Урок "Стили текста" (с использованием мини-проекта")
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Малышева Ольга Александровна

На данном уроке реализуются две задачи: 1. обобщить знания о художественном  стиле текста; 2. создать текст в публицистическом стиле ( статью в газету) в рамках проектной деятельности на основе НРЭО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx40.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Урок-проект "Стили текста"( 8 класс)

Цель: представить технику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.

Дидактические цели проекта:

  • развитие информационной культуры учащихся,
  • формирование у них исследовательских навыков,
  • умения работать в команде над решением единой проблемы,
  • планировать и реализовывать проектную деятельность.

Задачи: 
• передача  своего опыта путем прямого и комментированного показа  технологий, методов, приемов, используемых на уроке русского языка;
• отработка методических подходов и приемов в форме проектной работы;

расширение знаний учащихся об особенностях публицистического жанра,   оформлять с помощью компьютера результаты своих исследований

Цель урока: Обобщить и закрепить  знания  о разных жанрах текста, составить текст публицистического стиля в форме проектной деятельности.

Тип урока: закрепление и обобщение по теме "Стили текста"

Технология: проектная деятельность на уроках

Тип проекта: групповой, краткосрочный

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Подготовительный этап

-Ребята, вам нравится жить в современном мире? Почему?

-А часто ли вам приходилось слышать от старшего поколения: "А вот в наше время...?"  Нравятся ли вам такие разговоры?

- Согласны ли вы с высказыванием  "Без знаний прошлого нет будущего, без будущего нет настоящего"?

Да, мы живем в  век новых технологий, открытий, свершений. Но вся наша жизнь бессмысленна, если мы не храним память о прошлом. 

- Прочитайте эпиграф. Знаете ли вы о ком речь?

Ну кто, скажите мне, в России
С природой близко так знаком
И кто под небом синим-синим
Так часто ходит с рюкзаком?!..

 ("Ода Колотилову" Сталик Кардонский )

Семен Николаевич Колотилов, наш земляк, родился на Урале, в с. Куяш, здесь прошло его детство, отсюда был призван в армию. После службы на Балтийском море вернулся домой, работал сменным мастером на Вишневогорской обогатительной фабрике. Здесь же, на Урале, Семен Николаевич некоторое время работал в пожарной части системы МВД и около 9 лет внештатным сотрудником газеты «На боевом посту». За это время опубликовал немало детективных рассказов: «Я не виновата», «Последний путь», «Третье особое поручение». Также  им был написан детективный роман «Призраки Черного омута».

На Урале состоялись первые публикации повестей «Уральские вихри» в газете «Знамя труда», «Шумит Иртяш» в газете «Красное знамя». В газете «Челябинский металлург» печатались очерки, зарисовки, статьи.

Писатель был участником Челябинского областного семинара молодых поэтов и прозаиков (1966), семинара молодых писателей (1967) в станице Вешенской у Шолохова. В 1984 году был удостоен Почетной грамоты Союза журналистов. В 1990 году стал лауреатом первой премии литературного конкурса на лучший рассказ, очерк, зарисовку.

Семена Николаевича отличает огромное трудолюбие и добросовестность не только на литературном поприще. В 1967 году за хорошие знания, трудолюбие аппаратчика станции кислородно-компрессорного цеха Семена Колотилова занесли в Ленинскую книгу Трудовой Славы Челябинского металлургического завода. Позже, уже переехав жить в г. Волжский, за отличную работу на Волжском трубном заводе он награжден автомобилем «Москвич 2141».

 Семен Николаевич Колотилов - член Союза писателей СССР, почетный член Российского межрегионального Союза писателей, ответственный секретарь Союза писателей Волжского, основатель ВТО.

У автора было трудное военное детство, что в свои девять лет ему приходилось заниматься тяжёлой, совсем не детской, работой, заботиться о семье. Обе бабушки писателя, по отцовской и материнской линии, наречены были русским именем – Мария. Они были страстными рыбачками и привили внуку любовь к природе, животным, рыбалке...

III. Комплексный анализ художественного текста

Я хочу познакомить вас с отрывком из рассказа "Горное озеро Кызыл-таш" из книги "Мне Россия зори подарила" С. Н. Колотилова

 (текст на листочках каждому)

В конце марта заметно сникла морозная уральская зима. Все чаще и чаще в маленьком Дворовском п..р..улке в окна домов стали заглядывать веселые солнеч(?)ные зайчики. Потихоньку утихомирился и надоедливый ветровой. Стало притаивать  а высокие снежные сугробы начали рыхлеть и заметно оседать на той стороне п..р..улка, где славно припекало яркое уральское сол(?)нце.

(Не)выдержала бабушка Мария природного весен..его блаженства и тихим теплым утром гонимая страстью заядлой рыбач(?)ки собралась на озеро Куяш поудить окуньков. Она уже хотела уходить но тут я вертелся и попался ей на глаза. Бабушка внимательно посмотрела на меня, чему-то улыбнулась и  подмигнув  спросила:

-А ты  внучек! Хочешь со мной на рыбалку? Весной хорошо на озере!

-Хочу бабушка!- и я зам..тался по избе в поисках своей одежды...

        Мы торопливо м..новали (не)большой  с обеих сторон зажатый высокими плетнями пр..брежный пр..улочек   похожий на узкий коридор  вышли на большое совершенно круглое  как чаша, серебристо(синее) Куяшское озеро и по наторе(н/нн)ой тропинке поспешили к пр..чудливым обледенелым изгородям  сложенным  как мне пояснила бабушка  из твердых пластов рубле(н/нн)ого снега. Целый хрустальный городок! (Не) менее сорока рукотворных сооружений. (Из)дали чем(то) похожих на древние склепы богатых захоронений. От изгороди к изгороди т..нулись прямые будто половицы старательно утопта(н/нн)ые коротенькие дорожки  которые соединяли между собой четыре- пяток прорубей одного владыки-рыболова и зан..мать эти лунки (не)позволительно больше н..кому!... Кроме близких родственников  да хороших друзей....

1. Докажите, что это текст. ( Это текст, т.к. предложения связаны между собой по смыслу и грамматически)

2. Определите тему. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста. (Об изобретательных любителях рыбалки. Страстью заядлой рыбачки, поудить окуньков, на озере хорошо, причудливые обледенелые изгороди, пласты рубленного снега, хрустальный городок, рукотворные сооружения, проруби владыки-рыболова)

3. Озаглавьте текст. ("Весной на озере", "На рыбалку", "Хрустальный городок", "Рукотворные сооружения", "Причудливые изгороди".)

4. К какому типу речи (повествование, описание, рассуждение) относится данный текст? Докажите. (Повествование с элементами описания. Рассказ ведется от первого лица, используются глаголы совершенного вида прошедшего времени (миновали, вышли, поспешили), используются эпитеты, сравнения, метафоры)

5. Какова идея текста? (см.эпиграф рассказа)

6. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

7.Определите, какую связь между предложениями в первом абзаце  использует автор (цепную, параллельную, их сочетание)

 (Параллельной) Называя действия, события, явления, располагающиеся рядом (рядоположенные), параллельные связи по самой своей природе предназначены для описания и повествования.

Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура. Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются:   параллелизм их структуры; единство форм выражения сказуемых.

8. Найдите в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение.

(синонимы: сникла- утихомирился,  притаивать- начали рыхлеть

9. Найдите в тексте диалектизмы (Дворовский)

10.Выпишите средства художественной изобразительности, которые используются автором. Как реализуются в тексте стилистические возможности языковых средств (фонетических, лексических, грамматических)? (Эпитеты: причудливым, хрустальный, рукотворных

Сравнения: проулочек, похожий на узкий коридор; озеро, как чаша, дорожки, будто половицы. Приложение: владыки-рыболова)

11. Что так поразило мальчика? Как автор показывает это в тексте? (Целый хрустальный городок! (Восклицательным предложением.))

12.  Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов. (Плетеньзгородь из сплетённых прутьев и ветвей. Обнести огород плетнём. (толковый словарь Ожегова С.И)

Наторенной (наторить)  - сделать торным, наезженным (Толковый словарь А.П.Евгеньевой)

Склеп  — свод, подвал — внутреннее помещение гробницы, обычно углубленное в землю или... (Словарь исторических терминов)

Половица -одна из досок, составляющих деревянный пол. Крашеные половицы. Скрип половицы.(Большой толковый словарь русского языка. С. А. Кузнецов.)

13. Почему в первом предложении третьего абзаца автор пишет  торопливо миновали и по тропинке поспешили? (Бабушка Мария была  заядлой рыбачкой и ей не терпелось поудить окуньков)

14. Определите вид связи данных словосочетаний. Докажите. Составьте свои примеры СЛС с данными видами связи.( Вид связи СЛС: примыкание , управление)

15. Произведите морфемный разбор слова торопливо?

 В чем особенность этой части речи? Приведите свои примеры                      (Торопливо (наречие, нет окончания) Скоро, сначала и т.п)

16. Подберите к  слову причудливый синонимы, антонимы. Почему автор использовал из ряда синонимов именно этот? (Синонимы: необыкновенный, затейливый, замысловатый, фантастичный,   самобытный, с выкрутасами, оригинальный,   сложный,  фантастический,     вычурный,  витиеватый, хитросплетенный   Антонимы:простой, незамысловатый,незатейливый, простенький, бесхитростный, нехитрый, немудреный Причудливый- корень -чуд- (чудо), увиденное поразило автора, как чудо, сказка)

17. Где происходили события? Найдите в тексте словосочетания, подтверждающие это. (В деревне. Высокий плетень, прибрежный переулочек. (можно определить населенный пункт по названию озера на карте Челябинской области)

18. Каким промыслом занимались жители деревни? (Рыбачили)

19. Рыбалка- привычное дело. Почему же автор называет  рыболова владыкой? (У рыболова -власть над четырьмя-пятью прорубями. Владыка -это правитель, облеченный всей полнотой власти. (возможно, связано с обычаями и/или традициями населенного пункта)

20 . Определить стиль текста. Докажите своё мнение (Стиль- художественный. Текст насыщен выразительно-изобразительными средствами:  эпитетами, сравнениями и метафорами)

-Какие стили текста еще знаете?

Какое было домашнее задание? ( составить текст в публицистическом стиле о современном Куяше.)  

IV. Реализация проекта (защита)

Название проекта: "О селе, о друзьях и рыбацких страстях"

Цель проекта: подготовить репортаж о современном Куяше и рыбаках

Задачи: 1. Взять интервью у куяшских рыбаков;

2. Написать текст в публицистическом стиле (статью в газету) о жизни  современного Куяша и рыбаках

Объект проекта: с. Куяш и рыбацкие страсти

Гипотеза:   в довоенное время люди в с. Куяш жили не бедно, значит  любили рыбалку не ради "прокорма"; в современном Куяше тоже рыбачат не ради наживы, значит рыбалка-это страсть.

Актуальность: Без прошлого нет будущего. Из  художественных произведениях земляков многое  можно узнать  о жизни и увлечениях наших односельчан в довоенное время и сравнить с сегодняшним днем. После стольких перипетий , выпавших на долю озера Куяш, куяшцы и гости села по-прежнему любят посидеть с удочкой и в летнее, и в зимнее время.

1 группа: Нашей задачей было выяснить, по-прежнему ли любят рыбалку в нашем селе. Мы взяли интервью у самых заядлых рыбаков и выяснили, что рыбалка нравится многим: для кого-то это страсть, для кого-то просто увлечение. Также мы узнали, что среди рыбаков есть не только мужчины , но и женщины. Предпочтение отдают большинство зимней рыбалке.

На уроках биологии мы узнали, что в нашем озере водится ерш, карась, щука, карп. Их повадки и способы размножения (завода) в нашем озере.

 Весь собранный материал был передан второй группе для создания текста.

2 группа: Прежде чем, начать составлять текст, мы вспомнили признаки публицистического текста, рассмотрели жанры этого стиля.

Просмотрели материал по истории села Большой Куяш, собрали в школьной и сельской библиотеках материал о наших писателях -земляках, знакомились с некоторыми из их произведений. Сопоставили Куяш в детстве писателей и Куяш нашего детства.

Добавили материал, предоставленный первой группой.

Предложили третьей группе несколько вариантов жанров публицистического стиля: статью, очерк, репортаж.

3 группа: Мы являемся заключительным звеном в данном проекте. Из предложенных вариантов жанров мы выбрали статью в школьную газету.

И вот что у нас получилось.

«Мы живем в крупном старинном селении, полудугой раскинувшемся в живописной долине вблизи холмистых порогов, на берегу большого озера с таким же названием, каким нарекли и село. Куяш в переводе с башкирского означает солнце. Солнечное место.

19 сентября 1776 года на земли вокруг озера Куяш была заключена купчая. У 12 башкирских старшин 30 тысяч десятин земли за 1700 рублей приобрел уроженец Тамбовской губернии, титулярный советник Алексей Федорович Турчанинов –фигура, прочно вошедшая в сказы Бажова. Турчанинов был весьма предприимчивым человеком: ему принадлежали Сысертский, Полевской, Северский заводы и богатый Гумешевский рудник. По Челябинскому тракту его первым крупным приобретением стало нынешнее село Воздвиженское, а самым южным – Куяш 

В крепостном имении первая достопримечательность – барская усадьба: именно по ней судят, хорошо ли у хозяина идут дела и стоит ли с ним иметь дело. Турчанинов взялся за строительство помещичьей усадьбы сразу же после подписания купчей крепости, в 1778 году. Усадьбу строили в классическом стиле, в два этажа, без особых изысков, но основательно. Правда, было одно необычное архитектурное решение: усадьба строилась в виде буквы «Е» – в честь Екатерины II, покровительницы, даровавшей Турчаниновым дворянский титул.

Со строительством усадьбы управились за два года. Ее здание сохранилось до сих пор.

Турчанинов оставил в памяти села наиболее весомый след. О нем еще при жизни говорили – добрый барин.

Напротив усадьбы озеро Куяш, которое невозможно не заметить – большое блюдце в четыре километра в диаметре, наполненное солнечной водой, оно отвлекает водителя от трассы M5, притягивает, пленяет. Чистые пологие берега, с редким тростником, кустами рябины, боярышника и калины, в округе – березняки и осинники. Это не единственное озеро с таким названием – есть еще озеро Большой Куяш, на берегу которого расположилось село Огневское, а на озере Куяш – село Большой Куяш. Вот путники и путают. Путаются и в самом топониме.

Одни слышат в Куяше пуштунский «родник в каменном месте», другие – угро-финское или марийское слово «мелкий» (хотя глубина озера достигает 6 метров), третьи – башкирский «шалаш», четвертые – распространенное тюркское мужское имя «Коаш»: «солнечный». Последнее толкование и прижилось лучше всего.

История села насчитывает  более 240 лет.  И за это время сменилось не одно поколение людей, нравы и обычаи. Но одно осталось неизменным: это любовь и страсть к рыбалке.

 Из рассказов самых заядлых рыбаков (Атесова Николая, Теплякова Виктора и других), узнаем, что  несмотря на все перипетии, которые выпали на долю этого озера, в нем по-прежнему водятся окунь, чебак, карп, лещ, ерш, сиг и щука.  Озеро во все времена щедро делилось с народом своими несметными богатствами!

Рыбалку любят не только мужчины, но и женщины. Это потомственные рыбачки, любовь к этому занятию переходила по женской линии многие поколения. ( Борискина Наталья, Косоротова Ирина, Казанцева Наталья.)

Старшее поколение рыбаков предпочтения отдают больше зимней рыбалке. Рыболовы- народ смекалистый! Еще с незапамятных времен,  лунки накрывали камышом, чтобы они не покрывались льдом.  И по сей день используют этот метод

Улов лучше всего весной при первом льде. Улов -когда как, но все же рыбалку любят и ценят.

Молодое поколение предпочитает летнюю рыбалку. Особенно  друзьями ! Раннее утро...  Не большой туманчик  обволакивает водную гладь. С этого момента отчет времени прекращается! На часы смотреть не надо, ну иногда только поглядывать. Время начинает останавливатьсяКрасиво и тихо кругом!  И вдруг у друга  первая поклевка! Искренне за него радуешься и с надеждой смотришь на свой поплавок..

Люди  в благодарность за все доброе обязаны сохранить озеро для других поколений и на тот случай, если к нам вдруг нагрянет не прошенная беда....»

V. Рефлексия

Какие стили теста сегодня были использованы на нашем уроке? Легко ли было работать над проектом? Да, потому что оба текста о нашем родном селе.

Любите, храните и берегите наше село для будущих поколений.

Литература:

1.Колотилов, С. Мне Россия зори подарила: рассказы, очерки, зарисовки о природе (и секретах рыболовства) / С. Колотилов. – Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1999. – 160 с. 

2.История длиною в 230 лет.-Челябинск, 2006 г

3.http://www.mibs-vlz.ru/tsentralnaya-gorodskaya-biblioteka/o-dushe-druzyach-i-ribatskich-strastyach

4.http://noldos.livejournal.com/30724.htm

Приложение 1.

Комплексный анализ текста

__________________________________________

В конце марта заметно сникла морозная уральская зима. Все чаще и чаще в маленьком Дворовском п..р..улке в окна домов стали заглядывать веселые солнеч(?)ные зайчики. Потихоньку утихомирился и надоедливый ветровой. Стало притаивать  а высокие снежные сугробы начали рыхлеть и заметно оседать на той стороне п..р..улка, где славно припекало яркое уральское сол(?)нце.

(Не)выдержала бабушка Мария природного весен..его блаженства и тихим теплым утром гонимая страстью заядлой рыбач(?)ки собралась на озеро Куяш поудить окуньков. Она уже хотела уходить но тут я вертелся и попался ей на глаза. Бабушка внимательно посмотрела на меня, чему-то улыбнулась и  подмигнув  спросила:

-А ты  внучек! Хочешь со мной на рыбалку? Весной хорошо на озере!

-Хочу бабушка!- и я зам..тался по избе в поисках своей одежды...

Мы торопливо м..новали (не)большой  с обеих сторон зажатый высокими плетнями пр..брежный пр..улочек   похожий на узкий коридор  вышли на большое совершенно круглое  как чаша, серебристо(синее) Куяшское озеро и по наторе(н/нн)ой тропинке поспешили к пр..чудливым обледенелым изгородям  сложенным  как мне пояснила бабушка  из твердых пластов рубле(н/нн)ого снега. Целый хрустальный городок! (Не) менее сорока рукотворных сооружений. (Из)дали чем(то) похожих на древние склепы богатых захоронений. От изгороди к изгороди т..нулись прямые будто половицы старательно утопта(н/нн)ые коротенькие дорожки  которые соединяли между собой четыре- пяток прорубей одного владыки-рыболова и зан..мать эти лунки (не)позволительно больше н..кому!... Кроме близких родственников  да хороших друзей....


  1. Докажите, что это текст.

2. Определите тему. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Озаглавьте текст.

_____________________________________________________________

4. К какому типу речи (повествование, описание, рассуждение) относится данный текст? Докажите. ______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какова идея текста? _______________________________________________________________

6. Вставьте пропущенные буквы и недостающие запятые.

7. Определите, какую связь между предложениями в первом абзаце  использует автор (цепную, параллельную, их сочетание)

__________________________________________________________________________________________________________________________

8. Найдите в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Найдите в тексте диалектизмы __________________________

10.Выпишите средства художественной изобразительности, которые используются автором. Как реализуются в тексте стилистические возможности языковых средств (фонетических, лексических, грамматических)? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Что так поразило мальчика? Как автор показывает это в тексте? _______________________________________________________________

12.  Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.

13. Почему в первом предложении третьего абзаца автор пишет  торопливо миновали и по тропинке поспешили?

14. Определите вид связи данных словосочетаний. Докажите. Составьте свои примеры СЛС с данными видами связи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________

15. Произведите морфемный разбор слова торопливо?

16. Подберите к  слову причудливый синонимы, антонимы. Почему автор использовал из ряда синонимов именно этот? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Определите стиль текста. Докажите.__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовой проект Тема: "Использование мини-проектов для формирования УУД на уроках географии России".

Курсовая работа написана в процессе прохождения курсов повышения квалификации. В ней содержится информация об использовании мини-проектов в формировании УУД на уроках географии. Представлена разработк...

Мини-проект "Сплочение детского коллектива на уроках русского языка с использованием психологических приемов"

Круглый стол по обмену педагогическим опытом в рамках городских летних курсов повышения квалификации "Теория и методика преподавания русского языка и литературы в 5-9 классах" 26 июня 2012 года....

Использование мини - проектов на уроках русского языка и литературы

Этот мтериал предназначен для учителей. желающих использовать опыт работы над мини-проектами на уроках русского языка и литературы. Как сделать уроки интереснее, динамичнее?  Ответы в этом маттер...

К уроку Класс Пресмыкающиеся Примерный текст мини-проектов.doc

К уроку Класс Пресмыкающиеся Примерный текст  мини-проектов.doc...

Использование мини-проектов на уроках географии

Использование техлогий проектной деятельности на уроках....

Использование мини-проектов на уроках английского языка в средней школе.

В статье представлены основные идеи использования мини – проектов на уроках английского языка в средней школе....