Использование мини - проектов на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему
Этот мтериал предназначен для учителей. желающих использовать опыт работы над мини-проектами на уроках русского языка и литературы. Как сделать уроки интереснее, динамичнее? Ответы в этом маттериале, который был прочитан ана Педагогическом Форуме в Санкт - Петербурге 2015г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт использование мини - проектов | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мини-проектов на уроках русского языка и литературы.
Суворова Н.В.
ГБОУ инженерная школа №1847 г. Москва
e-mail: suvorova.nata1964@gmail.com
Как повысить эффективность уроков русского языка литературы? Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Как сделать уроки действенным средством нравственного воспитания, пробуждения в юных душах? Как передать новому поколению знания о мире, о традициях народа, о вечных ценностях в наше время научно-технического прогресса и в условиях стремительно развивающегося общества?
В этом выступлении я хотела бы представить свои идеи, находки и некоторые результаты использования метода мини-проектов на уроках литературы и русского языка.
Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он
всегда будет только подражать, копировать».
Когда на уроке школьники работают над мини –проектами. они учатся творить.
Мы знаем, что основная цель метода проектов – это предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации (2, С.1). Такой подход к распределению ролей учителя и ученика на уроке отвечает требованиям современности, так как
- Мобилизует учащихся,
- Позволяет каждому самостоятельно получать знания,
- Выбирать тему (раздел, главу, параграф, правило) для мини-проекта,
- Работать в команде,
- Общаться,
- Распределять доли участия всех членов команды,
- Трудиться творчески,
- Представлять результаты своей деятельности одноклассникам
Эта интересная работа решает многие проблемы школы в эпоху постиндустриального развития общества.
С данной технологией я впервые познакомилась в 2011 году, когда в нашей школе был объявлен конкурс на лучшую творческую работу о Великой Отечественной войне, основанной на воспоминаниях участников войны. Тогда и выяснилось, что из нынешних ребят мало кто знает о самой Великой Отечественной войне и почти никто не догадывается об участии в ней своих родственников. Пятиклассникам было дано задание: расспросить бабушек и дедушек, как они пережили военные годы, где находились, в каких боях участвовали, и записать их воспоминания. Не все поняли и приняли идею проекта. Но постепенно втянулись в работу и большинство ребят не только прекрасно справились с заданием, но и испытали чувство гордости за своих родных – ветеранов.
А когда пришел черед читать свои работы, то у многих на глазах были слезы… Детские мини – сочинения мы решили оформить как альбом и отправить на фестиваль «Юные таланты Московии». Наш альманах «Они ковали Победу» занял 2 место в окружном туре и 3 место по Москве в номинации «Литературное творчество».
Так работа над мини-проектами переросла в настоящий проект. А дети не только продемонстрировали свои творческие способности, но и познакомились и историей нашей страны, своей семьи и развивались духовно.
Тогда я поняла, что проектная деятельность – очень эффективная форма работы с учащимися. Она может быть применена на любом уроке и в любом классе.
Однако, если выполнять большой проект, то он займет внеурочное время. А мне хотелось, чтобы детям было интересно на уроках русского языка и литературы. И тогда пришло время мини – проектов, то есть таких небольших творческих работ, которые можно выполнить в течение урока.
Технология мини-проекта та же, что и всегда (3)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Первый этап: «погружение в проект». | |
Формулировка проблемы, целей, задач. Активизация учащихся. | Выбор темы, осмысливание целей и задач. |
Второй этап: организация деятельности. | |
Организация учащихся, распределение ролей, определение последовательности выполнения этапов работы. | Формирование групп, планирование работы, распределение обязанностей, определение конкретных задач для каждого участника группы. |
Третий этап: осуществление деятельности | |
Консультирование, контроль, помощь учащимся. | Активная самостоятельная деятельность: поиск информации, обмен мнениями. Запись чернового варианта, составление произведения собственного сочинения, оформление работы для презентации. |
Четвертый этап: презентация работ. | |
Обобщение результатов, резюмирование. | Демонстрация сочинений перед одноклассниками. |
Пятый этап: подведение итогов. | |
Подведение итогов обучения, оценка деятельности, объявление отметок. | Активное слушание. Обмен мнениями. |
Творческие мини-проекты не имеют четко проработанной структуры, поэтому нельзя заранее прогнозировать результат. Одно очевидно: школьникам интересно сочинять и чувствовать себя творцами (4).
На уроках русского языка детям трудно запомнить правила, и в этом случае творческий мини-проект становится действенным инструментом запоминания теоретического материала. Удачной стала работа над темой «Правописание сложных имен существительных». Учащиеся с энтузиазмом взялись за работу, выбрали правила, отыскали в учебниках географии сложные существительные, сочинили сказки, истории рассказы с использованием слов на изученное правило и прочитали их на уроке. Отклики были просто необыкновенные. И не только со стороны учащихся, но и от их близких. Родственники звонили и сообщали с удивлением, что ребята готовы выполнять домашнее задание весь вечер и даже ночь, их невозможно остановить! В общем, все по пословице: «Охота пуще неволи». Учеба стала и творчеством, и игрой.
Такой же результат был. Когда работали над мини-проектами «Поэтическая страничка». Те, кто не интересовался поэзией и не любил читать стихи, глядя на своих одноклассников, принялись искать стихотворения на книжных полках, вчитываться в строки, представлять происходящее и оформлять свою страничку.
За последние три года работы с ребятами мы успели создать множество мини-проектов. Самые успешные из них – это «Правописание сложных имен существительных», «Новогодние сказки 6 «А» класса», «Моя любимая книга», «В стане изученных деепричастий», «Лицейские годы А. С. Пушкина», «Поэтическая страничка». Сейчас готовится к печати сборник «Сочиняют дети».
Самым важным результатом работы над мини-проектами я считаю развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к литературе.
Поэтому есть идея: создать мини-проекты для старшеклассников, в которых объединить сведения о героях литературных произведений и собственные выводы школьников. Например, на одном листе А-4 можно собрать самое важное о Печорине: внешность, черты характера, отношения с окружающими, распределить сведения в виде схемы и дописать мнение учащегося о герое или придумать собственное продолжение этой истории под названием «Печорин в наши дни», обыграть ситуацию, когда литературный герой «перемещается во времени». Так же при изучении романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» можно построить работу над образом героя, постепенно дополняя свой мини-проект важными сведениями о Раскольникове.
Думается, такая работа позволит получить необходимые литературные знания и проявить свои творческие способности, а заодно научиться рассуждать по проблеме.
Минусов в работе над мини-проектами пока не обнаружено. Но есть некоторые трудности. Например, сложности с финансированием изданий, сокращение количества литературных конкурсов, где можно было бы представить работы детей.
Поэтому сейчас наши лучшие мини-проекты появляются в школьной газете «12 месяцев», на сайте школы в виде отчетов творческой деятельности и публикуются на сайте учителя.
Мы надеемся, что ситуация будет меняться в лучшую сторону и работы ребят перешагнут школьные рамки.
В 2015 году работа над обычными домашними заданиями – сочинениями на заданную тему так заинтересовала школьников 5 класса, что пришлось продолжить работу, нарисовать иллюстрации к произведениям, подключить родителей, а потом издать сочинения в виде буклета.
Так мини проекты, начатые на уроке, переросли в большой социально –творческий проект «Забытая книга», проект о книгах, которые читали в детстве наши родители, мы сами, родители современных школьников, а нынешние ребята даже названий этих книг не знают, об авторах никогда не слышали и очень удивляются вопросам взрослых: «Так чему вас в школе учат?»
Проект оказался очень удачным и на всероссийском конкурсе ему присудили 1-е место.
Выводы: мини - проекты не только пробуждают интерес к предмету, заставляют школьников самостоятельно взяться за обучение, учат работать творчески, развивают мышление, помогают сплотить коллектив, но и являются очень удачной формой работы на уроке, когда каждый занят интересным делом- он творит. играет, фантазирует, а выигрывают от этого все!
Литература.
1. А. М. Новиков. Введение в методологию игровой деятельности. Издательство «Эгвес» 2005 г.
2. Н. Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика. http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.php
3. Т. Н. Фомина. Мастер- класс «Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы». http://festival.1september.ru/articles/413763/
4.Гимадиева М. Ш. «Использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся. http://zifagimadi.narod.ru/index1.htm
5. Л. Н. Демидович. Проектная технология на уроке как вариант организации деятельностного подхода в обучении русского языка и литературы https://www.google.ru/
6. Е. Э Беленькая, Е. А. Ланцева. Обучающие тесты к учебнику «Русская литература ХIХ века. «Дрофа», Москва 2006.
7. А. М. Новиков. Постиндустриальное общество – общество образованных людей. http://www.anovikov.ru/artikle/postind.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы
Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....
Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"
Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.
Использование метода проектов на уроках русского языка и...
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы
из опыта работы по теме...
Проект: "Использование интерактивного оборудования на уроках русского языка и литературы".
Инновационный проект....
Курсовой проект "Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы"
Курсовой проект представлен в форме презентации, в котором раскрываются вопросы актуальности темы, роли межпредметных связей в обучении...