Технологические карты уроков географии в 9 классе по теме "Европейский Север"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Методическая разработка уроков темы «Европейский Север» курса «География России» 9 класс, составлена в соответствии с планированием учебно-методического комплекса издательства Москва «Просвещение», 2013 г. под ред. А.И. Алексеева.
Особенностью данной методической разработки является применение приемов проектного обучения проблемного характера, которые позволяют построить урок с использованием разнообразных педагогических технологий, мотивировать обучающихся к самостоятельному поиску знаний и созданию новой образовательной среды. В результате системно-деятельностного подхода на уроке обучающиеся самостоятельно создают новое географическое содержание (как продукт).
Представленная разработка адресована учителям географии, студентам, обучающимся по программе
«География», а также учителям других предметов, поскольку приемы проблемного обучения развивают универсальные учебные действия. Особенности применения приемов проблемного обучения на уроках географии в определенной мере могут реализоваться на учебном материале различных предметов учебного плана ОУ, поскольку развивают способность обучающегося к анализу и синтезу, обобщению и классификации, определению понятий, решению проблем, умению доказывать и опровергать, сравнивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokes1.doc | 70 КБ |
urokes2.doc | 88 КБ |
urokes3.doc | 100.5 КБ |
urokes4.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
География 9 класс
Технологическая карта урока «Пространство Европейского Севера»
Тема урока: Пространство Европейского Севера. | Тип урока: урок – изучение нового материала и создание визитной карточки Европейского Севера. | ||||||
Цель урока: формирование знаний о географическом положении, природных условиях и ресурсах Европейского Севера. | |||||||
Задачи урока: - Сформировать образ района. - Выявить состав и особенности географического положения района. - Раскрыть особенности природных условий и ресурсов района. - Совершенствовать навыки работы с картами атласа. | |||||||
Планируемые результаты урока | |||||||
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| |||||
Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2010, атлас «Дрофа» 2009 год | |||||||
ИКТ на уроке: презентация «Европейский Север», использование материалов сайта https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/ | |||||||
Ценностный компонент урока: значение Европейского Севера для России | |||||||
Ход урока | |||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||||||
| |||||||
Вступительное слово: Север у каждого свой. Для одних это - «Заполярный март», водопад Кивач и чистые озера Карелии, для других - комары и таежные оводы летом, метели и морозы зимой. Для одних это - безграничные просторы, светоносные дали и прозрачная чистота природы, для других – тундра и непроходимые болота, каменистый рельеф, для одних это - кладовая полезных ископаемых, для других это - полгода зима и холодное лето. Какие вы заметили противоречия в прочитанных предложениях? | Обучающиеся вступают в диалог с учителем, выявляют противоречия. | ||||||
| |||||||
Что нам необходимо выяснить? Какой вопрос у вас возникает? | Обучающиеся с помощью учителя подходят к формулировке проблемы «Есть ли необходимость в освоении Севера?» | ||||||
3.Версии | |||||||
Какие у вас есть версии решения проблемы? | Обучающиеся предлагают версии решения проблемы
| ||||||
4. Актуализация знаний | |||||||
Что мы знаем о природных условиях Европейского Севера? Что необходимо узнать о Европейском Севере, чтобы решить проблему? | Вспоминают материал, изученный в 8 классе параграф 46 «Северные безлесные зоны» Высказывают предположения, что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему. | ||||||
5.Поиск решения проблемы | |||||||
Решить проблему мы сможем при выполнении проектной работы «Визитная карточка Европейского Севера» Учитель предлагает разделиться на группы и предлагает визуальный ряд слайдов из презентации, при этом обучающиеся выделяют исторические, природные, экономические, культурные аспекты образа Европейского Севера и делают вывод об уникальности этого района. | Выполняют проектную работу в группах и создают визитную карточку Европейского Севера, используя рубрику «Читаем карту» (с. 102—103 учебника), физическую карту Европейского Севера (рис. 16 на с. 104 учебника), карту «Районы России» (с. 234 Приложения учебника), определяют состав и особенности географического положения района. Затем они работают с контурной картой: наносят границы района, подписывают субъекты Российской Федерации, входящие в его состав, и т. д. (задание 11 на с. 29 тренажера). Состав района и главные черты его географического положения школьники показывают схематично. Затем учащиеся в процессе групповой работы определяют особенности природных условий и ресурсов Европейского Севера. Первая группа — особенности рельефа и полезных ископаемых, их влияние на развитие промышленности; вторая группа — климатические особенности территории и их влияние на жизнь и быт человека; третья группа — размещение природных зон и их влияние на хозяйственную деятельность, быт людей. Результаты групповой работы обсуждаются сразу после ее выполнения. При обсуждении каждая группа готовит другим группам по два вопроса, на которые дается развернутый, обстоятельный ответ, и два вопроса, на которые предполагается однозначный и краткий ответ. | ||||||
6.Применение новых знаний, вывод | |||||||
Почему при сложных природных условиях Европейский Север осваивается? Какие природные условия Севера затрудняют развитие района? Какие природные условия и ресурсы способствуют развитию района? Сделайте прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе имеющихся природный ресурсов | Затрудняют развитие района: горный рельеф, суровый климат, заболоченность территории, вечная мерзлота. Способствуют развитию района:выход в моря (незамерзающий порт Мурманск),соседство с развитыми странами и развитыми районами, богатство природными ресурсами: минеральными, лесными, водными Вывод: наличие природных ресурсов способствует освоению Европейского Севера, а сложные климатические условия затрудняют его освоение. | ||||||
7.Домашнее задание | |||||||
Читать § 24, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Работа в к/к – состав Европейского Севера. Вопросы на опережение: 1. слабая заселенность Европейского Севера это географическая или историческая причина? Ответ аргументируйте. 2. Подготовьте сообщения о первопроходцах Севера, об освоении территории Европейского Севера, о замечательных людях, родившихся на просторах Европейского Севера. |
Предварительный просмотр:
География
Технологическая карта урока «Европейский Север: освоение территории и население»
Тема урока: Европейский Север: освоение территории и население | Тип урока: урок – изучение нового материала и создание кластера население, культура и быт Европейского Севера. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: познакомить обучающихся с историей освоения Европейского Севера, численностью и динамикой численности населения, размещением населения, урбанизацией и городами, народами и религиями, занятостью и доходами населения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока: - Выявить особенности заселения Европейского Севера. - Определить особенности населения, культуры и быта народов Европейского Севера. - Выяснить специфику городов района. - Совершенствовать навыки работы с картами атласа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2013, атлас «Дрофа» 2016 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИКТ на уроке: презентация «Европейский Север» Материалы сайтов https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/ https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/ http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценностный компонент урока: значимость освоения территории Европейского Севера для России; этническое многообразие народов Европейского Севера; уникальность объектов Всемирного природного и культурного наследия. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вступительное слово: Сегодня на уроке мы будем знакомиться с численностью и динамикой численности населения Европейского Севера, размещением населения, урбанизацией и городами, народами и религиями, занятостью и доходами населения. Вы получили разноуровневое домашнее задание и мы с удовольствием прослушаем ваши сообщения, доклады, презентации. | Обучающиеся выступают с сообщениями, докладами презентациями на темы: о первопроходцах Севера, об освоении территории Европейского Севера, о замечательных людях, родившихся на просторах Европейского Севера. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Человек и его хозяйственная деятельность – мощный фактор воздействия на географическую оболочку Земли. Природа Европейского Севера, изученная на прошлом уроке, подвергается воздействию антропогенного фактора. Учитель предлагает исследовать карты атласа «Политико-административную России», «Плотность населения» и «Народы России» и сформулировать тему урока. | Обучающиеся с помощью учителя подходят к формулировке проблем - «Особенности заселения территории ЕС», «Какие народы живут на Европейском Севере и каковы занятия коренных жителей», «Особенности городов Европейского Севера», «Виды деятельности человека на Европейском Севере». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что мы знаем о современном заселении Европейского Севера? Что необходимо узнать о проблемах населения Европейского Севера, чтобы решить проблему населения Европейского Севера? | Обучающиеся анализируют прослушанные сообщения, доклады и презентации и делают выводы. Высказывают предположения, что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Поиск решения проблемы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное изучение нового материала организуется на основе работы с сайтом Федеральной службы государственной статистики (раздел «Население») http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ Учитель делит класс на рабочие группы, каждой из которых предлагается подобрать официальную статистику по субъектам Федерации, входящими в состав района, и сформулировать тематический сравнительный вывод о специфике населения в пределах рассматриваемых территорий. Для систематизации собираемой статистики школьникам можно предложить заполнить таблицу. В рамках предложенного задания группы обучающихся выбирают статистический показатель (формулируют его название), выбирают его значение и заносят в таблицу. После заполнения данных по регионам необходимо рассчитать значение каждого показателя для всей территории района (это актуально с той точки зрения, что официальная статистика даётся по Федеральным округам, а не по комплексным районам). После завершения заполнения таблицы статистическими показателями каждая группа формулирует вывод и заносит его в соответствующую графу. В заключение работы каждая из групп презентует свой набор выбранных показателей и оглашает вывод. Фронтально обсуждаются результаты исследования и формируется наиболее полный список показателей, характеризующих население района.
Какие народы живут на Европейском Севере и каковы занятия коренных жителей? (стр. 108 учебника) Найдите особенности городов Европейского Севера. Используйте текст на с. 108—110 учебника, дополнительную справочную литературу, энциклопедии «Города России». | Группы выполняют исследовательскую работу по субъектам Федерации
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Применение новых знаний, вывод | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как люди заселяли и осваивали Европейский Север? Какие народы живут в этом районе? Каковы особенности городов Европейского Севера? | Выводы:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Читать § 25, устно отвечать на вопросы 2 – 6. Задание по желанию: «Вам предложили проложить туристические маршруты по Европейскому Северу. Какие маршруты и почему вы предложите туристам? По одному из маршрутов составьте рекламный проспект»
|
Предварительный просмотр:
География 9 класс
Технологическая карта урока «Европейский Север: хозяйство»
Тема урока: Европейский Север: хозяйство | Тип урока: урок – изучение нового материала и подготовка к защите проекта «Особенности населения и хозяйства одного из районов Европейского Севера. Проблемы и перспективы развития района». | ||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: познакомить обучающихся с факторами развития и особенностями хозяйства, ведущими отраслями промышленности: металлургией, топливной промышленностью, лесной промышленностью, химической промышленностью, машиностроением, сельским хозяйством, сферой услуг. | |||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока: - Определить отрасли специализации Европейского Севера. - Установить особенности современного развития хозяйства района.
| |||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты урока | |||||||||||||||||||||||||||||
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| |||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2013, атлас «Дрофа» 2016 год | |||||||||||||||||||||||||||||
ИКТ на уроке: презентация «Европейский Север» Материалы сайтов http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/ https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/ http://mirznanii.com/a/307552/kharakteristika-evropeyskogo-severa-rossii | |||||||||||||||||||||||||||||
Ценностный компонент урока: Европейский Север — целостно развивающийся в хозяйственном отношении регион. | |||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
Вступительное слово: В домашнем задании вам предложили проложить туристические маршруты по Европейскому Северу. Какие маршруты и почему вы предложите туристам? По одному из маршрутов представьте рекламный проспект. | Обучающиеся выступают с сообщениями, докладами презентациями на темы: туристические маршруты по Европейскому Северу. Они объясняют, какие маршруты и почему, предлагают туристам? | ||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
Прошу вспомнить, по какому плану мы даем экономико-географическую характеристику экономического района? Европейский Север является одним из главных поставщиков сырья, топлива и продукции отраслей обрабатывающей промышленности на внутренний рынок страны. Так ли это? Какие проблемы связаны с хозяйственным освоением территории? Проблемный вопрос: В чем заключается специфика хозяйства Европейского Севера? Разнообразие отраслевого состава хозяйства Европейского Севера – это преимущество района или проблема? | Обучающиеся с помощью учебника или предыдущих записей в рабочих тетрадях вспоминают, план ЭГХ района.
Далее обучающиеся приходят к выводу, что сегодня на уроке им необходимо выявить отрасли хозяйственной специализации Европейского Севера и особенности их размещения. | ||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний | |||||||||||||||||||||||||||||
Вспомним из курса 8 – 9 класса. - Что такое природные ресурсы? - Какими видами природных ресурсов располагает данный район? - Что такое отрасль хозяйства? - Назвать отрасли промышленности. - Что такое отрасль специализации района? - Как определить ее? | Обучающиеся отвечают на вопросы. Природные ресурсы – это компоненты природной среды, окружающие человека, которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных потребностей человека и общества. Виды природных ресурсов – исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые. Отрасль специализации – это те виды (отрасли) производства, прибыль от реализации которых является основной частью бюджета района. К = П/Н, если К = 1, К больше1, то данная отрасль будет отраслью специализации района. К – коэффициент специализации; П – доля продукции района, в общем производстве страны ( по данной отрасли); Н – доля населения района в общем населении страны. Высказывают предположения, что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему. | ||||||||||||||||||||||||||||
4. Поиск решения проблемы | |||||||||||||||||||||||||||||
Какие отрасли специализации и почему сформировались на территории Европейского Севера? Выясним, какие природные ресурсы являются сырьем для отраслей хозяйства района. - Определить отрасли специализации - Какова география отраслей специализации? Используем карты атласа по географии для 9 класса и материалы сайтов http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/ https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/ Задание 1 группе: Определить сырье топливной промышленности, центры топливной промышленности и их размещение? Задание 2 группе. Определить сырье, топливо, центры черной металлургии и их размещение? Задание 3 группе. Определить сырье, центры цветной металлургии и их размещение? Задание 4 группе. Определить центры лесной и пищевой промышленности, и их размещение? Задание 5 группе Какое место занимает сельское хозяйство в экономике Европейского Севера? | Обучающиеся, используя карту географического атласа «Дрофа» на стр. 26, определяют отрасли хозяйственной специализации и делятся на группы. Работа в группах. Используя карту атласа: « Экономическая карта Европейского Севера» и Интернет- ресурсы определить отраслевую структуру района. Продукт 1 группы
Продукт 2 группы
Продукт 3 группы
Продукт 4 группы
Продукт 5 группы Сельское хозяйство Европейского Севера развито слабо. Европейский Север состоит из трёх сельскохозяйственных районов:
Вокруг крупных городов (Архангельск, Череповец, Вологда, Сыктывкар, Ухта, Воркута, Мончегорск) сложился пригородный тип сельского хозяйства с интенсивным молочным скотоводством, свиноводством, тепличным хозяйством. | ||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
Как сложилась специализация Европейского Севера? | Европейский Север - главная топливно-энергетическая и лесная база западной экономической зоны. Отраслями специализации являются:
Разнообразие отраслевого состава хозяйства Европейского Севера – это преимущество данного экономического района. | ||||||||||||||||||||||||||||
6.Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||
Читать § 26, устно отвечать на вопросы 1 – 6. Вспомните, что такое ТПК? Какие территориально – производственные комплексы сформировались на территории Европейского Севера и в чем их особенности? Заполнить таблицу. По желанию - создать презентацию «Загадки Европейского Севера»
|
Предварительный просмотр:
География 9 класс
Технологическая карта урока «Европейский Север: проблемы и перспективы развития региона»
Тема урока: Европейский Север: проблемы и перспективы развития региона | Тип урока: урок – обобщение пройденного материала и защита проекта «Особенности хозяйства одного из районов Европейского Севера. Проблемы и перспективы развития этого района». | |||||||||||||
Цель урока: мотивировать обучающихся на поиск проблем в районах Европейского Севера и путей их решения, выявить основные направления развития региона. | ||||||||||||||
Задачи урока: - Определить основные проблемы Европейского Севера. - Установить пути решения проблем в регионе. - Наметить перспективы развития Европейского Севера. | ||||||||||||||
Планируемые результаты урока | ||||||||||||||
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| ||||||||||||
Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2013, атлас «Дрофа» 2016 год | ||||||||||||||
ИКТ на уроке: презентация «Европейский Север» Материалы сайтов http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/ | ||||||||||||||
Ценностный компонент урока: Европейский Север — целостно развивающийся регион: внедрение безотходных технологий производства, комплексное использование сырья, решение социальных проблем, охрана природных ресурсов региона — путь сохранения и приумножения его богатств. | ||||||||||||||
Ход урока | ||||||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | |||||||||||||
| ||||||||||||||
Вступительное слово: В домашнем задании вам предложили ответить на вопросы: Что такое ТПК? Какие территориально – производственные комплексы сформировались на территории Европейского Севера? | Обучающиеся отвечают на вопросы домашнего задания ТПК – это
Вывод: разнообразие отраслевого состава хозяйства Европейского Севера – это преимущество данного экономического района. | |||||||||||||
| ||||||||||||||
Прошу вспомнить, по какому плану мы даем экономико-географическую характеристику экономического района?
| Обучающиеся вспоминают, что план экономико-географической характеристики района следующий:
Далее обучающиеся приходят к выводу, что следует рассмотреть проблемы и перспективы данного региона. Класс делится на группы: Совет региона – председатель и два заместителя. Группа промышленности и транспорта. Группа энергетики. Группа экологии. Группа АПК. В работе принимают участие журналисты и обеспокоенная общественность | |||||||||||||
3. Актуализация знаний | ||||||||||||||
Определите основные проблемы Европейского Севера и перспективы его развития. Разнообразие отраслевого состава хозяйства Европейского Севера – это преимущество данного экономического района. Получите задание и докажите, что это действительно преимущество Европейского Севера. | Обучающиеся получают задание по группам.
Главные особенности географического положения, условий для жизни и хозяйственной деятельности человека. Социальные проблемы населения. Что может стать стимулом для дальнейшего хозяйственного развития региона?
Какие главные отрасли специализации? Самые крупные промышленные предприятия. Какие виды транспорта развиты? Какие предприятия нужно построить, какие мероприятия провести, чтобы эта отрасль продолжала развиваться? Развитие ВПК в регионе.
Какие энергоресурсы добывают? Энергетические ресурсы Баренцева моря и шельфа Северного Ледовитого океана Проблемы Печорского угольного бассейна? Виды электростанций. Тимано-Печорский ТПК. Какие предприятия нужно построить, какие мероприятия провести, чтобы укрепить ТЭК?
Агроклиматические ресурсы: природные условия и основные сельскохозяйственные угодья. Виды хозяйственной деятельности, связанные с морем. Центры пищевой промышленности. Какие предприятия нужно построить, какие мероприятия провести, что бы АПК выполнял в полной мере свои основные функции. Социальные проблемы Вологодской области.
Основные экологические проблемы района Какие предприятия нужно построить, какие мероприятия провести, что бы улучшить экологическую обстановку в районе. Представитель обеспокоенной общественности. Какие мероприятия надо провести, чтобы Архангельск перестал быть одним из наиболее загрязнённых городов России?
Что вы скажете о развитии ВПК в регионе? Какова судьба людей после закрытия неперспективных шахт и оборонных заводов? По ходу урока члены группы должны доложить о развитии данной отрасли в регионе, подать заявку на строительство новых экологичных предприятий или проведения мероприятий по реконструкции старых и предложить идеи по развитию Европейского Севера. В работе принимают участие журналисты и обеспокоенная общественность, которые задают проблемные вопросы членам групп. | |||||||||||||
4. Поиск решения проблемы | ||||||||||||||
Обучающиеся каждой группы докладывают о развитии
Могут быть предложены различные проекты, такие как – строительство промышленного предприятия, развитие сельскохозяйственного производства, строительство жилого поселка или небольшого города, создание зоны отдыха со спортивным комплексом, проведение мероприятий для развития региона в целом. | Самостоятельная работа в группах. Получение индивидуальных заданий. Обсуждение индивидуальных результатов работы в каждой группе. Обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения, обобщения). Подведение итогов группового задания, подготовка к выступлению. | |||||||||||||
5. Применение новых знаний, выводы | ||||||||||||||
Какие проблемы в районах Европейского Севера и пути их решения выявили оьучающиеся? Перечислите основные направления развития региона. | В ближайшее время в регионе должны решаться следующие проблемы:
| |||||||||||||
6.Домашнее задание | ||||||||||||||
Задания по желанию: Создайте в виде рисунка, схемы, стихотворения образ Европейского Севера. С чем он у вас ассоциируется? Подготовьте презентацию о Европейском Севере. Выполнить проектное задание – предложить наилучший вариант освоения территорий Европейского Севера |
Приложение
Дополнительный материал к уроку.
Совет региона
Европейский Север - самый большой экономический район по площади в европейской части России.
Усугубляется ЭГП суровыми природными условиями, затормаживающими процесс развития района: вечная мерзлота, заболоченность, полярная зима.
Порт Белого моря зимой работает только с помощью ледоколов.
Природные условия: от ледяной (арктической) зоны до тайги.
Европейский Север - район, в котором преобладают “первичные” виды деятельности. Это - добыча полезных ископаемых, лесозаготовка, рыболовство. Однако нужно больше развивать и “верхние” этажи производства - перерабатывающую и обрабатывающую промышленность.
В перспективе Европейский Север будет оставаться единственным для Центральной России выходом в открытый океан, поэтому будет развиваться торговый флот, портовое хозяйство, судостроение и судоремонт, рыбная промышленность.
Группа промышленности и транспорта
Современный Европейский Север - это географический район, в котором преобладают добыча полезных ископаемых, лесозаготовка, рыболовство и отрасли перерабатывающей промышленности - металлургия, деревообрабатывающей промышленности. Природные ресурсы района: месторождения железных и медно-никелевых руд, апатитов, угля, нефти и газа, древесины, биологического сырья рек, тундры и тайги, зона шельфа и морского дна.
В Вологодской области, в городе Череповце работает мощный металлургический комбинат полного цикла. Железную руду добывают в Карелии и на Кольском комбинате.
Созданы заводы цветной металлургии, которые дают алюминий, медь и никель. Медно-никелевые концентраты завозят из Норильска.
Лесные богатства позволяют развивать лесоэкспортную специализацию (заготовка и первичная обработка древесины) и целлюлозно-бумажную промышленность.
Перспективы развития района - нефтяные и газовые отрасли, открыты крупнейшие ресурсы на шельфе Северного Ледовитого океана, формируется Тимано-Печорский ТПК на базе нефти, газа, угля и леса.
Группа энергетиков
Уже с предвоенных лет Север становится районом топливной промышленности в связи с открытием здесь месторождений угля и нефти, а позже и газа. Добывают уголь в Печорском угольном бассейне. Правда, здесь произошёл спад производства у добытчиков угля Печорского бассейна. Найдены нефть и газ в шельфовой зоне Баренцева моря. Для добычи нефти и газа будут построены платформы морской добычи с привлечением инвестиций зарубежных стран, в частности Норвегии. Будет использован и передовой опыт компаний, добывающих нефть и газ в Северном море, в частности, опыт в сооружении платформ. По дну моря будут проложены трубопроводы к побережью. Очень перспективен район Варандей-море. В настоящее время там уже пробурены две скважины и получен промышленный приток нефти. Запасы Варандей-моря оцениваются примерно в 36 млн. т. Освоение Штокмановского месторождения намечается с привлечением иностранных фирм. Ведутся переговоры с американцами, французами, норвежцами, финнами. Электро- и теплоэнергетика развивается за счет крупных тепловых электростанций, гидроэлектростанций, Кольской АЭС и многих мелких электростанций и котельных. Энергетика Северного района может также развиваться на основе использования энергии ветра и морских приливов на Кольском полуострове (Кислогубская ПЭС и ПЭС пос. Полярные Зори).
Освоение шельфа и дна Северного Ледовитого океана с учетом решения ООН и международных организаций об увеличении площади территории России за счет дна океана.
Группа АПК
В составе АПК отраслью специализации является рыбная промышленность, свыше 78% продукции которой вывозится в другие районы. Главные центры рыбной промышленности – Мурманск, Архангельск специализируются на океаническом лове рыбы. АПК развит слабо.
Молочное животноводство и маслоделие характерно для бассейнов Северной Двины и Сухоны в Вологодской области.
Льноводство представлено на юге Европейского Севера. Оленеводство представлено на севере в тундровой зоне. Сельское хозяйство в структуре экономики Северного района играет второстепенную роль. Сельскохозяйственные угодья занимают лишь немногим более 20% от общей земельной площади района, в том числе пашня не превышает 1% площади района. 95% всех сельскохозяйственных угодий приходится на Вологодскую область и южную часть Архангельской. Основной отраслью является животноводство, которое специализируется на молочном, молочно-мясном скотоводстве, оленеводстве, свиноводстве и птицеводстве. В районе производится высококачественная продукция животноводства, например, вологодское сливочное масло, составляющее предмет вывоза.
Группа экологов
Требуется ЭКОЛОГИЗАЦИЯ всего лесного комплекса – начиная от “щадящей” рубки леса до очистки сточных вод ЦБК.
Архангельск – один из наиболее загрязнённых городов России.
Металлургия, целлюлозно-бумажная и топливная промышленность загрязняют атмосферу, почву.
Добыча нефти и газа нарушает целостность географической оболочки и уничтожает тундровые геобиоценозы (хрупкость и ранимость тундры и шельфа).
Старые в технологическом отношении предприятия металлургии (чёрная и цветная) и химии Кольского полуострова (время постройки - 30-е годы XX века).
Опасное воздействие на акваторию морей атомных судов, например атомные ледоколы «Россия», «Ямал», атомные подводные лодки.
Захоронение на дне морей Северного Ледовитого океана отработанных ядерных реакторов.
Ядерные испытания на островах Новой Земли.
Северо-Атлантическое течение приносит грязь из Норвежского моря,
Внеплановая вырубка леса.
Хищнический лов рыбы и морского зверя.
Запуск космических спутников с космодрома в Плесецке.
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ является развитым индустриальным районом страны. Здесь представлены горнодобывающая, целлюлозно-бумажная, лесоперерабатывающая промышленность, машиностроение, цветная металлургия. Важную роль в хозяйстве республики играют рыбная промышленность и производство строительных материалов, получила развитие гидроэлектроэнергетика. Крупнейшим промышленным центром является Петрозаводск. Кондопожский и Сегежский промышленные узлы специализируются на продукции целлюлозно-бумажной промышленности, деревообработке, стандартном домостроении и машиностроении. Получают развитие производство оборудования для лесной и бумажной промышленности, лесохимия, производство строительных материалов, а также рыбоконсервная и судостроительная промышленность. Большое значение имеет ввод в действие на территории республики Костомукшского горно- обогатительного комбината. Сельское хозяйство специализируются на животноводстве молочно-мясного направления, птицеводстве, пригородном картофелеводстве и овощеводстве.
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ развиты угольная, нефтяная, газовая, лесная, целлюлозно - бумажная и химическая промышленность. Разрабатываются месторождения титановых руд, бокситов, каменных и калийно-магниевых солей. Создан крупный Сыктывкарский лесопромышленный комплекс. Ведущими отраслями сельского хозяйства являются оленеводство, молочное животноводство. В бассейнах рек Вычегды и Сысолы на юге республики выращиваются рожь, овес, ячмень, овощи и картофель.
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ – одна из наиболее развитых в хозяйственном отношении среди регионов Северного экономического района – занимает особое место в обеспечении России и района продукцией лесного и машиностроительного комплексов. Ведущие отрасли специализации – лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение. Немаловажное значение имеют также рыбная промышленность и промышленность строительных материалов.
В последние годы на территории НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА широкое развитие получили нефте- и газодобыча. Центральное место в агропромышленном комплексе области принадлежит сельскому хозяйству. В структуре АПК основной отраслью является животноводство: молочно-мясное скотоводство и оленеводство. На долю области приходится 46% общего поголовья оленей европейского Севера.
В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ сформировался межотраслевой производственный комплекс, в структуре которого наиболее важное место занимают металлургическая, химическая, машиностроительная, лесная, строительная промышленность. Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции области принадлежит металлургическому комплексу. Такие его предприятия, как Череповецкий металлургический комбинат и Череповецкий сталепрокатный завод, являются одними из самых крупных предприятий черной металлургии страны. К числу интенсивно развивающихся отраслей области относится химическая промышленность. Ее развитие осуществляется на базе действующих предприятий: ПО «Аммофос» и азотно-тукового завода, расположенных в Череповце. Основными видами продукции являются азотные и фосфорные удобрения, серная кислота, синтетические смолы и др. Машиностроительный комплекс представлен большим количеством предприятий, из которых 3/4 сосредоточены в Вологде и характеризуются производством сложных и высокоточных изделий.
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ является ведущим социально-экономическим комплексом Северного экономического района. Ее можно считать наиболее хозяйственно развитым и обжитым районом Крайнего Севера. Природно-экономический потенциал области определяется в первую очередь морскими биологическими, в частности, рыбными ресурсами, а также крупными запасами руд цветных, редких и черных металлов, горно-металлургического и неметаллорудного сырья. Уникальные по масштабам и качеству апатитонефелиновые руды Хибинского и Ковдорского массивов определили ведущее значение Мурманской области в общероссийском производстве фосфатного сырья и в получении нефелина – ценного сырья для производства алюминия. Приоритетным направлением хозяйства области является промышленность и прежде всего рыбная, горно-металлургическая и горно-химическая отрасли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)
Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...
Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"
Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....
Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"
Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"
Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления....
Технологическая карта урока географии 5 класс
ТК урока географии в 5 классе по теме "Уникальность планеты Земля"....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...