РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА элективного курса «География Воркуты»
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma_elek.kursa_geografiya_vorkuty.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального, основного общего, среднего общего образования в Республике Коми. Национально – Региональный компонент. История. География. Сыктывкар. 2002г. При составлении программы использовалось научно-популярное издание Воркута-город на угле , город в Арктике, под общей редакцией д.б.н. М.В.Гецен,Сыктывкар,2004. Создание данной программы продиктовано отсутствием аналогов программ по географии Воркуты.
Программа может быть использована в качестве элективного курса, направленного на развитие интересов учащихся в определенной области знаний, их углубленного изучения географии своей малой родины в условиях профильной подготовки.
Курс способствует поддержанию интереса к предмету, воспитанию любви к родному краю, уважению к людям труда.
Преподавание курса рассчитано на учащихся 9 классов в количестве 34 часов.
Цели и задачи программы
- Расширить знания учащихся по географии своего города.
- Формировать знания учащихся об особенностях природы, хозяйства, населения, об антропогенном воздействии человека на природу.
- Способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического, статистического методов.
- Совершенствовать экономические и экологические знания учащихся.
Формы занятий
На занятиях используются такие формы, как лекции, семинары, практикумы и другие. Результатами УД учащихся является выполнение работ: защита проектов, подготовка докладов, сообщений, выступлений на семинарах и подготовка исследовательских работ.
Практические результаты обучения
В течение 34 учебных часов учащиеся должны изучить и знать географию своего города:
- местоположение на карте Республики Коми
- природные условия, их хозяйственная оценка
- природные ресурсы и их использование
- новые районы освоения месторождений полезных ископаемых
- население и трудовые ресурсы
- ведущие отрасли экономики
- территориально-производственные связи
- проблемы и перспективы развития
Должны уметь:
- определять по картам ЭГП города
- давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам
- составлять картосхемы территориальной структуры хозяйства, внешних экономико-географических связей
Проверка знаний
Осуществляется с помощью выполнения реферативных, практических работ, решения тестов, составления характеристик.
Тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
всего часов | теория | практика | ||
1 | Тема 1. Воркута на карте Республики Коми. Природные особенности Воркутинского района. | 13 | 9 | 4 |
2 | Тема 2. Население и трудовые ресурсы. | 7 | 5 | 2 |
3 | Тема 3. Экономика города. | 12 | 9 | 3 |
4 | Тема 4. Заключение | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 34 | 25 | 9 |
Содержание программы
Тема 1. Воркута на карте Республики Коми. Природные особенности Воркутинского района (13 часов).
Воркута на карте Республики Коми. Географические особенности города. Влияние ГП на природу и хозяйственное развитие города. Природные условия, их хозяйственная оценка. Природные ресурсы, их использование. Основные месторождения полезных минеральных ресурсов. Проблемы охраны природы.
Практические работы: 1. Определение по картам ГП территории; 2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов; 3. Характеристика Печорского угольного бассейна; 4. Выделение крупнейших ПК на основе карт различной тематики.
Тема 2. Население и трудовые ресурсы (7 часов).
Численность, воспроизводство населения. Демографическая обстановка. Миграция. Особенности расселения населения. Трудовые ресурсы, экономически активное население.
Практические работы: 1. Определение по картам плотности и особенности размещения населения; 2. Анализ статистических данных населения Воркуты.
Тема 3. Экономика города (12 часов).
Отраслевой состав экономики: ТЭК. Машиностроение. Легкая и пищевая промышленности. Инфраструктурный комплекс. Сельское хозяйство. Проблемы перспективы развития экономики города.
Практические работы: 1. Составление характеристики отрасли промышленности (по выбору); 2. Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства; 3. Составление картосхемы внешних экономико-географических связей территории с использованием данных производственной экскурсии.
Тема 4. Заключение (2 часа).
Воркута – импактный район. Экологические, социально-экономические и другие проблемы города. Пути решения проблем.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | П/р |
Тема 1. Воркута на карте Республики Коми. Природные особенности Воркутинского района (13 часов). | |||
1 | Географическое положение и его влияние на природу и хозяйственное развитие. | ||
2 | ЭГП, ГПП, эколого-географическое положение Воркуты и района. | ||
3 | Природные условия, их хозяйственная оценка. | ||
4 | Практическая работа №1 «Определение по картам ГП территории». | 1 | |
5 | Природные ресурсы. | ||
6 | Практическая работа №2 «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов». | 2 | |
7 | ПУ, ПР, их использование. | ||
8 | Новые районы освоения месторождения полезных ископаемых. | ||
9 | Практическая №3 «Характеристика Печорского угольного бассейна». | 3 | |
10 | ПК территории Воркутинского района. | ||
11 | Экологическая обстановка. Проблемы охраны природы. | ||
12 | Практическая работа №4 «Выделение крупнейших ПК на основе карт различной тематики». | 4 | |
13 | Итоговый контроль по теме: «Воркута на карте РК. Природные особенности Воркутинского района». | ||
Тема 2. Население и трудовые ресурсы (7 часов). | |||
14 | Численность, воспроизводство населения. Демографическая обстановка. | ||
15 | Миграции населения. | ||
16 | Особенности расселения населения. | ||
17 | Практическая работа №5 «Определение по картам плотности и особенности размещения населения». | 5 | |
18 | Трудовые ресурсы, экономически активное население. | ||
19 | Практическая работа №6 «Анализ статистических данных населения Воркуты». | 6 | |
20 | Итоговый контроль по теме: «Население и трудовые ресурсы». | ||
Тема 3. Экономика города (12 часов). | |||
21 | Отраслевой состав экономики. | ||
22 | ТЭК: угольная промышленность, энергетика. | ||
23 | Машиностроение. | ||
24 | Легкая промышленность. | ||
25 | Пищевая промышленность. | ||
26 | Практическая работа №7 «Составление характеристики отрасли промышленности (по выбору)». | 7 | |
27 | Сельское хозяйство. | ||
28 | Практическая работа №8 «Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства». | 8 | |
29 | Инфраструктурный комплекс. | ||
30 | Проблемы перспективы развития экономики города. | ||
31 | Практическая работа №9 «Составление картосхемы внешних экономико-географических связей территории с использованием данных производствен-ной экскурсии». | 9 | |
32 | Итоговый контроль по теме: «Экономика города». | ||
Тема 4. Заключение (2 часа). | |||
33 | Воркута – импактный район. | ||
34 | Экологические, социально-экономичес-кие и другие проблемы города. Пути решения проблем. | ||
ИТОГО: | 34 часов | 9 |
Используемая литература для педагога
- Альбом «Воркутауголь». Сыктывкар, 2005.
- Атлас Республики Коми. Москва, 2001.
- А.П. Обедков. Республика Коми. Прошлое. Настоящее. Перспективы.
Сыктывкар: КГПИ,1998.
- Воркута – город на угле, город в Арктике. Сыктывкар, 2011.
- Национально – региональный компонент. История. География, Сыктывкар, 2002.
- Республика Коми. Краткий справочник .Сыктывкар,2000.
- Республика Коми: природные ресурсы и производительные силы. Сыктывкар, 1999.
- Человек на Севере: условия и качества жизни. Сыктывкар, 1999.
- Угольная сокровищница Севера. Сборник документов и материалов. Сыктывкар, 1984.
- Чернов Г.А. Из истории открытия Печорского угольного бассейна. Сыктывкар, 1989.
Используемая литература для учащихся
- Альбом «Воркутауголь». Сыктывкар, 2005
- Атлас Республики Коми. Москва, 2001
- Воркута – город на угле, город в Арктике. Сыктывкар, 2011
- Республика Коми: природные ресурсы и производительные силы. Сыктывкар, 1999
- Человек на Севере: условия и качества жизни. Сыктывкар, 1999
- Угольная сокровищница Севера. Сборник документов и материалов. Сыктывкар, 1984
- Чернов Г.А. Из истории открытия Печорского угольного бассейна. Сыктывкар, 1989
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Воркуты
РАССМОТРЕНА школьным методическим объединением учителей естественного- научного цикла Протокол № ___ от «___» __________ 2014 | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты ______________ Ю.А. Рябцева «___» _____________ 2014 |
Рабочая программа элективного курса
«География Воркуты»
основного общего образования
срок реализации программы: 1 год
Программа составлена на основе
Государственного образовательного стандарта начального, основного общего, среднего общего образования в Республике Коми. Национально-Региональный компонент. История.География.Сыктывкар.2002 г.
Составитель: Пижамова Г.В., учитель географии |
Воркута
2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность
Курс «География религий: история и современность» решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...
Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность
Курс «География религий: история и современность» решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...
Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса «Физика в задачах и экспериментах»
Рабочая учебная программа элективного курса по физике для обучающихся в 7 классе основной школы...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...
Рабочая учебная программа элективного курса по математике (профильный уровень) «Удивительный мир тригонометрии», 11 класс
Предлагаемый курс содержит совершенно не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 10-11 классов, к...
- Мне нравится (1)