Рабочая учебная программа по курсу внеурочной деятельности "Золотые кружева России"
элективный курс по географии (7 класс)
Данна программа создана и реализована в рамках программы внеурочной деятельности учащихся и посвящена основным достопримечательностям России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zolotye_kruzheva_rossii_5-9.docx | 242.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
“Гимназия при Главе муниципального района “Сосногорск”
(МАОУ “Гимназия г. Сосногорска”)
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Золотые кружева России»
Направление:
духовно-нравственное
(формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений
к России как Отечеству)
Срок реализации: 2017- 2018 г.
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Автор-составитель:
Зверев А.А.
учитель истории и обществознания
МАОУ «Гимназия г. Сосногорска»
г. Сосногорск,
2017 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Разноцветные кружева России»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Золотые кружева России» разработана на основе программы «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся», опубликованной в учебно-методическом пособии автора М.А. Ступицкой «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами»: - АСТ, 2008 и рекомендованного для использования в школах Центром научных исследований и мониторинга Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ. Программа предназначена для изучения основ проектирования учащимися 5,6,7,8 классов основной школы и повышению мотивации к предмету. Необходимость введения курса определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.
Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность». В соответствии с учебным планом на его изучение отводится 2 часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 70 часов внеурочной деятельности.
По своей структуре курс не является системным и сквозным, а представляет собой отдельный модуль, предназначенный для овладения проектным методом для углублённого изучения вопросов исторического краеведения. Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер.
Цель: создание условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности; повышение мотивации к предмету.
Задачи:
- знакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
Формы организации учебной деятельности:
- беседы;
- практикумы;
- самостоятельная работа;
- уроки-тренинги;
- групповые и индивидуальные исследования;
- игры-исследования;
- творческие проекты;
- консультации;
- презентации результатов проектной деятельности.
Формы контроля: консультация, доклад, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах проектных исследовательских работ, театрализованное представление.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
2. Планируемые результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности;
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Предполагается, что результатом изучения курса является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни народов в истории своей страны;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных традиций своей страны.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
- альбом,
- газета,
- журнал, книжка-раскладушка,
- коллаж,
- выставка
- коллекция,
- плакат,
- серия иллюстраций,
- стенгазета,
- сценарий праздника,
- фотоальбом,
- презентация
3. Содержание программ.
(70 часов)
Введение 2 часа
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация готовых исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
I. Теоретический блок 24 часа
Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
II. Практический блок 38 часов
Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты
"История моего имени", "История моей семьи", "Мой дом", Моя улица","Праздники в России", «Моя Гимназия»
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации (альбома, книжки раскладушки и др.).
Создание самостоятельных проектов.
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 6 часов
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
4. Тематическое планирование.
Наименование разделов, тем | Количество часов | Содержание занятия | Основные виды деятельности учащихся |
№ заня-тия | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся на уроке | ||
Введение, 2 часа | ||||
1 | Что такое проект | Научиться оперировать понятиями проблема, объект исследования; понимать значение исследовательской деятельности в жизни человека. | ||
Теоретический блок Учебная тема "Способы мыслительной деятельности" 10 часов, | ||||
2 | Что такое проблема | Научиться самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему; формулировать свою точку зрения. | ||
3 | Как мы познаём мир | Научиться способам познания окружающего мира; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | ||
4 | Удивительный вопрос | Научиться формулировать вопросы для решения существующей проблемы; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; | ||
5 | Учимся выдвигать гипотезы. | Научиться выдвигать гипотезы; прогнозировать результат работы. | ||
6 | Источники информации | Научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать и обобщать информацию; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | ||
Учебная тема "Этапы работы в рамках исследовательской деятельности" 14 часов | ||||
7 | Выбор темы исследования | Научиться самостоятельно выявлять и формулировать проблему; осуществлять выбор темы исследования. | ||
8 | Цели и задачи исследования | Научиться самостоятельно формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; формулировать задачи исследования; составлять план последовательности действий. | ||
9 | Методы исследования. Мыслительные операции. | Научиться проводить исследование с использованием различных методов; определять взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. | ||
10 | Сбор материала для исследования. | Научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать и обобщать информацию; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | ||
11 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | Научиться анализировать, классифицировать, обобщать факты и явления; определять собственное отношение к явлениям и фактам; высказывать собственную точку зрения. | ||
12, 13 | Обобщение полученных данных. | Научиться анализировать, классифицировать, обобщать факты и явления; определять собственное отношение к явлениям и фактам; высказывать собственную точку зрения. | ||
14, 15 | Планирование работы | Научиться самостоятельно формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий. | ||
16 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | Научиться осуществлять анкетирование, социальный опрос, интервьюирование; анализировать их данные; находить нужную социальную информацию разного типа. | ||
17. | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | Научиться осуществлять анкетирование, социальный опрос, интервьюирование; анализировать их данные; находить нужную социальную информацию разного типа. | ||
18, 19 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | Научиться осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, классифицировать, обобщать факты и явления. | ||
20, 22 | Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации. | Научиться синтезировать материал, создавать мультимедийные презентации. | ||
23-32 | Создание самостоятельных проектов | Научиться самостоятельно формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать и обобщать информацию; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | ||
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 6 часов | ||||
33 | Подготовка к защите. | Научиться правилам подготовки сообщения; планировать свою работу; составлять рассказ по заданному алгоритму. | ||
34, 35 | Защита проектов. | Научиться публично презентовать проект; анализировать результаты проектно-исследовательской деятельности; определять собственное отношение к явлениям и фактам; высказывать собственную точку зрения. | ||
Итого 70 часов |
5. Учебно-методические средства обучения и материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | ||
Список литературы, рекомендуемой для детей | ||
1 | ||
2 | ||
Список литературы, рекомендуемой для педагога | ||
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9 | ||
10. | ||
11. | ||
12. | ||
13. | ||
14. | ||
2. Печатные пособия | ||
1. | ||
2. | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
3. Технические средства обучения, экранно-звуковые пособия | ||
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
4. Специальные средства | ||
1. | ||
2. | ||
3. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.
Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет- ресурсы:
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all ebooks.com/2009/05/01/ bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
А. Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса «Физика в задачах и экспериментах»
Рабочая учебная программа элективного курса по физике для обучающихся в 7 классе основной школы...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Предметного курса «Основы экологии»
Техногенная культура больше не способствует общественному прогрессу, а наоборот порождает средства уничтожающие цивилизацию. Слова «экология» у всех на «слуху», но мало кто может объяснить, что это та...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Человек и его здоровье»
Два направления медицины клиническое и профилактическое. Гигиена и санитария в быту и на производстве, в школе и на улице. Усилия гигиены и окружающая среда. Социальный характер санитарно-гигиеническо...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА элективного курса «География Воркуты»
Программа может быть использована в качестве элективного курса, направленного на развитие интересов учащихся в...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...
Рабочая учебная программа по ИЗО 1 класс Школа России 2018/2019
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство напра...
Рабочая учебная программа Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5класс ( базовый уровень, основная ступень образования)
Рабочая учебная программа Основы духовно-нравственной культуры народовРоссии, 5класс( базовый уровень, основная ступень образования)...