Разработка урока "Мировой океан и его части"
план-конспект урока по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Мировой океан и его части.
Класс: 5г класс
Дата проведения: 19 февраля 2019
Цель урока: Формирование представления о Мировом океане, его составных частях как непрерывном водном пространстве.
Задачи: Образовательные: Создать условия для изучения учащимися характеристики Мирового океана
Развивающие: развивать умение работы по картам, мыслительные операции: анализ, обобщение, вывод
Воспитательные: Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, бережное отношение к водам Мирового океана.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географических знаний о Мировом океане, как важнейшего компонента научной картины мира
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе
Предметные: знать что такое Мировой океан и его размеры, доказательства о причинах движения воды в океанах, знать и объяснять существенные признаки понятий суша и мировой океан
Познавательные УУД - анализировать и сравнивать океаны, выявлять причины и следствия простых явлений в океанах.
Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную. Регулятивные УУД - принимать и формулировать учебную проблему: имеет ли границы Мировой океан
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах Средства обучения: физическая карта, контурные карты, презентация по теме урока Понятия и термины: мировой океан, море, залив, пролив, волна, течение.
Географическая номенклатура: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Марианская впадина, заливы, проливы, моря.
Ход урока.
1. Организационный этап. 1.Приветствие, психологический настрой. Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Улыбнитесь мне и своим товарищам, желаю вам плодотворной работы на уроке. Успехов вам и удач! Если будет трудно, мы вместе преодолеем преграды.
2. Проверка подготовленности учащихся к уроку.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: В своей книге «В мире безмолвия» французский океанолог Жак Ив Кусто пишет о том, что можно приспособить человека к подводной среде….
О морях, водных пространствах слагают стихи, поют песни, но согласитесь, знаем мы о морях и океанах только самое необходимое. А есть ведь ещё и много всего дополнительного, неважного, но не менее интересного.
3. Актуализация знаний.
В 1519-1522гг состоялась экспедиция на 5 кораблях. Слайд 1
- Кем был организован экспедиция, участниками были 234 человек, а вернулись только 18?
- Чей это портрет? Слайд 2
- Какое путешествие совершил Фернан Магеллан?
- Кто расскажет маршрут Ф.Магеллана.
Маршрут: от берегов Испании через Атлантический океан к Южной Америке через Магелланов пролив в Тихий океан. Через моря и острова Тихого океана вышли в Индийский океан, обогнули южная оконечность Африки через в Атлантический океан до Испании. Слайд 3
- Какие крупные водные пространства преодолела экспедиция? океаны) - Через какие географические водные объекты проходила экспедиция Магеллана кроме океанов? (Моря, проливы, заливы).
Таким образом, что мы будем изучать сегодня на уроке? Ответы учащихся.
т.е мировой океан: также моря, проливы, заливы – это части Мирового океана. Итак, тема нашего урока звучит? Мировой океан и его части.
Эпиграфом к уроку будут слова Жюль Верна «Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны». Слайд
Учащиеся записывают дату и тему урока.
Как вы считаете, какова цель нашего урока? (изучить что такое мировой океан и каковы его размеры, изучить из каких частей состоит Мировой океан)
Молодцы!
Проблемный вопрос нашего урока, имеет ли границы Мировой океан? на которой мы должны получить ответ в конце урока.
4. Изучение нового материала.
План урока. Слайд
- Мировой океан
- Вода в океане
- Океаны
- Моря, заливы и проливы
- Мировой океан – самый большой водоем нашей планеты. Он покрывает ¾ поверхности Земли. Площадь Земли составляет 510 млн кв.км, суша – 149 млн.кв.км.
- Чему равна площадь Мирового океана? Давайте высчитаем и найдем площадь Мирового океана.
Учащиеся: Площадь Мирового океана - 361 млн км, что составляет (71%).
Для сравнения: площадь нашей страны, а Россия – самая большая страна мира, равна 17,1 млн.км.
Я для сравнения посчитал во сколько раз площадь России меньше Мирового океана. У меня получилось в 21 раз. Я пришла к выводу, Мировой океан - это самый большой водоём планеты.
- Найдите, где находится мировой океан? Назовите океаны, покажите их на карте.
Таким, образом, Мировой океан - совокупность всех океанов: Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого
Парная работа. Пользуясь картами на форзаце учебника, помогая друг другу нанесите на контурные карты названия всех океанов.
- Вода в океане.
В океане растворены почти все известные вещества на Земле. Но особенно много в этой воде поваренной соли. Именно она и придает ей соленый вкус. Поэтому вода в океане – соленая!
Океан никогда не бывает совершенно спокойным. Его воды находятся в постоянном движении. Это волны. Главная причина возникновения волн – ветер. Именно ветер вызывает волнение, гонит воду на поверхности океанов, образуя течения. Средняя высота волн – 3-7м, максимальная до 30м. Морские течения часто называют «реками без берегов».
Задание. По рис.54 определите, какие бывают морские течения? (холодные и теплые)
- Приведите примеры теплых и холодных течений.
Эти потоки воды могут достигать тысячи км-в в ширину и многие тысячи км-в в длину. Благодаря этим движениям воды в Мировом океане перемешиваются.
- Океаны.
Чаще всего Мировой океан делят на 4 океана. По мнению некоторых ученых, есть еще один океан, который омывает Антарктиду. Сегодня мы рассмотрим только 4 океана. А раздам вам таблицы, будете заполнять 3 колонку, используя текст учебника.
Краткие сведения об океанах.
Океаны | Площадь, млн, км | Максимальная глубина, в метрах |
Тихий | 180 | 11.022 Марианская впадина |
Атлантический | 92 | 8.742 |
Индийский | 76 | 7.779 |
Северный Ледовитый | 14 | 5.527 |
Сделаем выводы по таблице. Анализ круговой диаграммы. Слайды
5.Физминутка. Давайте, ребята немножко отдохнем! Встаньте дети из-за парт. Дотягиваемся до вершины горы Джомолунгма, приседаем столько раз сколько океанов на Земле.
- Моря, заливы и проливы.
В пределах каждого океана может быть выделено большое количество морей и заливов.
Задание. Собираем определения понятий, используя текст учебника: море, залив и пролив.
- найдите в учебнике на странице 143 определение моря.
Море – это часть океана, отделенная от него островами и полуостровами и отличающаяся свойствами воды.
- Найдите на физической карте названия морей.
- Бассейну какого океана они относятся? Показ слайдов
- найдите в учебнике на странице 143 определение залива
Залив – это часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу.
Залив особенно крупный, размерами может быть очень похож на море.
- Найдите на карте самые крупные заливы земной поверхности. (это – Гудзонов, Бенгальский, Мексиканский заливы). Показ слайдов
Отдельные части океана соединены между собой проливами.
- а теперь найдем определение пролива
Пролив – это узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.
- Найдите на карте пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка и является самым широким.
- Найдите на карте самый длинный пролив, он разделяет Африку и о. Мадагаскар - Мозамбикский – 1760 км. Показ слайдов
6. Закрепление полученных знаний. А теперь давайте проверим, достигли вы намеченной цели урока, выполнили ли поставленную задачу? Для этого мы составим синквейн по теме урока. Слайд
И отвечаем на проблемный вопрос.
- Имеет ли границы Мировой океан? НЕТ
Мировой океан окружает Землю непрерывающимися водами и образует единую океаносферу. Из любой его точки можно попасть в любую другую, а доказательством служит кругосветное путешествие экспедиции Ф. Магеллана.
7. Рефлексия урока.
Скоро прозвенит звонок, пора заканчивать урок.
8. Домашнее задание сложные вопросы на странице 102.
С каким настроением вы уходите с урока? Выберите себе смайлики.
Выставление оценок.
Спасибо Вам, ребята за активность на уроке. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мировой океан и его части.
Разработка урока в 6 классе...
Интернет-ресурсы на уроках географии. "Мировой океан и его части».
При проведении урока «Мировой океан и его части» рационально использовать электронные образовательные ресурсы, находящиеся в сети Интернет. Используемые Интернет – ресу...
"Мировой океан и его части" 6 класс
Проект открытого урока "Мировой океан и его части" 6 класс...
Разработка урока географии в 6 классе "Мировой океан и его части"
Методическая разработка урока "Мировой океан и его части" содержит конспект урока и презентацию к нему. ...
" Мировой океан и его части.Суша в океане"
Разработка открытого урока с исполлзованием нетрадиционных форм работы....
Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"
Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"...
Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"
Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"...