методическая разработка интегрированного урока география и информатика с использованием ИКТ-технологий по теме "География мирового хозяйства"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
урок позволяет связать умения пользоваться ИКТ-технологиями при изучении географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_uroka_geografiya_otrasley_mirovogo_hozyaystva.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока
по предметам география и информатика с использованием ИКТ
Авторы:
учитель географии Гаврилова И.В.
учитель информатики Сергеева Н.А.
Тема урока:«География отраслей мирового хозяйства»
Цель урока:
Обобщение знаний по теме география промышленности, формирование законченного представления о развитии и размещении отраслей мирового хозяйства, его общих закономерностях как результате развития современного общества, применение знаний и навыков использования ИК технологий для анализа географической информации
Задачи урока:
Образовательные:
Контроль усвоения учащимися следующих общеучебных умений и навыков:
- систематизации знаний по изучаемой теме,
- самостоятельного поиска информации с использованием различных источников: учебник, карты, атласы, Интернет
- анализа полученных данных
- умения делать выводы
Создание условий для отработки учащимися навыков использования электронных вычислительных таблиц для наглядного представления и статистического анализа географической информации;
Отработка умений интегрировать знания и умения из различных предметов для решения конкретных задач и выполнения проектов
Развивающие:
- содействовать формированию у учащихся бережного отношения к природе и экологической культуры;
- создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умения находить нужную информацию, в том числе с помощью компьютера и сети Интернет, анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- создать условия для развития коммуникативных навыков;
- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;
- содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;
- развивать у учащихся интеллектуальные способности переноса знаний и умений в новые ситуации;
- научить учащихся работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;
- научить учащихся выступать перед аудиторией и защищать свою точку зрения;
- повышение мотивации к изучению экономической географии мирового сообщества
- повышение мотивации к изучению информатики
Воспитательные:
- способствовать развитию у учащихся культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
- способствовать развитию у учащихся умения отстаивать свою точку зрения;
- содействовать повышению уровня мотивации учащихся на уроках через средства обучения;
- способствовать формированию готовности и мобилизации усилий на выполнение заданий;
- создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;
Тип урока: интегрированный урок - решение проектно-исследовательской задачи.
Оборудование урока:
- Настенная политическая карта мира, карта промышленности мира, атласы, контурные карты, учебники В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира,
- компьютеры, программное обеспечение MicrosoftOfficeExcel 2007
- проектор
- групповые задания трех уровней сложности
- файлы с заготовками таблиц.
Планируемые результаты:
- Метапредметные (информационно-технологические)
∙ Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
∙ Способность ставить и находить ответы на вопросы по материалам изученных тем.
- Коммуникативные:
∙ Умение работать в группе: считаться с чужим мнением и отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения
∙ Умение обмениваться информацией по темеработы, фиксировать её в процессе коммуникации.
- Учебно-познавательные:
∙ Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность на уроке: поставить цель, определить задачи, выбирать пути решения этих задач;
∙ Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ, классификация, обобщение, формулирование выводов, решение задач;
- Умение представить полученные результаты в наглядной форме
∙ Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
- Личностные:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран мира;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - гармонично развитые социальные чувства и качества:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования
Ход Урока:
- Организационный момент.
Проверка присутствия учеников на уроке.
- Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя: (на экране – слайд со словами)
«Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.»
Фрэнсис Бэкон, английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.
(первая половина 16 века)
Как вы можете прокомментировать эти слова?
Учащиеся высказывают свое мнение о том, что передовыми, ведущими странами мы называем страны с высоко развитыми промышленностью, транспортом и сельским хозяйством, а отстающими – страны с низким развитием промышленности и сельского хозяйства.
- Оперативно-исполнительный этап
- Создание проблемной ситуации
Сегодня на уроке мы повторяем уже изученный вами материал по теме «География отраслей мирового хозяйства». Как определить, какая страна имеет более развитую промышленность, а какая – менее? Какая страна является лидером мировой экономики? Во всех ли отраслях мирового хозяйства лидирует США? Какое место в мировом хозяйстве занимает Россия?
- Постановка проблемы исследования
Вам предлагается провести исследование развития отраслей мирового хозяйства. Суть заданий сводится к поиску и сбору информации по выбранной теме и выполнению ее статистической обработки. Результаты обработки данных должны быть представлены визуально в виде диаграмм и графиков. Проанализировав их, вы сделаете вывод о «величии и благоденствии» наций. занесение их в заготовку таблицы.
- Определение темы исследования
Для выполнения исследования вы делитесь на группы по 2-3 человека и выбираете задание того уровня сложности, которое считаете приемлемым для себя. Задание содержит тему исследования.
- Формулировка цели исследования
Цель исследования заключается в анализе собранных данных по теме задания и представленных в виде диаграмм и графиков, то есть в оценке развития отраслей мирового хозяйства в разрезе конкретного задания
- Выбор метода исследования
Задание выполняется с использованием компьютерных технологий – занесение собранных данных в электронную таблицу, визуализацию данных и выполнение статистической обработки и использованием встроенных функций.
- Составление плана исследования
- Сбор материала (используется приготовленное оборудование и Интернет)
- Свод данных в табличную форму (используется компьютер, ПО MicrosoftExcel 2007, файлы с заготовками таблиц)
- Выбор типа визуализации данных
- Построение диаграмм и графиков (ПО MicrosoftExcel 2007)
- Выполнение статистической обработки данных (ПО MicrosoftExcel 2007).
- Исполнение задания, получение результата
Учащиеся выполняют задание по плану исследования. Результат работы (графики, диаграммы, статистические данные) сохраняются на сетевом ресурсе.
- Подведение итогов урока
Для подведения итогов урока результаты работы групп собираются на одном листе книге, с помощью проектора выводятся на экран для общего просмотра и ответа на вопросы:
- Какая страна имеет более развитую промышленность, а какая – менее?
- Какая страна является лидером мировой экономики?
- Во всех ли отраслях мирового хозяйства лидирует США?
- Какое место в мировом хозяйстве занимает Россия?
- Какой сектор хозяйства наиболее развит в России?
- Рефлексия (анкетирование)
Оцените, пожалуйста, свой вклад в работу группы.
Оцените работу ваших партнеров.
Оцените качество выполнения задания вашей группой
Приложение 1
Карточка-задание №1
к интегрированному уроку географии и информатики
тема: топливно-энергетический комплекс
Уровень 1.
Справочный материал: карты (Топливная промышленность мира, Полезные ископаемые мира); учебник географии, Интернет
Заполните таблицу «Объем и структура мирового потребления источников энергии» (заготовка таблицы хранится в файле «ТЭК уровень1», файл находится на диске P:/NA/География/ТЭК), используя для поиска информации любые доступные источники.
Источники энергии | 1900 | 1938 | 1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2010 |
Нефть | |||||||||
Дрова | |||||||||
Ядерная энергия | |||||||||
Уголь | |||||||||
Природный газ | |||||||||
Гидроэнергетика |
По полученным данным постройте наиболее наглядную диаграмму (график).
Приготовьте ответы на вопросы:
1. Почему из стран Ближнего Востока нефть везется и вдоль Африки, и через Суэцкий канал? Не выгоднее ли везти всю нефть через Суэцкий канал? Ведь такой путь транспортировки нефти более короткий.
2. Каковы тенденции изменения потребления различных источников в 20 веке?
Уровень 2.
Справочный материал: карты (Топливная промышленность мира, Полезные ископаемые мира); учебник географии, Интернет
Заполните таблицы «Доля в мировом производстве топлива и электроэнергии» и «Доля в мировом потреблении топлива и электроэнергии» (заготовки таблиц хранится в файле «ТЭК уровень2», файл находится на диске P:/NA/География/ТЭК), используя для поиска информации любые доступные источники.
Страна | Доля в мировом производстве топлива и электроэнергии | Страна | Доля в мировом Потреблении топлива и электроэнергии |
США | США | ||
Китай | Китай | ||
Россия | Россия | ||
Индия | Индия | ||
Венесуэла | Венесуэла | ||
Италия | Италия |
Для стран, которые входят в обе таблицы, построить диаграмму производства и потребления топлива и электроэнергии.
Приготовить ответ на вопрос: Почему некоторые страны входят в обе таблицы, а некоторые – только в одну?
Уровень 3.
Справочный материал: карты (Топливная промышленность мира, Полезные ископаемые мира); учебник географии, Интернет
Заполните таблицу «Объем добычи нефти и газа в мире в 2015 году» (заготовка таблицы хранится в файле «ТЭК уровень3», файл находится на диске P:/NA/География/ТЭК), используя для поиска информации любые доступные источники.
Страна | Добыча нефти, млн.т | Добыча газа, млн.м3 |
Саудовская Аравия | ||
США | ||
Россия | ||
Иран | ||
Венесуэла | ||
Мексика | ||
Норвегия | ||
Китай | ||
Канада | ||
Великобритания | ||
Нидерланды | ||
Алжир | ||
Индонезия |
Постройте диаграмму, иллюстрирующую эти данные. С помощью возможностей ЭТ определите лидеров по добыче нефти и газа, подсчитайте, на сколько их добыча превышает средний мировой показатель.
Все полученные таблицы и диаграммы (графики) соберите на одном листе Книги. Файл сохраните на сетевом ресурсе под именем ТЭК
Приложение 2
Анкета
Оцените по пятибалльной шкале:
- свой вклад в работу группы
- работу ваших партнеров
- качество выполнения задания вашей группой
На уроке узнал:______________________________________________________________
На уроке я научился:_________________________________________________________
На уроке я понял:____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Конспекты уроков по русскому языку с использованием современных технологий.
Данные конспекты уроков помогут учителям словесникам в реализации современных технологий.Технологии критического мышления и технологии дифференцированного обучения....
Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»
Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...
Методическая разработка интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе "Исследование графика квадратичной функции»
Технологическая карта интегрированного урока в 8 классе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ ПО ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация Данная разработка представляет собой ряд индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих продолжать образовательный процесс в дистанционной форме. Предложенная работа может быть п...
методическая разработка интегрированного урока по химии и географии "Мировая топливная промышленность. Нефть и ее переработка"
Потапова Елена Константиновна, учитель химии, Гончарова Елена Александровна, учитель географииМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 68 города Липецка.Методическая...
Методическая разработка интегрированного урока математики и информатики по теме «Преобразование графиков тригонометрических функций»
Цель урока: формирование знаний по теме на основе математики и информатики одновременно....