Использование мини-проектов на уроках географии
методическая разработка по географии
Использование техлогий проектной деятельности на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-proekty.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мини-проектов на уроках географии.
Проекты многолики и многогранны. Сегодня технологию проектной деятельности в учебном процессе использует чуть ли не каждый учитель. И действительно, порой кажется, что выполнение проектов на уроках это и есть именно то, что требует от школы время. Многие педагоги в недоумении, чем проектная деятельность отличается от научно-исследовательской, ведь элементы исследования всегда присутствуют в учебном проекте? Суть различия заключается в том, что проектную деятельность мы всегда организуем по схеме, и знаем конечный продукт, к получению которого ведем детей. А исследовательская деятельность отличается более высоким уровнем творчества учащихся, исследование не имеет схемы, и учитель не знает конечного продукта, к которому придёт ученик, исследование может остановится на уровне выдвижении гипотез.
Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:
- мини-проекты,
- краткосрочные,
- долгосрочные.
Проектная деятельность учащихся может занимать не весь урок по времени, а часть урока, т.е. можно разработать мини-проект. Использовать мини-проекты можно на разных типах урока. При работе можно использовать индивидуальную и парную работу.
Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Организация мини проекта на уроке строго ограничена временем. За 40 минут урока ученик, работая над мини проектом, проходит весь алгоритм проектной деятельности: от наличия значимой проблемы до создания конечного продукта.
Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:
- Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.
- Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
- Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
- Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.
Если разграничить мини проект по этапам и времени, то на формулирование проблемы, темы, цели, планирование задач по достижению цели - 7 минут, если необходимо повторить ключевые знания для изучения нового материала, в этом случае учащимся предлагается проблема и алгоритм действий по её решению. На планирование информационного поиска, извлечение информации и её обработки - 15 минут, 15 минут на защиту проекта, 3 минуты на озвучивания домашнего задания и рефлексию урока.
Примеры мини-проектов:
Класс | Тема | Название проекта | Цель проекта | Продукт проекта |
5 | Изображение земной поверхности | «Гуси-Лебеди» | Перевод текстовой информации в графическую | План сказочной местности |
6 | Биосфера | «Природные зоны Земли» | Обобщение знаний о природных зонах Земли | «Визитная карточка» |
7 | Материки Земли | «Тур по …» | Обобщение знаний о материках | Разработка туристических маршрутов |
8 | Природа России | Объекты Всемирного культурного и природного наследия | Расширение знаний о природе страны | Реклама объекта |
9 | Хозяйство России | Электроэнергетика | Использование новых знаний в нестандартной ситуации | Создание карты электростанций |
10 | Глобальные проблемы человечества | Экологические проблемы | Умение анализировать, выбирать, систематизировать информацию | Экологическая конференция |
11 | Страноведение | Создание схем -связей стран мира | Умение анализировать, выбирать, систематизировать информацию | Демонстрационные схемы |
В итоге, необходимо провести оценивание проекта. Критерии оценки должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, если присутствовало, умение работать в группе, а не только презентация.
Использование мини-проектов имеет ряд трудностей, таких как, возрастает нагрузка на учителя при подготовке к уроку, ученик во время подготовки может попасть в стрессовую ситуацию, проблемы субъективной оценки работы. Но все же именно проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т. к. позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, повышает интерес к познавательной деятельности, видеть результаты своего труда. Таким образом, проектная деятельность востребована сегодня в школе и интересна с методической точки зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовой проект Тема: "Использование мини-проектов для формирования УУД на уроках географии России".
Курсовая работа написана в процессе прохождения курсов повышения квалификации. В ней содержится информация об использовании мини-проектов в формировании УУД на уроках географии. Представлена разработк...
Использование мини - проектов на уроках русского языка и литературы
Этот мтериал предназначен для учителей. желающих использовать опыт работы над мини-проектами на уроках русского языка и литературы. Как сделать уроки интереснее, динамичнее? Ответы в этом маттер...
Урок "Стили текста" (с использованием мини-проекта")
На данном уроке реализуются две задачи: 1. обобщить знания о художественном стиле текста; 2. создать текст в публицистическом стиле ( статью в газету) в рамках проектной деятельности на основе Н...
Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»
1. Введение 2. Виды практических работ по географ 3. Общие требования к организации практических раб...
Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...
«Использование краеведческого материала на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2020
laquo;Использование краеведческого материала на уроках географии»...
Использование мини-проектов на уроках английского языка в средней школе.
В статье представлены основные идеи использования мини – проектов на уроках английского языка в средней школе....