Разработка урока географии с использованием ИКТ в 7 классе на тему "Природные зоны Африки"
методическая разработка (география, 7 класс) по теме
природные зоны материка Африка, растительный и животный мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_geografii_prirodnye_zony_afriki.docx | 39.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Высокинская СОШ
Урок – ролевая игра по географии
в 7 классе на тему:
«Природные зоны Африки»
Учитель географии:
Федоркова С.В.
2010 г.
Цель урока: сформировать представление о природных зонах материка,
их растительном и животном мире.
Задачи:
- образовательные: закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, показать влияние человека на природу;
- развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры; развивать умение работать с картой, анализировать, делать выводы;
- воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учебе; раскрывать артистические способности учащихся, прививать интерес к географии.
Оборудование:
Карты «Природные зоны мира», «Климатические пояса»,презентация «Природные зоны Африки»; атласы, учебники, детские рисунки.
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Актуализация опорных знаний
Вступительная беседа учителя
Ребята, мы продолжаем с вами изучать экзотический мир Африки.И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом во всем его величии и красоте. Говорят: “Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира”.
Сегодня мы совершим удивительное путешествие, познакомимся с природой Африки поближе, но прежде нам следует наилучшим образом подготовиться к нему.
- Что такое природа? ( это рельеф; природа – это климат; растительный и животный мир; природа – это почва, полезные ископаемые; моря, реки и океаны).
- Правильно! И синее небо, и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана, и утренний шепот травы, и радостное пение птиц, и шум морского прибоя – все это природа, которая вечно живет рядом с человеком.
Природа- это неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, музыкантов. Ее не любить невозможно. Такую неповторимую, разнообразную и красивую.
Обратите внимание на карту у доски, найдите ее в атласах. Что содержит в себе эта карта? О чем она может нам рассказать? (это карта природных зон мира. Мы можем узнать, какие природные зоны есть на нашей планете, и где они находятся).
- Что же такое “природная зона”? (Природная зона – это крупный природный комплекс, со схожими температурными условиями и увлажнением, почвами, растительным и животным миром).
Мы не зря вспомнили этот термин. Ведь тема нашего урока: “Природные зоны Африки”. Откройте свои тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока.
- Чем на суше обусловлено образование природных зон? (климатом – соотношение тепла и влаги, т.е. высокая температура и много осадков – густая, пышная, богатая растительность).
Обратите внимание, что эта карта отличается от физической карты. Раскраска этой карты показывает не высоту места над уровнем моря, а природные зоны, которые отличаются друг от друга климатом, почвами, растительностью и т.д. Обращая внимание на раскраску, давайте, определим природные зоны Африки. Внимательно посмотрите на границы климатических поясов. Вы заметите, что они почти совпадают с границами природных зон. Зная это, вам легко будет определить границы природных зон и охарактеризовать климат.
III. Первичное восприятие и осмысление нового материала.
- Коллективная работа с картой и атласом.
- Какие природные зоны есть в Африке? (Влажные экваториальные леса)
- Где они расположены? Как? Назовите географическую широту. (в экваториальном климатическом поясе. Узкой полосой 5°-6° с.ш. и5°-6° ю.ш.)
- Какие климатические условия характерны? (высокая среднегодовая температура; равномерное, большое количество осадков 1000 – 2000 мм в год; отсутствие сухого сезона).
Влажные экваториальные леса Африки, или гелея, многоярусны. Верхний ярус (от 25 до 50 м) составляет сейба (а их более 1000 видов). Диаметр ее ствола достигает 2 м, а широкие дисковидные корни поднимаются до высоты 4м. Попробуйте представить себя, стоящими между такими корнями.
Средний ярус составляют различные пальмы и фикусы, имеющие мягкую древесину, их высота равна 20-40 м.
В нижнем ярусе растут деревья, высотой 10-15 м, многолетние травы, вырастающие в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев.
Леса вечнозелёны, очень богаты ценными растениями. Однако почвы удивительно неплодородны. Почему? Ведь влажный и жаркий экваториальный климат способствует бурному развитию сказочной растительности. Отмершие части растений быстро перерабатываются микроорганизмами в питательные легкорастворимые соединения. Поэтому почвы бедны перегноем и представлены красно-жёлтыми ферраметными (из-за своего цвета и содержания железа).
- Найдите на карте следующую природную зону, которая расположена за экваториальными лесами?(Саванны и редколесья).
- Определите её географическое положение (занимает почти половину материка;в северном полушарии до 16°-18°; в южном до южного тропика ;в субэкваториальном климатическом поясе).
- Какие климатические особенности характерны для субэкваториального пояса?(весь год высокая температура; два сезона года: сухой и влажный; господствуют ЭВМ– летом и ТВМ – зимой).
Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до вас ещё раз будут доноситься удушливые испарения, вы впервые выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух саванн. Основная черта – ярко выраженная сезонность. Поэтому саванна имеет два цвета: ярко зелёный в сезон дождей и буро-жёлтый в сухой сезон. Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования. Густой и высокий (иногда до 5 м) травяной покров саванн не успевает разложиться в сухой сезон, поэтому в почве накапливается перегной, окрашивающий почву в красный цвет. Почвы – красные ферралитные.
- За саваннами лежит ещё одна природная зона. Назовите какая?( Пустыни и полупустыни).
- Определите географическое положение этой зоны.( В тропическом климатическом поясе обоих полушарий; наибольшую территорию занимает в северном полушарии).
- Почему именно пустыни здесь расположены?(Господствуют сухие тропические вм; высокая температура воздуха; минимальное количество осадков (до 100 мм/год).
- Как называются пустыни, находящиеся в этой зоне?(На севере – Сахара, в южном полушарии – Калахари и Намиб)
- О каких животных и растениях пустыни вы узнали?
Просмотр видеофильма “ Пустыни и полупустыни”
Для более близкого знакомства с природными зонами Африки, с ее разнообразным растительным и животным миром, я предлагаю отправиться в гости в сказке,которая называется “Три дня в Африке”.
Ролевая игра “Три дня в Африке”
Ведущая: Помните сказку нашего детства, написанную К.И. Чуковским?
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять.
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие,
Злые крокодилы…
Таня: Африка ужасна
Да – да – да!
Ваня: Африка опасна
Да – да – да!
Вместе: Не ходите в Африку,
Дети, никогда!
Ведущая: Но папочка и мамочка уснули вечерком
А Танечка и Ванечка – в Африку бегом, -
Таня: В Африку!
Ваня: В Африку!
Ведушая: Три дня по Африке гуляют
Природные зоны изучают!
Таня: Ваня, посмотри, в этом лесу растут деревья-гиганты. Их стволы так толсты, что их не обхватят и 6 человек.
Ваня: Эти огромные деревья, как древние крепости, как воздушные мосты из лиан, соединяют верхушки деревьев на головокружительной высоте.
Таня: Здесь так сыро и мне очень тяжело дышать, не хватает кислорода. Интересно, а здесь живут люди?
Ваня: Какие же «сверхлюди» в состоянии противится опасности этого мрачного мира, жить в такой убийственной сырости (выходят 2 пигмея).
1-й: Здравствуйте!
Таня: Здравствуйте! Вы кто?
1-й: Мы – пигмеи, что означает «люди высотой с локоть». Нас около 80 тысяч и наши племена называются «бамбути».
2-й: «Эфе» и «акка». Мы – лесные кочевники. Живём на одном месте, пока есть дичь.
Таня: Но, как же вы живёте в таком лесу?
Ваня: Густом, сыром, непроходимом лесу, куда лучи солнца и не проникают.
1-й: Мы любим свой лес, отлично его знаем, здесь много дичи и ценных растений.
2-й: Мы хорошие экскурсоводы, рады гостям и, если хотите, мы многое можем вам рассказать.
Таня: Что это за вечнозелёное дерево с белыми и такими пахучими цветами?
1-й: Африка – родина этого кофейного дерева. Его плоды имеют красный цвет и содержат два семени. Мы их промываем, сушим, поджариваем, завариваем.Получается отличный кофе.
Ваня: Таня, посмотри, бананы! И растут прямо на дереве. Не нужно ходить на базар покупать.
2-й: Это не дерево. Это огромное травянистое растение с толстым корнем. После плодоношения ствол отмирает, а корневая система остаётся и даёт новые побеги.
Таня: Мы все очень любим бананы.
1-й: А мы готовим банановую муку, консервы, мармелад, сироп, вкусное вино. Хотите попробовать?
Ваня: Хот…!
Таня: Спасибо, но лучше уж натуральные продукты, правда, Ваня!
Ваня: Угу!
Таня: Ой, дождь!
Ведущая: Раздался раскат грома, молния и вновь раскат грома. Поляна превратилась в озеро. Молния прорезала тьму и метнулась вниз к дереву, возвышающемуся над лесом. Она коснулась верхушки и ослепила всех яркой вспышкой. Молния и гром, дождь и ветер дружно атаковали поляну.
2-й: Боже! Останови дождь! Обуздай ветер! От них рухнут деревья и раздавят перепуганных детей.
Ведущая: Но вот перестала сверкать молния, стихли грохот и яростный вой ветра, прекратился проливной дождь.
Ваня: Как же вы живёте в таком аду, лицом к лицу с враждебной природой?
1-й: Враждебной? С чего вы взяли? Дожди ниспосланы свыше для урожая и разнообразия.
Таня: Солнце вновь высоко, и вновь невыносимый зной. Хорошо, что листья дерева защищают нас от беспощадных, жгучих лучей. Что это за дерево?
2-й: Это масличная пальма. В своих семенах за год она накапливает 15 кг жира, который очень питателен. Она имеет сладкий сок.
Ваня: Вы слышите, шуршат сухие листья, рычание.
Таня: Мне страшно!
1-й: Это гепард. Он слишком занят своей жертвой и не слышит нас. Он большой трус. Не умеет лазать по деревьям, как леопард, но зато очень быстро бегает.
2-й: Быстрее лошади, быстрее антилопы. Это самые быстрые звери на земле. Бросаясь в погоню за добычей, гепард за 2 секунды развивает скорость 70 км/ч.
Таня: А здесь водятся обезьяны?
Ваня: Таня, а ты вспомни.
Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Приговаривала…
2-й: Не знаю, что это означает, но здесь действительно обитают человекоподобные обезьяны – горилла и шимпанзе.
Таня: Горилла покрыта густой чёрной шерстью. Имеет рост до 2 м и большую часть жизни проводит на земле.
Ваня: Шимпанзе меньше. Ростом до 1,5 м. И главным образом обитает на деревьях.
1-й: Вы колдуны? Вы читаете мои мысли.
Таня: Нет, мы просто учимся в 7-м классе Высокинской школы и очень любим географию.
2-й: И, что в вашей школе живут такие звери?
Ваня: Нет! В нашей школе работают учителя, которые нас всему учат.
1-й: Тогда может вы знаете и этого зверя. Он живёт у больших рек и озёр. Имеет грузное тело длиной до 4 м, держится на толстых и коротких ногах, а его голова сливается с туловищем.
2-й: Днём он находится в воде, выставляя для дыхания над водой одни ноздри, а по ночам совершает набеги на поля местных жителей.
Таня: Это же бегемот. А разъяренный бегемот опасен для человека и для сильных животных.
1-й: А ещё в наших лесах много муравьёв, ящериц, змей. В реках водятся крокодилы.
2-й: Здесь распространена муха цеце – переносчик «сонной» болезни человека. Много москитов, термитов. Из птиц – попугаи, кема.
1-й: Вот мы и подошли к границе моего владения. Вы покидаете экваториальный лес, а там смотрите – впереди уже другой воздух, другие растения и животные, другой мир – другая Африка. То – африканская Швейцария. Прощайте!
(Подходят к рисунку «Саванны и редколесья»).
Таня: Это же степь, покрытая высокой травянистой растительностью. Здесь жарко!
Ваня: А знаешь, что ночь здесь очень прохладная. Здесь точно люди не живут. Как же называется эта степь?
(Выходят местные жители – ватусси).
1-й ватусс: Приветствую вас, чужестранцы! Вы удивлены. Мы – ватусси – одно из племён Руанды, да очень высокие, наш рост 2-2,5 м.
Таня: Как называется ваша степь?
2-й ватусс: Вы в саванне, от испанского слова «сабана», что значит дикая, первобытная равнина. Трава у нас высокая, встречаются и деревья, кустарники, которые сбрасывают листья в сухое время года.
Таня: Что за интересное дерево?
1-й: Баобаб! Это священный символ. Дерево живёт до 5000 лет, его высота – 25 метров.
2-й: В охвате, ствол до 45 м. Только 20 человек, взявшись за руки, могут охватить его. На коре некоторых деревьев сохранились отметки, сделанные нашими предками 5 веков назад.
Таня: Посмотри, Ваня, его плоды похожи на огурцы.
1-й: А вот ещё интересное дерево. Это зонтичная акация. Её листья мелкие, расположены ребром к солнцу, поэтому под ним не найти тени.
Таня: А правда, что здесь растёт слоновая трава? Почему она так называется?
1-й: Это многолетняя трава высотой до 3,5 м. В начале дождливого сезона её солнечные молодые побеги, и листья служат хорошим кормом для всех травоядных, а в сухой сезон её поедают только слоны – отсюда и его название.
Ваня: Какой интересный кустарник, он имеет такие серебристые колоски на листьях и приятный запах.
Таня: Но на них так много мёртвых мух.
2-й: Это ловушка для мух, прилипшие мухи уже не могут улететь, т.к. на колосках есть железки, которые выделяют клейкую жидкость. Мухи – приманка для пауков, которые опыляют этот кустарник.
Таня: Мы незаметно заговорили о животных. Самым крупным в саванне является, наверное, слон?
Ваня: Африканский слон самое крупное животное на суше. Его масса – 5 т, рост – 3,5 м, а длина туловища до 5 м.
1-й: Раньше они жили на всём материке, а теперь их осталось мало. Они истреблены из-за ценной слоновой кости – бивней.
Таня: А жирафы – самые высокие. Их рост достигает 6 м. И они такие неуклюжие.
2-й: Несмотря на неуклюжий вид, они бегают быстрее лошади. Они и вправду, как будто собраны из запасных частей. Голова и туловище взяты у лошади, ноги – у антилопы, шея – верблюда и, наконец, пятнистую шкуру явно леопард одолжил.
Ваня: А это, что за животное, размером с гончую собаку? С крепкими когтями, длинным языком и зубами в виде трубочек?
1-й: Это трубкозуб. Он ведёт ночной образ жизни, а день проводит в норе, питается термитами и муравьями.
Таня: Какая самая крупная птица у вас?
2-й: Африканский страус. Её рост до 3 м, масса до 90 кг. Яйцо весит столько, сколько весит 40 куриных. Они хорошие сторожа, охраняют пастбища.
Таня: А какой зверь самый воинственный?
1-й: Конечно же, носорог. Все животные от него уходят.
Ваня: И даже слон?
2-й: Вряд ли носорог может причинить большой вред слону, но слон чаще всего избегает встречи с ним.
1-й: И даже племя масаи, храбрейших людей саванны, убивающие льва тонким копьём, боятся только одного зверя – носорога.
Таня: А как же царь зверей?
2-й: Здоровый, полный сил лев никогда не бывает опасным. Опасен он только в том случае, если болен, стар или его покидают самки.
Ваня: А из копытных, какие встречаются?
Таня: Я знаю. Это зебра, антилопы, буйволы.
Ваня: А из птиц – марабу, пеликаны, фламинго, цапли, которые на берегах рек и озёр образуют огромные птичьи колонии.
Таня: Богатство животного мира саванн уникально.
Ваня: Африка – это рай для животных. Единственное место на Земле, где четвероногие создания ещё достаточно просторно и вольготно чувствуют себя.
2-й: К сожалению, это давно уже не так, и давно уже африканских животных можно встретить лишь на территории национальных парков.
1-й: А там впереди вас ждёт пустыня. Там Африка другая, там нет дождей, а температура достигает 50˚-60˚ С. Будьте внимательны и осторожны! Ведь там ветер встает, и ложится вместе с солнцем. Горе вам, если вас застигнет самум – страшный песчаный вихрь.
(Подходят к картине «Пустыня Африки»).
Таня: Ваня! Может не пойдём дальше. Ведь не зря говорили нам, что Африка опасна, давай вернёмся домой!
Ваня: Чего ты боишься? Какой там самум? Посмотри – голубое небо, солнце не так уж и высоко.
Таня: Это потому, что ещё утро. Что ж, я совсем не боюсь. Кругом песок, воздух такой, как из раскалённой печи, и такой сухой, обжигает губы. Ой, что это ещё за призраки?
(Появляются люди – местные жители – туареги).
1-й туарег: Так, нас действительно называют призраками, т.к. наше лицо покрыто покрывалом. Мы кочуем и для нас это любимое место.
Таня: Но где же вы здесь живёте?
2-й туарег: Мы предпочитаем оазисы – зелёные островки жизни в безбрежном океане пустынь. Оазисы – это, прежде всего, зелёные перистые кроны финиковых пальм.Она обеспечивает нам жизнь.
Ваня: Вот она какая. Высокая, наверное, метров 20 и такие огромные листья, до 3 м в длину.
Таня: А я очень люблю плоды – финики: и сушёные, и варёные, и свежие, и вяленые.
А из животных, наверное, живут только верблюды?
Ваня: Верблюд – корабль пустыни!
1-й: Без воды африканский одногорбый верблюд может оставаться без воды 4-5 дней. В «цистерны» его желудка вмещается до 100 литров воды.
Таня: А антилопы, косули, газели есть?
2-й: Есть антилопы и газели. Они приспособились к жизни в пустыне, проделывают сотни километров в поисках воды.
1-й: Есть и хищники – гиены, шакалы, гепарды, лисицы.
2-й: Есть черепахи, ящерицы и змеи.
1-й: Из птиц – страусы и дрофы.
2-й: Есть и ядовитые скорпионы.
Ваня: Скудная растительность пустынь. Только в оазисах она и встречается, а то только пучки трав и колючие кустарники.
Таня: Да и животный мир беден. А многие животные истреблены человеком.
1-й: Нам пора прощаться. Вас, наверное, уже ждут. До свидания!
Таня: Ну и Африка!
Ваня: Вот так Африка!
Вместе: Удивительная Африка!
IV Обобщение и систематизация знаний.
1) В каких природных зонах побывали Таня и Ваня?
2) Как называют людей, которые живут в экваториальных лесах?
3) Что больше всего вам понравилось в этой зоне?
4) Но Тане больше понравилась другая зона. Как вы думаете, какая?
5) А каких людей они там встретили?
6) А почему эта зона самая привлекательная?
7) А где очень жарко было?
8) Как называется призраки, которых встретили Таня и Ваня? Почему?
V Игра
- «Кто лишний?»
- «Географическая почта»
Учащимся одного ряда раздают конверты (1 на парту) с названиями природных зон Африки, а также карточки с типичными представителями растительного и животного мира.
Учащиеся другого ряда получают такие же конверты и карточки. Задача играющих – за 2 -3 минуты «рассортировать» карточки по конвертам и отправить конверты по «адресу» ученикам третьего ряда, которые будут проверять правильность «сортировки», комментировать ошибки и оценивать работу.
VI Анализ урока
VII Домашнее задание: §28 стр.123 – 129;
Мы с вами не побывали ещё в одной природной зоне Африки – вечнозелёные жестколистые леса и кустарники, которые находятся в субтропическом поясе. Я предлагаю совершить вам заочное путешествие в этой зоне, а свои впечатления записать в виде мини-сочинения на тему «Один день в субтропиках». Путешествовать можете на любом виде транспорта: автомобиль, самолёт, верблюд или довериться своим ногам. А можете полететь на воздушном шаре – экологически чистом виде транспорта. Фантазируйте, всё в ваших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока математики с использованием ЭОР, 5 класс
План-конспект урока "Сравнение десятичных дробей", учебник Зубарева И.И, Мордкович А.Г....
Методическая разработка урока географии по теме "Ветер" 6 класс
. Урок по УМК А.И. Алексеев, «География» 6 кл., «Просвещение» 2010г. Тип урока - изучение нового материала. В ходе урока обучающиеся приобретут навыки работы в группах (умения распределять роли,...
Методическая разработка урока географии по теме "Ветер" 6 класс
. Урок по УМК А.И. Алексеев, «География» 6 кл., «Просвещение» 2010г. Тип урока - изучение нового материала. В ходе урока обучающиеся приобретут навыки работы в группах (умения распределять роли,...
Разработка урока географии по ФГОС в 7 классе по теме "Регионы Африки. Восточная, центральная, южная Африка.
Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...
Разработка урока географии с использованием проектной деятельности для 8 класса по теме "Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство"
Разработка урока географии с использованием проектной деятельности для 8 класса по теме "Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство"...
Разработка урока географии с использованием элементов технологии проблемного обучения "Стихии литосферы"
Разработка урока географии с использованием элементов технологии проблемного обучения "Стихии литосферы" ...
Методическая разработка урока географии с использованием ИКТ
Цели урока: образовательные: Обобщить знания учащихся о природных комплексах, о населении Южной Америки, подвести итоги изучения темы. Проверить знания учащимися характерных черт природы материка: рел...