Разработка урока географии в 6 классе по теме «Ветер» с использованием средств ИКТ
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Настоящее интерактивное пособие может использоваться в практике обучения при разном уровне оснащения школ компьютерной техникой.
Демонстрация мультимедийного пособия посредством медиапроектора представляет собой наглядное зрительно – иллюстративное представление с помощью игровых приемов расширяет кругозор учащихся. Основой таких демонстраций является анимация.
Мультимедийная коллекция демонстрационных материалов позволяет наглядно представить объект окружающего мира, используя при этом зрительные, слуховые, двигательные анализаторы, а так же мышление.
Учитель, работая с классом, может вывести на экран любой необходимый ему объект, который будет демонстрировать внешний вид и отличительные особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 207 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема работы: Разработка урока географии в 6 классе по теме «Ветер»
с использованием средств ИКТ
Выполнила: учитель географии
Ружникова Ирина Юрьевна
г. Снежинск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
I. Описательная часть стр. 3-5
1.Педагогические цели и задачи
2.Описание применяемых методов и
технологий, а так же обоснование их выбора
3.Ожидаемые результаты и степень их достижения за счет внедрения работы
II. Дидактическая часть стр.6-14
III. Методическая часть стр.15
IV.Технологическая часть стр.15
I.Описательная часть.
Автор работы Ружникова Ирина Юрьевна, учитель географии МБС(К)ОУ №122 г. Снежинска. Окончила Челябинский Государственный педагогический университет естественно – технологический факультет по специальности «учитель географии». Педагогический стаж-10 лет.
Целью данной работы является изготовление мультимедийного учебного пособия по предмету «География» на тему «Ветер». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить тип проекта (урока) (презентация, слайд шоу, WEB-узел и т. д.);
- разработать структуру урока;
- подобрать иллюстративный и текстовый материал;
- выполнить подбор цифровых образовательных ресурсов (в том числе ресурсов Интернет);
- определить программные продукты, используемые при работе над проектом (для работы с текстом, графикой, видео, звуком);
- подготовить отобранный материал (преобразовать текстовый материал в электронную форму);
- выполнить сборку проекта;
- выполнить текстирование и отладку (устранение ошибок);
- определить аппаратную конфигурацию рабочего места для демонстрации проекта;
- Педагогические цели и задачи
- Развитие личности
- Формирование информационной культуры;
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса
- Активизация познавательной активности учащихся;
- Повышение эффективности и качества обучения.
- Методические задачи, решаемые средствами ИКТ.
- Визуализация знаний;
- Доступ к большому объему информации;
- Формирование умения обрабатывать информацию;
- Усиление мотивации обучения;
- Формирование культуры учебной деятельности.
Научно-технический прогресс ведет к широкому внедрению информационных технологий в учебный процесс. Это позволяет учителю использовать на уроках комплекс наиболее совершенных средств обучения, повысить эффективность учебного процесса.
Основными направлениями становятся:
- усиление мотивации и целенаправленности учения,
- ускорение темпа учебных действий,
- применение активных методов и форм обучения,
- использование технических средств (компьютера).
Данное учебное пособие можно использовать в кабинетах, где есть компьютер, медиапроектор, экран. Оно помогает учителю взаимодействовать с учащимися при помощи компьютера, является сопровождением для обучения географии в 6 классе. Использование данной информационной технологии способствует достижению определенных методических и учебных целей, повышает мотивацию и интерес к изучению предмета.
2. Описание применяемых методов и технологий, а так же обоснование их выбора
Данное пособие (мультимедийный урок) представляет собой программный продукт дидактического назначения, который обеспечивает реальную поддержку образовательного процесса, позволяет с учетом условий обучения и специфики предметной области реализовать образовательную, воспитательную и развивающую функции образования, наполнить содержательную, процессуальную и оценочно – контролирующую сторону дидактического процесса.
Специфические особенности мультимедийного урока, как средства обучения позволяют оценить его вклад в реализацию целей образования школьников.
Использование в процессе обучения данной информационной технологии способствует обогащению содержания обучения, помогает активизировать познавательные процессы учащихся, развивать их творческие способности, прививать у учащихся интерес к учебе.
Использование компьютерных технологий обеспечивает более высококачественной наглядностью, т.к. она реализуется с помощью анимации, звука, текста.
Использование моей презентации позволяет реализовать современные дидактические принципы образовательного процесса.
3. Ожидаемые результаты и степень их достижения за счет внедрения работы
Настоящее интерактивное пособие может использоваться в практике обучения при разном уровне оснащения школ компьютерной техникой.
Демонстрация мультимедийного пособия посредством медиапроектора представляет собой наглядное зрительно – иллюстративное представление с помощью игровых приемов расширяет кругозор учащихся. Основой таких демонстраций является анимация.
Мультимедийная коллекция демонстрационных материалов позволяет наглядно представить объект окружающего мира, используя при этом зрительные, слуховые, двигательные анализаторы, а так же мышление.
Учитель, работая с классом, может вывести на экран любой необходимый ему объект, который будет демонстрировать внешний вид и отличительные особенности.
II. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Урок географии в 6 классе по теме «Ветер» является пятым в теме «Атмосфера», способствует развитию практических умений.
Цель урока:
Сформировать понятие о ветре, причинах его образования и о зависимости силы ветра от разности атмосферного давления.
Задачи урока.
Образовательные:
- Закрепление, обобщение и систематизация знаний о причинах возникновения (образования) ветра, о видах ветров, определения направления и силу ветра.
Развивающие:
- Формирование практических умений построения розы ветров
Воспитательные:
- Формирование умений наблюдать за погодой и вести календари, их анализ, способность делать выводы и читать данные графиков розы ветров.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок, выполненный посредством программы Microsoft Power Point 2003г.
Методы обучения: практический, наглядный, словесный.
Средства обучения: персональный компьютер, медиапроектор, экран, обучающая программа по данной теме; раздаточный материал для каждого ученика.
Формы обучения: фронтальная и индивидуальная работа.
Текущий контроль: в форме беседы (во время выполнения заданий)
Итоговый контроль: демонстрация полученных результатов.
Ожидаемый результат: в результате данного урока каждый ученик должен научиться чертить розу ветров, сформировать представление об образовании ветра, ознакомиться с видами ветров.
Применение современных информационных технологий позволит процесс формирования знаний о ветре сделать более доступным и наглядным.
1. Ход урока:
Этап | Содержание | Слайд |
Организационный | Приветствие учителя, обеспечение психологического настроя на урок. | 1 |
Повторения изученного материала | Диктант с пояснением и самопроверкой 1. Атмосфера 2. Азот 3. Кислород 4. Углекислый газ 5. Тропосфера 6. Стратосфера 7. Термосфера 8. Амплитуда t воздуха 9. Атмосферное давление 10. Барометр 11. Анероид 12. Нормальное атмосферное давление Фронтальный опрос: 1.Что такое атмосферное давление? 2.Как называются приборы для измерения атмосферного давления? 3.В каких единицах измеряется атмосферное давление? 4.Какие факторы влияют на измерение атмосферного давления? | 3-4 5 |
Подготовки к изучению нового материала Изучения нового материала | - От температуры зависит давление, а от давления…(Показывается опыт) (Опыт: свеча, бумага. -Что мы наблюдаем? (движение воздуха) Загадка Хоть бескрылый, а летает, Безголосый, а свистит Хоть безрукий, но, бывает, Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает Так порою, он сидит. Только что он был везде Миг - и нет его нигде. (ВЕТЕР) (Объявляется тема и цель урока Запись в тетрадь.) Тема сегодняшнего урока: Ветер. Что мы узнаем на уроке: -Что такое ветер. Причины его возникновения. -Какие виды ветров бывают. -Какое значение ветра в природе. -Научимся строить розу ветров. Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении. Репродуктивная беседа. - Что заставляет двигаться воздух? Главная причина образования ветра – разница атмосферного давления. (образование ветра над океаном) Ветер характеризуется показателями: -Направление (откуда) -Скорость (км/ч, м/сек) -Сила (баллы) От чего зависит сила ветра? (Чем больше разница атмосферного давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.) Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805г. В 1874 году она была принята международным метеорологическим комитетом для применения на телеграфе. Шкала 12 баллов (раздаточный материал на партах Шкала Бофорта) Как вы думаете, где ветер сильнее - у поверхности Земли или на высоте? (на высоте постоянны и дуют от скорости 20-25 м/с) У поверхности Земли ветры бывают очень сильные и опасные. (посмотрим видеофрагмент ) Опасны очень сильные, по диаметру (100-500м), вытянутую в изогнутую трубку вихри, проносящиеся над морем, называются смерчами, а над сушей – тромбами. Тромб иногда поднимает в воздух дома вместе с жителями, перенося их на расстояние. По статистике ежегодно от торнадо гибнет в среднем 400 человек. Тромб часто возникает перед грозовым облаком в виде расширяющегося кверху и книзу темного столба между облаком и землей. Скорость его перемещения доходит до 30-40 км/ч. Внутри вихря давление очень низкое, потому он всасывает в себя все попадающееся на пути; при этом скорость ветра достигает 100 м/с. В США и Мексике смерч называют торнадо, а в Западной Европе – тромбом. В сельских местностях США, где торнадо часты, жители устанавливают специальные погреба, куда спасаясь, прячутся от него. На европейской территории России, в Сибири тромбы наблюдаются в жаркую погоду. Сильное разряжение воздуха внутри смерча вызывает значительное падение температуры, что приводит к конденсации водяного пара, имеющегося в воздухе: поэтому «хобот» похож на облачный столб. Понижение давления вызывает и всасывающее действие смерча: он, как гигантский пылесос, захватывает разные предметы и переносит их на большие расстояния. Смерчи могут всасывать рыбу и выбрасывать ее на берег. «Рыбные дожди» - явление, которое раньше вызывало ужас у людей. Если смерч пройдет над болотом, которое «цветет» и имеет «ржавую воду», то он выбросит в соседнем районе «кровавый дождь». Ветер при прохождении смерча, даже на близком расстоянии от него, имеет ту же скорость, какая была до появления смерча. Иногда, в то время как смерч проносится через какую-либо местность, все, разрушая на своем пути, на расстоянии нескольких десятков метров от него стоит полный штиль. В разных местах жители дают свои названия местным ветрам: «женатый», «плакун», «мужичий», «бабий ветер», «доктор», «кошачьи лапки», «утиный ветер», «гнилой ветер». На метеорологических станциях направление, скорость, сила ветра определяются флюгером (и анемометром), который устанавливается на высоте 10 м, он состоит из метаболической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по направлению ветра. Скорость ветра измеряют по отклонению второй пластинки от отвесного положения. (определение направления ветра по дыму, по флажку) - Самое ветреное место на Земле – в Антарктиде. - Самое ветреное место в Челябинской области на Таганае, где почти не бывает тихих дней, скорость 35-40 м/сек. Над обширными территориями нашей планеты формируются системы постоянных и переменных ветров – воздушных течений. (Знакомство с новыми понятиями) Постоянные ветры: Пассаты. Они дуют от тропиков Северного и южного полушарий, где формируются области высокого давления к экватору, находящемуся в области низкого давления. В результате вращения Земли вокруг своей оси эти ветры отклоняются: в Северном полушарии они дуют с северо-востока на юго-запад, в Южном – с юго-востока на северо-запад. -Климат восточных берегов Южной Америки, Африки, Австралии находится круглый год под влиянием пассатов, зарождающихся над океанами и приносящих обильные осадки в течение всего года. -Северная Африка находится под влиянием пассатов, которые зарождаются на 30оширотах Северного полушария в центре Азии. Эти ветры осадков не приносят: они приходят сухими и жаркими. Влияние этих ветров можно объяснить расположение в Северной Африке самой большой пустыни мира – Сахары. Западные ветры. Это ветры, преобладающие в тропосфере и стратосфере средних широт Земли. Они дуют от тропиков Северного и Южного полушария, где формируется область высокого давления, в сторону 60оширот, где формируются области низкого давления. Вследствие вращения Земли они постоянно отклоняются к востоку в Северном полушарии вправо, в Южном – влево) и создают воздушный поток с запада на восток. Так как пояса атмосферного давления смещаются по временам года то к северу, то к югу, то области постоянных ветров так же смещаются. Переменные ветры: Муссоны. Это ветры, которые меняют свое направление два раза в год: летом они дуют с моря на сушу, зимой – с суши на море. Причина изменения направления заключается в том, что зимой и летом над сушей и морем устанавливается разное давление, а ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого давления. Летом материк нагревается сильнее (поскольку земля нагревается быстрее, чем вода). От материка нагревается воздух, он расширяется, становится легким и поднимается вверх, поэтому над землей устанавливается область низкого давления. Океан нагревается медленнее, над ним устанавливается область высокого давления, и ветер начинает дуть с океана на сушу. Он приносит не очень жаркий, но насыщенный влагой воздух, из которого выпадают осадки. Зимой материк остывает значительно быстрее, чем океан, и над ним устанавливается область высокого давления. Над океаном же формируется область низкого давления. Зимний муссон дует с материка на океан и несет холодный, сухой воздух. Климат Дальнего востока России находится в большой зависимости от муссонной циркуляции. Существуют также ветры местной циркуляции: Бриз. Это местный ветер небольшой скорости, меняющий свое направление два раза в сутки. Он возникает на берегах морей, рек, озер. Днем суша нагревается быстрее, чем вода. Над сушей устанавливается область низкого давления, а над водой – высокого, и дневной бриз дует с моря или озера на побережье. Ночью картина меняется. Суша охлаждается быстрее, чем вода, и ночной бриз дует с охлажденного побережья, над которым устанавливается область высокого давления, на прогретый водоем. (В эпоху парусного судоходства бризы использовались для начала плаванья.) Фильм «Работа ветра в природе» Значение ветра:
| 6 7 8 9 10 11,12 13 14 15 16,17 18 19 20 21 22 23,24 25,26 27,28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38,39 40 41 42,43 44 45 46 47 49 50 51 52 53 54,55 56,57 58 59 60 61 62 |
Практическая работа | Роза ветров для города Снежинска в сентябре. (Пояснение учителя.) Инструктивная карточка на партах (Самостоятельная работа учащихся по предложенному действию.) | 63,64 65 |
Подведение итогов | По окончанию самостоятельной работы учитель отмечает и показывает результаты, оценивая работу каждого ученика. Закрепление:
Заключительное слово учителя. Каждый ученик справился с работой кто построил розу ветров. | 66 |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания. Литература: | 67 68 69 |
Созданное учебное пособие можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении темы «Ветер» в разделе «Атмосфера».
В ходе урока просматривается фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Каждый этап урока имеет логический переход: проверяются знания по теме «Атмосфера и ее строение», «Атмосферное давление», «Температура воздуха», «Годовой ход температуры воздуха» осуществляется самостоятельная работа каждым учеником. С целью повышения интереса к предмету дается дополнительный материал в виде демонстрации опыта и показа видеофрагмента. При подведении итогов урока оценивается работа каждого ученика. Также учащимся предлагается задание с самопроверкой.
Использование данного методического пособия на уроке способствует увеличению скорости восприятия учебного материала. Насыщенность иллюстративности делает его ярким, убедительным, помогает лучшему усвоению и запоминанию.
IV.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Технологическая часть работы представляет собой мультимедийную презентацию по теме «Ветер». География. 6 класс.
Оборудование: компьютер, экран, презентация урока, выполненная посредством программы Power Point.
Предварительный просмотр:
Тема работы: Разработка урока географии в 6 классе по теме «Ветер»
с использованием средств ИКТ
Выполнила: учитель географии
Ружникова Ирина Юрьевна
г. Снежинск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
I. Описательная часть стр. 3-5
1.Педагогические цели и задачи
2.Описание применяемых методов и
технологий, а так же обоснование их выбора
3.Ожидаемые результаты и степень их достижения за счет внедрения работы
II. Дидактическая часть стр.6-14
III. Методическая часть стр.15
IV.Технологическая часть стр.15
I.Описательная часть.
Автор работы Ружникова Ирина Юрьевна, учитель географии МБС(К)ОУ №122 г. Снежинска. Окончила Челябинский Государственный педагогический университет естественно – технологический факультет по специальности «учитель географии». Педагогический стаж-10 лет.
Целью данной работы является изготовление мультимедийного учебного пособия по предмету «География» на тему «Ветер». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить тип проекта (урока) (презентация, слайд шоу, WEB-узел и т. д.);
- разработать структуру урока;
- подобрать иллюстративный и текстовый материал;
- выполнить подбор цифровых образовательных ресурсов (в том числе ресурсов Интернет);
- определить программные продукты, используемые при работе над проектом (для работы с текстом, графикой, видео, звуком);
- подготовить отобранный материал (преобразовать текстовый материал в электронную форму);
- выполнить сборку проекта;
- выполнить текстирование и отладку (устранение ошибок);
- определить аппаратную конфигурацию рабочего места для демонстрации проекта;
- Педагогические цели и задачи
- Развитие личности
- Формирование информационной культуры;
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса
- Активизация познавательной активности учащихся;
- Повышение эффективности и качества обучения.
- Методические задачи, решаемые средствами ИКТ.
- Визуализация знаний;
- Доступ к большому объему информации;
- Формирование умения обрабатывать информацию;
- Усиление мотивации обучения;
- Формирование культуры учебной деятельности.
Научно-технический прогресс ведет к широкому внедрению информационных технологий в учебный процесс. Это позволяет учителю использовать на уроках комплекс наиболее совершенных средств обучения, повысить эффективность учебного процесса.
Основными направлениями становятся:
- усиление мотивации и целенаправленности учения,
- ускорение темпа учебных действий,
- применение активных методов и форм обучения,
- использование технических средств (компьютера).
Данное учебное пособие можно использовать в кабинетах, где есть компьютер, медиапроектор, экран. Оно помогает учителю взаимодействовать с учащимися при помощи компьютера, является сопровождением для обучения географии в 6 классе. Использование данной информационной технологии способствует достижению определенных методических и учебных целей, повышает мотивацию и интерес к изучению предмета.
2. Описание применяемых методов и технологий, а так же обоснование их выбора
Данное пособие (мультимедийный урок) представляет собой программный продукт дидактического назначения, который обеспечивает реальную поддержку образовательного процесса, позволяет с учетом условий обучения и специфики предметной области реализовать образовательную, воспитательную и развивающую функции образования, наполнить содержательную, процессуальную и оценочно – контролирующую сторону дидактического процесса.
Специфические особенности мультимедийного урока, как средства обучения позволяют оценить его вклад в реализацию целей образования школьников.
Использование в процессе обучения данной информационной технологии способствует обогащению содержания обучения, помогает активизировать познавательные процессы учащихся, развивать их творческие способности, прививать у учащихся интерес к учебе.
Использование компьютерных технологий обеспечивает более высококачественной наглядностью, т.к. она реализуется с помощью анимации, звука, текста.
Использование моей презентации позволяет реализовать современные дидактические принципы образовательного процесса.
3. Ожидаемые результаты и степень их достижения за счет внедрения работы
Настоящее интерактивное пособие может использоваться в практике обучения при разном уровне оснащения школ компьютерной техникой.
Демонстрация мультимедийного пособия посредством медиапроектора представляет собой наглядное зрительно – иллюстративное представление с помощью игровых приемов расширяет кругозор учащихся. Основой таких демонстраций является анимация.
Мультимедийная коллекция демонстрационных материалов позволяет наглядно представить объект окружающего мира, используя при этом зрительные, слуховые, двигательные анализаторы, а так же мышление.
Учитель, работая с классом, может вывести на экран любой необходимый ему объект, который будет демонстрировать внешний вид и отличительные особенности.
II. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Урок географии в 6 классе по теме «Ветер» является пятым в теме «Атмосфера», способствует развитию практических умений.
Цель урока:
Сформировать понятие о ветре, причинах его образования и о зависимости силы ветра от разности атмосферного давления.
Задачи урока.
Образовательные:
- Закрепление, обобщение и систематизация знаний о причинах возникновения (образования) ветра, о видах ветров, определения направления и силу ветра.
Развивающие:
- Формирование практических умений построения розы ветров
Воспитательные:
- Формирование умений наблюдать за погодой и вести календари, их анализ, способность делать выводы и читать данные графиков розы ветров.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок, выполненный посредством программы Microsoft Power Point 2003г.
Методы обучения: практический, наглядный, словесный.
Средства обучения: персональный компьютер, медиапроектор, экран, обучающая программа по данной теме; раздаточный материал для каждого ученика.
Формы обучения: фронтальная и индивидуальная работа.
Текущий контроль: в форме беседы (во время выполнения заданий)
Итоговый контроль: демонстрация полученных результатов.
Ожидаемый результат: в результате данного урока каждый ученик должен научиться чертить розу ветров, сформировать представление об образовании ветра, ознакомиться с видами ветров.
Применение современных информационных технологий позволит процесс формирования знаний о ветре сделать более доступным и наглядным.
1. Ход урока:
Этап | Содержание | Слайд |
Организационный | Приветствие учителя, обеспечение психологического настроя на урок. | 1 |
Повторения изученного материала | Диктант с пояснением и самопроверкой 1. Атмосфера 2. Азот 3. Кислород 4. Углекислый газ 5. Тропосфера 6. Стратосфера 7. Термосфера 8. Амплитуда t воздуха 9. Атмосферное давление 10. Барометр 11. Анероид 12. Нормальное атмосферное давление Фронтальный опрос: 1.Что такое атмосферное давление? 2.Как называются приборы для измерения атмосферного давления? 3.В каких единицах измеряется атмосферное давление? 4.Какие факторы влияют на измерение атмосферного давления? | 3-4 5 |
Подготовки к изучению нового материала Изучения нового материала | - От температуры зависит давление, а от давления…(Показывается опыт) (Опыт: свеча, бумага. -Что мы наблюдаем? (движение воздуха) Загадка Хоть бескрылый, а летает, Безголосый, а свистит Хоть безрукий, но, бывает, Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает Так порою, он сидит. Только что он был везде Миг - и нет его нигде. (ВЕТЕР) (Объявляется тема и цель урока Запись в тетрадь.) Тема сегодняшнего урока: Ветер. Что мы узнаем на уроке: -Что такое ветер. Причины его возникновения. -Какие виды ветров бывают. -Какое значение ветра в природе. -Научимся строить розу ветров. Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении. Репродуктивная беседа. - Что заставляет двигаться воздух? Главная причина образования ветра – разница атмосферного давления. (образование ветра над океаном) Ветер характеризуется показателями: -Направление (откуда) -Скорость (км/ч, м/сек) -Сила (баллы) От чего зависит сила ветра? (Чем больше разница атмосферного давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.) Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805г. В 1874 году она была принята международным метеорологическим комитетом для применения на телеграфе. Шкала 12 баллов (раздаточный материал на партах Шкала Бофорта) Как вы думаете, где ветер сильнее - у поверхности Земли или на высоте? (на высоте постоянны и дуют от скорости 20-25 м/с) У поверхности Земли ветры бывают очень сильные и опасные. (посмотрим видеофрагмент ) Опасны очень сильные, по диаметру (100-500м), вытянутую в изогнутую трубку вихри, проносящиеся над морем, называются смерчами, а над сушей – тромбами. Тромб иногда поднимает в воздух дома вместе с жителями, перенося их на расстояние. По статистике ежегодно от торнадо гибнет в среднем 400 человек. Тромб часто возникает перед грозовым облаком в виде расширяющегося кверху и книзу темного столба между облаком и землей. Скорость его перемещения доходит до 30-40 км/ч. Внутри вихря давление очень низкое, потому он всасывает в себя все попадающееся на пути; при этом скорость ветра достигает 100 м/с. В США и Мексике смерч называют торнадо, а в Западной Европе – тромбом. В сельских местностях США, где торнадо часты, жители устанавливают специальные погреба, куда спасаясь, прячутся от него. На европейской территории России, в Сибири тромбы наблюдаются в жаркую погоду. Сильное разряжение воздуха внутри смерча вызывает значительное падение температуры, что приводит к конденсации водяного пара, имеющегося в воздухе: поэтому «хобот» похож на облачный столб. Понижение давления вызывает и всасывающее действие смерча: он, как гигантский пылесос, захватывает разные предметы и переносит их на большие расстояния. Смерчи могут всасывать рыбу и выбрасывать ее на берег. «Рыбные дожди» - явление, которое раньше вызывало ужас у людей. Если смерч пройдет над болотом, которое «цветет» и имеет «ржавую воду», то он выбросит в соседнем районе «кровавый дождь». Ветер при прохождении смерча, даже на близком расстоянии от него, имеет ту же скорость, какая была до появления смерча. Иногда, в то время как смерч проносится через какую-либо местность, все, разрушая на своем пути, на расстоянии нескольких десятков метров от него стоит полный штиль. В разных местах жители дают свои названия местным ветрам: «женатый», «плакун», «мужичий», «бабий ветер», «доктор», «кошачьи лапки», «утиный ветер», «гнилой ветер». На метеорологических станциях направление, скорость, сила ветра определяются флюгером (и анемометром), который устанавливается на высоте 10 м, он состоит из метаболической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по направлению ветра. Скорость ветра измеряют по отклонению второй пластинки от отвесного положения. (определение направления ветра по дыму, по флажку) - Самое ветреное место на Земле – в Антарктиде. - Самое ветреное место в Челябинской области на Таганае, где почти не бывает тихих дней, скорость 35-40 м/сек. Над обширными территориями нашей планеты формируются системы постоянных и переменных ветров – воздушных течений. (Знакомство с новыми понятиями) Постоянные ветры: Пассаты. Они дуют от тропиков Северного и южного полушарий, где формируются области высокого давления к экватору, находящемуся в области низкого давления. В результате вращения Земли вокруг своей оси эти ветры отклоняются: в Северном полушарии они дуют с северо-востока на юго-запад, в Южном – с юго-востока на северо-запад. -Климат восточных берегов Южной Америки, Африки, Австралии находится круглый год под влиянием пассатов, зарождающихся над океанами и приносящих обильные осадки в течение всего года. -Северная Африка находится под влиянием пассатов, которые зарождаются на 30оширотах Северного полушария в центре Азии. Эти ветры осадков не приносят: они приходят сухими и жаркими. Влияние этих ветров можно объяснить расположение в Северной Африке самой большой пустыни мира – Сахары. Западные ветры. Это ветры, преобладающие в тропосфере и стратосфере средних широт Земли. Они дуют от тропиков Северного и Южного полушария, где формируется область высокого давления, в сторону 60оширот, где формируются области низкого давления. Вследствие вращения Земли они постоянно отклоняются к востоку в Северном полушарии вправо, в Южном – влево) и создают воздушный поток с запада на восток. Так как пояса атмосферного давления смещаются по временам года то к северу, то к югу, то области постоянных ветров так же смещаются. Переменные ветры: Муссоны. Это ветры, которые меняют свое направление два раза в год: летом они дуют с моря на сушу, зимой – с суши на море. Причина изменения направления заключается в том, что зимой и летом над сушей и морем устанавливается разное давление, а ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого давления. Летом материк нагревается сильнее (поскольку земля нагревается быстрее, чем вода). От материка нагревается воздух, он расширяется, становится легким и поднимается вверх, поэтому над землей устанавливается область низкого давления. Океан нагревается медленнее, над ним устанавливается область высокого давления, и ветер начинает дуть с океана на сушу. Он приносит не очень жаркий, но насыщенный влагой воздух, из которого выпадают осадки. Зимой материк остывает значительно быстрее, чем океан, и над ним устанавливается область высокого давления. Над океаном же формируется область низкого давления. Зимний муссон дует с материка на океан и несет холодный, сухой воздух. Климат Дальнего востока России находится в большой зависимости от муссонной циркуляции. Существуют также ветры местной циркуляции: Бриз. Это местный ветер небольшой скорости, меняющий свое направление два раза в сутки. Он возникает на берегах морей, рек, озер. Днем суша нагревается быстрее, чем вода. Над сушей устанавливается область низкого давления, а над водой – высокого, и дневной бриз дует с моря или озера на побережье. Ночью картина меняется. Суша охлаждается быстрее, чем вода, и ночной бриз дует с охлажденного побережья, над которым устанавливается область высокого давления, на прогретый водоем. (В эпоху парусного судоходства бризы использовались для начала плаванья.) Фильм «Работа ветра в природе» Значение ветра:
| 6 7 8 9 10 11,12 13 14 15 16,17 18 19 20 21 22 23,24 25,26 27,28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38,39 40 41 42,43 44 45 46 47 49 50 51 52 53 54,55 56,57 58 59 60 61 62 |
Практическая работа | Роза ветров для города Снежинска в сентябре. (Пояснение учителя.) Инструктивная карточка на партах (Самостоятельная работа учащихся по предложенному действию.) | 63,64 65 |
Подведение итогов | По окончанию самостоятельной работы учитель отмечает и показывает результаты, оценивая работу каждого ученика. Закрепление:
Заключительное слово учителя. Каждый ученик справился с работой кто построил розу ветров. | 66 |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания. Литература: | 67 68 69 |
Созданное учебное пособие можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении темы «Ветер» в разделе «Атмосфера».
В ходе урока просматривается фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Каждый этап урока имеет логический переход: проверяются знания по теме «Атмосфера и ее строение», «Атмосферное давление», «Температура воздуха», «Годовой ход температуры воздуха» осуществляется самостоятельная работа каждым учеником. С целью повышения интереса к предмету дается дополнительный материал в виде демонстрации опыта и показа видеофрагмента. При подведении итогов урока оценивается работа каждого ученика. Также учащимся предлагается задание с самопроверкой.
Использование данного методического пособия на уроке способствует увеличению скорости восприятия учебного материала. Насыщенность иллюстративности делает его ярким, убедительным, помогает лучшему усвоению и запоминанию.
IV.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Технологическая часть работы представляет собой мультимедийную презентацию по теме «Ветер». География. 6 класс.
Оборудование: компьютер, экран, презентация урока, выполненная посредством программы Power Point.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок географии 6 класс по теме" Ветер" .
урок по технологии творческого развития. презентация к уроку содержит краткое содержание основных моментов урока. урок разработан по учебнику Герасимовой , Неклюковой....
Урок географии 6 класс по теме "Ветер"
конспект урока географии в 6 классе по теме "Ветер"...
урок по географии 6 класс по теме "Ветер".
На уроке используются приемы работы с учащимися - работа по группам. Учащиеся для решения определенных ими задач используют знания, приобретенные ранее и опираются на текст учебника, используют карты....
Разработка урока географии 8 класс "Озера и болота" с использованием кейса
В данной разработке представлена групповая работа по решению кейса...
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".
Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"
Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Методическая разработка урока географии 7 класс на тему: «Страны Северной Америки»
Задачи урока:1. Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать географическую карту в своей работе.2. Развивающие:ра...