Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9 класса с ОВЗ
рабочая программа по географии (9 класс)
Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная рабочая программа по географии 9 класс для обучающихся с ОВЗ. | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе
государственной программы под редакцией Воронковой В.В. , (автор – Т.М. Лифанова ) 2011 г., Москва, Владос и учебным планом МКОУ «Ястребовская СШ» 2020-2021 учебного года.
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «География». Москва «Просвещение» 2011 год.
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ С ОВЗ
Данная программа по географии учитывает индивидуальные особенности обучающейся:
В результате обучения на дому у ученицы сформировалось образное мышление, присутствует система знаний , основные мировоззренческие ориентиры сформированы под влиянием семьи. Лебедева Лариса – восприимчивый и активный ребёнок. Она всегда доделывает начатую на уроке работу, творчески подходит к решению поставленной задачи. Контакт устанавливает хорошо. Поддерживает визуальный и речевой контакт. Интерес к заданиям проявляет. У ученицы происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, начинает овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у нее выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. У ученицы развита зрительная память, схемы и иллюстрации помогают усваивать материал урока. Работоспособность на уроке хорошая, она мало утомляется при интенсивной работе. Это не требует частых перерывов в занятиях. Выполнять домашние задания дома приучена. Редко требуется помощь взрослых. Самостоятельной работы как таковой не избегает, не требует постоянного физического присутствия учителя, чтобы получать подсказки и подтверждения (либо опровержения) своим действиям и их результатам. Мотивация к занятиям хорошая. В связи с особенностями личности обучающейся преподавание предмета сопровождается интерактивными мультимедийными образовательными ресурсами, схемами, опорами, презентациями. Важную роль играют алгоритмы выполнения заданий, которые она осваивает, выполняя некоторые виды работ совместно с учителем. Программа данного учебного предмета содержат адаптированные с учетом возрастных особенностей учебные тексты, иллюстрированный материал – рисунки, фотографии, плакаты презентации и т.д. .
На изучение стран Евразии выделено две четверти. Изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности.
Подбор материала в 9 классе «География России» предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о России. Изучение вопросов физической, экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.
Поскольку миграция выпускников школ мала - они остаются жить и работать в той местности, в которой учились - основное внимание курса следует обратить на реализацию краеведческого принципа («География своей местности»). Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, включает учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и, тем самым, воспитывает любовь к отечеству.
В содержании программы выделены два основных блока:
1.Общая географическая характеристика России (история исследования и освоения России, ее природа, население, ресурсы и народное хозяйство).
2.Характеристика географических регионов России.
При изучении отдельных регионов необходимо контролировать новые национально - территориальные образования, подчеркивая культурную и этнографические особенности населения. Важный аспект программы - развитие крупнейших городов, центров науки, развитие малых городов и сел, миграция населения, оттока русскоязычного населения из некоторых бывших союзных республик.
В программе выделены основные практические работы, указываются межпредметные связи, а также приводятся основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
Границы, государственный строй и символику России;
Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
Учащиеся должны уметь:
находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;
показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
9 класс
Государства Евразии (35час)
Государства Евразии
- Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор). Западная Европа2-3. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).4-5. Франция (Французская Республика).6. Германия (Федеративная Республика Германия).7. Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация). Южная Европа8. Испания. Португалия (Португальская Республика). 9-10. Италия (Итальянская Республика).11. Греция (Греческая Республика). Северная Европа12. Норвегия (Королевство Норвегия).13. Швеция (Королевство Швеция).14. Финляндия (Финляндская Республика). Восточная Европа115. Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика).16. Венгрия (Венгерская Республика).17. Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария).18. Югославия. Албания (Республика Албания).19. Эстония (Эстонская Республика).20.Латвия(Латвийская Республика).21. Литва (Литовская Республика).22. Белоруссия (Республика Беларусь).23. Украина.24. Молдавия (Республика Молдова).
Центральная Азия
- Казахстан (Республика Казахстан).26. Узбекистан (Республика Узбекистан).27. Туркмения (Туркменистан).28. Киргизия (Кыргызстан).29. Таджикистан (Республика Таджикистан). Юго-Западная Азия30. Грузия (Республика Грузия).31. Азербайджан (Азербайджанская Республика).32. Армения (Республика Армения).33. Турция (Республика Турция).34. Ирак (Республика Ирак).35. Иран (Исламская Республика Иран).36. Афганистан (Исламское Государство Афганистан).
Южная Азия
37-38. Индия (Республика Индия).
Восточная Азия
39-40. Китай (Китайская Народная Республика)41. Монголия (Монгольская Народная Республика).42. Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).43-44. Япония.
Юго-Восточная Азия
45-46. Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика). Таиланд (Королевство Таиланд) или другие страны по выбору учителя.
Россия
47. Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии.48. Сухопутные и морские границы России (повторение).49. Административное деление России (повторение).50. Столица, крупные города России.51. Обобщающий урок.52. Контрольная работа.
Межпредметные связи
Образование Российской империи. Образование и распад СССР. Суверенная Россия (история).
Практические работы
Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов. Нанесение границы Европы и Азии. Составление альбома «По странам и континентам».
Свой край
1. История возникновения нашего края.2. Положение на карте области, края. Границы. Поверхность.3. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.4. Полезные ископаемые и почвы нашей местности.5. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.
6. Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.7. Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.8.Население нашего края (области). Его состав. Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.9. Промышленность нашей местности. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы.10. Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.).11. Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).12. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.13. Наш город (поселок, деревня). 14. Обобщающий урок «Моя малая Родина».
Практические работы
На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры. Обозначить на контурной карте России свою область. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места. Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края. Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области. Регулярно читать местную периодическую печать. Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».
Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе (природоведение). История нашего края (история). Почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительный и животный мир, экологические проблемы (естествознание). Фольклор (музыка). Сфера быта, национальные блюда (СБО). Архитектурные памятники (изобразительная деятельность).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
Учащиеся должны знать:
* Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
* Границы, государственный строй и символику России;
* Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях,
* Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
Учащиеся должны уметь:
* Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы,
* Показывать Россию на политических картах мира и Евразии.
* Находить свою местность на карте России (природных зон. физической и политической картах).
* Давать несложную характеристику природных условий, характеристику о прошлом своего края.
* Называть и показывать на иллюстрациях культурные и исторические памятники своей области.
* Правильно вести себя в природе.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Отметка «5» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;
- для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.
Отметка «4» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
- раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;
- ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;
- допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
- основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определение понятий недостаточно четкие;
- не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.
Отметка «2» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | |||
1 | Западная Европа | 2 | 2 | |
2 | Южная Европа | 1 | 1 | |
3 | Северная Европа | 1 | 1 | |
4 | Восточная Европа | 3 | 3 | |
5 | Центральная Азия | 2 | 2 | |
6 | Юго-Западная Азия | 2 | 2 | |
7 | Южная Азия | 1 | 1 | |
8 | Восточная Азия | 2 | 2 | |
9 | Юго-Восточная Азия | 2 | 2 | |
10 | Россия | 6 | 6 | |
11 | Свой край | 13 | 13 | |
ВСЕГО | 35 | 35 |
КАЛЕНДАРНОЕ ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема программы | Основные виды учебной деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
Западная Европа | 2час | ||||
1. | Политическая карта Евразии. Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов. | Знать: предмет изучения географии, основные этапы познания Евразии. Уметь: называть основные объекты Западной Европы, населения и хозяйственной деятельности | |||
2. | Практическая работа №1. «Нанесение границы Европы и Азии». Заочное путешествие по странам Западной Европы: Великобритания, Франция (Французская Республика), Германия (Федеративная Республика Германия), Австрия (Австрийская Республика), Швейцария (Швейцарская Конфедерация). Их географическое положение, население, культура, обычаи и традиции | Уметь:пользоваться географической,политической картой Западной Европы. | |||
Южная Европа | 1час | ||||
3. | Испания, Португалия (Португальская Республика), Греция (Греческая Республика), Италия (Итальянская Республика). Население, культура, обычаи и традиции. | Знать: предмет изучения географии, основные этапы познания Южной Европы. Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности. Уметь:пользоваться географической,политической картой Южной Европы. | |||
Северная Европа | 1час | ||||
4. | Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика). Население, культура, обычаи и традиции. | Знать: предмет изучения географии, основные этапы познания Северной Европы. Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности | |||
Восточная Европа | Знать: предмет изучения географии, основные этапы познания Восточной Европы. Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной | 3час | |||
5. | Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Сербия и Черногория. | Уметь находить на политической карте страны и их столицы. | |||
6. | Страны Балтии. Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). | Уметь:пользоваться географической,политической картой Восточной Европы. | |||
7. | Страны СНГ. Белоруссия (Республика Беларусь). Украина. Молдавия (Республика Молдова). | ||||
Центральная Азия | 2час | ||||
8. | Азия. Центральная Азия. Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). | Знать: предмет изучения географии, основные этапы познания Центральной Азии Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности | |||
9. | Туркмения (Туркменистан). Киргизия (Кыргызская Республика). Таджикистан (Республика Таджикистан). | Определять на политической карте местонахождение данных стран,знать их столицы. | |||
Юго-Западная Азия | 2час | ||||
10. | Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения). | Знать: предмет изучения географии, основные этапы познания Юго-Западной Азии. Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности | |||
11. | Турция (Турецкая Республика). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламская Республика Афганистан). | Уметь:пользоваться географической,политической картой Западной Азии. | |||
Южная Азия | 1час | ||||
12. | Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика, население, культура, обычаи и традиции. | Знать: предмет изучения географии, основные этапы познания Южной Азии.. Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности. | |||
Восточная Азия | 2час | ||||
13. | Китай (Китайская Народная Республика). Монголия. | Уметь:пользоваться географической,политической картой Восточной Азии. | |||
14. | Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея). Япония. Географическое положение, природа, экономика, население, культура, обычаи и традиции. | Знать: предмет изучения географии, основные этапы познанияВосточной Азии.. Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности. | |||
Юго-Восточная Азия | 2час | ||||
15. | Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия). Географическое положение, природа, экономика, население, культура, обычаи и традиции. | Знать: предмет изучения географии, основные этапы познания Юго-Восточной Азии. Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности. | |||
16. | Итоговый урок. Путешествие по странам Евразии. Практическая работа №2. Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания, Шри Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай. Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр. Дон, Сырдарья. Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызылкум), изученных государств Евразии и их столиц. | Уметь:пользоваться географической,политической картой Юго_Восточной Азии. | |||
Россия | 6час | ||||
17. | Границы России. Практическая работа №3 Обозначение границ России на контурной карте России. Нанесение на контурную карту нашей страны контуров географических районов России (Центральная Россия. Поволжье, Северо-Западная Россия, Север Русской равнины. Юг Русской равнины, Северный Кавказ, Урал. Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. | Знать: предмет изучения географии, основные этапы познания России. Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельностию. | |||
18. | Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии. | Уметь:пользоваться географической,политической картой России. | |||
19. | Административное деление России. | ||||
20. | Столица, крупные города России. | ||||
21. | Обобщающий урок по России. | ||||
22. | Контрольная работа. | ||||
Свой край (13час) | 13час | ||||
23. | История возникновения Брянской области. | ||||
24. | Положение на карте России. Практическая работа №4 Заполнение таблицы «Различия в природе и хозяйстве европейской и азиатской частей России». Обозначение своей области на карте России. | ||||
25. | Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. | ||||
26. | Полезные ископаемые и почвы нашей местности. | ||||
27. | Реки, пруда, озёра, каналы нашей местности. | ||||
28. | Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоёмов. | ||||
29. | Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). | ||||
30. | Животный мир нашей местности (хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). | ||||
31. | Вред природе наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники. | ||||
32. | Население Красноярского края. | ||||
33. | Промышленность Красноярского края. . Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать выпускники школы. | ||||
34. | Специализация сельского хозяйстваКрасноярского края.. Транспорт нашего края. | ||||
35. | Обобщающий урок «Моя малая Родина». Наш посёлок Ястребово. Достопримечательности нашего посёлка. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2017, под редакцией В. В. Воронковой.
- Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. Начальный курс физической географии. 9 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 20011.-208 с.: ил.
- Е.А.Жижина Поурочные разработки по географии «Природа России». М. «ВАКО», 2017
- Е.А.Жижина Поурочные разработки по географии «Население и хозяйство России». М. «ВАКО», 20017
- Н.А. Никитина Поурочные разработки по географии «Физическая география». М. «ВАКО», 2014
- И.И.Баринова Рекомендации к планированию уроков по курсу «География России. Природа». М. «Дрофа», 2017
- Э.М. Раковская Методическое пособие по курсу «География: природа России». М. «Просвещение», 2017
- О.А. Бахчиева Начальный курс географии Методическое пособие М. «Дрофа», 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа по математике .5 класс.Для интегрированного обучения детей с ОВЗ
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин...
адаптированная рабочая программа по алгебре 7 класс
Адаптированная рабочая программа разработана для учеников индивидуальной формы обучения на 68 учебных часа ( 2 часа в неделю) по учебнику под ред. Макарычева...
адаптированная рабочая программа по геометрии 7 класс
Адаптированная рабочая программа разработана для учеников индивидуальной формы обучения на 34 учебных часа ( 1 час в неделю) по учебнику под ред. Атанасяна...
адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР
Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...
Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Адаптированная рабоча...
Адаптированные рабочие программы "Природоведение" 5,6 класс. "Биология" 7,8,9 класс. РП "Краеведение" 5 класс
Для работы коллегам...
Адаптированная рабочая программа по математике 5 класс (для обучающихся с интеллектуальным нарушением)
Рабочая программа учебного предмета «МАТЕМАТИКА» образовательной области «МАТЕМАТИКА» (адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственно...