Урок географии в 8 классе с основами финансовой грамотности на тему "Комфортность климата. Неблагоприятные климатические условия"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Федоркова Cветлана Владимировна

Урок разработан с основами финансовой грамотности. раскрываются понятия специализация и разделение труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geo_s_osn.fin_.gam_.doc879.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЫСОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Урок географии  в 8 классе

с основами финансовой грамотности

на тему:

Учитель: Федоркова СВ

2019

Цель: познакомить обучающихся с понятием комфортность климата и неблагоприятные климатические явления. Сформировать понятия «разделение труда» и «специализация производства», и дать представления о способах их применения для достижения целей производства с наименьшими затратами.

Задачи:

        •        образовательные

- продолжить формирование системы знаний о климате России

- формирование представлений о климатических условиях с точки зрения комфортности климата для жизни и хозяйственной деятельности человека;

- определение  особенностей климата   регионов и способов адаптации человека к данным условиям;  

- оценка агроклиматических ресурсов;

        •        развивающие

-развитие  у учащихся умения работать с  различной информацией и осуществлять логические операции при выполнении ситуационных задач, обобщать полученный материал;

-развитие  внимания, пространственного воображения и  способности  делать выводы;

       •        воспитательные

      - определение значимости  знаний о климате   с точки зрения  экологических  проблем  в результате естественных и антропогенных факторов;

      - формирование умения высказывать своё мнение.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания

Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

Вопрос: 1. Почему такое возможно в нашей стране?

                                                                                                 (большая площадь и протяженность страны)

         2. Как вы понимаете фразу Ш.Монтескьё (французский писатель и философ 18 века): «Власть климата сильнее всех властей»?    

                                                   (климат определяет основные черты жизни и деятельности  человека)  

Сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы:

-комфортность климата;

-агроклиматические ресурсы;

-неблагоприятные климатические явления   

Изучение нового материала

  1. Что же такое благоприятный климат или комфортный климат?

Комфортность климата – это степень его  благоприятности для нормальной жизни и деятельности человека   (учебник. с.100)

  1. Из каких показателей складывается понятие «комфортность климата»?

Задание: из текста учебника (с.100-101) выписать в тетрадь характеристики комфортности климата (температура воздуха,  относительная влажность, скорость ветра и объем солнечной радиации, длительность и контрастность сезонов года)

  1. Анализ карты «Влияние природных условий на жизнь человека»
  1.  Какие меры должны принимать люди для обеспечения проживания на малокомфортных территориях? (строительство утепленного жилища,  прокладка дорог по насыпям и поднятиям и пр.)

  1. Как климат влияет на сельское хозяйство?

         Агроклиматические ресурсы – это соотношение тепла и влаги, определяющее возможности выращивания сельскохозяйственных культур.

Количество тепла оценивается суммой активных температур (за период выше +10°). Меняется от 400° в тундре до 4000° в субтропиках.

Соотношение тепла и влаги оценивается с помощью коэффициента увлажнения. Он равен отношению годового количества осадков к испаряемости за тот же период. Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат.

Вопрос: 1. В каком направлении изменяется годовое количество осадков и почему?

        2. От чего зависит испаряемость? В каком направлении она меняется?

        3. Как коэффициент увлажнения может влиять на жизнь и деятельность людей?

        4. Как разное увлажнение территории может влиять на развитие растений?

Практическая работа: С помощью рис.52 на с.102, карт атласа на с.14-17 дайте характеристику агроклиматических условий и определите направление сельского хозяйства на территории:

       а) п-ва Ямал

       б) Прикаспийской низменности

       в) Западной Сибири

       г) Чукотского п-ва

Результаты оформите в виде таблицы:

Название территории

Средняя температура января

Средняя температура июля

Сумма активных температур

Годовое количество осадков

Испаряемость

Коэффициент увлажнения

Виды с/х культур

  1.  Какие климатические явления можно отнести к неблагоприятным?  (засухи, суховеи, заморозки, гололед, ураганы, ливни, град, туман, снегопад)

  1. Деловая игра с основами финансовой грамотности «Выживание в условиях Арктики» (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Закрепление новых знаний

  1. Что такое комфортность климата?
  2. Как климат влияет на сельское хозяйство?
  3. Для чего необходимо учитывать коэффициент увлажнения?

Домашнее задание: § 25; 1) дать определение понятиям: «разделение труда», «специализация производства». 2) объяснить, на что влияют вышеперечисленные понятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сценарий деловой игры «Выживание в условиях Арктики»

В игре формируются понятия «Разделение труда» и «специализация производства».

Цель: сформировать понятия «разделение труда» и «специализация производства», и дать представления о способах их применения для достижения целей производства с наименьшими затратами.

Материалы:

  • Действующие макеты удочек и рыбок;
  • Ножницы;
  • Тонкая проволока;
  • Часы с секундомером;
  • Бумага.

Игровой комплект на класс в 25 человек составляет:

  • 3 удочки
  • 15 рыбок
  • 15 ножниц
  • 15-20 комплектов проволоки для постройки хижины.

Распределение ролей между участниками происходит в процессе игры. Роль ведущего исполняет педагог.

Ход игры:

Введение в игровую ситуацию

Преподаватель-руководитель:

- Чтобы оказать помощь в ликвидации эпидемии, возникшей в одном из оленеводческих хозяйств. Необходимо отправиться в экспедицию. Условия: погода нелётная, местность пересеченная. Двигаться можно только на собачьих упряжках.

При этом требуется доставить максимальное количество медикаментов. Поэтому было принято решение не брать с собой продовольствие, а только удочки для рыбалки, так как маршрут проходит через район, богатый рыбой.

Каждый день необходимо вылавливать по 5 рыбок и строить по одной хижине на игрока.

Далее учитель показывает, как нужно строить хижины(рис. 9а и 9б). объясняет, как «ловить» рыбу, в соответствии с «конструкцией» удочек и рыбок(рис. 10).

После выявления всех нюансов строительства хижины и лова рыбы можно переходить непосредственно к игровым действиям.

I этап

За 10 мин игрового времени необходимо, чтобы каждый участник обеспечил себя рыбой и построил хижину.

Естественно, что за отведённое время справиться с задачей невозможно. Указывая ученикам на невозможность непродуктивной траты времени, ведь эпидемия продолжает свирепствовать, педагог предлагает усовершенствовать процесс производства.

Результаты этапа необходимо занести в табл. 1

Таблица 1

Итоги игры «Выживание в условиях Арктики»

I этап

II этап

Число игроков

Выловленная рыба

Построенные хижины

II этап

Перед началом игрового действия руководитель предлагает самым ловким «рыбакам» ловить только рыбу, а «строителям» возводить хижины на всю группу, иными словами, «специалисты» должны заниматься строго определённым делом. Провести этот раунд необходимо за тот же промежуток времени (10 мин).

Результаты записываются в табл. 1

Подведение итогов

Используя данные табл. 1, провести обсуждение полученных результатов в форме эвристической беседы (см табл. 2)

Таблица 2

Обсуждение результатов деловой игры «Выживание в условиях Арктики»

Направление вопросов для обсуждения

Правильные ответы учащихся

1.Определите, как изменилось количество выловленной рыбы и построенных жилищ на II этапе игры?

Количество выловленной рыбы и построенных хижин возросло и стало достаточным для удачного завершения экспедиции.

2.почему это стало возможным?

Это стало возможным, потому что наиболее умелые и ловкие стали заниматься «своим делом», т.е. тем, что у них лучше всего получалось.

3.Можно ли сказать, что они специализировались на каких-то отдельных операциях?

Приносит ли специализация желаемые результаты?

Да, это действительно приносит желаемые результаты. Успех скрывается именно в специализации процесса производства, т.е. разделении действий участников.

4.Можно ли назвать такой способ достижения более высоких результатов «специализацией производства»? Дайте определение этому понятию в более широком смысле.

Да, это так. Специализация производства – выпуск однородной продукции в объёмах больших, чем необходимо для собственного потребления.

5.Какие действия необходимо предпринять для осуществления специализации производства?

Необходимо:

  • Выявить специалистов
  • Разделить обязанности среди участников игры в соответствии со специализацией

6.Повлияло ли разделение обязанностей – «разделение труда» - во II этапе на эффективность лова рыбы и строительства хижин?

На II этапе задание было выполнено: выловлена рыба и построено необходимое количество хижин. «Разделение труда» дало положительные результаты.

7.Дайте определение понятию «разделение труда»

Разделение труда – деление процесса производства на отдельные операции, направленные на увеличение количества и качества продукции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 7 класс по теме "Климатические условия Евразии"

Тип урока - комбинированный.Материал урока дает возможность проверить  и закрепить теоретические знания  учащихся  о ГП ,рельефе материка,практические навыки работы с контурными картами...

Рабочая программа по географии 8 класс с основами финансовой грамотности

Данная рабочая программа разработана с основами финансовой грамотности....

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Технологическая карта урока по предмету Основы Финансовой грамотности тема урока «Кредит» 8 кл

Технологическая карта урока  по  предмету Основы Финансовой грамотности  тема урока «Кредит» 8 кл...

Функциональная грамотность. Основы финансовой грамотности: прожиточный минимум

Занятие для закрепления основ финансовой грамотности.Мероприятие для детей 4-5 классов....