Конспект урока - путешествия "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ АФРИКИ", 7 кл.
план-конспект урока по географии (7 класс)

Дроздова Зинаида Владимировна

 Урок - путешествие

Задачи урока:

-    расширить представления о природных зонах материка Африка, о многообразии растительного и животного мира; об особенности их приспособлений в данных природных зонах;

- развивать познавательный интерес к предметам географии и биологии, продолжить развитие экологического воспитания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_zony_afriki.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие:

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ АФРИКИ

Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я знаю, что если мы видим порой

Сны, которым найти мы не умеем названья,

Это ветер приносит их,

Африка, твой!

Б. Гиляцкий

Задачи урока:

  • расширить представления о природных зонах материка Африка, о многообразии растительного и животного мира; об особенности их приспособлений в данных природных зонах;
  • показать взаимосвязь между компонентами природы;
  • развивать умение обобщать, классифицировать, делать выводы;

- развивать познавательный интерес к предметам географии и биологии, продолжить развитие экологического воспитания учащихся.

Оборудование: карта природных зон Африки, таблицы с изображением природных зон Африки, атласы, гербарии, макет верблюжьей колючки, мультимедийный проектор с презентацией, аудиомагнитофон, таблицы по закреплению изученного материала, дневники юных натуралистов, выставка книг.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Беседа.

Учитель. Давайте вспомним: что такое природная зона? (Ответ учащихся.)

- Каковы закономерности размещения природных зон на поверхности Земли?

(Учащиеся, зная определение природных зон, закономерности га распределения, сами формулируют цели урока, определяют круг изучаемых на уроке вопросов.)

Учитель. Совершенно верно, а еще познакомитесь с разнообразием животного и растительного мира, связанного с определенной средой обитания. Через несколько минут мы отправимся с вами в незабываемое путешествие по природным зонам Африки. И вы, как юные натуралисты, будете заполнять дневники наблюдения, находящиеся у вас на столах. Здесь (показываем дневник) вам следует отметить особенности географического положения, климатических условий, а также особенности растительного и животного мира и их приспособления к данной природной зоне. Наше путешествие мы начинаем с Северной части материка по 10° западной долготы. Итак, открываем все атласы, находим этот меридиан, и - в путь!

Где мы оказались? Жара невыносимая, везде песчаные дюны, ни капельки воды...

Сахара занимает пространство между Атлантическим океаном и Красным морем, между горами Атлас и физико - географической областью Судан. Сахара - это самая большая пустыня мира, её песчаная поверхность занимает лишь малую площадь, а остальное - это необозримые равнины, покрытые камнем и щебнем, среди которых встречаются могучие горные хребты. Ребята, посмотрите, нас с вами встречают.

(В роли египтянки выступает ученица, выполнившая опережающее задание к уроку.)

Египтянка. Меня зовут Клеопатра. Я египтянка. Моя страна Египет находится на территории самой величайшей пустыни мира Сахара. Я люблю эти земли и поэтому хочу вам о них рассказать. Пустыня Сахара простирается на юг на 2 тысячи километров. Как вы уже успели заметить, здесь очень жарко, и температура воздуха достигает иногда 58 °С. Дожди крайне редки. Бывает и так, что капли дождя не достигают земной поверхности, испаряясь в воздухе. Днем в Сахаре жарко, а ночью холодно. Суточные колебания температуры воздуха достигают 30 °С.

Учитель. Ребята, а как вы сможете объяснить это явление? Почему в пустыне днем очень жарко, а к вечеру температура понижается? (Эта зона находится в области экватора, воздух там разряженный. Солнечные лучи светят на землю прямо, и она очень сильно нагревается. А когда солнце заходит за горизонт, земля очень быстро остывает.)

Египтянка. Для нашей пустыни характерны пыльные песчаные бури. Представьте себе, как с бешеной скоростью по широчайшим равнинам несутся тучи песка, шлифуя камни и разрушая скалы. Довольно часто возникают смерчи. В Сахаре есть озера, но почти все они не выдерживают смертельной борьбы с песком и солнцем. Чаще всего это болотистые, небольшие углубления, поверхность которых покрыта плотным, прозрачным, как стекло, слоем соли и лишь иногда тоненьким слоем воды. В связи с бедностью растительного покрова в почве очень мало органических веществ. Здесь образуются пустынные тропические почвы, которые содержат очень мало перегноя.

Учитель. Неужели пустыня так жестока, и мы не встретим ни одного живого существа?

Египтянка. Несмотря на кажущуюся безжизненность пустыни, в ней насчитывается 65 видов млекопитающих, 74 вида птиц и 530 видов разнообразных насекомых.

Учитель. Ребята, какие обитатели пустыни известны вам? Какие растения мы можем встретить в этой природной зоне? (Верблюжья колючка, саксаул.)

Учитель. Совершенно верно. Эти растения приспособились жить в пустыне. А вот и та самая верблюжья колючка. Ой, колется, и выдернуть ее невозможно. Ребята, как вы думаете, почему верблюжью колючку очень сложно выдернуть из земли? (У нее очень длинный корень.)

Учитель. Зачем нужен длинный корень этому растению? (Таким образом растения достают воду большой глубины своими длинными корнями. Растениям пустыни свойственна стержневая корневая система с хорошо развитым главным корнем, глубоко уходящим в землю.)

Учитель. А какие еще особенности помогают растениям выжить в пустыне? (У одних растений, как у верблюжьей колючки, листья видоизменились в колючки, другие имеют толстый воскообразный покров, что позволяет экономно расходовать воду.)

Учитель. Растения засушливых мест обитают на значительном расстоянии друг от друга. Как вы думаете, с чем это связано? (Благодаря этому корни каждого из этих растений захватывают большую площадь питания и до последней капли собирают на ней воду во время дождей.)

Египтянка. Для пустыни характерны растения - эфемеры, они пользуются коротким сроком увлажнения. Ранней весной, как только выпадают дожди, растения быстро начинают развиваться и заканчивают этот период с наступлением жаркого лета. Они как бы «убегают» от засухи. А следующей весной после выпадения дождей вновь начинается их развитие. В каменистой пустыне распространены лишайники, на засоленных почвах - солянки и полыни.

Учитель. Королевой оазисов пустыни является финиковая пальма. В народе говорят: она держит голову в огне, а ноги - в воде. Растет она только в тех местах, где дождей почти не бывает, но существуют грунтовые воды, до которых способны дотянуться ее корни. Финиковая пальма - это важный источник существования населения африканских оазисов.

Необычен живой мир пустыни.

Кораблем пустыни называют это животное. Медленно, с высочайшим чувством достоинства движется он по пескам Сахары. Кто это, ребята? (Верблюд.)

Египтянка. Что примечательного в этом животном?

(Верблюды могут неделями оставаться без воды. Он запасает в тканях своего тела жир, при расходовании которого освобождается вода.)

Египтянка. В засушливых местах живут антилопы - хорошие бегуны. В поисках воды пробегают они огромные расстояния. Некоторые животные, например тушканчики, питаются сочными частями растений и довольствуются той влагой, которая поступает вместе с пищей.

Животным пустынь и полупустынь угрожает перегрев. Днем, когда поверхность земли нагревается, они спасаются в глубоких прохладных норках, прячутся в тени кустов и камней. Ночью животные ведут активный образ жизни.

В пустыне обитают животные, которые впадают в спячку на многие недели и даже месяцы, например, черепахи активны 2-3 месяца в году, а холодное и засушливое время года проводят в зимней и летней спячке.

Учитель. Спасибо, Клеопатра, твой рассказ был очень интересен. Ребята, хотелось обратить ваше внимание, что пустыня Сахара увеличивает свою площадь, продвигаясь в глубь материка. Словно ржавчина на поверхности металла, пустыня разрастается, расширяет свои границы, захватывает все новые и новые районы. Только за последние 20 лет она продвинулась к югу больше чем на 200 км. Из курса шестого класса вспомните, от чего происходит опустынивание? (Большой ущерб Африке наносился на протяжении нескольких сотен лет, когда раскорчевывались и выжигались под пашни и плантации леса, когда массово истреблялись животные ради спортивного интереса, когда на протяжении многих лет нерационально велось сельское хозяйство.)

Учитель. Скажите, можно ли остановить продвижение пустыни в глубь материка? (Ответ учащихся.)

Ш. Закрепление изученного.

Учитель. А сейчас давайте проверим, как хорошо вы узнали зону пустынь. Ответьте на вопросы.

Можно предложить учащимся тест.

Тест

  1. Среди животных чаще всего встречаются:

а)        жираф;

б)        верблюд;

в)        мартышки.

  1. Какими приспособлениями обладают растения пустыни:

а)        видоизменились в колючки;

б)        растения сбрасывают листву постепенно;

в)        листья плотные с расчленённой листовой пластиной?

  1. Какие растения свойственны для пустынь:

а)        эпифиты;

б)        суккуленты,

в)        эфимеры?

  1. Какое количество осадков характерно для пустынь:

а)        менее 500;

б)        от 500 до 1000;

в)        от 1000 до 2000?

  1. Какие растения не свойственны пустыне:

а)        лианы,

б)        колючки;

в)        кактусы?

  1. Пустыня Сахара простирается на:

а)        1000 км;

б)        1500 км;

в)        2000 км.

  1. Для животных пустынь характерно:

а)        яркая окраска;

б)        активность только 2-3 месяца в году;

в)        хорошо развитый волосяной покрой.

  1. Пустыня занимает пространство между:

а)        Тихим океаном и Красным морем;

б)        Атлантическим океаном и Красным морем;

в)        Атлантическим океаном и Аравийским морем.

  1. Пустыня Сахара находится:

а)        в тропическом климатическом поясе;

б)        в субтропическом климатическом поясе;

в)        в экваториальном климатическом поясе.

Задания и вопросы:

  1. Назовите животное, обитающее в пустыне, которое активно 2-3 месяца в году.
  2. Назовите одно из самых распространённых растений в пустыне.
  3. Каким растениям достаточно короткого срока увлажнения?
  4. Какое море на востоке омывает пустыню?
  5. Какая корневая система характерна для растения верблюжьей колючки?
  6. Какие явления связаны с продвижением пустыни в глубь материка?
  7. Где живет население Сахары?
  8. Какое природное явление характерно только для пустынь?
  9. Какая природная зона сменяет пустыню на юге?
  10. Какое животное называют кораблём пустыни?

Учитель. Молодцы! Движемся дальше! После длительного пути мы попадаем в зону саванн и редколесий. Эта зона занимает огромные пространства, примерно 40 % площади материка.

А вот так описал саванну Н. Гумилев:

А кругом на широких равнинах,

Где трава укрывает жирафа,

Садовод всемогущего бога

В серебрящейся мантии крыльев

 Сотворил отражение рая.

Он раскинул тенистые рощи

Прихотливых мимоз и акаций,

Рассадил по холмам баобабы,

В галереях лесов, где прохладно

И светло, как в дорическом храме,

Он провел многоводные реки

И в могучем порыве восторга

 Создавал тихое озеро Чад.

А потом, улыбнувшись, как мальчик,

Что придумал забавную шутку,

Он собрал здесь совсем небывалых,

Удивительных птиц и животных,

Краски взяв у пустынных закатов,

Попугаям он перья раскрасил,

Дал слону он клыки, чтоб белее

 Облаков Африканского неба,

Льва одел золотою одеждой

И пятнистой одел леопарда,

Сделал рог, как янтарь, носорогу,

Дал газели девичьи глаза.

- Посмотрите, нас кто-то встречает. Да это же наш друг Саид!

(В роли Саида выступает учащийся, выполнивший опережающее задание.)

С а ид. Я рад приветствовать вас на этой земле. «Саванны» - слово португальское: оно обозначает «степь с деревьями». Это типично африканский ландшафт. На территории саванн можно различить два сезона года: сухая зима и влажное лето. Когда солнце находится в зените, внезапно наступает дождливое время, и длится оно в течение трех недель. Местные жители свою саванну называют «ньяика», что означает «негостеприимная земля». В ньяике и шага не ступишь, не зацепившись одеждой за колючий кустарник или не оцарапавшись о твердый, как железо, шип акации. По побережью Гвинейского залива тянется полоса саванн, где растут баобабы, пальмы с шапками крупных веерных листьев. Между деревьями и кустарниками растет высокая трава. Священным символом Африки является дерево баобаб.

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что это за дерево? (Ответ учащихся.)

Саид. Для саванн характерно еще одно необычное дерево, его называют колбасным.

Учащийся. Я знаю про это дерево. Оно растет одиноко среди саванн, а с его ветвей свисают плоды, похожие на ливерную колбасу. Но это только по внешнему виду. Плоды колбасного дерева совершенно не пригодны для пищи.

Саид. Встречаются также молочаи - это древовидные растения, имеющие мясистые стебли и ветви, лишенные листьев и покрытые колючками, которые, приспосабливаясь к сухому климату, накапливают в них влагу. Такие растения носят название суккулентов. Древовидные акации встречаются в африканской саванне всюду. Они могут выглядеть и как могучие деревья, и как низкие кустарники, но всегда имеют кривые колючки или длинные шипы. Шипы и колючки - средство самозащиты. Гладкая непроницаемая кора надежно предохраняет их от обильного испарения, а листья появляются лишь за несколько дней до начала сезона дождей. Для саванн характерна также слоновая трава.

Такое изобилие диких животных можно в наше время увидеть только в заповедниках. Разнообразен животный мир. Так как наша флора богата травянистыми растениями, здесь можно встретить таких травоядных животных, как: зебра, буйвол, антилопа, носорог, бегемот. В саванне живет уникальное животное - жираф. Вытягивая длинную шею, он поедает листья акации, которые очень питательные и до которых ни одно животное, кроме него, дотянуться не может. Густые длинные ресницы защищают глаза жирафа от соприкосновения с листвой и колючками, а гибким языком, совершенно не чувствительным к уколам колючек, он срывает самые нежные листья. Травоядным животным сопутствуют многочисленные хищники: гепарды, леопарды, шакалы, гиены. И, конечно, какая саванна без царя зверей - льва?!

Учитель. Природа одарила обитателей саванны - жирафа, леопарда, зебру - причудливой окраской.

Подумайте, с чем это связано. (Расцветка шкур настолько сливается с красками пейзажа африканской саванны, что на его фоне почти невозможно их заметить.)

Учитель. Ребята, а как вы думаете, какие еще особенности животных африканской саванны помогают им выжить в этой природной зоне? (Крепкие конечности...)

Саид. Саванны Африки необычайно богаты птицами. Здесь и маленькая красивая нектарница, и самая крупная птица на земле - африканский страус. Птица марабу, которая встречается только в Африке. Чрезвычайно много в саванне термитов, их прочные высокие постройки разнообразной формы - термитники - характерная деталь зоны.

Учитель. Почему пустыни сменяются саваннами?

Спасибо, Саид, за твой интереснейший рассказ. А нам, ребята, для того чтобы продолжить наше путешествие дальше, предстоит выполнить следующее задание.

Игра «Третий лишний».

  1. Саванны располагаются:

а)        субэкваториальный пояс;

б)        экваториальный пояс;

в)        тропический пояс.

  1. Для климата характерно:

а)        смена сухого и влажного сезонов;

б)        обилие света и свежесть воздуха;

в)        очень высокая температура.

  1. Среди растений чаще встречаются:

а)        баобаб;

б)        верблюжья колючка;

в)        слоновая трава.

  1. Для животных характерно:

а)        защитная маскирующая окраска;

б)        стадный образ жизни;

в)        многие животные обитают на деревьях.

Учитель. Мы приближаемся к зоне экваториальных лесов. Но здесь нам придется поспешить. Да, на верблюде эту природную зону не пересечешь. Когда человек попадает в этот лес, когда он пробирается сквозь его густую чащу, он постоянно видит вокруг себя одну и ту же картину, как на дне земного моря. Он отрезан от света и солнца, его окружают громадные деревья и кустарниковая поросль, он находится в вечных сумерках. В лесу тихо и душно. Чувствуется запах гниющей листвы.

Воздух влажен, как в оранжерее.

Выходит житель экваториальных лесов.

Житель экваториальных л е с о в.

Я рад приветствовать вас! И как хорошо, что вы прибыли к нам утром, так как после полудня у нас, как всегда, будет сильный ливень. Увы!

Наш климат отличается постоянством: солнечным утром и дождливым вечером!

Учитель. Позвольте, а в чем же тут дело? С чем связана такая особенность климата? (Ответ учащихся.)

Житель экваториальных л е с о в. Нигде на Земле вы не встретите такого разнообразия растений. Только деревьев насчитывается около 400 видов. Экваториальный лес растет обычно несколькими ярусами. В самом низу - царство мхов и ползучих растений, выше поднимаются кустарники и молодые деревца, над ними образуется лесной свод взрослых деревьев высотой 20-30 метров, а за ними вздымаются деревья-великаны высотой до 70 метров. Деревья здесь растут с поразительной быстротой и за 10-15 лет достигают 30-40 метров. Таких размеров деревья ваших лесов достигают только к 150-200 годам.

Учитель. Ребята, как вы предполагаете, с чем связано такое разнообразие растений в зоне экваториальных лесов? (Ответ учащихся.)

Учитель. Ребята, как вы думаете, встречается ли в этом лесу верблюжья колючка? Почему?

- Многие растения, произрастающие в этой природной зоне, поглощают своими корнями-насосами много воды, а огромная масса листьев быстро ее испаряет. Многие растения имеют широкие листовые пластины, что также способствует быстрому испарению воды. Характерная особенность растений экваториальной зоны в том, что листья деревьев верхнего яруса жесткие и плотные, с блестящей, как бы лакированной поверхностью. Это спасает их от чрезмерного испарения и ожогов палящего солнца, от удара дождевых струй при сильных ливнях. У растений нижнего яруса листья, наоборот, тонкие и нежные.

Житель экваториальных лесов. Ребята, вы правильно отметили тот факт, что верблюжья колючка у нас не растет, среди наших растений чаще всего встречаются фикусы, пальмы, бананы, древовидные папоротники. Лианы обвивают деревья. Они начинают расти на земле, как маленькие кустики с многочисленными усиками, а затем, крепко цепляясь за молодые деревья, поднимаются вверх вместе с этими деревцами. Некоторые лианы плотно обвивают стволы деревьев, затрудняют их рост в толщину, нарушают сокодвижение, и дерево засыхает. На ветвях деревьев растут орхидеи.

Учитель. Ребята, чем интересны эти растения? (Это растения-эпифиты.)

Их корни висят в воздухе и, подобно губке, впитывают дождевую воду и росу.

Экваториальные леса с их богатой растительностью называют самой гигантской на планете фабрикой органического вещества и кислорода, работающей целый год. Как вы думаете, почему?

Действительно, это огромная фабрика кислорода, легкие нашей планеты. Они существенно влияют на состояние атмосферы.

Житель экваториальных лесов. Красочен и необычайно разнообразен животный мир экваториальных лесов. Многие животные обитают на деревьях, где больше света и обилия пиши - цветков, плодов, листьев. Здесь живут человекообразные обезьяны - гориллы и шимпанзе, мартышки, павианы. Много лазающих птиц (дятлы, удоды, попугаи). Много в экваториальных лесах хищников.

Дымчатый леопард среди густых ветвей деревьев выслеживает и ловит обезьян и птиц. Пернатые обитатели благодаря своей окраске тоже хорошо маскируются и при малейшей опасности сразу скрываются в листве. Особенно разнообразен мир насекомых.

Нигде не встретишь таких больших и красивых бабочек, как здесь. Их яркая предупредительная окраска говорит: «Не тронь меня!» Из крупных наземных животных можно увидеть родственника жирафа - окапи, тапира. Не бойся густой тропической растительности и африканского слона!

Послушайте, а это надвигается гроза. Нам пора расставаться.

Учитель. А теперь нам, как и всем путешественникам, для того чтобы вернуться домой, нужно преодолеть следующее испытание.

IV. Индивидуальная работа по карточкам.

  1. Какое количество осадков в экваториальном поясе:

а)        менее 500;

б)        от 500 до 1000;

в)        от 1500 до 2000?

  1. Какое растение характерно для экваториальных лесов:

а)        лианы;

б)        баобаб;

в)        саксаул?

  1. Среди животных чаще встречаются:

а)        вараны;

б)        мартышки;

в)        африканский страус?

  1. Почему экваториальные леса называют вечнозелеными:

а)        растут ярусами;

б)        растения сбрасывают листву постепенно;

в)        растительный перечень очень разнообразен?

  1. Какие приспособления свойственны для экваториальных лесов:

а)        листья видоизменены в колючки;

б)        листья растений верхнего яруса плотные или с рассеченной листовой пластинкой;

в)        листья с маленькими листовыми пластинками?

  1. Зоны экваториальных лесов характеризуются:

а)        постоянством климатических условий;

б)        сезонностью выпадения осадков;

в)        сменой сухого и влажного сезона?

  1. Какую площадь занимают экваториальные леса:

а)        большую часть материка;

б)        половину материка;

в)        меньшую часть материка?

  1. Какие растения свойственны для экваториальной зоны:

а)        эпифиты;

б)        суккуленты;

в)        эфемеры?

  1. Какая природная зона характеризуется большим разнообразием животного мира:

а)        экваториальная зона;

б)        зона пустынь;

в)        зона саванн?

Учитель. Почему для каждой природной зоны характерна определенная растительность и животный мир со своими особенностями? С чем это связано?

V. Подведение итогов урока-путешествия.

  • Что нового вы узнали и чему научились на уроке? (Ответ учащихся.)
  • Если бы вам представилась возможность путешествия, какую из изученных на уроке зон вы посетили бы и почему?

Задание. Перед вами лежат карточки с африканскими пейзажами, нарисуйте себя там, где вы сейчас хотели бы оказаться. Какое место на изученном нами материке сейчас больше всего соответствует вашему настроению?

Учащиеся показывают свои рисунки и кратко комментируют их.

Учитель. Вы сегодня плодотворно поработали на уроке, проявили находчивость, смекалку, а некоторые из вас - и артистические способности, и за это получаете следующие отметки...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии для 7 класса "Научная экспедиция по природным зонам Африки"

Конспект урока включает ролевую игра и работу в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная и исследовательская работа, проблемные задания,практическая работа, творческие з...

Конспект Урока- путешествия"Внутренние воды Африки"

В уроке отражены современные требования к уроку, представлен интересный содержательный материал о крупнейших реках и озерах Африки....

Конспект урока географии по теме:" Природные зоны Африка".

формирование представления о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки...

Конспект урока "Природные зоны Африки"

Конспект комбинированного урока географии в 7 классе "Природные зоны Африки"...

Открытый урок географии. Природные зоны Африки.

Педагогическая идея урока актуальна. На уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Одна из важнейших особенностей урока со...

Урок-путешествие "Природные зоны Африки"фрики

Разработка урока по теме "Природные зоны Африки"...

Африка. Презентация к уроку "Природные зоны Африки"

Презентация к уроку "Природные зоны Африки"...