Урок Засушливые территории России 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс)
Урок Засушливые территории России 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zasushlivye_territorii_rossii.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Засушливые территории России
Практическая работа №13«Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон»
Цели и задачи урока:
Изучить особенности компонентов в полупустынях и взаимосвязи между компонентами зон. Сформировать образ полупустынь. Выявить экологические проблемы пустынь и пути решения проблем.
Оборудование:
Карты: физическая, почвенная, растительности, климатическая. Таблицы «Животные степей и пустынь»; гербарий; книги.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Повторение. Проверка домашнего задания
Задания
- Какие растения можно увидеть в степи весной? (Эфемеры - тюльпаны, пионы, ирисы, сон-траву.)
Что такое эфемеры? (Растения с коротким сроком вегетации.) Почему у растений летнего периода длинные и разветвленные корни, маленькие опущенные листья? (В условиях сухого лета растения добывают влагу с большой глубины, а опущенные листья - приспособление для меньшей потери влаги через испарение: на таких листьях меньше устьиц.)
- Почему почвы степей плодородны?
- Почему в степи не растут деревья? (В степи дефицит влаги, деревья более влаголюбивые растения, чем травы.)
- Почему животные степеней (сайгаки) живут стадами, а не в одиночку, как животные лесов (лоси)?
- Где в степи можно увидеть деревья? (В долинах рек, в балках, где ближе расположены грунтовые воды.)
- Каков современный ландшафт степей? (Степи более чем на 80% распаханы и заняты полями пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, а также бахчевыми культурами: арбузами, тыквами, дынями.)
- Почему для жителей степей характерны чувство дали и шири, коллективизм, вольность, стремительность? {Безграничные открытые пространства формировали у жителей степей чувство дали и шири. В степях жили кочевники, а затем вольные казаки. Здесь не было помещичьего землевладения. Открытые пространства, необходимость защиты своих земель от набегов кочевников и горских народов воспитали у жителей степей коллективизм и стремительность.)
- Почему станицы многолюдны и вытянуты на 10-15 км? {Станицы -сельские поселения в степях вытянуты, как правило, вдоль рек и балок. Плодородные почвы позволяют получать богатый урожай и дают возможность прокормить много людей. Кроме того необходимость защиты земель?)
- Какие опасные явления могут быть в степях? Что является их причиной? {Опасные явления степей - это засуха, то есть длительный период без осадков при сохранении высоких температур воздуха. Суховеи - горячие сухие ветры, иссушающие почву. Пыльные бури, причиной которых является распаханностъ
- Какую роль играет лес в жизни человека?
- В чем причина разнообразия лесов?
- Почему лесная растительность сменяется на лесостепную зону?
2.Новый материал
Практическая работа №13«Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон»
Работа выполняется по плану (план может быть на доске, или на каждом столе):
1) Географическое положение зоны.
2) Климат (зима, лето, увлажнение).
3) Почвы (плодородие).
4) Типичные растения (черты приспособленности к условиям жизни).
5) Типичные животные и их приспособленности к условиям обитания.
6) Экологические проблемы.
Природная зона полупустынь
Природная зона полупустынь и пустынь расположена на юго-востоке Русской равнины - на территории Прикаспийской низменности и на востоке Предкавказья. Климат - переходной от степей к пустыням - континентальный.
Осадков здесь выпадает меньше, чем в степях1— 300-200 мм, а испаряемость выше, чем в степи - до 1000 мм.
- Определите коэффициент увлажнения. {кувл = 0,3-0,2, скудное.) Лето здесь жаркое, средняя температура июля +22-24°С, а, следовательно, испарение с поверхности почвы вызывает перемещение в верхние горизонты солей и приводит к засолению почв.
Типичные почвы полупустынь - каштановые и бурые. Растет на этих почвах полынь, типчак. - Растительность не образует сплошного покрова, как в степи. Почему? (Не хватает влаги.)
Как правило, полупустыни используются под пастбища для овец и верблюдов. В пустынях влаги еще меньше. Здесь крайне скудное увлажнение. Речная сеть чрезвычайно редка, только транзитные реки протекают через пустыни, получив питание в лесной зоне.
- Приведите пример такой реки. (Волга, Урал.)
- Что смягчает условия жизни в пустыне? (Летом воздух и почва совершенно сухие. Но если бы воздух был более влажным, то переносить жару до +40°С было бы труднее.)
- В сухом воздухе наша кожа испаряет много влаги, и благодаря этому приспособлению организм сильно не перегревается, сохраняет свою постоянную температуру. Вот почему в жару мы ощущаем жажду и много пьем воды и чая, чтобы пополнить потери воды в организме.
В пустыне ночью температура резко понижается. Очень приятны прохладные летние вечера и ночи. Прохлада, конечно, относительна: Если днем температура +35—40°С, то вечером она понижается до +25, а ночью до +18°С.
Пустыня - это солнце и тепло. Пустыня - это дефицит влаги. Как приспособились растения и животные к условиям жизни в пустыне? Весной пустыня зеленеет от травы, почвы не видно совершенно. На фоне пустынной осоки и злаковых выделяют цветы мака, тюльпанов, герани и др. Но зеленеет пустыня не долго. К концу апреля - середине мая созревают семена у большинства растений и высыхают растения на корню.
- Как называются растения, жизнь которых от прорастания до созревания семян проходит за очень короткие сроки? (Эфемерами.)
- Летом растительность разрежена. Типичным растениям пустыни является верблюжья колючка.
- Длина корней верблюжьей колючки достигает 18 м. Объясните, для чего ей такие длинные корни. (Это позволяет собирать влагу с большого участка почвы и со значительной глубины, где есть влага.)
Сами растения пустыни придают пустыне летом унылый вид- из-за отсутствия на них привычных глазу зеленых и крупных листьев. Отсутствие листьев уменьшает испарение влаги и защищает стебли от перегрева. Учитель показывает гербарий.
На засоленных почвах растут - солянки. Если сорвать кустик солянки, на руках останутся капли соленой воды. Почему они не гибнут от соли? (В стеблях и листьях мясистой солянки имеется водоносная ткань, которая наполняется водой со слабым раствором солей осенью и весной, когда в почве много влаги. Благодаря запасам воды и экономному ее расходованию на испарение, растение переносит летнюю засуху.)
11очвы пустынь - сероземы. При орошении этих почв можно получать хорошие урожаи, т. к. в них содержится много минеральных солей.
Саксаул - дерево пустыни, имеет искривленные стволы без листьев. В несу ич саксаула нет тени. Достигает высоты 4-5 м, живут до 150 лет. Древесина тяжелая, тонет в воде. Саксаул - прекрасный закрепитель песков. За год на стволе саксаула появляется несколько годовых колец. Так что определить его возраст по кольцам невозможно.
- Почему у саксаула неоднократный прирост в течение одного года? (Сколько было дождей, столько и годовых колец.)
- Назовите животных пустынь. (Верблюд, множество пресмыкающихся - змей, черепахи, ящерицы.)
- Вспомните, какие приспособления имеют обитатели пустыни? (Некоторые впадают на засуху в спячку, или зарываются в песок, обитают в норах, экономно расходуют воду и довольствуются малым количеством воды.)
Задания на закрепление
- Найдите объяснение терминам: солонцы, солончаки, сероземы, та-кыри, джузгун, эфемеры.
Солонцы - засоленные почвы, в которых легкорастворимые сои, в больших количествах содержащиеся в почве, находятся на глубине 20-50 см. Пригодны для земледелия после промывки.
Солончаки - тип почв, в которых соли в большом количестве находятся-в поверхностном слое.
Сероземы - почвы пустынь.
Такыри - ровное глинистое место, лишенное растительности в сухое время разбиты трещинами на многоугольники
Джузгун - песчаная акация, растет на песках, может пускать из корней ветки, а из ветвей придаточные корни, и расти наоборот
Эфемеры - растения с коротким сроком вегетации.
Домашнее задание П.44 Атлас, с. 14–15, 18–21, 26–27;
Для желающих: написать рассказ «Один день в степи» или «Один день в пустыне». Либо составить схему взаимосвязей в природных зонах степей или полупустынь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок география России 8 класс "Особо охраняемые территории России"
Открытый урок по географии России 8 класс "Особо охраняемые территории России",с сообщениями учеников о разных формах охраняемых территорий в виде презентаций....
Презентация урока "Формирование территории России" по географии 9 класса
Презентация к уроку географии 9 класс...
Урок из цикла " Формирование территории России" Присоединение Крымского плоуострова к территории России
Урок из цикла « Формирование территории России» ( Слайд 1)Присоединение Крымского полуострова к территории РФПодготовила учитель географии МБОУ СОШ №11г. Невинномысска Демещук Светлана Але...
План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».
План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации». Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимна...
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...
Проект урока. Тема: " Распределение температуры воздуха и осадков на территории России ". Класс: 8
Разработка проекта урока в 8 классе на тему "Распределение температуры воздуха и осадков на территории России". Предложены практические задания на определения температуры воздуха в разных ча...