Урок географии 6 класс "Атмосфера"
материал по географии (6 класс)

Данный материал поможет разраьотать урок для изучения   компонентов атмосферы на территории местности ,в которой проживаете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokgeografii_atmosfera.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ФИО автора материала.  Нагорных Татьяна Васильевна
  2. Место работы: МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка»

    3.Должность автора: учитель географии

АТМОСФЕРА

(Урок-практикум на основе проведённых наблюдений обучающимися 6-го класса)

Цели:

  • формировать у обучающихся познавательный интерес к географии;
  • углублять и расширять у школьников содержание изучаемого предмета;
  • связывать школьную географию с жизнью;
  • совершенствовать умения наблюдать, обрабатывать и анализировать результаты своих наблюдений.
  •  Методы исследований:
  • наблюдение в урочное и внеурочное время ( фенологические наблюдения за живой природой);
  • статистическая обработка материала наблюдений.

Место наблюдения:

П. Хомутовка (территория районного парка, школы, места жительства).

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ П. ХОМУТОВКА Отчет обучающихся о климате своей местности

П. Хомутовка находится в умеренном климатическом поясе. У нас четко выражены времена года: лето, осень, зима, весна.

Самый холодный месяц - январь, самый теплый месяц - июль.

Климат формируется под влиянием следующих факторов:

  • географического положения;
  • солнечной радиации;
  • циркуляции воздушных масс;
  • подстилающей поверхности.

На территории п. Хомутовка господствуют следующие виды воздушных масс по сезонам: Весной: континентальные - тропические континентальные умеренные

морские умеренные        преобладают

Летом: континентальные - тропические континентальные умеренные морские умеренные

иногда проникают арктические континентальные, приносящие резкое похолодание. Осенью: континентальные умеренные

морские умеренные,

 арктические континентальные

арктические морские

Зимой: континентальные умеренные        

морские умеренные арктические континентальные арктические морские

В течение года господствуют умеренные континентальные и морские ВМ.

Умеренные ВМ приходят к нам из Азорского максимума; иногда из Исландского минимума, (но уже имеют остаточное явление). Зимой к нам могут проникать ВМ, сформированные над Монгольским минимумом, а также с территории арктических широт.

В формировании местного климата значительна роль рельефа. Склоны южной экспозиции получают больше тепла, чем склоны северной экспозиции. Это важно учитывать в земледелии.

Основная масса осадков приходится на теплый период с апреля по октябрь. Значительная часть осадков выпадает в жидком виде, нередко в виде ливней, сопровождаемых грозами

Снежный покров появляется обычно в начале ноября. В 20011 году снежный покров появился 05.11.; в 2012 году снежный покров появился 28.10.

Мощность снежного покрова различна. В 2013 его мощность в среднем была около 1м30 см.

В нашем поселке, как и на территории области, выделяются следующие климатические сезоны:

Зима - период годичного цикла развития природы от перехода среднесуточной Г воздуха через 5°С в сторону понижения и образования устойчивого снежного покрова. Самый холодный месяц - январь.

В 2006 году, в январе была зафиксирована максимальная 1° -33°С, на отдельных территориях доходило до -35°С (п. Украинский, окраина п. Хомутовка, низменные места).

Предвесенье - период от средней даты прекращения устойчивых морозов и начала снеготаяния до схода снежного покрова, длится этот период примерно с 9 марта до 9 апреля.

Весна - период от схода снежного покрова до перехода среднесуточной 1° воздуха через +15°С. Этот период примерно в среднем длится с 9 апреля по 26 мая.

Лето - период со среднесуточной 1° воздуха выше +15°С, что совпадает с абсолютно безморозным периодом. Примерно этот период в нашем поселке начинается с 26 мая по 1 сентября.

В 2006 году в июле наблюдалась Г +37°С

Осень - период со среднесуточными температурами воздуха от 15 до 0. Период длится с 1 сентября по 7 ноября.

Предзимье - период от перехода среднесуточной температуры воздуха через 0 до начала устойчивых морозов и образования устойчивого снежного покрова (7 ноября по 5 декабря). Предзимье характеризуется частой сменой положительных и отрицательных температур.

Обучающиеся самостоятельно составляют диаграмму Количество дождливых дней составило 20%

Среднемесячная температура воздуха составила - 13,8 °С (см. график среднесуточных температур за сентябрь)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ (ПРАКТИКУМ)

Количество осадков за месяц выпало примерно в 3раза выше нормы  . (Дети составляют столбчатую диаграмму осадков).

Определение ветра велось по ветвям деревьев. «Роза ветров» была построена по количеству дней преобладающего ветра (Дети строят «розу ветров».)

Очень важными признаками, определяющими изменения погоды, является поведение животных, птиц и состояние растений. В течение сентября ребята проводили фенологические наблюдения за изменениями в живой природе.

Они выявили следующие закономерности:

  1. Перед дождем ласточки летают очень низко.
  2. Если мелкие мошки вьются на уровне глаз человека - значит: будет хорошая погода.
  3. Клевер сближает листья перед ненастьем.
  4. Паук плетет паутину в хорошую погоду.
  5. Если куры скрываются от дождя - он скоро прекратится, если гуляют под дождем - затяжной. ВЫВОД

Данные, зафиксированные учащимися за сентябрь 2013 года, позволяют сделать следующие выводы.

На территории поселка господствовали умеренные континентальные ВМ, о чем свидетельствует большое количество ясных солнечных дней, высчитанная амплитуда 9,3 говорит также о континентальности  климата.

Средняя  температура  составила 13,8°С, что является показателем осеннего месяца. Понижения суточных Г наблюдаются со II половины сентября. Заморозков на почве не наблюдалось.

МЕТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КЛАССА Календарь погоды за сентябрь 2012 г.

Число

Время наблюдения

Среднесуточная

Осадки, мм

Облачность

Направление ветра

8.00

16.00

22.00

01.09

+17

+18

+14

+16,3

45 мм

Переменная

С-3

02.09

+16

+15

+13

+14,6

В

03.09

+19

+21

+17

19

С-В

04.09

+11

+14

+12

12,3

в

05.09

+11

+14

+12

12,3

в

06.09

+14

+16

+11

13,6

штиль

07.09

+18

+20

+15

17,6

37 мм

Переменная

С-3

08.09

+16

+27

+15

19,3

штиль

09.09

+15

+21

+19

18,3

22 мм

Переменная

3

10.09

+12

+18

+11

13,6

Ю-В

11.09

+11

+15

+10

12

Ю-В

12.09

+14

+20

+ 11

15

Штиль

13.09

+14

+20

+9

14,3

В

14.09

+17

+23

+13

17,6

Ю

15.09

+7

+15

+8

10

Ю

16.09

+6

+20

+13

13

С

17.09

+6

+20

+13

13

Штиль

18.09

+7

+15

+8

10

С-3

19.09

+4

+20

+10

11,3

С-3

20.09

+12

+20

+13

15

С-3

21.09

+11

+13

+10

11,3

44 мм

Переменная

С-3

22.09

+12

+20

+14

15,3

Ю-В

23.09

+10

+20

+10

13,3

Ю-3

24.09

+10

+20

+10

13,3

Ю-3

25.09

+11

+21

+13

15

Ю-3

26.09

+9

+17

+10

12

Ю-3

27.09

+10

+16

+9

11,6

С-3

28.09

+10

+14

+8

10,6

С-3

29.09

+10

+15

+10

11,6

51 мм

Переменная

С-3

30.09

+11

+13

+12

12

37 мм

Переменная

С-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...