Проект урока. Тема: " Распределение температуры воздуха и осадков на территории России ". Класс: 8
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Разработка проекта урока в 8 классе на тему "Распределение температуры воздуха и осадков на территории России". Предложены практические задания на определения температуры воздуха в разных частях России, задачи на рассчет амплитуды, коэффициента увлажнеия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока. | 23.63 КБ |
Презентация к уроку. | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока
Предмет: география
Тема: Распределение температуры воздуха и осадков на территории России
Класс: 8
Цель: познакомить учащихся с особенностями распределения тепла и влаги на территории России.
Задачи: закрепление терминов и понятий, изученных в теме "Климат";
- знакомство с климатическими "рекордами" России;
- формирование навыков работы с климатическими картами;
- формирование навыков анализа климатических карт и выявление закономерностей распределения тепла и влаги по территории России;
- формирование навыков работы индивидуально (самостоятельно), в группе
Основное содержание темы, термины и понятия.
Распределение солнечной радиации, средних температур июля и января, осадков на территории России, климатические рекорды России. Влияние климатообразующих факторов на распределение температуры и осадков. Работа с климатическими картами. Континентальность климата.
Термины и понятия:
- Солнечная радиация
- Климатообразующие факторы
- Средняя температура июля
- Средняя температура января
- Амплитуда
- Годовое количество осадков
- Коэффициент увлажнения
- Испаряемость
- Континентальность климата
Ход урока
Сегодня мы с вами продолжим изучение темы климат.
Учитель:
Мы начнем урок с информации, которая ежедневно звучит с экранов.
Давайте повторим, какие характеристики погоды мы рассмотрели на прошлом уроке?
Опрос:
- Что такое климат?
-Какой океан оказывает большое влияние на климат России? ( АО)
-Назовите климатообразующие факторы? (Г.П.,солнечная радиация, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность)
-Что такое ВМ?
-Какие виды воздушных масс господствуют над территорией России?
Над Россией перемещаются три типа воздушных масс: арктические (АВМ), умеренные (УВМ), тропические (ТВМ).
-Какими характеристиками они обладают и где формируются?
АВМ формируются над Северным Ледовитым океаном (холодные, сухие).
УВМ формируются в умеренных широтах. Над сушей — континентальные (КВУШ): сухие, теплые летом и холодные зимой. Над океаном — морские (МКВУШ): влажные.
Господствуют в нашей стране умеренные воздушные массы, т. к. Россия расположена большей частью в умеренных широтах.
— Как свойства воздушных масс зависят от подстилающей поверхности? (Воздушные массы, формирующиеся над морской поверхностью, — морские, влажные, над сушей — континентальные, сухие.)
- Что значит понятие "трансформация воздушных масс"? (изменение свойств ВМ под влиянием подстилающей поверхности)
- Какие ветры господствуют в умеренных широтах России? (западные)
- Почему происходит изменение свойств умеренных воздушных масс над территорией России? (большая протяженность с запада на восток и подстилающая поверхность)
-Какое явление природы, связаны с климатом в стихотворении А.С. Пушкина: «Мороз и солнце, день чудесный!»?
АНТИЦИКОН определение
«Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя….» ЦИКЛОН определение
Итак, нами были рассмотрены на предыдущих уроках закономерности распределения солнечной радиации, циркуляции воздушных масс над нашей страной.
Сегодня мы продолжим знакомиться с климатическими особенностями территории России.
Какие характеристики прозвучали в прогнозе, которые мы не рассматривали?
(Температура воздуха и осадки)
Объяснение нового материала
Актуализация знаний.
- Сегодня наша речь пойдет о температуре и осадках, характерных для территории России.
- И тема нашего сегодняшнего урока: «Распределение температуры воздуха и осадков на территории России» (Слайд 1)
Цель: познакомить учащихся с особенностями распределения тепла и влаги на территории России. (Слайд 2)
Перед нами будет стоять один вопрс.
Проблемный вопрос - Как климатообразующие факторы влияют на распределение тепла и влаги на территории России??? (Слайд 3)
- Особенности распределения t воздуха в январе и июле.
Прежде чем говорить о температуре воздуха, давайте вспомним:
- Что такое изотермы? (линии с одинаковыми температурными показателями)
(Слайд 4)-карта
Задание 1. Откройте учебник на стр.65-66 карты температур января и июля . - Что заметили? (В июле температура понижается с юга на север, а в январе – с запада на восток)
- Какой климатообразующий фактор определяет распределение июльских температур? (Географическая широта)
- А январских температур? (воздушные массы)
- Почему в январе географическая широта не играет решающей роли? (Снег отражает солнечную радиацию)
У вас на партах лежат листы-помощники, обратимся к ним
- Определите ход изотерм по картам рис. 35, 36, стр. 65, 66.
В таблицу запишите среднемесячную температуру января и июля для городов: Архангельск, Екатеренбург и Оймякон:
Пункт (город) | Ср. t0С июля | Ср. t0С января | Амплитуда t0С | Средне- годовое количество осадков | Коэффициент увлажнения |
Архангельск | |||||
Екатеринбург | |||||
Оймякон |
- Проанализировав карты, чем можно объяснить такую картину?
Ответ найдите в учебнике на с.65.( Прочитать из учебника)
- Назовите район с самыми высокими температурами июля (Прикаспийская низм.), с самими низкими температурами января (Северо-восток Якутии, Оймякон, Верхоянск)
Выступление ученика . Сообщение об Оймяконе.( Слайд 5)
У нас прозвучал еще один термин. Амплитуда.
- Что такое амплитуда температур? (разница между максимальными и минимальными температурами)
- Определите годовую амплитуду температур в городах Архангельск, Екатеринбург и Оймякон. Данные запишите в таблицу.
Проанализируйте изменение амплитуды температур. Какая закономерность прослеживается? (С запада на восток амплитуда возрастает)
Это характеристики по которым судят о степени континентальности климата.
Вывод 1: (заполните пропуски)
- Зимой на распределение t воздуха большое влияние оказывают циркуляционные процессы, особенно ветры …. …. (западного переноса) с …. (Атлантического) океана. Континентальность климата …. (возрастает) с запада на восток.
- Летом решающее влияние на распределение t оказывает …. ….. (солнечная радиация), поэтому t воздуха ….. (увеличивается) с севера на юг.
Физминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели, вновь за дело!
Теперь перейдем к изучению распределения осадков на территории России.
-Что такое атмосферные осадки? (Слайд 6)
-Какие они бывают?
- Проанализируйте карту рис. 37, стр. 67. ( Слайд 7) карта
- Как распределяются осадки на территории страны? (неравномерно)
- Назовите факторы, влияющие на количество выпадения осадков?
Найдите ответ в учебнике с.67.
(циркуляция воздушных масс, особенности рельефа, температура воздуха, близость океана) (Слайд 8)
- Определите годовое количество осадков для городов, указанных в таблице?
- В каких районах России выпадает максимальное количество осадков, почему?
(горы Кавказа, Алтая, на юге Дальнего Востока – наветренные склоны, а также лесная зона В-Е равнины – влияние Атлантического океана) ( Слайд 9)
- В каких районах выпадает минимальное количество осадков, почему? (полупустыни Прикаспийской низменности – влияние континентальных ВМ)
(Слайд 10)
Вывод 2: (заполните пропуски)
Наибольшее количество осадков на берегу Тихого океана связывают с летним муссоном и рельефом; большое количество осадков на западе России в умеренном поясе объясняют господством морского воздуха с Атлантики и активной циклонической деятельностью. На севере осадков выпадает мало из-за присутствия сухого арктического воздуха. Внутри материка, на юго-востоке Русской равнины, на Среднесибирском плоскогорье, осадков мало из-за господства континентального воздуха и антициклональной погоды.
Коэффициент увлажнения
- Количество выпадающих осадков не дает полного представления об увлажнении территории.
Например, в тундре выпадает 300 мм, и в Нижнем Поволжье 300 мм, только для тундры – это избыток влаги, а в Нижнем Поволжье влаги явно не хватает. В чем же причина?
- Обратимся к ещё одному показателю климата – коэффициент увлажнения.
- Обратимся к учебнику с.68 .
Как находится коэффициент увлажнения? (К=О/И)
Испаряемость- – количество влаги, которое может испариться при данных атмосферных условиях. (слайд
- В каком случае увлажнение считают достаточным, недостаточное и избыточным?
(К=1, К<1, К>1)(Слайд 11)
- Используя карту рис.38 с.68 и данные таблицы, определите испаряемость и вычислите коэффициент увлажнения для данных городов.
Вывод 3: (заполните пропуски)
Увлажненность территории зависит от количества выпадающих ….. (осадков) и …. (испаряемости).
Закрепление.
А теперь проверим как вы усвоили знания новой темы.
Тест.
Домашнее задание
§11 листочки
Итог урока.
Ну, а теперь подводим итоги всего урока.
Что нового вы узнали сегодня? С какими новыми климатическими показателями познакомились?
Что научились рассчитывать?
1. Мы узнали, как распределяются по территории России средние Т января и июля и осадки, выяснили, где они максимальны и минимальны.
2. Изучили, что такое испаряемость и коэффициент увлажнения, как он подсчитывается, что показывает, подумали, кому могут пригодиться эти показатели.
3. Познакомились с новой климатической картой.
4. Расширили свои знания о нашей необъятной Родине, еще раз доказали, насколько она огромна и разнообразна с точки зрения климата.
- Выставление оценок в журнал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Рассмотреть закономерности распределения элементов климата тепла и влаги на территории России.
Проблемный вопрос: Как климатообразующие факторы влияют на распределение тепла и влаги на территории России?
выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях. Вода в жидком или твердом виде, Атмосферные осадки
Виды осадков по образованию
Распределение осадков 600-800мм 200-400мм 300-400мм От каких факторов зависит?
Факторы, влияющие на количество осадков Циркуляция воздушных масс Особенности рельефа Температура воздуха б лизость океана
Как распределяются осадки на территории России Причины Западный перенос ветров, морской воздух с Атлантики, циклональная деятельность, открытость запада России к Атлантике Вытянутость хребтов параллельно океану, муссонная циркуляция Арктические воздушные массы с Северного Ледовитого океана На наветренных склонах гор выпадает больше осадков Следствие Больше осадков на Восточно-Европейской равнине, между 55 - 65 с.ш . На Дальнем Востоке выпадает много осадков на восточных склонах хребтов На севере России осадков мало Склоны гор (Урал, Алтай, Кавказ) собирают влагу
Коэффициент увлажнения - это отношение годовой суммы осадков к испаряемости k= Q/ И Испаряемость - это количество влаги, которое может испариться с водной поверхности при данной температуре k 1 - увлажнение избыточное k = 1 - увлажнение достаточное k 1 - недостаточное увлажнение (0,8 – 0,9) k 1 (0,3) – скудное увлажнение
+45 С -71 С 3240мм Чуйская степь Убсунурская котловина Самое холодное лето – 1,2 С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Атмосфера.Температура воздуха"
Разработка урока и презентация. Урок разработан в технологии проблемного обучения...
Урок по теме "Распределение температуры воздуха и осадков на территории России"
Данный материал представляет собой разработку урока географии для 8 класса по теме "Распределение температуры воздуха и осадков на территории России" с использованием...
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. 7 класс
Презентация к уроку географии 7 класса по теме «Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы». Целью презентации является формирование у обучающихся представлений о расп...
Урок Распределение температуры воздуха по территории России 8 класс
Урок географии в 8 классе по ФГОС на тему "Распределение температуры воздуха по территории России"...
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы.
Презентация к уроку географии 7 класса по теме «Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы». Целью презентации является формирование у обучающихся представлений ...
Распределение температуры воздуха, осадков, давления. Воздушные массы. Постоянные ветры.
Заданияя для самостоятельной работы учащихся по теме "Распределение температуры воздуха, осадков, давления. Воздушные массы. Постоянные ветры"...
Распределение температуры воздуха по территории России.
Презентация по теме: " Распределение температуры воздуха на территории России" для 8 класса...