Открытый урок география России 8 класс "Особо охраняемые территории России"
презентация к уроку по географии (8 класс) по теме
Открытый урок по географии России 8 класс "Особо охраняемые территории России",с сообщениями учеников о разных формах охраняемых территорий в виде презентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_geografii_v_8.docx | 26.05 КБ |
osobo_ohranyaemye_territorii_rossii.pptx | 169.9 КБ |
nacionalnyy_prirodnyy_park_turgoyak.pptx | 605.48 КБ |
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.99 МБ |
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint_2.pptx | 467.64 КБ |
pamyatniki_prirody_krasnogorskogo_rayona.pptx | 272.17 КБ |
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint_2.pptx | 467.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель географии МКОУ «Карагужинская ООШ»
Старикова Ирина Брониславовна
"Особо охраняемые территории России. Заповедники России"
Цели урока:
- Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.
- Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы России.
- Определить роль охраняемых территорий.
- Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
- Формировать экогеографическое мировоззрение.
Задачи учителя:
- Организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную часть знаний ребята приобрели самостоятельно.
- Использование межпредметных связей с целью расширения и углубления знаний учащихся по данной теме.
Тип урока:
Усвоение новых знаний (изучение нового материала), с элементами путешествия по особо охраняемым территориям России.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
- фронтальная;
- индивидуальная;
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский.
Межпредметные связи:
- география – история;
- география – экология;
- география – краеведение;
- география – информатика.
Средства обучения:
- Физическая карта России;
- Карта “Заповедники России”;
- Учебник: “География: природа России – 8 кл.”;
- Тетради;
- Схема: “Охраняемые территории России”;
- Проектор. Компьютер. Компьютерные презентации учащихся;
Содержание урока:
На доске тема: “Охраняемые территории России. Заповедники России. (слайд 1)
Охранять природу —
Значит охранять Родину.
М.М.Пришвин (слайд 2)
Ход урока
I. Оргмомент:
- приветствие;
- проверить подготовку ребят к уроку.
II. Постановка цели.
Учитель: У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у человечества просто не будет будущего.
Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы.
Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека.
Эпиграфом нашего урока являются слова Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину»
Родина для нас в широком смысле этого слова - это Россия, но у каждого из нас есть малая Родина, а для нас это Алтайский край частицей которого является Красногорский район и село Карагуж которому исполнилось 200 лет.
На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным районам России. Это охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки. Они предназначены для сохранения природных комплексов. Редких видов животных и растений.
III. Изучение нового материала.
1) Работа тетрадью.
В тетради: тема урока.
Особо охраняемые природные территории — одна из форм сохранения природы, поэтому относятся к объектам общенационального достояния, сохраняя уникальные и типичные экосистемы, биологическое и ландшафтное разнообразие.
2) схему ООПТ в тетрадь (слайд 3)
3) Актуализация знаний.
Вопрос учителя: – Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему?
Историческая справка развития заповедного дела в России
Уже на самых ранних этапах своего развития племена, населявшие территорию нашей страны, обращали внимание на необычные явления природы — водные источники с особо чистой или целебной водой, выходы примечательных горных пород и минералов, деревья-патриархи, места концентрации полезных растений и животных. Понимая их значение, они брали их под охрану, объявляя священными.
Позднее, в VI–VII вв., возникла еще одна форма охраны — запрет на использование растительности и охоту в местах захоронения предков славян — «жальниках». Именно в это время приобретает широкое распространение термин «заповедник», т.е. повеление, запрещение, находящееся под запретом, охраной.
Со времен княгини Ольги летописи упоминают о наличии таких угодий на всей территории Киевского княжества, т.е. существовала сеть заповедно-заказных территорий, богатых по видовому и количественному составу, которые послужили основой для создания заповедных территорий в наше время.
Заповедниками в полном смысле сегодняшнего понимания этого термина служили в России XVI–XVIII вв. «засечные полосы» — пограничные леса. По указу 1638 г. следовало «учинить заказ крепкий, чтобы в заповедный засечный лес никакой человек для бортных ухожий (лесное пчеловодство) и для рыбных ловель, и бобровых, и выдряных гонов... не ходил». А нарушителям грозило «быть в смертной казни без всякой пощады».
Несомненный вклад в дальнейшее формирование идей заповедности внес Петр I указом от 19 ноября 1703 г. об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев», нарушение которого каралось смертной казнью. И уже тогда были предприняты первые шаги по инвентаризации отдельных биологических объектов этих площадей: учет дичи, описание и картирование заповедных деревьев, дубовых насаждений. Петр I указал «заботиться о сохранении лесов и во всех местах, где возможно, добрые и притом другие потребные веши насаждать и возвращать».
Понятие заповедности в XIX в. главным образом связано с охраной лесов, что создавало благоприятные условия для существования животного мира. Указ Сената от 10 ноября 1832 г. повелевал выделять в неприкосновенный запас из лесов казенных крестьян «заказные рощи», получившие название «заповедные». Их охрана возлагалась на волостные правления. Такая практика надежно обеспечивала сохранение лесов для будущих поколений.
Основы современного отечественного заповедного дела были заложены в конце XIX — начале XX вв. идеями выдающихся русских ученых-естествоиспытателей: В.В. Докучаева, И.П. Бородина, Г.Ф. Морозова, Г.А. Кожевникова, В.П. Семенова-Тян-Шанского, А.Н. Формозова и др.
Первый общегосударственный акт «Об установлении правил об охотничьих заповедниках» принят в октябре 1916 г. царским правительством. В декабре того же года «распоряжением, объявленным Правительствующему Сенату Министром Земледелия», на берегу озера Байкал был создан первый государственный заповедник — Баргузинский.
В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков
(Слайд 4)
3)Запись определения в тетрадь-«заповедник»
Презентация 1«Баргузинский заповедник» -Пилюгин Андрей
Презентация 2 «Астраханский заповедник»-Какей Настя
Презентация 3 «Кавказский заповедник»- Снегирёв Дима
Презентация 4 «Алтайский заповедник»-Старикова Маша
Слайд 5
4)Записать определение «Заказник»
На территории Алтайского края насчитывается 33 заказника выполняющие охрану растительного и животного мира.
На нашей малой родине в Красногорском районе в 1997 году образован Михайловский заказник (слайд 6)
Территория заказника принадлежит Красногорскому району Алтайского края.
Он создан для сохранения кедровых лесов в верховьях р. Чапша, редких и исчезающих растений и животных, а так же поддержания экологического равновесия горной тайги. Основные задачи:
· сохранение ландшафтов среднегорий Алтая;
· сохранение комплекса животных горной тайги и мест их естественного обитания;
· сохранение редких и исчезающих видов растений и животных;
· экологическое воспитание и просвещение.
Всего в России более 4000 заказников, общей площадью более 60 млн. га.
Определение в тетрадь - Памятники природы (слайд 7)
Слайд 8 Памятники природы — это взятые под охрану отдельные невосполнимые природные объекты, имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение (пещеры, геологические обнажения, водопады, минеральные источники, палеонтологические объекты, отдельные вековые деревья и т. п.).
В Алтайском крае утверждено 100 памятников природы, из них 54 геологических, 31 водный, 14 ботанических и 1 комплексныйВсего в России - 2500.
Презентация 5 Красногорские могильники- Жданова Наташа
Определение в тетрадь «национальные парки»(слайд 9)
Презентация 6 Национальный парк «Тургояк»-Бутина Алина
Учитель: Так значит какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?
– Сохранение живых организмов.
– Охрана окружающей среды.
– Предупреждение развития разрушительных процессов.
В декабре 2011 г. Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию развития особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г., подготовленную Минприроды России. Концепция рассматривает вопросы совершенствования законодательства и государственного управления, экономического, финансового и кадрового обеспечения ООПТ, организации охраны и защиты природных комплексов, сохранения культурного наследия, развития познавательного туризма, международного сотрудничества и расширения географической сети ООПТ.
В частности, до 2020 г. предусмотрено года создание 11 новых заповедников, 20 национальных парков и 3 федеральных заказников. В 2012 г. планируется создание государственного природного заповедника «Ингерманландский» (Ленинградская область) и не менее трёх национальных парков – «Берингия» (Чукотский автономный округ), «Онежское поморье» (Архангельская область), «Земля леопарда» (Приморский край).
Заключение
Подошёл к концу наш урок- наше путешествие по ООПТ России, и
в заключение урока я хочу вернуться к эпиграфу:
«Охранять природу –значит хранять Родину, а наша родина – это наше село , а как мы с вами можем охранять природу?
А теперь каждый из вас скажет что он взял с сегодняшнего урока:
Рефлексия
(слайд10)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнала…
- было интересно…
- я поняла, что…
- меня удивило…
- мне захотелось…
- я попробую
Выставление оценок: К сегодняшнему уроку вы проделали очень большую работу и я считаю что вы поработали на «Отлично»
Спасибо за урок!
1.характеристика класса
-в классе 6 человек, 4 хорошиста и 2-троешника
2.моя внеурочная деятельность «Экологическое воспитание в сельской школе»
3.икт –сами работаем
4.дети проделали большую работу.
4.и поэтому я ставлю такие цели урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Охранять природу- значит охранять Родину М.М. Пришвин
Заповедник –это особо охраняемые территории (акватории), исключённые из любой хозяйственной деятельности ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, а так же отдельных видов растений и животных.
Заказники - это охраняемые территории с менее строгим режимом. В них разрешаются те виды хозяйственной деятельности, которые не наносят вреда охраняемым объектам.
Михайловский заказник .
Памятники природы - это достопримечательные природные объекты, подлежащие охране.
Памятники природы — это взятые под охрану отдельные невосполнимые природные объекты, имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение (пещеры, геологические обнажения, водопады , минеральные источники, палеонтологические объекты, отдельные вековые деревья и т. п.). В Алтайском крае утверждено 100 памятников природы, из них 54 геологических, 31 водный, 14 ботанических и 1 комплексный.
Национальный парк - это территория, на которой охрана природы сочетается с использованием для массового отдыха и туризма. В национальном парке выделяют запретную зону с особо охраняемым режимом и рекреационную зону, где рекреационная деятельность отдыхающего строго регламентирована.
Рефлексия 1 сегодня я узнала… 2 меня удивило… 3 урок дал мне для жизни… 4 мне захотелось… 5 было интересно… 6 я понял, что… 7 теперь я могу… 8 я приобрел… 9 я научился… 10 у меня получилось … 11 я смог…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Тургояк» — совсем молодой национальный парк (образован в 2003 году) с длинным названием, сразу же объясняющим, для чего он создан на этой древней земле, столь богатой археологическими памятниками. Парк позволит сохранить эти объекты, которые находятся на одном из шести его островов — острове Веры.
Учёными обнаружен ряд культовых обрядовых предметов древних жителей Урала, что меняет бытовавшее до сей поры представление об истории этого края.
Но самое главное богатство национального парка — чудесное пресноводное озеро Тургояк, вокруг которого горы и хвойный лес. Наверное, в России нет ни одного человека, не слышавшего о потрясающей красоте и чистоте Байкала. Но далеко не всем доступно путешествие в далёкую Восточную Сибирь, тогда как чистейший и прозрачнейший Тургояк, не уступающий Байкалу по качеству питьевой воды, находится в гораздо более доступном месте: на Южном Урале.
Маленький Байкал, как часто называют Тургояк, с яркой голубовато-зеленоватой прозрачнейшей водой — самое глубокое озеро древнего Урала (до 34 м). Его название переводят и «стоп нога», и «воробьиная нога», однако его башкирское имя — «Тургояк Куль» — «почитаемая сторона», так как озеро всегда было у этого народа священным.
Вокруг этого живописнейшего водоёма проложено множество пешеходных троп: здесь так любят отдыхать уральцы. На берегах всех любителей пляжных развлечений ждёт мелкий кварцевый песочек, манящие зеленой травой поляны и достаточно крутые скалы: всё это входит в зону активного отдыха. Туристам предложат здесь около 30 баз и домов отдыха. Любуясь с удобных обзорных площадок уральскими неповторимыми пейзажами, все вдыхают необычайно чистый воздух, дающий даже больным силы и бодрость.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д ля сохранения природы Горного Алтая в первозданной чистоте и неприкосновенности в 1932 году был создан Алтайский Государственный Природный Заповедник на правобережье Телецкого озера, реки Чулышман и в его верховье.
заповедник расположен в северо-восточной части Республики Алтай, на территории Турачакского и Улаганского районов. Центральная усадьба заповедника расположена в поселке Яйлю , главный офис — в городе Горно-Алтайске, столице Республики Алтай.
. Площадь заповедника 881238га, в том числе акватории Телецкого озера — 11757 га, она тоже принадлежит к заповеднику
ОЗЕРО ТЕЛЕЦКОЕ.
Повсюду в горах родники, ручьи с чистейшей, вкусной и холодной водой. На водораздельных плато обычны высокогорные озера. Самое большое из них — Джулукуль , длинной более 10 километров; оно находится в истоках Чулышмана , на высоте 2200 метров. Озеро Джулукуль — уникальный водоем Алтайского заповедника, место обитания, гнездовья разнообразных представителей мира пернатых, место нереста ценнейших пород рыб Горного Алтая. Все высокогорные озера Алтайского заповедника (занимают в целом площадь в 15 тыс. км2) очень красивы, с изумрудно-голубой прозрачной водой, живописными берегами.
Наиболее распространенными древесными породами в Алтайском заповеднике являются: кедр, пихта, лиственница, ель, сосна, береза. Чистые кедровые высокогорные леса — гордость заповедника. Кедры здесь достигают 1,8 метра в диаметре и возраста 400—450 лет. В целом богатая и разнообразная флора заповедника насчитывает 1500 видов высших сосудистых растений, грибов — 111 видов и 272 вида лишайников. Водорослей в заповеднике известно 668 видов, из лишайников семь видов включены в Красную книгу России: Видовой состав растений и животных интересен своим многообразием.
Из млекопитающих в заповеднике 11 видов насекомоядных , 7 рукокрылых , 3 зайцеобразных , 13 грызунов , 16 видов хищных ( медведь , рысь , выдра , росомаха , соболь , колонок и белка ) и 8 видов парнокопытных ( лось , марал , горный баран , сибирская косуля , сибирский козерог , северный олень и кабарга ). Крайне редок в заповеднике снежный барс — ирбис . Этот зверь занесён в Красную книгу России . Обитает преимущественно высоко в горах, выше границы леса. [4]
СНЕЖНЫЙ БАРС -ИРБИС одно из самых охроняемых животних заповедника.
Он совсем безобиден.
АРХАР - ТОЖЕ НАХОДИТСЯ ПОД ОСОБОЙ ОХРАНОЙ
КАБАРГА.
БУРЫЙ МЕДВЕДЬ.
Более 200 эндемиков ,(кабарга, ирбис, архар.) из растений( кандык , багульник.) а также редкие степные, лесные, водные и высокогорные сообщества находятся на территории Алтайского заповедника. Это определяет выдающуюся его роль в деле охраны флоры и растительности Южной Сибири. [5]
ПИХТА СИБИРСКАЯ
КУПАЛЬНИЦА.
КАНДЫК СИБИРСКИЙ
БАГУЛЬНИК .
] Зарегистрировано пребывание 323 вида птиц. Здесь обитают белая куропатка , глухарь , перепел , рябчик , кулик и другие. Серая цапля , чёрный аист , лебедь-кликун , малая чайка , розовый скворец , алтайский улар , орлан-белохвост , беркут , сапсан и скопа занесены в Красную книгу .
БЕЛАЯ КУРОПАТКА.
СКОПА.
РОЗОВЫЙ СКВОРЕЦ .
ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЭТО ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Баргузи́нский запове́дник — заповедник в Бурятии , расположенный на западных склонах Баргузинского хребта на высотах до 2840 м над у. м. , включает северо-восточное побережье озера Байкал и часть акватории самого озера. Заповедник и хребет названы по реке Баргузин .
Баргузинский заповедник является старейшим заповедником России . Это единственный государственный заповедник страны, учрежденный до Октябрьской революции 1917 года , а именно 29 декабря 1916 года (11 января 1917 год по новому стилю). Начиная с 1997 года день образования Баргузинского заповедника отмечают в Российской Федерации как День заповедников и национальных парков .
Площадь заповедника — 374 322 га , в том числе 15 000 га составляет заповедная акватория. Заповедник создан в 1916 году для сохранения и увеличения численности баргузинского соболя ( Martes zibellina ).
В заповеднике сохраняются все природные комплексы. В Баргузинском заповеднике обитают лось , кабарга , заяц-беляк , бурый медведь , бурозубка , чёрношапочный сурок , — всего 41 вид млекопитающих. В водах заповедника встречаются байкальский омуль , сиг , осётр , хариус , таймень , ленок и другие виды рыб.
Хариус.
Бурозубка.
Соболь.
Охраняйте природу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Археологическое наследие Красногорского района на сегодняшний день насчитывает сотни уже выявленных объектов - поселений, городищ, могильников. Данная территория Бие-Катунского междуречья была хорошо освоена человеком с глубокой древности. Наиболее древние памятники относятся ко времени верхнего палеолита (30-12 тыс. лет назад). Стоянки, относящиеся к этому периоду, известны у пос. Фрунзе, д. Прогресс, сел Мост-Иша и Карагуж .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Баргузи́нский запове́дник — заповедник в Бурятии , расположенный на западных склонах Баргузинского хребта на высотах до 2840 м над у. м. , включает северо-восточное побережье озера Байкал и часть акватории самого озера. Заповедник и хребет названы по реке Баргузин .
Баргузинский заповедник является старейшим заповедником России . Это единственный государственный заповедник страны, учрежденный до Октябрьской революции 1917 года , а именно 29 декабря 1916 года (11 января 1917 год по новому стилю). Начиная с 1997 года день образования Баргузинского заповедника отмечают в Российской Федерации как День заповедников и национальных парков .
Площадь заповедника — 374 322 га , в том числе 15 000 га составляет заповедная акватория. Заповедник создан в 1916 году для сохранения и увеличения численности баргузинского соболя ( Martes zibellina ).
В заповеднике сохраняются все природные комплексы. В Баргузинском заповеднике обитают лось , кабарга , заяц-беляк , бурый медведь , бурозубка , чёрношапочный сурок , — всего 41 вид млекопитающих. В водах заповедника встречаются байкальский омуль , сиг , осётр , хариус , таймень , ленок и другие виды рыб.
Хариус.
Бурозубка.
Соболь.
Охраняйте природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство.
Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство. Используются видеофрагменты и презентация....
Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38
УМКУчебник «Географии России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...
Открытый урок географии в 9 классе "Юг России.Рекреация.Путешествия"
Урок по учебнику Домогацкого"География 9 класс".По ФГОС предусмотрены уроки по технологии проектной деятельности.Работа в группе дает возможность посильного участия каждого ученика в разрабо...
Особо охраняемые территории России
Разработка урока географии...
Методическая разработка урока географии «Особо охраняемые природные территории России»
Методическая разработка урока «Особо охраняемые природные территории России» (для учащихся 6 - 9 классов). Цели и задачи урока: 1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. 2. Ф...
Технологическая карта урока географии по теме Государственная территория России. Типы российских границ ( 8 класс)
Технологическая карта урока географии по теме Государственная территория России. Типы российских границ ( 8 класс)...
Интерактивный плакат "Особо охраняемые территории России"
Предлагаю три интерактивных плакта (Кроноцкий заповедник, Природные столбы, Заповедное Подлеморье). Ребята, наводя на QR могут перейти к плакату и используя кликабельные ссылки познакомиться с охраняе...
Комментарии
Очень познавательно!
Очень интересный урок и презентации к нему! Очень понравились работы учеников! Спасибо!