Урок географии в 8 классе с основами финансовой грамотности на тему "Комфортность климата. Неблагоприятные климатические условия"
план-конспект урока по географии (8 класс)
Урок разработан с основами финансовой грамотности. раскрываются понятия специализация и разделение труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geo_s_osn.fin_.gam_.doc | 879.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЫСОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Урок географии в 8 классе
с основами финансовой грамотности
на тему:
Учитель: Федоркова СВ
2019
Цель: познакомить обучающихся с понятием комфортность климата и неблагоприятные климатические явления. Сформировать понятия «разделение труда» и «специализация производства», и дать представления о способах их применения для достижения целей производства с наименьшими затратами.
Задачи:
• образовательные
- продолжить формирование системы знаний о климате России
- формирование представлений о климатических условиях с точки зрения комфортности климата для жизни и хозяйственной деятельности человека;
- определение особенностей климата регионов и способов адаптации человека к данным условиям;
- оценка агроклиматических ресурсов;
• развивающие
-развитие у учащихся умения работать с различной информацией и осуществлять логические операции при выполнении ситуационных задач, обобщать полученный материал;
-развитие внимания, пространственного воображения и способности делать выводы;
• воспитательные
- определение значимости знаний о климате с точки зрения экологических проблем в результате естественных и антропогенных факторов;
- формирование умения высказывать своё мнение.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Вопрос: 1. Почему такое возможно в нашей стране?
(большая площадь и протяженность страны)
2. Как вы понимаете фразу Ш.Монтескьё (французский писатель и философ 18 века): «Власть климата сильнее всех властей»?
(климат определяет основные черты жизни и деятельности человека)
Сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы:
-комфортность климата;
-агроклиматические ресурсы;
-неблагоприятные климатические явления
Изучение нового материала
- Что же такое благоприятный климат или комфортный климат?
Комфортность климата – это степень его благоприятности для нормальной жизни и деятельности человека (учебник. с.100)
- Из каких показателей складывается понятие «комфортность климата»?
Задание: из текста учебника (с.100-101) выписать в тетрадь характеристики комфортности климата (температура воздуха, относительная влажность, скорость ветра и объем солнечной радиации, длительность и контрастность сезонов года)
- Анализ карты «Влияние природных условий на жизнь человека»
- Какие меры должны принимать люди для обеспечения проживания на малокомфортных территориях? (строительство утепленного жилища, прокладка дорог по насыпям и поднятиям и пр.)
- Как климат влияет на сельское хозяйство?
Агроклиматические ресурсы – это соотношение тепла и влаги, определяющее возможности выращивания сельскохозяйственных культур.
Количество тепла оценивается суммой активных температур (за период выше +10°). Меняется от 400° в тундре до 4000° в субтропиках.
Соотношение тепла и влаги оценивается с помощью коэффициента увлажнения. Он равен отношению годового количества осадков к испаряемости за тот же период. Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат.
Вопрос: 1. В каком направлении изменяется годовое количество осадков и почему?
2. От чего зависит испаряемость? В каком направлении она меняется?
3. Как коэффициент увлажнения может влиять на жизнь и деятельность людей?
4. Как разное увлажнение территории может влиять на развитие растений?
Практическая работа: С помощью рис.52 на с.102, карт атласа на с.14-17 дайте характеристику агроклиматических условий и определите направление сельского хозяйства на территории:
а) п-ва Ямал
б) Прикаспийской низменности
в) Западной Сибири
г) Чукотского п-ва
Результаты оформите в виде таблицы:
Название территории | Средняя температура января | Средняя температура июля | Сумма активных температур | Годовое количество осадков | Испаряемость | Коэффициент увлажнения | Виды с/х культур |
- Какие климатические явления можно отнести к неблагоприятным? (засухи, суховеи, заморозки, гололед, ураганы, ливни, град, туман, снегопад)
- Деловая игра с основами финансовой грамотности «Выживание в условиях Арктики» (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Закрепление новых знаний
- Что такое комфортность климата?
- Как климат влияет на сельское хозяйство?
- Для чего необходимо учитывать коэффициент увлажнения?
Домашнее задание: § 25; 1) дать определение понятиям: «разделение труда», «специализация производства». 2) объяснить, на что влияют вышеперечисленные понятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сценарий деловой игры «Выживание в условиях Арктики»
В игре формируются понятия «Разделение труда» и «специализация производства».
Цель: сформировать понятия «разделение труда» и «специализация производства», и дать представления о способах их применения для достижения целей производства с наименьшими затратами.
Материалы:
- Действующие макеты удочек и рыбок;
- Ножницы;
- Тонкая проволока;
- Часы с секундомером;
- Бумага.
Игровой комплект на класс в 25 человек составляет:
- 3 удочки
- 15 рыбок
- 15 ножниц
- 15-20 комплектов проволоки для постройки хижины.
Распределение ролей между участниками происходит в процессе игры. Роль ведущего исполняет педагог.
Ход игры:
Введение в игровую ситуацию
Преподаватель-руководитель:
- Чтобы оказать помощь в ликвидации эпидемии, возникшей в одном из оленеводческих хозяйств. Необходимо отправиться в экспедицию. Условия: погода нелётная, местность пересеченная. Двигаться можно только на собачьих упряжках.
При этом требуется доставить максимальное количество медикаментов. Поэтому было принято решение не брать с собой продовольствие, а только удочки для рыбалки, так как маршрут проходит через район, богатый рыбой.
Каждый день необходимо вылавливать по 5 рыбок и строить по одной хижине на игрока.
Далее учитель показывает, как нужно строить хижины(рис. 9а и 9б). объясняет, как «ловить» рыбу, в соответствии с «конструкцией» удочек и рыбок(рис. 10).
После выявления всех нюансов строительства хижины и лова рыбы можно переходить непосредственно к игровым действиям.
I этап
За 10 мин игрового времени необходимо, чтобы каждый участник обеспечил себя рыбой и построил хижину.
Естественно, что за отведённое время справиться с задачей невозможно. Указывая ученикам на невозможность непродуктивной траты времени, ведь эпидемия продолжает свирепствовать, педагог предлагает усовершенствовать процесс производства.
Результаты этапа необходимо занести в табл. 1
Таблица 1
Итоги игры «Выживание в условиях Арктики»
I этап | II этап | |
Число игроков | ||
Выловленная рыба | ||
Построенные хижины |
II этап
Перед началом игрового действия руководитель предлагает самым ловким «рыбакам» ловить только рыбу, а «строителям» возводить хижины на всю группу, иными словами, «специалисты» должны заниматься строго определённым делом. Провести этот раунд необходимо за тот же промежуток времени (10 мин).
Результаты записываются в табл. 1
Подведение итогов
Используя данные табл. 1, провести обсуждение полученных результатов в форме эвристической беседы (см табл. 2)
Таблица 2
Обсуждение результатов деловой игры «Выживание в условиях Арктики»
Направление вопросов для обсуждения | Правильные ответы учащихся |
1.Определите, как изменилось количество выловленной рыбы и построенных жилищ на II этапе игры? | Количество выловленной рыбы и построенных хижин возросло и стало достаточным для удачного завершения экспедиции. |
2.почему это стало возможным? | Это стало возможным, потому что наиболее умелые и ловкие стали заниматься «своим делом», т.е. тем, что у них лучше всего получалось. |
3.Можно ли сказать, что они специализировались на каких-то отдельных операциях? Приносит ли специализация желаемые результаты? | Да, это действительно приносит желаемые результаты. Успех скрывается именно в специализации процесса производства, т.е. разделении действий участников. |
4.Можно ли назвать такой способ достижения более высоких результатов «специализацией производства»? Дайте определение этому понятию в более широком смысле. | Да, это так. Специализация производства – выпуск однородной продукции в объёмах больших, чем необходимо для собственного потребления. |
5.Какие действия необходимо предпринять для осуществления специализации производства? | Необходимо:
|
6.Повлияло ли разделение обязанностей – «разделение труда» - во II этапе на эффективность лова рыбы и строительства хижин? | На II этапе задание было выполнено: выловлена рыба и построено необходимое количество хижин. «Разделение труда» дало положительные результаты. |
7.Дайте определение понятию «разделение труда» | Разделение труда – деление процесса производства на отдельные операции, направленные на увеличение количества и качества продукции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 7 класс по теме "Климатические условия Евразии"
Тип урока - комбинированный.Материал урока дает возможность проверить и закрепить теоретические знания учащихся о ГП ,рельефе материка,практические навыки работы с контурными картами...
Рабочая программа по географии 8 класс с основами финансовой грамотности
Данная рабочая программа разработана с основами финансовой грамотности....
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Технологическая карта урока по предмету Основы Финансовой грамотности тема урока «Кредит» 8 кл
Технологическая карта урока по предмету Основы Финансовой грамотности тема урока «Кредит» 8 кл...
Функциональная грамотность. Основы финансовой грамотности: прожиточный минимум
Занятие для закрепления основ финансовой грамотности.Мероприятие для детей 4-5 классов....