       В. Рудич
Пробивается сквозь крону
Света солнечный пучок.
И звучит, журчит по склону
Неприметный родничок.
Озорством зверюшек лечит,
Дарит свежесть по утрам,
И спешит, бежит навстречу,
Озорной, весёлый к нам!

                      Н. Ярославцев

О каких видах поверхностных вод эти стихи?

Попытайтесь сформулировать тему, и определить цели нашего урока.

Формулируют тему основной части урока

Совместно с учителем выдвигаются уровневые цели, определяются источники информации, способы деятельности

Умение работать с различными источниками информации

4. Получение новых знаний. Построение проекта по группам используя кейс

  Сегодня, я предлагаю вам поработать индивидуально, парами, в группах. Но прежде повторим правила работы.
Работать должен каждый на результат. При работе в группах должен быть ответственный.
Один говорит, другие слушают. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо.

Попробуйте   сделать вывод. Оценивать вы будете себя сами, для этого у вас на столах лежат оценочные листы.

Ребята, у вас на столах листы, в которых обозначены основные понятия темы.

 Вам предлагается выбрать из списка те понятия, которые вам   уже известны (подчеркните их красным цветом), и те понятия, о которых   вы хотели бы узнать сегодня на уроке (подчеркните их синим цветом). (Приложение 1)

Сегодня на уроке:

Вспомним…

Узнаем….

Научимся…

Исследуем…

Используем…

-Что поможет открыть вам новые знания?

Первое задание - работа с кейсом

Этап 1. Исследование.

Каждая группа работает со своим кейсом

(Приложение 2)

Работа в группах

Работают с кейсом, учебником.

Отвечают на вопросы, делают выводы, знакомятся с результатами работы.

Заполняют лист самоконтроля (приложение)

Личностные УУД

Управлять своим временем, принимать и сохранять учебную задачу

Предметные УУД

обучение выявлению особенностей природы, обеспечение глубокого понимания материала

Метапредметные УУД

Познавательные УДД

-Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

- формирование умения работать с информацией, выделять главное в тексте

Коммуникативные УУД

- развитие умения слышать мнение других, работать в группе

аргументировать свое.

Регулятивные УДД

- развитие практических умений

Познавательные УУД: 

Анализ, обсуждение, формулирование выводов. Регулятивные УУД: адекватная оценка своих возможностей самостоятельной деятельности; контроль за ответами одноклассников.

Этап 2. Практическая часть

На интерактивной доске появляются названием озер

Найдите указанные озёра в атласе и подпишите их на контурной карте.

- Почему некоторые озера окрашены в розовый цвет?

Пользуясь картой, назовите   солёные озёра России.  оз. Баскунчак, оз. Эльтон. 

  - Почему Каспийское море и озеро Байкал выделены на карте? Чем они известны?

Работают с атласом и контурными картами.

Познавательные УУД:

анализ, сравнение, формулирование выводов.

Физкультминутка

Видеоролик

Выполняют упражнения для снятия усталости

Этап 3.  Проблема!

Работа с учебником стр. 148.

  1. Что такое болото? Болота -  это переувлажненные

участки местности.

  1. Каковы причины образования озер?
  2. Задание: определите по карте наиболее заболоченные территории России? Почему?

Причиной образования болот является избыточное

увлажнение, плоский рельеф, зарастание озер, близость грунтовых вод.

Заполните таблицу. Отразите вред болот и их пользу.

Сделайте вывод: Какое    значение имеют болота?

Надо ли их осушать?

Вред  болот

Польза болот

Работа в парах

Работают с физической картой России.

Решают проблему, демонстрируя знания, заполняют таблицу в рабочей тетради по заданиям. Делают вывод.

Познавательные УУД: 

определение возможных источников необходимых сведений, проведение поиска и отбора информации. Коммуникативные УУД: 

сотрудничество с партнёром, использование речевых средств общения; выработка совместного решение, оказание взаимопомощи, выражение собственного мнения.

Этап 4. Работа с опорным конспектом (Приложение 3)

Работа в парах

Заполняют опорные конспекты, делают выводы, работают с учебником

Познавательные УУД:

осуществляют поиск необходимой информации,

учатся выделять главную информацию, устанавливать аналогии, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения.

Регулятивные УУД: 

овладение навыками целеполагания, планирования, прогнозирования, коррекции, оценки и само регуляции.

Коммуникативные УУД: 

учитывают позиции других людей, развивают умение слушать и вступать в диалог.

5. Закрепление изученного материала

6. Подведение итогов

 - Для закрепления нашей темы проведем тестирование

(Приложение)

-Посчитайте, пожалуйста, свои баллы и выставите оценку.

Учащиеся проходят тестирование, результат записывают в листы самоконтроля.

1. Подсчитывают количество баллов

2. Сами себя оценивают.

Регулятивные УУД

видят уровень усвоения знаний и навыка

7. Рефлексия

Содержание рефлексивного листа:

это я знал…

это я узнал…

этому я научился…

теперь я могу…

было интересно…

Заполняют рефлексивный лист

Познавательные УУД: 

осознанное выстраивание выводов. Регулятивные УУД: 1. Выражение собственного мнения о работе и полученном результате.

 2. Оценка правильности выполненных действий, внесение необходимых коррективов.

8. Домашнее задание

§ 15, базовый уровень прочитать §24,  высокий уровень составить 5 уровневых вопросов по сложности к §24.

Записывают домашнее

задание

Познавательные УУД:

воспринимают информацию, осознанно её фиксируют.

Приложение 1

Рекомендации по работе с кейсом.

1. Прочитайте внимательно кейс.

2. Обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь.

3. Письменно дайте краткие ответы на вопросы после кейса.

4. Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника § 24

5. Каждая группа выбирает представителя, который будет выступать с ответом.

Приложение 2

Кейс 1

На территории России находится свыше 2 млн озер. В основном это небольшие озера с площадью водной поверхности менее 1 км2. Крупных озер мало. Два озера России — Байкал и Ладожское — входят в число 18 крупнейших озер мира (площадь каждого из них более 10 000 км2), близко к ним Онежское озеро. Самым глубоким озером мира является озеро Байкал (максимальная глубина 1637 м).

Озерность России составляет 2,1%.

По территории страны озера размещены крайне неравномерно. Есть районы, где озер много, но есть и такие, где озер почти нет (лесостепь и степь Восточно-Европейской равнины). Наиболее многочисленны озера там, где их существованию способствуют климатические условия и рельеф. Дело в том, что для возникновения озер необходим избыток влаги (поэтому основная масса озер находится в областях избыточного увлажнения) и наличие емкостей для воды, т. е. котловин. Там, где нет котловин, происходит заболачивание территории и избыток влаги накапливается в болотах.

Особенно большие площади озера занимают на Яно-Индигирской и Колымской низменностях, где местами озерность превышает 50%, и в Карелии, где площадь озер составляет 12—13% поверхности. Много "озер и в северо-западных областях России, в Центральной Якутии, в Сургутской низине и, как это ни парадоксально звучит, в лесостепной зоне Западной Сибири

Вопросы к кейсу

  1. Какое количество озер насчитывается на территории России?
  2. Назовите причины крайне неравномерного размещения озер по территории России.
  3. Какие территории России богаты озерами?

Кейс 2 Происхождение озерных котловин и типы озер

Эндогенные – большинство крупных озер, которые являются результатом проявления внутренних сил Земли. К эндогенным котловинам причисляют тектонические, а также вулканические.

Тектонические углубления представляют собой опустившиеся зоны земной коры. Опускание происходит вследствие прогиба слоев или сбросов вдоль трещин Байкал. Вулканические впадины представляют собою кратеры вулканов. Такие котловины есть на Камчатке.

Экзогенные – мелкие типы озер, которые были образованы деятельностью внешних сил. Зачастую долины рек имеют озера-старицы, которые обладают продолговатой формой. Появляются они на месте бывших русел рек. Немало водных бассейнов сформировалось во время ледникового периода. При своем перемещении ледники «выпахивали» громадные углубления, которые наполнялись водой.

Подобные ледниковые можно встретить на северо-западе России. Почти все они вытянуты по направлению перемещения ледников. Моренные озера занимают понижения между моренными холмами, меж моренные котловины (озеро Селигер на Валдайской возвышенности, о. Таймыр).

Результатом сильных землетрясений в горах являются запруды. При землетрясении долину реки перегораживает обвал, образуя запруду.

Значительное количество углублений относится к смешанному происхождению. Например, Онежское и Ладожское – тектонические, но действие ледников видоизменило их котловины, следовательно, это озера ледниково-тектонические. Каспийское море – остаток гигантского бассейна, который ранее был соединен с Черным морем, оно относится к остаточным озерам.

Есть озера карстовые. – озеро Неджели в р. Саха.  Карстовые озера занимают карстовые котловины, днища которых перекрыты глинистыми породами, служащими водоупором

В районах распространения многолетней мерзлоты обильны термокарстовые озера, напр.  озеро Неджели в р. Саха, а при наличии лессов и лессовидных суглинков образуются суффозионно-просадочные котловины.

 В гористой местности морское побережье часто бывает не ровным, а сильно изрезанным, вследствие чего образуются большие и маленькие заливы, такие как лагуна и лиман. Это слово переводится с греческого как гавань или бухта. Однако заливы, которые называются подобным образом, имеют некоторые отличительные особенности. В географии этим термином обозначают узкий, вытянутый и мелководный залив. Образуется он в результате опускания береговой полосы. Спустя некоторое время лиман начинает отделяться от моря песчаной косой или пересыпью. Между основным водоемом и этим небольшим заливом может также образоваться зона мелководья, а в случае полного отделения от моря на его месте возникает лиманное озеро. Такие бухты чаще всего встречаются у северных и западных берегов Азовского и Черного морей. Они могут быть как открытыми, которые иначе называется “губами”, так и закрытыми, с пересыпью. В долинах рек распространены небольшие озера - старицы – это старые русла рек, имеющие очертания подковы - т. к. это бывшие излучины рек, меандры. Котловины, созданные человеком – это искусственные водоемы.

Вопросы к кейсу

  1. Какие озера бывают по происхождению?
  2. Заполнить табл.

Типы котловин

Пример

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Кейс 3

Эндогенные – большинство крупных озер, которые являются результатом проявления внутренних сил Земли. К эндогенным котловинам причисляют тектонические, а также вулканические.

Тектонические углубления представляют собой опустившиеся зоны земной коры. Опускание происходит вследствие прогиба слоев или сбросов вдоль трещин Байкал. Вулканические впадины представляют собою кратеры вулканов. Такие котловины есть на Камчатке.

Экзогенные – мелкие типы озер, которые были образованы деятельностью внешних сил. Зачастую долины рек имеют озера-старицы, которые обладают продолговатой формой. Появляются они на месте бывших русел рек. Немало водных бассейнов сформировалось во время ледникового периода. При своем перемещении ледники «выпахивали» громадные углубления, которые наполнялись водой.

Подобные ледниковые можно встретить на северо-западе России. Почти все они вытянуты по направлению перемещения ледников. Моренные озера занимают понижения между моренными холмами, меж моренные котловины (озеро Селигер на Валдайской возвышенности, о. Таймыр).

Результатом сильных землетрясений в горах являются запруды. При землетрясении долину реки перегораживает обвал, образуя запруду.

Значительное количество углублений относится к смешанному происхождению. Например, Онежское и Ладожское – тектонические, но действие ледников видоизменило их котловины, следовательно, это озера ледниково-тектонические. Каспийское море – остаток гигантского бассейна, который ранее был соединен с Черным морем, оно относится к остаточным озерам.

Есть озера карстовые. – озеро Неджели в р. Саха.  Карстовые озера занимают карстовые котловины, днища которых перекрыты глинистыми породами, служащими водоупором

В районах распространения многолетней мерзлоты обильны термокарстовые озера, напр.  озеро Неджели в р. Саха, а при наличии лессов и лессовидных суглинков образуются суффозионно-просадочные котловины.

 В гористой местности морское побережье часто бывает не ровным, а сильно изрезанным, вследствие чего образуются большие и маленькие заливы, такие как лагуна и лиман. Это слово переводится с греческого как гавань или бухта. Однако заливы, которые называются подобным образом, имеют некоторые отличительные особенности. В географии этим термином обозначают узкий, вытянутый и мелководный залив. Образуется он в результате опускания береговой полосы. Спустя некоторое время лиман начинает отделяться от моря песчаной косой или пересыпью. Между основным водоемом и этим небольшим заливом может также образоваться зона мелководья, а в случае полного отделения от моря на его месте возникает лиманное озеро. Такие бухты чаще всего встречаются у северных и западных берегов Азовского и Черного морей. Они могут быть как открытыми, которые иначе называется “губами”, так и закрытыми, с пересыпью. В долинах рек распространены небольшие озера - старицы – это старые русла рек, имеющие очертания подковы - т. к. это бывшие излучины рек, меандры. Котловины, созданные человеком – это искусственные водоемы.

Задания к кейсу

  1. Определите районы распространения озер, покажите их на карте

Заполнить табл.

Типы котловин

Районы распространения

1. Тектонические

2. Ледниковые

3. Ледниково-тектонические

4. Остаточные

5. Вулканические

6. Озера старицы

7. Термокарстовые

8. Озера лиманы

9. Остаточные озера

10. Запрудные

Кейс 4

Режим озер во многом зависит от того, вытекают ли из него реки

По водному режиму озера бывают:

  1. Сточные – в них не только впадают, а также вытекают реки (могут иметь сток подземного характера). Данные чаще всего находятся в зоне избыточного увлажнения. В такие озера впадает различное количество рек, но вытекает всего одна (Байкал, Телецкое).
  2. Бессточные – реки впадают, ни одна из них не вытекает (т.е. такие озера не имеют стока). Они находятся в зонах недостаточного увлажнения (чаще всего пустыни, полупустыни). К этому же типу относятся Каспийское море, некоторые водные бассейны тундры.
  1. Проточные – впадает и вытекает много рек (Онежское и Ладожское).

Питание бассейна идет за счет впадающих рек, атмосферных осадков, подземных водных ресурсов. Часть их испаряется с поверхности водоемов, вытекает, уходит в подземный сток. А в зависимости от баланса приходной и расходной части, характеристика озер и уровень воды может колебаться, а площадь этих водных бассейнов изменяется

Содержание солей

Согласно количеству элементов, растворенных в воде, выделяется три типа озер: пресные, солоноватые, соленые. Итак, пресные – раствор солей меньше 1% о, солоноватые – более 1% о, а соленые – больше 24,7% о.

Классифицируются они по способу их образования, присутствию жизни и содержанию солей. Жизнь отсутствует лишь в невероятно соленых водоемах.

Сточные и проточные бассейны относятся к пресным ресурсам, так как приток воды значительно превышает расход. Бессточные водные ресурсы чаще всего солоноватые или соленые. Такие водоемы имеют приток меньше, чем расход. От этого соленость возрастает. Соленые – занимают зоны пустынь и степей. (Баскунчак, Эльтон).

Вопросы к кейсу

  1. От чего зависит режим озер?
  2.  На какие группы делят озера по приходу и расходу воды?
  3. Какие озера являются сточными? Приведите примеры
  4. Какие озера являются бессточными? Приведите примеры
  5. Какие озера проточные? Почему их так называют?
  6. От чего зависит уровень воды в озерах, площадь их водных бассейнов?
  7. На какие три типа делят озера по солености?

Кейс 5

В озерах накапливаются органические и минеральные вещества. Эти водоемы участвуют в кругообороте воды в природе, являются источниками пресной воды. Наряду с пресными озёрами, также существуют соленые, которые, в свою очередь, служат источниками минеральных веществ. Озера регулирую сток рек, например, при поводьях в них задерживается влага, а при недостатке воды в реках озера служат источниками их пополнения. Еще они являются источниками рыбы, местами отдыха, в них находится торф, из которого можно делать удобрения.

Экологические проблемы озер России

В первую очередь на водоемы негативно влияет хозяйственная и промышленная деятельность людей, поскольку вода озер используется для различных нужд, а спускается в водоемы грязная, практически не очищается. Это приводит не только к загрязнению воды, но и к изменению теплового режима экосистемы. Многие живые существа озер весьма чувствительны к перепадам температур и не могут нормально существовать. Еще возникает проблема мутности воды озер, что также приводит к дискомфорту обитателей озер. В целом любые воздействия негативно сказываются на акватории: уменьшение количества кислорода в воде, выделение вредных веществ, уменьшение популяций и заболевания животных и рыб водоемов, разрушение берегов, уменьшение количества нерестилищ, изменение режимов озер, возникновение «мертвых зон» в воде.

Вопросы к кейсу:

  1. Какое значение имеют озера в природе и для человека?
  2. Назовите экологические проблемы озер.

Кейс 6

Озер в Ульяновской области большое количество озер. По происхождению выделяются озера карстовые, суффозионно-карстовые (просадочные), искусственные, пойменные. Карстовые озера встречаются в бассейнах рек. Суффозионно-карстовые озера распространены в Заволжье. Самую многочисленную группу составляют пойменные озера. Они возникли в поймах крупных рек, находятся на различных стадиях своего развития и генетически связаны с рекой во время половодий и паводков. Наиболее крупными являются озера Белолебяжье, Белое, Кряж.

Среди озер выделяют пять самых интересных.

Самое большое озеро
Белое (Белолебяжье) озеро, Майнский район

Белолебяжье, или Белое, озеро находится на окраине Майнского района, а на его берегу расположилось одноименное село. Это самое крупное озеро Ульяновской области: его длина составляет 2,3 километра, ширина - 1,3 километра. Зеркальная гладь занимает 217,4 гектара, максимальная глубина - пять метров.

Самое известное озеро
Белое озеро, Николаевский район

Озеро расположено в десяти километрах к западу от села Барановка, в Белозерском лесничестве на высоте 360 метров над уровнем моря. Оно занимает 96 гектаров, имеет максимальную длину два, а ширину - 0,9 километра. Глубина доходит до шести метров. Возраст озера - около 250 тысяч лет. Пополняется водоем за счет атмосферных осадков и грунтовых вод.

Белое озеро является одним из самых популярных мест отдыха жителей не только Ульяновской области, но и соседних регионов. В озере чистая, практически прозрачная вода и удобные песчаные пляжи. Удивительный микроклимат данного места, а именно насыщенный сосновый воздух и очень обессоленная вода позволяют восстановить здоровье, особенно это полезно для дыхательной системы.

Самое болотистое озеро
Озеро Крячек, Барышский район

Озеро Крячек (второе название озеро Кряж) находится в шести километрах от села Калда. Это одно из самых удивительных озер Ульяновской области. Оно не просто превращается в болото, но превращается удивительным образом. Как правило, водоем начинает зарастать со дна, а здесь же заболачивание происходит путем нарастания сплавины. Если наступаешь на сплавину, то ноги мгновенно погружаются в мягкий мох, а по «ковру озера» пробегают волны. На озере Крячек сплавина очень крепкая. Она способна выдержать не только вес человека, но и крупного животного, которые, кстати, здесь водятся, вплоть до лосей и кабанов. Толщина сплавины озера около одного метра, но местами можно и провалиться, так что надо быть очень осторожными.
Ширина же сплавины от берега до воды доходит до 150 метров. Считается, что возраст сплавины озера Крячек - около двух тысяч лет. На самой сплавине произрастают множество редких растений, но особенно хочется отметить большое количество клюквы, столь редкой в области.

Самое черное озеро
Озеро Становое, Барышский район

Озеро Становое - одно из самых молодых озер Ульяновской области. Образовалось оно
в 50-60-е годы прошлого века. Изначально на месте озера проводились торфоразработки, которые велись в 20-40-е годы прошлого века.
В лесном массиве, вокруг места добычи, вырос поселок Становой.
После завершения торфоразработок поселок начал медленно погружаться в воду (видимо, поднялись грунтовые воды) и постепенно был полностью затоплен. Впоследствии,   видимо, птицами, были занесены икра рыб и семена водных растений.
В результате сегодня Становое - одно из самых удивительных озер Ульяновской области. Вода в нем максимально темная, скорее всего, именно из-за торфа. И, надо заметить, выглядит это довольно красиво. Именно черная вода и дает множество четких отражений, которые так любят фотографы.

Но, несмотря на темный цвет, вода в озере очень чистая, прозрачная и насыщена кислородом (хотя в озеро не впадают речки, но, видимо, бьют обильные ключи внутри него).
Скорее всего, черная вода и хорошее раннее прогревание способствовали появлению свое-образного микроклимата, благодаря которому на озере произрастают в огромном количестве редчайшие для нашей природной зоны белые лилии (кувшинка белая, или водяная лилия,). Причем цветут эти огромные белые водные цветы практически до конца сентября, даря воистину неповторимое зрелище, когда над черной водой выступают тысячи белоснежных белых коронок. Интересно, но лилии показываются только днем, а ночью спят под водой.
Еще одной особенностью озера является непонятная глубина. Озеро явно имеет не одно дно, поскольку при глубине всего около полутора метров можно легко провалиться сквозь подводный наст, что бывало нередко. Но вот выбраться обратно сложно, так что водоем требует большой осторожности.

Самое рукотворное озеро 
Юлово озеро, Инзенский район

Юлово озеро на самом деле является прудом, то есть рукотворным творением.
История пруда началась более ста лет назад, когда местный помещик Юлов решил построить водяную мельницу на быстрой, чистой и холодной речке Юловке. Место оказалось настолько удачным, что образовался довольно большой пруд с прозрачной водой. Спустя много лет от мельницы осталась лишь плотина, а сам пруд фактически превратился в озеро с характерной водной растительностью. Более того, вокруг образовалась своеобразная экосистема.
Основой этой экосистемы является все-таки озеро. Оно имеет длину до двух километров, ширина доходит до 500 метров, общая площадь водоема 65 гектаров. Глубины разные - есть мелкие места, но есть и глубокие - до 10 - 15 метров, а по некоторым данным, и до 20 метров.
В озере присутствует множество водных растений, но особую красоту придают кувшинки белые и кубышки желтые.

Вопросы к кейсу:

  1. Какого происхождения озера Ульяновской области?
  2. Какие озера самые интересные в области? Чем они так интересны?
  3. Покажете эти озера на карте Ульяновской области

Индивидуальный лист самоконтроля   Ф.И.__________________________

Этапы урока

Определение баллов

Общее количество баллов

Количество баллов, набранных учащимся.

  1. «Исследование» - работа в группе

оценивает старший в группе

от 1 до 3 баллов

      2.    Практическая часть

индивидуально

от 1 до 3 баллов

 3.   Проблема! – работа в      парах

Оценивает учитель

от 1 до 4 баллов

      4.   Опорный конспект

от 1 до 5 баллов

Отметка

13 – 15 баллов - «5»

8 - 10   баллов – «4»

7 – 5    баллов – «3»

       5. Тестирование по теме

индивидуально

5 балла - «5»

4 балла - «4»

3 балла - «3»

Приложение 3

Опорный конспект по теме «ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ»

Опорный конспект по теме «МНОГОЛЕТНЯЯ МЕРЗЛОТА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 6 классе с использованием ИКТ на тему "Форма и размеры Земли. Географическая карта"

Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условно плоское её изображение - картографическом, географической карте. Выявить черты сходства и различия в изображени...

Разработка урока географии с использованием ИКТ в 7 классе на тему "Природные зоны Африки"

природные зоны материка Африка, растительный и животный мир...

Разработка урока географии в 7 классе с использованием Интернет-ресурса

Традиционный урок по нахождению крайних точек материка можно превратитьв увлекательное красочое и хорошо запоминающееся путешествие....

Разработка урока географии в 6 классе по теме «Ветер» с использованием средств ИКТ

Настоящее интерактивное пособие может использоваться в практике обучения при разном уровне оснащения школ компьютерной техникой.         Демонстрация мультимеди...

Разработка урока географии с использованием проектной деятельности для 8 класса по теме "Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство"

Разработка урока географии с использованием проектной деятельности для 8 класса по теме "Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство"...

Разработка урока географии с использованием элементов технологии проблемного обучения "Стихии литосферы"

Разработка урока географии с использованием элементов технологии проблемного обучения "Стихии литосферы" ...