Технологическая карта
учебно-методический материал по географии (5 класс)
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме " Человек и гидросфера" по ФГОС ( автор учебника А А Летягин)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_5_klass_chelovek_i_gidrosfera.docx | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии в 5 классе
УМК: География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.А. Летягин; под ред. В. П. Дронова. – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Атлас Начальный курс географии 5 класс Душина И.В., Летягин А.А.
Тема: «Человек и гидросфера»
Цель: формирование знаний о значении гидросферы для жизни человека
Тип урока: «Открытие» нового знания
Планируемые результаты
Предметные:
учащийся научится:
- объяснять существенные признаки понятий «гидросфера», «гидроэлектростанции»;
- находить решения экологических проблем;
- устанавливать связи между использованием воды человеком и её количеством на Земле
- анализировать физическую карту атласа и тематическую карту учебника;
учащийся получит возможность научиться:
- проводить поиск географической информации о курортных и лечебных зонах своей местности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умение слушать и анализировать информацию;
- формулировать тему и цель урока после обсуждения с учителем;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Познавательные УУД:
- развивать умение извлекать информацию из текстов и рисунков учебника;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы;
- владеть поисковыми способами решения учебной проблемы;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- приобретать самостоятельно новые знания;
Коммуникативные УУД:
- формулировать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении вопроса или проблемы;
Личностные УУД:
- умение осознавать ценность воды для живых организмов (в том числе и для человека);
- умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности;
- развивать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
Технологии обучения: технология деятельностного подхода, здоровьесберегающая технология.
Основные понятия: «гидросфера», «энергия воды», «гидроэлектростанции», «лечебные свойства воды».
Ресурсы:
- основные: учебник §19(с.109-115), рабочая тетрадь (с.57-59), атлас, настенная карта полушарий.
дополнительные: компьютер, интерактивная доска, музыкальная физкультминутка.
Организация пространства:
- групповая;
- индивидуальная.
Этап урока и его цель | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД |
Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | Добрый день, ребята. К уроку готовы? Молодцы! | Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (учебник, тетрадь на печатной основе, атлас дневник), настрой на урок. | Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя. |
Определение темы урока. Цель: повторение ранее изученного материала | 1.Какую оболочку Земли мы заканчиваем изучать? Вспомните общий план изучения геосфер Земли. Как вы думаете, чему будет посвящён последний урок по теме «гидросфера»? 2. Почему нам важно рассматривать каждую оболочку Земли во взаимодействии с человеком? | 1. Предполагают, что урок будет посвящён изучению взаимодействия человека с гидросферой. Определяют тему урока: «Человек и гидросфера» Говорят о взаимодействии человека и геосфер Земли. | Регулятивные УУД: - умение слушать и анализировать информацию; - формулировать тему урока. Коммуникативные УУД: - формулировать свои мысли в устной форме; - умение слушать и вступать в диалог. |
Актуализация опорных знаний учащихся. Формулирование цели урока Цель: организация мотивированности учащихся к деятельности и формулировки ими основной цели урока. | 1. Составьте словосочетания со словом «вода» (определите, какая бывает вода) и запишите их в тетради. Сделайте вывод. 2.Определите цель урока. | 1. Составляют различные словосочетания: чистая вода, грязная вода, пресная вода, солёная вода, дождевая вода, холодная вода, тёплая вода, «мёртвая» вода, «живая» вода и т.д. Рассуждают, понимают, что вода – неотъемлемая часть жизни человека. 2. Формулируют цель урока: значение гидросферы для жизни человека. | Регулятивные УУД: - умение слушать и анализировать информацию; - формулировать цель урока после обсуждения с учителем. |
Формулирование задач урока Цель: формулировка основных понятий и вопросов, которые будут изучаться на уроке. | 1. В тетради посмотрите, на какие вопросы мы сегодня ответим, сформулируйте задачи урока. | 1. Формулируют задачи урока:
| Регулятивные УУД: - формулировать задачи урока после обсуждения с учителем. |
Содержательный этап урока Цель: изучение нового материала 1. «Живая » вода | 1. О воде сказано немало прекрасных слов. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери с восхищением писал: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь». Докажите утверждение писателя, что вода – «сама жизнь». 2. Сделайте вывод о значении воды для человека. | 1. Читают текст учебника. Доказывают утверждения писателя.
2. Делают вывод о том, что без воды невозможно существование живых организмов, в том числе и человека. | Познавательные УУД: - развивать умение извлекать информацию из текстов; - проводить анализ учебного материала; Коммуникативные УУД: - формулировать свои мысли в устной форме; - умение слушать и вступать в диалог; - участвовать в коллективном обсуждении вопроса или проблемы. Личностные УУД: - умение осознавать ценность воды для живых организмов |
2. Энергия воды | 1. Подумайте, каким образом люди используют энергию движущейся воды? Работа в парах 2. Выполните задание № 2 в рабочей тетради (с. 57-58). - Определите, каким условным знаком обозначаются ГЭС на картах? - Назовите крупнейшие ГЭС в России? - Есть ли в нашей местности гидроэлектростанции? | 1. Рассказывают о том, что раньше на реках люди строили плотины и водяные мельницы, а сейчас строят гидроэлектростанции. 2. Определяют условный знак гидроэлектростанций. Называют крупнейшие ГЭС России расположенные в горах (Красноярская, Саяно-Шушенская, Братская, Усть- Илимская, Зейская, Бурейская), а какие - на равнинах (Чебоксарская, Воткинская, Нижнекамская, Жигулёвская, Саратовская, Волжская). Говорят, что в нашей местности ГЭС нет. | Познавательные УУД: - владеть поисковыми способами решения учебной проблемы; - анализировать физическую карту атласа и тематическую карту учебника; - приобретать самостоятельно новые знания. Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, обсуждать разные мнения по заданному вопросу. Личностные УУД: - умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности; |
Физкультминутка | Потрудились? Отдохнём! Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд. Влево, вправо поворот. Вместе дружно повертелись. И за парты все уселись. Глаза крепко закрываем, Дружно до 5 считаем, Открываем, поморгаем. И работать продолжаем. | Выполняют упражнения | |
3. Отдых и лечение «на воде» | 1. Посмотрите на рис. 73-74 в учебнике (с.111-112) . Расскажите об активном отдыхе «на воде». 2. - А вы любите отдыхать на берегу водоёмов? - Почему они привлекают отдыхающих? - Как выглядят водоёмы после отдыха человека? - Какой вывод нужно сделать? 3. Работа в парах по рядам. Первый ряд – составьте памятку для туристов «Правила поведения у водоёма». Второй ряд – составьте памятку для туристов «Правила поведения на водоёме». Третий ряд – придумайте и нарисуйте условные обозначения для следующих ограничений:
| 1. Составляют рассказы об отдыхе на море (реке, озере), о пребывании в аквапарке и т. д. Виды отдыха: рыбная ловля, занятия спортом, водный туризм и т. д. 2.Отвечают на вопросы. Высказывают мнение о том, почему нужно охранять водоёмы и не допускать их загрязнения. 3. Составляют памятки и рисуют условные обозначения. Памятка «Правила поведения у водоёма» 1.Не загрязняйте воду и берега водоёмов. 2. Не мойте транспорт в водоёме. 3. Не стойте и не играйте в тех местах, где можно упасть в воду. 4. Не рвите растения и не ловите обитателей водоёмов. Научитесь любоваться ими в естественных условиях. Памятка «Правила поведения на водоёме» 1. Плавайте в специально отведённых для этого местах. 2. Не находитесь долго в воде. 3. Не заплывайте за буйки. Не подплывайте близко к катерам и судам. 4. Не ныряйте в неизвестном вам месте. | Познавательные УУД: - развивать умение извлекать информацию из текстов и рисунков учебника; - проводить анализ учебного материала; - составлять памятки «Правила поведения на водоёме» и «Правила поведения у водоёмов» на основе полученных сведений и личных впечатлений. Коммуникативные УУД: - формулировать свои мысли в устной и письменной форме; - умение работать в парах, обсуждать разные мнения по заданному вопросу. Личностные УУД: - умение понимать необходимость борьбы с загрязнением водоёмов Земли; - умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности; - развивать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции. |
Этап закрепления и первичной проверки знаний Цель: создание условий для понимания важности изученного материала | Приём «Снежный ком». Составьте по одному предложению о том, как человек использует воду. | Составляют предложения. 1. Вода используется человеком для утоления жажды и приготовления пищи. 2. Вода, как универсальный растворитель используется для очистки человека и различных объектов человеческой деятельности. 3. Вода необходима для полива растений. 4. Вода используется в производстве. 5. Водоёмы – это транспортные пути. 6. Вода – это источник электроэнергии. 7. Вода необходима при тушении пожаров. 8.Вода может применяться в лечебных целях. | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; - проводить анализ учебного материала; - умение пользоваться пройденным материалом в новой учебной ситуации |
Рефлексивный этап урока Цель: организация рефлексии и самооценки учащимися собственной учебной деятельности на уроке. | Приём «Закончи фразу» (подчеркни нужный вариант) 1. На уроке я работал (активно / неактивно). 2. Своей работой на уроке я (доволен / недоволен). 3. Урок мне показался (коротким / длинным). 4. Материал урока мне был (понятен /непонятен, интересен / неинтересен). 5. Моё настроение в течение урока (улучшилось / ухудшилось), время выполнения одна минута. Учитель проводит краткий анализ работы. | Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, выбирая подходящие фразы. | Регулятивные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - осуществлять познавательную и личную рефлексию. |
Домашнее задание. Обязательное задание Дополнительное задание (по желанию) | 1.Подготовить ответы на вопросы № 4,5 после §19 (с. 114 учебника) 2. Прочитайте легенду «О происхождении Байкала» Узнайте о происхождении географических названий, которые упоминаются в тексте легенды. Запишите эти сведения в тетрадь. 1. Подготовьте плакат-листовку по теме. | Формулируют уточняющие вопросы учителю. | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; - проводить анализ учебного материала; - умение пользоваться пройденным материалом в новой учебной ситуации. Личностные УУД: - умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...