Урок географии в 6 классе "Биосфера"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Разумова Анжела Андреевна

Урок географии в 6 классе "Биосфера " разрабртн по всем требованиям ФГОС. Урок с различными видами деятельности, использованы современные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biosfera.docx700.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Биосфера – оболочка Земли

Учитель географии

Разумова А.А.

МОКУ Амаранская СОШ

Дидактическая цель урока: создание условий для осознания и первичного закрепления  новой учебной информации об особенностях планеты Земля,  и взаимосвязи биосферы с другими оболочками. Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций.

Образовательные задачи  урока:

•        сформировать у учащихся систему знаний о  биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, о ноосфере, реликтах, биоценозе; учение Вернадского В.И. о биосфере;

•        гипотезы возникновения жизни  на Земле,

•        закономерности распространения жизни на Земле.

Развивающие задачи:

•        убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами;

•        развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;

•        продолжить формирование умений сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

•        развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся,

•        формировать экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью.

  Тип урока: изучение и первичное закрепление новой информации.

 

  Способы действий учащихся: раскрыть связи биосферы с другими оболочками Земли; раскрыть значение растительности, животного мира  своей местности.

 Ценностный компонент урока: доказать, что биосфера — уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами; доказать, что человек — часть биосферы.

 Межпредметные связи: география, биология, экология, история, литература.

 Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный, практический

Методы познания: исторический, проблемный, сравнительный, наблюдение, оценка.

Ход урока:

I.        Организованное начало урока.

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встречи с вами.

     Психологический настрой:

Все друг к другу повернулись,

Все друг другу улыбнулись.

Повернулись и ко мне,

Улыбнитесь-ка и  мне.

II. Постановка и решение УЗ        

Вот уже почти год вы изучаете географию. Знакомство с окружающим миром, с планетой Землей вы осуществляете через изучение земных оболочек. И я хочу узнать, какие оболочки земли вы изучили и что вы о них знаете.

Для этого я предлагаю вам ребята разгадать кроссворд. Вот перед вами слова, которые нужно угадать. За каждое правильно угаданное слово вы будете получать географические деньги. Наша игровая валюта на уроке - «географики». А в конце урока вы их сможете обменять на оценки. Чем больше «географиков» тем выше оценка.

И так задание на 1 тур. Это слово означает твердую оболочку земли, состоящую из земной коры и верхней части мантии.(литосфера)

Это слово состоит из 9 букв.

Задание на 2 тур. Это слово означает водную оболочку Земли, состоящую из океанов, морей, ледников, подземных вод и поверхностных вод суши.

Это слово состоит из 10 букв. (Гидросфера)

Задание на 3 тур. И наконец, слово, которое означает воздушную оболочку земли. (атмосфера)

9 букв.

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями!

III.        Изучение нового материала

А сейчас я предлагаю вам угадать какую оболочку Земли мы начнем изучать на сегодняшнем уроке.  В этом вам поможет мой волшебный мешочек. Опускайте руку и угадайте, что в нем находится. (Учащиеся достают предметы из мешочка: цветок, животное, кукла-человек, овощ, фрукт.) По тем предметам, которые учащиеся достали – они должный сделать вывод, что речь пойдет о биосфере - оболочке жизни.

– Это объекты живой или неживой природы?

– Какая наука изучает живые организмы?

– Как с латинского переводится слово «биос»?

С лат. слово «биос» - жизнь, «сфера» - оболочка.

- И так, сформулируйте тему урока.

Дети: «Биосфера».

Запишите в тетрадь дату и тему урока.

Формулирование целей урока:

Давайте определим цели урока. Ответы детей: Что такое биосфера и как она устроена? Где проходят её границы?

 Что же такое биосфера? Работа с учебником стр. 157.

Биосфера – это оболочка Земли, в пределах которой существуют живые организмы и продукты их жизнедеятельности. (запись в тетрадь)

Древние римляне считали, что Земля зазеленела и зацвела после того, как богиня Флора

бросила в нее первые семена. Биосфера возникла позже всех оболочек более 3 млр.лет назад в древем океане.

Впервые слово «биосфера» появилось в 1875г. в работе австрийского геолога Эдварда Зюсса, но только начиная с 1926 г., когда вышла в свет замечательная книга В. И. Вернадского «Биосфера», оно получило широкое распространение в науке. Учение В. И. Вернадского о биосфере заставило научный мир по-новому взглянуть на нашу Землю.

(Заслушиваем сообщение ребенка о В.И.Вернадском (1863-1945гг.))

Сообщение учащегося.

         В. И. Вернадский родился в Петербурге 12 марта 1863года в семье профессора экономики и истории Петербургского университета. В детстве он увлекался, прежде всего, историей.

         В 1881 г. Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.

         В университете на него произвели большое впечатление лекции А. Н. Бекетова по ботанике. Но   лекции Д. И. Менделеева, его идеи и его личность оказали заметное влияние на формирование научного мировоззрения Владимира Ивановича.

         В 1885 г. он закончил университет. Через пять лет стал заведовать кафедрой минералогии и кристаллографии в Московском университете. Здесь в 1906 году он избран академиком. В 1911 г. его деятельность в стенах Московского университета прервалась, он переезжает в Петербург и становится директором Геологического и минералогического музея АН.

         Ученый стал рассматривать земной шар как замкнутую биологическую систему. Он впервые сформулировал понятие биосферы, рассматривая все обитающие на Земле живые существа, как единый организм.

         Он ввел в науку такие понятия, как биосфера и ноосфера. Эти работы дали возможность проставить проблему взаимодействия человека и природы, следом за этим возникла наука экология.

         В честь Вернадского Академия Наук учредила специальную премию и золотую медаль, которые присуждаются за лучшие работы геохимии и минералогии.

Умер В.И. Вернадский в 1945 году.

ФИЗМИНУТКА


Состав и границы биосферы

Все живые организмы на нашей планете обладают определенными признаками, которые отличают их от неживой природы.

Назовите признаки живых организмов? (Дыхание, Питание, Развитие, Размножение, Движение).

- Какие виды животных составляют биосферу? (Ответы учащихся)

Вы перечислили многие виды животных и растений, это доказывает чтоживые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их больше 2,5 млн. видов, которые составляют биосферу. Они в совокупности составляют Органический мир.

И все они подразделяются на четыре основных царства: Задание 1. Напишите царства живой природы. Приклейте представителей живой природы под каждым царством, к которому оно относится. (один ученик у доски)

                                                 

Задание №2 . Границы биосферы. Заполнить таблицу

Оболочка

Где проходит

Что мешает дальнейшему распространению

в атмосфере

На высоте более 17 км, до соприкосновения с озоновым слоем

Озоновый слой

в литосфере

Земная кора, почвенный слой

Нехватка кислорода

в гидросфере

Дно океана

- - - - - - - - -

Объяснение учителя. Чтобы более подробно рассмотреть границы биосферы мы заполним таблицу, в задании №2 в карточке. В таблице 3 графы: в первой перечислены оболочки земли, во вторую мы запишем где проходят та или иная граница в третьей мы отметим, что мешает дальнейшему заполнению организмами в той или иной оболочки. Живые организмы распространены очень широко.

— Верхняя граница биосферы занимает весь слой тропосферы (птицы, переносимые ветром микроорганизмы), доходит до озонового слоя. Вспомните, каково значение озонового слоя атмосферы для жизни на планете? (защищает от избыточного проникновения УФ лучей). 
Нижняя граница на суше занимает несколько километров (до 4,5 км), какие организмы живут в земле? (микроорганизмы, способные существовать без воздуха и в плотной среде).

Гидросфера - полностью заселена живыми организмами.

«Особенности биосферы» Задание 3 . Ответить на вопросы, опираясь на текст учебника. (Взаимопроверка).

  1. Все царства вместе образуют ……….. мир(органический)
  2. Сколько процентов от общего числа видов организмов приходится на растения ______%(21)
  3. Чем животные отличаются от растений? (способностью свободно передвигаться)
  4. Как называются животные поедающие органические вещества, произведенные растениями
  5. Как называют животных, поедающие других животных? Хищники
  6. Какие животные (кроме бактерий) преобладают на земле? насекомые
  7. Как называют группу животных (киты, рыбы, морские черепахи) живущих в толще воды? нектон
  8. Общее названия группы организмов, обитающих на дне океана? Бентос
  9. Мельчайшие океанические обитатели, которые переносятся течением? Лактон
  10. На какой глубине в океане живёт основная масса организмов?200м

А как вы думаете, ребята без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?

Работа с учебником (стр143)

Составим схему круговорота веществ и энергии в природе.

Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и углекислого газа под воздействием солнечных лучей выделяют необходимые для жизни вещества и кислород. Травоядные животные питаются растениями. В свою очередь, хищники поедают травоядных животных. После гибели животных и растений на Земле скапливаются их останки. Микроорганизмы разлагают, перерабатывают их, и они снова становятся пригодными для питания растений.

Задание 4.опираясь на текст учебника стр.157, составить схему «Круговорот веществ в биосфере» на ватмане (групповая работа)

         Животные (141)              LION                   

 

Вывод: в круговороте веществ в биосфере под действием солнечного света и тепла растения, животные и микроорганизмы связаны между собой и с другими земными оболочками.

   Первичное закрепление новой информации: 

В виде игры за ответ учащийся получает «географики».

Вопросы по теме:

1. Что такое биосфера?

2. Какой русский учёный создал учение о биосфере? Когда?

3. Состав биосферы?

4. Границы биосферы?

5. Сколько по подсчетам учёных на земле существует видов живых организмов?

6. На какие основные царства делятся живые организмы?

7. К какому царству вы отнесёте человека?

8. Что составляет органический мир нашей планеты?

9. Назовите животных, которые относятся к хищникам, к травоядным?

10. Когда зародились живые организмы?

 Задание2. «Установи соответствие».

А – Биосфера.

Б – Растения, животные и микроорганизмы

В – Ультрафиолетовые лучи и температура

Г – В.И. Вернадский.

Д – Размножение и приспособляемость

Е – Сферы, составляющие биосферу

1. Оболочка Земли, населённая живыми организмами.

2. Академик, основоположник биогеохимии.

3. Естественные факторы, влияющие на организм

4. Виды живых организмов

5. Почти вся гидросфера, нижняя часть атмосферы и верхняя часть литосферы

6. Свойства живых организмов

 Задание3. «Допиши слово».

Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части … и …. Они могут существовать между собой и с природной средой в тесной …. Основа этой связи - …

Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и углекислого газа под воздействием … выделяют необходимые для жизни вещества и кислород.

Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях, называю. … Например, биоценозом являются болота,

Взаимопроверка (на доске - правильные ответы)

Ключ:

1. суши

2. воды

3. неразрывной связи

4. зеленые растения

5. солнечных лучей

6. биоценозом

7. озера, луга, леса, пустыни

Взаимопроверка (на доске - правильные ответы)

Ключ: А-1 Б-4 В-3 Г-2 Д-6 Е-5

Вывод по теме:

•        Биосфера – это оболочка жизни, все организмы которой существуют между собой и с природной средой в тесной неразрывной связи.

•        Биологический круговорот определяет связь всех оболочек Земли.

•        Экологически грамотное поведение человека сохранит уникальность Земли.

     

Вывод по теме:

•        Биосфера – это оболочка жизни, все организмы которой существуют между собой и с природной средой в тесной неразрывной связи.

•        Биологический круговорот определяет связь всех оболочек Земли.

Подсчёт балов и выставление оценок за работу на уроке. 

Домашнее задание: 1.п. 48; 2.Написать эссе «Если погибнет биосфера, то…»

  1. Рефлексия: ребята, а теперь мы подведем итоги, как мы усвоили материал урока: если вам было все понятно, и вы активно и с удовольствием работали –приклейте на доску веселый смайлик, если было понятно не все – грустный смайлик.

Тема урока:

Биосфера – это

Задание 1. Напишите царства живой природы. Приклейте представителей живой природы под каждым царством, к которому оно относится.

                                                 

Задание №2. Заполнить таблицу. Границы биосферы

Оболочка

Где проходит

Что мешает дальнейшему распространению

В атмосфере

В литосфере

В гидросфере

Задание 3. «Особенности биосферы». Ответить на вопросы, опираясь на текст учебника.

1.        Все царства вместе образуют                            мир.

2.        Сколько процентов от общего числа видов организмов приходится на растения ______%

3.        Чем животные отличаются от растений?

 

4.        Как называются животные поедающие органические вещества, произведенные растениями?  

5.        Как называют животных, поедающие других животных?

6.        Какие животные (кроме бактерий) преобладают на земле?

7.        Как называют группу животных (киты, рыбы, морские черепахи) живущих в толще воды?

8.        Общее названия группы организмов, обитающих на дне океана?

 

9.        Мельчайшие океанические обитатели, которые переносятся течением?

 

10.        На какой глубине в океане живёт основная масса организмов?

Картинки по запросу бактерии     ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу бактерии

Картинки по запросу бактерии    Картинки по запросу растения

Картинки по запросу растения    Картинки по запросу растения

Похожее изображение       ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение       

Похожее изображение ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу грибы

Картинки по запросу грибы ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу грибы

Схема  «Круговорот веществ в биосфере»

                                         

 

LION

Животные (141)

Тезис к уроку.

«…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки. На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы…»

В.И.Вернадский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...