1.Организационный – мотивация к учебной деятельности Цель этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке | Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем плодотворной работы на уроке. Здравствуйте, садитесь. - Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию Уникальные места находящихся на территории нашей страны, имеющих всемирную известность, как культурные и природные памятники. - Кижи всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящих из двух церквей колокольни 17-18 веков. Слайд 2
- Валаам остров в северной части Ладожского озера. На острове расположен мужской монастырь являющийся памятником русского зодчества. Слайд 3
- Кивач – водопад на реке Суна в Карелии. Высота около 11 метров, третий по величине равнинный водопад Европы. Слайд 4
На территории какого экономического района России, расположены они? Какие субъекты РФ входят состав Европейского Севера? В прошлом занятии мы изучали район Европейский Север, давайте проверим Д/З, сложные вопросы на стр. 318 | - приветствуют учителя
- контролируют готовность к уроку
- настраиваются на работу
- слушают учителя
Отвечают дети Европейский Север Показывают на карте | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя Коммуникативные: слушание учителя Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие |
2. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
| Проверка домашнего задания, вопросы на стр. 208 Активизирует знания учащихся - беседует по вопросам рубрики «Давайте вспомним» - Какие морями омываются северные берега европейской части России? -Что такое природные ресурсы Стр. 319 - Какие существуют виды природных ресурсов -Что такое отрасль народного хозяйства стр.319 -Какие факторы влияют на размещение предприятий отраслей хозяйства Мы продолжаем рассматривать ЕС, т.е Северный экономический район. Слайд 5-7 - Какие вопросы мы рассмотрели на прошлом уроке - А какие вопросы относительно района мы не рассмотрели? Слайд 8 - Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня? Рубрика Вы узнаете - Молодцы, запишите тему урока Тема урока: Европейский Север. Население природные ресурсы и хозяйство Слайд 9 Подводит учащихся к осознанию целей и задач - Опираясь на план сформулируйте цели и задачи урока | - Отвечают на вопросы - Отвечают на вопросы
-Слушают учителя, определяют тему урока
История района, общие сведения, природу Население, хозяйство
-Записывают тему урока
- Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания | Личностные: осознание своих возможностей Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению |
3. Первичное усвоение новых знаний Цель этапа:восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний | 1. Население. Слайд 10-13 Н – около 6 млн. чел. (4% от населения России) – самый маленький по численности населения район России. Работаем с атласом стр 6 размещение населения и текстом учебника: определите среднюю плотность населения района Плотность – 4 чел/кв. км Таким образом плотность населения низкая или высокая? – самая низкая в зап. экон . зоне. Задание: Определите уровень урбанизации района, городское население 77. Показатели высокие, почему? Суровые природные условия не позволяют заниматься сельским хозяйством Нет городов миллионеров. -Назовите крупнейшие города региона Наблюдается отток населения в центральные районы. Почему? Задание: Используя карты атласа, определите народы Европейского Севера и преобладающие религии. Заполните таблицу. Таблица. Народы и религии Европейского Севера. Субъекты Федерации | Народы | Религии | Р. Карелия | Карелы, русские | Православие | Р. Коми | Коми, русские | Православие | Мурманская область | Русские, саами, финны | Православие | Вологодская область | Русские | Православие | Архангельская область | Русские, коми, | Православие | Ненецкий АО | ненцы, энцы | Православие |
Физминутка. Дотягиваем до вершины гор Хибины, приседаем столько раз сколько республик в Европейском Севере. 2. Хозяйство: отрасли специализации, крупные центры. В составе промышленности преобладают добывающие отрасли. Задание: Используя карты атласа, определите отрасли промышленности, развитые в районе. Заполните таблицу. Таблица. Отрасли промышленности Европейского Севера. Слайд 14-17 Природные ресурсы | Отрасли промышленности | Основные центры | Лесные | Лесная (лесозаготовка) | Вдоль С.Двины, железных дорог Вологда - Архангельск, Котлас - Ухта | Водная | Целлюлозно-бумажная | Сыктывкар, г. Коряжма, г. Сегежа | Железная руда | Черная металлургия | Череповецкий комбинат полного цикла. | Бокситы | Цветная металлургия | Кандалакша, Надвоицы | Медно-никелевые руды | Цветная металлургия | Мончегорск, Никель | Апатиты | Химическая промышленность | Хибинское месторождение (Кировск, Апатиты) | Рыбные | Пищевая | Мурманск Баренцева моря | Уголь | Топливная | Печерский бассейн, г. Воркута, г. Инта | Нефть | Топливная | Усинское, Ухтинское месторождения | Газ | Топливная | Вуктыльское, Войвожское месторождения |
3.Сельское хозяйство Слайд 18 Давайте вспомним, природные зоны района Какая отрасль животноводства развивается в тундре? Выращивают ли культурные растения? Почему? 4.Транспорт и хозяйственные связи Какие виды транспорта мы знаем? Как вы думаете какие виды транспорта развиты в районе? |
- Записывают краткий конспект
- Выполняют задание
-Находят крупнейшие города Петрозаводск, Вологда, Череповец, Мурманск, Архангельск - Отвечают на вопрос -Выполняют задание
-Заполняют таблицу
-Выполняют задание
-Заполняют таблицу
- Выполняют физминутку
Тундра , тайга Оленеводство Читаем стр. 213
Читаем текст учебника стр. 213
| Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок |
4. Первичное закрепление Цель этапа: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Проверим знания на стр. 214. Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления - Прочитайте внимательно текст о хозяйстве Европейского Севера, выявите ошибки: Слайд 18
Ведущая отрасль специализации района – сельское хозяйство. Развито виноградство и овощеводство. В ЕС развивается следующие отрасли промышленности: машиностроение, легкая, топливная, химическая промышленность, черная и цветная металлургия, лесная и рыбная промышленность. 2. Определите, о каком городе Европейского Севера идет речь. Крупнейший город ЕС. В конце XIX - начале XX вв. крупный лесопромышленный и лесоэкспортный центр России. Город играл большую роль в освоении Арктики и Северного морского пути. В настоящее время в этом населенном пункте сосредоточены предприятия лесообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, рыбной промышленности, машиностроения. Это областной центр с населением около 350 тыс. чел. (город Архангельск) Слайд 19 3.Определите, о каком городе Европейского Севера идет речь. Выпускает трелевочные тракторы, работающие на лесозаготовках, морские и речные суда (Петрозаводск) Слайд 20
| Отвечают на вопросы - Осуществляют учебные действия по намеченному плану -Выполняют задания
-Определяют города по описанию | Личностные: самоопределение. Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
5. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | - Организует рефлексию учебной деятельности на уроке - Какова была ваша учебная задача?
- Чему вы научились на уроке?
- Где можно применить полученные знания?
- Предлагает дать анализ своей деятельности на уроке (с использованием слайда дополнить схему) Я знаю, что такое Я могу Я научился - Выставляет оценки за работу на уроке | - Анализируют свою деятельность на уроке.
- Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
| Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Познавательные: рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения д/з | -Задает и комментирует дифференцированное задание Нанести на контурную карту: - нанести границу СЭР и гос. границу РФ;
- подписать страны - соседи СЭР;
- подписать субъекты РФ, входящие в состав района;
- обозначить отрасли специализации субъектов РФ СЭР.
Сложные вопросы в конце параграфа | - Записывают домашнее задание. - Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные: выделение существенной информации Коммуникативные: слушание учителя Регулятивные: регуляция учебной деятельности - умение выбрать задание по силам
|