Адаптированная программа по географии для 5-7 классов
рабочая программа по географии (5, 6, 7 класс)

Ольга Евгеньевна Подольская

Данная программа разработана с учетом особенностей слабовидящих учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_5-9_kl.docx92.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заворонежская  средняя  общеобразовательная  школа

Рассмотрена  и рекомендована

к утверждению на заседании методического  объединения учителей естественно – научного цикла Терского филиала МБОУ Заворонежской СОШ

Протокол    __ от  30.08.2013

Руководитель ШМО

    ____________(__Волостных Н.И._____________)

Рекомендована

к утверждению методическим советом МБОУ Заворонежской СОШ

Протокол от  31.08.2019     1 

Руководитель МС

       _________(Радченко О.В.)

Утверждена приказом  

МБОУ Заворонежской СОШ

от 31.08.2019г.    225      

Директор

 ____________(Жукова В.В.)

Адаптированная рабочая программа

для обучающихся IV вида ( для слабовидящих)

учебного курса

по географии

для 5 -9 классов

                                                                                                 автор программы

                                                                                                учитель географии

                                                                         Подольская Ольга Евгеньевна

Срок реализации 5 лет

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         

Рабочая программа по географии для 5-9 классов разработана на основе нормативно-правовых документов основного общего образования:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
  2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067)
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).
  6. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

Рабочая программа разработана учителем географии Подольской О.Е. с                                                        учетом требований ФГОС ООО, в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования 

                 Основные цели и задачи данного курса:

  • создание у школьников целостного представления о Земле как планете людей,  ознакомление с разнообразием её природы и населения, формирование представления о странах и народах,  приобретение базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимые каждому человеку нашей эпохи.        
  • изучение закономерностей землеведческого характера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.
  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного  общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии дня поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания определенной территории; самостоятельному оцениванию безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.

Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

2. Содержание курса географии в 5–9 классах

Развитие географических знаний о Земле.

Введение. Что изучает география.

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Изображение земной поверхности.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

 Природа Земли.

Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон.Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.

Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения..Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.

Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата.Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности.Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.

Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.

Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.

Человечество на Земле.

Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.

Освоение Земли человеком.

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона).

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).

Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский.

А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).

Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).

Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.

Главные закономерности природы Земли.

Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.

Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости отгеографической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).

Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность.

Характеристика материков Земли.

Южные материки. Особенности южных материков Земли.

Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.

Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций,  современный район добычи нефти и газа).

Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).

Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).

Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).

Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.

Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).

Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).

Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).

Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.

Северные материки. Особенности северных материков Земли.

Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека.  Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).

Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.

Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).

Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).

Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).

Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).

Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).

Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).

Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).

Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).

Взаимодействие природы и общества.

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).

Территория России на карте мира.

Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.

Общая характеристика природы России.

Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.

Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение велечин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.

Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озёр. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.

Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.

Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.

Природно-территориальные комплексы России.

Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.

Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).

Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).

Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).

Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).

Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.

Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).

Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).

Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).

Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).

Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.

Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.

Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).

Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.

Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).

Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).

Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).

Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).

Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).

Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).

Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Население России.

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их классификация.

География своей местности.

Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.

Хозяйство России.

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.

Хозяйство своей местности.

Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.

Районы России.

Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.

Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации.

Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.

Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.

Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Азиатская часть России.

Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.

Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.

Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.

Россия в мире.

Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.

3. Планируемые результаты освоения обучающимися курса географии    

    в 5 - 9 классах

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

                 гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

                 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

                 осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

                 представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

                 осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  2. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  3. развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  4. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  5. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  6. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
  7. умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  1. умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
  2. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к предмету географии

Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять расовые отличия разных народов мира;
  • давать характеристику рельефа своей местности;
  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
  • приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;
  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  • давать характеристику климата своей области (края, республики);
  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно – тематический план. География. 5 класс.

№ п/п

Тема программы

Кол-во

часов

Кол-во

контрольных

работ

1

РАЗДЕЛ I

На какой Земле мы живем

4

1

2

РАЗДЕЛ II

Планета Земля

5

2

3

РАЗДЕЛ III

План  и карта

10

2

4

РАЗДЕЛ IV

Человек на Земле

4

1

5

РАЗДЕЛ V

Литосфера – твердая оболочка земли

12

3

Всего:

35

10

Учебно – тематический план. География. 6 класс . По учебнику  В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. «География Землеведение 5-6 . кл.»  М.: ООО»Дрофа» 2016

№ п/п

Тема программы

Кол-во

часов

Кол-во

контрольных

работ

1

РАЗДЕЛ I

Атмосфера.

11

1

2

РАЗДЕЛ II

Гидросфера.

11

2

3

РАЗДЕЛ III

Биосфера .

8

2

4

РАЗДЕЛ IV

Географическая оболочка .

3

1

Всего:

35

10

Учебно – тематический план. География. 7 класс.

По учебнику   В.А. Коринская, И.В.Душина, В.А. Щенев  «География : География материков и океанов» М.: ООО «Дрофа», 2014

№ п/п

Тема программы

Кол-во

часов

Кол-во

контрольных

работ

1

РАЗДЕЛ I

Введение.

2

1

2

РАЗДЕЛ II

Главные особенности природы Земли.

9

2

3

РАЗДЕЛ III

Население Земли.

3

2

4

РАЗДЕЛ IV

Океаны и материки.

50

1

5

РАЗДЕЛ V

Географическая оболочка – наш дом.

2

Всего:

70

10

Примерное тематическое планирование. География. 5 класс
( 1 час в неделю, всего35 часов)

Тема раздела

№ урока

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

На какой Земле мы живем

1

Зачем нам география и как мы её будем изучать

1

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать ее роль в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником

Выявлять изменение географических  представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад учёных и путешественников  в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях

2-3

Как люди открывали Землю

2

4

 География сегодня

1

Планета Земля

5

Мы во Вселенной

1

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему « Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года

Наблюдать действующие модели движения Земли вокруг солнца  и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояния и равноденствия. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи

6

Движения Земли

1

7

Солнечный свет на Земле

1

8

Обобщающее повторение по темам «На какой земле мы живем. Планета Земля»

1

9

 Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля»

1

План  и карта

10

Ориентирование на местности

1

Определять направление с помощью компаса, Солнца, Полярной звезды, « живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана  местности

Определять с помощью условных знаков изображённые объекты. Измерять расстояние и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейшие планы местности.

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления по глобусу. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.

Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки. Определять направления и расстояния по карте

Определять географические координаты по карте.

Определять направления, расстояния местоположения объектов с помощью масштаба. Находить объекты по координатам.

11-12

 Земная поверхность на плане и карте

2

13

Практическая работа №1 «Построение плана местности»

1

14

Географическая карта

1

15

 Градусная сетка

1

16-17

 Географические координаты

2

18

Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений»

1

19

 Контрольная работа № 2. «План и карта»

1

Человек на Земле

20

Как люди заселяли Землю

1

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути их расселения. Систематизировать информацию о приспособлениях людей к условиям жизни

Выявлять внешние признаки различных рас. Приводить доказательства о равенстве рас. Определять наиболее и наимение заселённые территории.

Находить и показывать на карте Россию, страны соседи, наиболее крупные государства.

21

 Расы и народы

1

22

 Практическая работа№3  «Сравнение стран мира по политической карте»

1

23

 Обобщение по теме «Человек на Земле»

1

Литосфера – твердая оболочка земли

24

Земная кора – верхняя  часть литосферы

1

Выявлять  особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы. Сравнивать свойства горных  пород.

Выявлять закономерности распределения землетрясений и вулканизма. Устанавливать пл карте сейсмические районы и пояса. Наносить  на карту районы землетрясений и вулканизма

Определять по картам количественные и качественные характеристики равнин мира и России. Наносить на контурную карту равнины. Описывать равнины по плану.

Определять по картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор мира и России. Наносить на контурную карту горы. Описывать  их по плану.

Находить природные объекты на контурной карте, определять их координаты.  Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

 Выявлять значение литосферы для человека. выявлять характер изменения в результате его деятельности.

25

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

1

26-27

Движение Земной коры

2

28

Рельеф Земли. Равнины

1

29

Рельеф Земли. Горы

1

30

 Практическая работа № 4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте.

1

31

Литосфера и человек

1

32

Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли»

1

33

Обобщающее и повторение изученного материала

1

34

Итоговый мониторинг

1

35

Повторение. Решение задач по карте. Анализ физических карт

1

Примерное тематическое планирование. География. 6 класс

( 1 час в неделю, всего35 часов)

Тема раздела

№ урока

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Гидросфера — водная оболочка Земли

1

Входной мониторинг. Состав и строение гидросферы.

1

Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме « круговорот воды в природе»

Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте ГП океанов, морей, заливов ,проливов, островов, полуостровов. Определять по картам глубины, наносить на контурную карту океаны, моря, заливы ,проливы, острова, полуострова. Выделять части рельефа дна. Составлять описание океана и моря по карте.

Решать задачи по расчёту относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание.

Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности. Определять по карте крупнейшие тёплые и холодные течения. Выявлять зависимость течений от направления господствующих ветров.

Определять по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану. Анализировать графики изменения уровня  рек. Выявлять по рисунку ( схеме) части долины реки. Осуществлять смысловое чтение .

Определять по карте геоположение и размеры крупнейших озёр мира и России. Составлять описание озёр по плану на основе анализа карт. Описывать по карте районы распространения ледников.

Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки земли и жизнь человека. Выявлять значение хозяйственного использования ресурсов Океана

2-3

Мировой океан.

2

4

Учимся с «Полярной звездой»

1

5

Воды океана.

1

6-7

Реки  - артерии Земли.

2

8

Озера и болота

1

9

Поземные воды и ледники

1

10

Гидросфера и человек

1

11

Контрольная работа по теме: «Гидросфера – водная оболочка Земли»

1

Атмосфера – воздушная оболочка земли

12

Состав и строение атмосферы.

1

Устанавливать причинно- следственные связи между свойствами ВМ и характером поверхности. Составлять характеристику ВМ.

Наблюдать за погодой и выявлять её особенности. Знакомиться с картами погоды. Описывать по карте количественные и качественные показатели состояния атмосферы..

Выявлять значение атмосферы для человека. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных явлениях в атмосфере.

Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении                              « Тропосфера- кухня погоды»

Вычерчивать и анализировать графики изменения t, вычислять среднесуточные t и суточную амплитуду. Решать задачи на определение средне месячной t. Выявлять зависимостьt воздуха от высоты Солнца над горизонтом.

Измерять АД с помощью барометра. Рассчитывать АД. На разной высоте. Выявлять по картам направления ветров. Вычерчивать разу ветров на основе дневника наблюдения.

Решать задачи по расчёту относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание.

13-14

Тепло в атмосфере.

2

15

Атмосферное давление.

1

16

Промежуточный мониторинг

1

17

Ветер.

1

18-19

Влага в атмосфере.

2

20

Погода и климат.

1

21

Учимся с «Полярной звездой»

1

22

Атмосфера и человек

1

23

Наблюдения за погодой. Карты погоды.

1

24

Контрольная работа по теме: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

1

Биосфера – живая оболочка Земли

25

Биосфера- земная оболочка

1

Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. Составлять схему связей в биосфере. Выявлять приспособление организмов к среде обитания. Анализ схемы круговорота веществ в биосфере

Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозёма. Выявлять причину разной степени плодородия.

Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги. Высказывать мнение о значении биосферы и воздействии человека на биосферу.

26

Почвы

1

27

Биосфера- сфера жизни.

1

28

Контрольная работа по теме: «Биосфера – живая оболочка Земли»

1

Географическая оболочка Земли

29

Географическая оболочка Земли.

1

Приводить примеры взаимосвязи в ГО. Сравнивать ПЗ. Приводить примеры приспособленности животных и растений к среде обитания . Составлять схему основных видов культурных ландшафтов. Приводить примеры  влияния человека на ландшафт. Подготавливать и обсуждать сообщения и презентации по проблемам антропогенного воздействия на природу.

30-31

Природные зоны Земли

2

32

Культурные ландшафты.

1

33

Контрольная работа по теме: «Географическая оболочка Земли»

1

34

Повторение

1

35

Итоговый мониторинг

1

Календарно - тематическое планирование по географии в 5 классе

на 2017-2018 учебный год

(1 час  в неделю, всего 35 часов)

Номер

урока

Тема раздела

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Виды и формы контроля

по плану

по факту

1

На какой Земле мы живем

Зачем нам география и как мы её будем изучать

1

05.09

Фронтальный опрос

2-3

Как люди открывали Землю

2

12.09

19.09

Индивидуальные ответы.

Защита реферата о путешественнике.

4

 География сегодня

1

26.09

Групповая работа

5

Планета Земля

Мы во Вселенной

1

03.10

Экпрес-опрос,беседа

6

Движения Земли

1

10.10

Составление и оценивание схемы

7

Солнечный свет на Земле

1

17.10

Фронтальный опрос

8

Обобщающее повторение по темам «На какой земле мы живем. Планета Земля»

1

24.10

Индивидуальные карточки

9

 Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля»

1

31.10

Тестирование

10

План  и карта

Ориентирование на местности

1

14.11

Беседа,

11-12

 Земная поверхность на плане и карте

2

21.11

28.11

Работа в парах

13

Практическая работа №1 «Построение плана местности»

1

05.12

Практическая работа на местности 

14

Географическая карта

1

12.12

Индивидуальные ответы

15

 Градусная сетка

1

19.12

Самостоятельная работа

16-17

 Промежуточный мониторинг. Географические координаты

2

26.12

16.01

Самостоятельная работа

18

Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений»

1

23.01

Практическая работа с картой

19

 Контрольная работа № 2. «План и карта»

1

30.01

Тестирование

20

Человек на Земле

Как люди заселяли Землю

1

06.02

Фронтально, индивидуально

21

 Расы и народы

1

13.02

Фронтальный опрос

22

 Практическая работа№3  «Сравнение стран мира по политической карте»

1

20.02

Работа в группах

23

 Обобщение по теме «Человек на Земле»

1

27.02

24

Литосфера – твердая оболочка земли

Земная кора – верхняя  часть литосферы

1

06.03

Фронтальный опрос

25

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

1

13.03

Фронтальный опрос, работа в группах

26-27

Движение Земной коры

2

20.03

03.04

Фронтальный опрос. Работа в малых группах

28

Рельеф Земли. Равнины

1

10.04

Сообщения по теме

29

Рельеф Земли. Горы

1

17.04

Фронтальный опрос

30

 Практическая работа № 4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте.

1

24.04

Картографический

диктант

31

Литосфера и человек

1

01.05

Работа в группах

32

Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли»

1

08.05

Тест «Литосфера»

33

Обобщающее и повторение изученного материала

1

15.05

Фронтальный опрос.

Защита реферата

34

Итоговый мониторинг

1

22.05

Тестирование,   географический диктант

35

Повторение. Решение задач по карте. Анализ физических карт

1

29.05

Практическая работа по карте

Календарно - тематическое планирование по географии в 6 классе

на 2017-2018 учебный год

(1 час  в неделю, всего 35 часов)

№ урока

Тема раздела

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Виды и формы контроля

по плану

по факту

1

Гидросфера — водная оболочка Земли

Входной мониторинг. Состав и строение гидросферы.

1

05.09

Тестирование

2-3

Мировой океан.

2

12.09

19.09

Фронтально, индивидуально

4

Учимся с «Полярной звездой»

1

26.09

Самостоятельная работа

5

Воды океана.

1

03.10

Фронтально, индивидуально

6-7

Реки  - артерии Земли.

2

10.10

17.10

Работа с картой

8

Озера и болота

1

24.10

Фронтальный опрос, работа с картой

9

Поземные воды и ледники

1

31.10

Беседа.

Экспресс-опрос

10

Гидросфера и человек

1

14.11

Работа в группах

11

Контрольная работа по теме: «Гидросфера – водная оболочка Земли»

1

21.11

Работа в группах

12

Атмосфера – воздушная оболочка земли

Состав и строение атмосферы.

1

28.11

Фронтально, индивидуально

13-14

Тепло в атмосфере.

2

05.12

12.12

Фронтально, индивидуально

15

Атмосферное давление.

1

19.12

Фронтально, индивидуально

16

Промежуточный мониторинг

1

26.12

Тестирование

17

Ветер.

1

16.01

Беседа, наблюдение

18-19

Влага в атмосфере.

2

23.01

30.01

Фронтально, индивидуально

20

Погода и климат.

1

06.02

Беседа, наблюдение

21

Учимся с «Полярной звездой»

1

13.02

Работа в парах

22

Атмосфера и человек

1

20.02

Индивидуальные карточки

23

Наблюдения за погодой. Карты погоды.

1

27.02

Наблюдения, работа со схемами.

24

Контрольная работа по теме: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

1

06.03

Зачёт, кроссворд.

25

Биосфера – живая оболочка Земли

Биосфера- земная оболочка

1

13.03

Фронтальный опрос

26

Почвы

1

20.03

Работа с картой

27

Биосфера- сфера жизни.

1

03.04

Географический диктант

28

Контрольная работа по теме: «Биосфера – живая оболочка Земли»

1

10.04

Защита реферата

29

Географическая оболочка Земли

Географическая оболочка Земли.

1

17.04

Беседа, наблюдение.

30-31

Природные зоны Земли

2

24.04

01.05

Картографический диктант.

32

Культурные ландшафты.

1

08.05

Защита проекта

33

Контрольная работа по теме: «Географическая оболочка Земли»

1

15.05

Тестирование

34

Повторение

1

22.05

Беседа,рассказ ученика

35

Рельеф Земли. Равнины

1

29.05

Письменная работа

Календарно - тематическое планирование по географии в 7 классе

(домашнее обучение)

на 2017-2018  учебный год

(2 часа  в неделю, всего 70 часов)

№ урока

 Тема раздела

   Тема урока

Количество часов

        Дата проведения

Виды и формы контроля

по плану

по факту

1

Введение

Как люди открывали и изучали Землю. Входной мониторинг.

Источники географической информации. Карта-особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды.

1

06.09

Беседа экспресс - опрос

Работа с картами

2

Главные особенности природы Земли

Литосфера и рельеф Земли.

Происхождение материков и океанов.

1

07.09

Фронтальный опрос, индивидуальные сообщения

3

Рельеф Земли.

1

13.09

Работа с контурными картами

4

Атмосфера и климаты Земли.

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы.

1

14.09

Работа с картами погоды

5

Климатические пояса Земли

1

20.09

Фронтальный опрос. Работа с контурными картами.

6

Гидросфера.  Мировой океан – главная часть гидросферы.

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений.

1

21.09

Фронтальный и и индивидуальный опрос. Индивидуальные карточки

7

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

1

27.09

Беседа. Работа со схемами.

8

Географическая оболочка.

Строение и свойства географической оболочки.

1

28.09

Работа в парах

9

Природные комплексы суши и океана.

1

04.10

Беседа. Наблюдения.

10

Природная зональность

1

05.10

Работа с контурными картами

11

Население Земли.

Численность населения Земли. Размещение населения.

1

11.10

Фронтальный и индивидуальный опрос

12

Народы и религии мира.

1

12.10

Работа в парах

13

Хозяйственна деятельность людей. Городское и сельское население.

1

18.10

Беседа, фронтальный опрос

14

Океаны и материки.

Океаны.

Тихий океан. Индийский океан.

1

19.10

Работа в парах

15

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан

1

25.10

Работа в парах

16

Южные материки.

Общие особенности природы южных материков.

1

26.10

Фронтальный опрос

17

Африка.

Географическое положение. Исследования Африки.

1

08.11

Беседа. Индивидуальные сообщения

18

Рельеф  и полезные ископаемые.

1

09.11

Работа с картой

19

Климат. Внутренние воды.

1

15.11

Фронтальный опрос, климатические карты

20

Природные зоны.

1

16.11

Работа с картой в парах

21

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.

1

22.11

Защита рефератов

22

Население.

1

23.11

Фронтальный и индивидуальный опрос

23

Страны Северной Африки. Алжир.

1

29.141

Работа с картами в парах

24

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия..

1

30.11

Работа с картами в парах

25

Страны восточной Африки. Эфиопия.

1

06.12

Работа с картами в парах

26

Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика.

1

07.12

Работа с картами в парах

27

Итоговый урок по теме «Африка»

1

13.12

Тестирование

28

Австралия и Океания

Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые.

1

14.12

Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа с картой.

29

Климат Австралии. Внутренние воды.

1

20.12

Беседа, работа с климатическими картами

30

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира.

1

21.12

Работа с картой. Рассказ ученика.

31

Австралийский Союз.

1

27.12

Фронтальный опрос

32

Океания. Природа, население и страны.

1

28.12

Работа с контурными картами

33

Итоговый урок по теме «Австралия и Океания»

1

17.01

Самостоятельная работа

34

Южная Америка

Географическое положение . Из история открытия и исследования материка.

1

18.01

Индивидуальные ответы.

Защита реферата о путешественнике

35

Рельеф  и полезные ископаемые.

1

24.01

Работа в парах с картами

36

Климат. Внутренние воды.

1

25.01

Беседа, наблюдения

37

Природные зоны.

1

31.01

Индивидуальная работа с картами

38

Население.

1

01.02

Фронтальный опрос, работа со статистическими материалами

39

Страны востока материка. Бразилия.

1

07.02

Работа с картами

40

Страны Анд. Перу.

1

08.02

Работа с картами

41

Итоговый урок по теме «Южная Америка»

1

14.02

Самостоятельная работа

42

Антарктида

Географическое положение . Открытие и исследования Антарктиды. Природа.

1

15.02

Индивидуальные ответы.

Защита реферата о путешественнике

43

Северные материки. Общие особенности природы северных материков.

1

21.02

Фронтальный опрос, работа с картой.

44

Северная Америка

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка

1

22.02

Индивидуальные ответы.

Защита реферата о путешественнике

45

Рельеф и полезные ископаемые.

28.02

Работа в парах с картами

46

Климат. Внутренние воды.

1

01.03

Работа с климатическими картами

47

Природные зоны. Население.

1

07.03

Картографический диктант. Статистические материалы.

48

Канада.

1

08.03

Индивидуальный опрос

49

Соединённые Штаты Америки.

1

14.03

Фронтальный опрос, карта.

50

Средняя Америка. Мексика.

1

15.03

Фронтальный опрос, карта.

51

Итоговый урок по теме «Северная Америка».

1

21.03

Самостоятельная работа

52

Евразия

Географическое положение. Исследования Центральной Азии.

1

22.03

Индивидуальные ответы.

Защита реферата о путешественнике

53

Особенности рельефа, его развитие.

1

04.04

Беседа, работа с контурными картами.

54

Климат. Внутренние воды.

1

05.04

Фронтальный и индивидуальный опрос

55

Природные зоны. Народы и страны Евразии.

1

11.04

Индивидуальные сообщения, работа с картами

56

Страны Северной Европы.

1

12.04

Работа в парах с картами

57

Страны Западной Европы. Великобритания.

1

18.04

Работа в парах с картами

58

Франция. Германия.

1

19.04

Индивидуальные сообщения

59

Страны Восточной Европы.

1

25.04

Работа в парах с картами

60

Страны Восточной Европы(продолжение)

1

26.04

Работа в парах с картами

61

Страны Южной Европы. Италия.

1

02.05

Фронтальный опрос

62

Страны Юго-Западной Азии.

1

03.05

Фронтальный опрос

63

Страны Центральной Азии

1

09.058

Фронтальный опрос

64

Страны Восточной Азии. Китай.

1

10.05

Фронтальный опрос

65

Япония.

1

16.05

Фронтальный опрос

66

Страны Южной Азии. Индия.

1

17.05

Фронтальный опрос

67

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

1

23.05

Фронтальный опрос

68

Итоговый урок по теме «Евразия»

1

24.05

Письменная работа

69

Географическая оболочка -наш дом.

Закономерности географической оболочки.

1

30.05

Фронтальный опрос, работа с карточками

70

Взаимодействие природы и общества.

Итоговый мониторинг

1

31.05

Беседа. Письменная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по географии 9 класс

Программа разработана для детей ОВЗ. Прилагается календарно -тематическое планирование...

Адаптированная программа по географии 10 класс

Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 10-гокласса составлена на основе примерной программы: География. Программа:  10-11 классы: базовый уро...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 6 класса с ОВЗ.

Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся с ОВЗ  6 класс....

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9 класса с ОВЗ

Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса с ОВЗ....

Адаптированная программа обучения географии с нарушением интеллекта

Программа рассчитана на учащихся, имеющих специфическое расстройство психического, психологического развития, задержку психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей:...