Конспект Урока- путешествия"Внутренние воды Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
В уроке отражены современные требования к уроку, представлен интересный содержательный материал о крупнейших реках и озерах Африки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Внутренние воды Африки»
ФИО (полностью) | Басова Елена Валериевна |
Место работы | ГБСКОУ школа-интернат№9 |
Должность | Учитель |
Предмет | География |
Класс | 7 |
Тема и номер урока в теме | Внутренние воды Африки., 5 |
Базовый учебник | А.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев «География материков и океанов» |
Цель урока: Изучить особенности внутренних вод материка
Задачи:
Обучающие:
-создать условия для целостного формирования представлений о внутренних водах Африки;
- сформировать представление об особенностях внутренних вод Африки.
- выявить зависимость внутренних вод от климата и рельефа материка.
Развивающие:
- развивать умения работать с разными источниками информации, навыки коллективной работы
- продолжить совершенствовать навыки работы с учебником, дополнительной литературой и электронными ресурсами.
Воспитательные: развитие интереса к предмету, интеллектуальной инициативы.
Планируемый результат:
Личностные результаты:
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (решение проблемных задач)
Метапредметные результаты:
Личностные универсальные учебные действия (УУД): нравственно-эстетическое оценивание
Познавательные УУД: -владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем
-Умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию
-Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
-Владение навыками познавательной рефлексии
Коммуникативные УУД: Умение продуктивно общаться и взаимодействовать
Предметные результаты: знать/понимать определения основных понятий курса; уметь приводить примеры;
Знать пути применения полученных знаний в повседневной жизни.
Термины и понятия:
Внутренние воды-воды, находящиеся на территории какого либо материка: реки, озера, болота, ледники, водохранилища и другие.
Дельта-форма устья реки; низменность, сложенная речными наносами и расчленённая сетью протоков и рукавов. Чаще всего имеет форму треугольника (название связано с начертанием заглавной буквы греческого алфавита - дельта)
Внутренний сток (бессточный бассейн)- бассейны рек и озёр, не имеющих связи с океаном через речные системы.
Эстуарий – воронкообразное затопляемое устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется у рек, где велико воздействие на устье реки движений океанических вод.
Половодье – ежегодно повторяющийся период высокой воды в реке.
Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке. Межень – период низкого уровня воды в реке.
Географические объекты:
Реки: Конго, Нил, Нигер, Замбези, Оранжевая, Лимпопо
Озера: Виктория, Ньяса Танганьика
Водопады: Виктория, Ливингстона
Тип урока:Урок изучения нового материала,
формирования и закрепления знаний, умений и навыков.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная
Необходимое техническое оборудование: Презентация, электронная физическая карта Африки, доска, компьютер, атлас, контурные карты, картинки географических обьектов Африки, контуры континента форматА-2
Реализация требований к здоровьесбережению участников образовательного процесса: использование динамических изображений и работа с экраном не более 20 минут, физкультминутка
Описание урока.
Проводимый урок является пятым уроком в ходе изучения темы Африка. Ранее дети познакомились с географическим положением материка Африка, историей исследования, рельефом Африки, климатом. Главная особенность этой темы выявить особенности зависимости рек Африки от рельефа и климата.
Этот урок преследует цели знакомства с особенностями водных объектов Африка, формирование умений выявлять причинно- следственные связи, работать со статистическим и картографическим материалом
На уроке предполагается использование следующих методов работы:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- словесный;
- метод самостоятельной работы;
- метод контроля и самоконтроля;
Приемов работы:
- анализ, сравнение и обобщение полученных знаний;
- работа со статистическим материалом;
- работа с картами;
- заполнение опорного конспекта.(Маршрутного листа)
Таблица1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время ( мин.) |
1. | Организационный момент ( слайд1) | Проверяет готовность учеников к уроку. Приветствует учеников: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведём не совсем обычный урок географии. Необычность нашего урока в том, что мы совершим путешествие вместе с Хранителем времени к удивительным рекам и озерам Африканского континента и возьмем с собою наших замечательных гостей. | Приветствуют учителя | 2 мин. |
2 2. | Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос по теме «Климат» Слайд слайд | Но Хранитель времени очень мудр и осторожен: прежде чем допустить нас к таинствам вод материка он просит нас пройти первое испытание знаниями, ответить на вопросы о климате Африки. Вопросы: 1) Этот пояс находится между 2◦ с.ш. и 5◦ю.ш.( экваториальный) 2) В этом поясе жарко и сухо в течение года( тропический) 3) Весь год преобладают влажные воздушные массы( экваториальный ) 4) Летом влажные воздушные массы, зимой сухие( субэкваториальный) 5)Количество осадков больше в этой части материка (южной) 6) Дует ветер самум( тропический) 7)Вопрос - вывод: Ребята, почему же Африку называют самым жарким материком? | Отвечают на вопросы; Работают с атласом. Отвечают на вопрос: Африка является самым жарким материком, потому что расположена между тропиками, где в течение года солнце стоит высоко над горизонтом. горизонтом. солнце стоит в течение года над горизонтом. Отвечают на вопрос учителя.: Африка получает | 8 |
4 | Изучение Нового материала. Слайд Актуализация знаний, мотивация | Африка жаркий материк чтобы жить там людям, животным, растениям нужна вода. Прочитаем вместе с Хранителем времени высказывание знаменитого писателя: «Вода! Нельзя сказать что ты необходима для жизни : ты сама жизнь».( Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель) Как вы думаете почему хранитель времени подготовил Вам это высказывание? - Тема нашего урока, как вы уже видели, связана с водой. Правильно, мы отправляемся в путешествие по рекам и озерам Африки. (Слайд ) Ставится цель и задачи урока: Цель урока : сформировать представление об особенностях внутренних вод Африки задачи урока: Дать характеристику крупнейших водных объектов Африки выявить зависимость внутренних вод от климата и рельефа материка. 3.Продолжить формирование навыков работы с разными источниками информации. 2. Давайте вспомним, какие бывают виды внутренних вод? Запишем схему в тетрадь. (слайд7) | Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопрос о воде- как главном источнике для живого.
| 19 |
5 | Этап усвоения новых знаний | Ребята вопрос от Хранителя времени: Ребята, почему мы изучаем «Внутренние воды» после темы «Рельеф»? Как вы думаете, какое влияние оказывают на реки рельеф и климат материка слайд Рассказ учителя . По общему объему годового стока 5390 м. Африка уступает Азии и Южной Америке. По площади бассейнов, длине, объему стока многие реки Африки относятся к числу крупнейших в мире. Равномерно ли происходит распределение речной сети и стока по территории континента? -Континентальный водораздел проходит по Восточно-Африканскому плоскогорью, Эфиопскому нагорью. Сток с большей части Африки направлен в Атлантический океан (включая Средиземное море). К бассейну Индийского океана относится только 18% стока Африки. | \ Формулируют словестно влияние рельефа, климата Проверяют с помощью схемы на слайде презентации. Анализируют по схеме зависимость рек Африки от рельефа и климата; |
6 | Этап понимания новых знаний | Слово «Нил» происходит от греческого названия «река» Река начинается на Восточно-Африканском плоскогорье и впадает в Средиземное море образуя дельту Река Нил – самая длинная река Африки и мира. Ее протяженность составляет 6671км. Река, дающая жизнь Египту, образуется у Хартума при слиянии Большого и Голубого Нила. Большой Нил начинается в зоне тропических дождей, близ экватора, в темных и сырых лесах. Спустившись с Восточно-Африканского плоскогорья, большой Нил широко разливается по почти плоской равнине и образует знаменитые болота Нила длиной 500 и шириной до 800 км. В этих болотах растет папирус, который образует заросли. Если проследить по карте дальнейший путь реки, то следующий приток – голубой Нил, вытекающий из озера Тана под названием Абай, а свой последний приток Нил принимает в 300 км не принимает ни одного притока В сезон разлива Нил выходил из берегов и выносил на поля ил – прекрасное удобрение. Это явление – столь значительный подъем воды в реке – весьма необычно, ибо в Египте не бывает сильных дождей. Сотни лет люди никак не могли понять, в чем причина ежегодных разливов Нила. Ежегодные разливы Нила привели к появлению плодородной долины, узкой лентой протянувшейся вдоль реки, окруженной знойной, засушливой и бесплодной пустыни. Первые люди поселились в этой долине более 5 тысяч лет назад. | Заполнение опорного конспекта урока( маршрутный лист, просмотр слайд-шоу о Ниле
|
7 | Древние египтяне обожествляли реку – от нее зависела вся их жизнь. На протяжении тысячелетий они не могли разгадать загадки Нила. Каждый год, начиная с июля, уровень воды в Ниле начинал подниматься и в октябре становился на 7,5 м выше, чем в мае. В сезон разлива Нил выходил из берегов и выносил на поля черный ил – прекрасное удобрение. Это явление – столь значительный подъем воды в реке – весьма необычно, ибо в Египте не бывает сильных дождей. Сотни лет люди никак не могли понять, в чем причина ежегодных разливов Нила и обожествляли реку. Ежегодные разливы Нила привели к появлению плодородной долины, узкой лентой протянувшейся вдоль реки, окруженной знойной, засушливой и бесплодной пустыни. Первые люди поселились в этой долине более 5 тысяч лет назад. Воды Нила с глубокой древности использовались для орошения полей. А еще интересен животный мир реки. |
Этап понимания новых знаний | Наиболее интересен, как со стороны животного мира, так и с точки зрения истории, нильский крокодил. Эта могучая рептилия являлась частью религиозных культов для древних египтян, не утратила она уважения к себе и на сегодняшний день. Это обусловлено в первую очередь тем, что нильский крокодил является своеобразным регулятором жизни в водах этой огромнейшей водной артерии всего африканского континента. Так, к примеру, там, где эти грозные хищники были полностью истреблены, значительно ухудшилось общее состояние животного мира. Ведь взрослые крокодилы регулируют численность рыбы, а маленькие истребляют бесчисленные полчища личинок всевозможных хищных насекомых. Кроме этого, очень опасной рептилией обитающей как в самом Ниле, так и в множестве небольших болот, расположенных возле его берегов является питон. Он достигает длины 7 метров и составляет большую конкуренцию нильскому крокодилу. |
8 |
| Река Замбези- 4 место по длине среди рек Африки, но по объему годового стока уступает только р.Конго. Длина реки 2660км. Площадь бассейна водосбора:1 570 000км кв. Река берет начало на северо-западе Замбии. Высота истока над уровнем моря. Составляет 1500м. Замбези –мощная река. Питание получает в основном от обильных летнх дождей, лето в этихширотах длится с ноября по март. В другое врем года. Река менее полноводна. Впадая в Индийский океан, река образует в усте широкую дельту. Но самым уникальным явлением на реке является водопад открытый Давидом Левингстоном. «Никто не может сравнить красоту с чем-либо увиденным в Англии. Это никогда прежде не видели глаза европейцев. На места, столь прекрасные, должно быть, смотрели ангелы в полёте»- писал он о водопаде. Виктория — единственный водопад в мире, имеющий более 100 метров в высоту и более километра в ширину. Водопад Виктория является одной из главных достопримечательностей Южной Африки, относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО |
9 | Показ фрагмента фильма «Замбези» Рассказ об озерах.,Определите по тектонической карте, где находятся почти все крупные озера. (В зоне Восточно-Африканских разломов) А сегодня мы остановимся на втором по величине пресном озере мира- Виктория, которое располагается не в разломе , а в пологом прогибе платформы. слайд Площадь озера- 68 870 км2. Высота над уровнем моря 1134м. Наибольшая глубина 80 м, средняя- 40м. Заслуга открытия принадлежит английскому путешественнику Джону Спику. Исследуя Восточную Африку, в июле1858 года он подошел к берегам водоема , который жители называли Ньяза - большая вода». Спик назвал озеро в честь английской королевы Виктории. | Определяют по тектонической карте происхождение озерных котловин . |
| Рефлексия | По очертаниям озеро напоминает гигантский овал неправильной формы. В основном его берега низкие , заболоченные, за исключением юго-западных Их основу составляют возвышенные плато. Животный и растительный мир побережья Виктории типичен для Африканского континента. Достойным украшением стали папирус, тростники камыш, банановые палмы. Многочисленные заливы озера стали местом обитания бегемотов и крокодило длина тела отдельных достигает 5-6м. С давних пор на озере развито рыболовство. Здесь обитает 100 самых разных видов рыб, уже 300млн. лет здесь живет ископаемая рыба-ланг, которая может задерживать воздух в жабрах. Многообразен мир пернатых, берега озера кажутся раскрашенными во все цвета радуги- фламинго, венценосный журавль. Достигли ли мы поставленной цели? Продолжить фразу: сегодня на уроке я узнал…, научился… Работа в вместе с ребятами помогла мне… Новые знания пригодятся мне… |
Здесь также можно встретить жирафов, слонов, носорога, львов. Озеро Танганьика.(слайд ) Это самое длинное из всех пресноводных озер его длина составляет 650км, при ширине всего 50-80км.(слайд ) Первыми белыми людьми, обнаружившими озеро были Ричард Бертон и Джон Спик. Из всех озёр земного шара оно уступает по глубине только Байкалу (1520м). Средняя отметка поверхности водного зеркала Танганьики — 774 м над уровнем моря. Вода пресная, но с повышенным содержанием солей магния. Температура воды на поверхности колеблется в течение года от 23,6—23,8 до 26,5 °С, ниже 400 м и до дна держится постоянная температура около 23 °С. Устойчивая температурная стратификация препятствует перемешиванию водной массы, ввиду чего только верхний её слой (на 100—200 м в глубину) обогащен кислородом и пригоден для жизни. Около 75% фауны образуют эндемики (особенно много их среди рыб, креветок, остракод, десятиногих раков, веслоногих, брюхоногих моллюсков). Водятся гиппопотамы, крокодилы, много водоплавающей птицы. Рыболовство. главный объект промысла — ндагала (дагаа) из сельдевых. | |
Таким образом, дорогие путешественники мы завершаем наш удивительный маршрут по крупнейшим рекам и озерам Африки. |
10 | Закрепление При выполнении задания ( Видеоклип «От улыбки» | И теперь последнее испытание Хранителя Времени перед тем, чтобы получить достойное звание Магистра рек и озер Дается контур материка с главной рекой Нил, раскладывают объекты, относящиеся к реке, отбирая их из некоторого количества разных географических объектов. | Работают с контурами материка наклеивают объекты относящиеся к реке НИЛ, вывешивают результат на магнитную доску |
11 | Рефлексия | Достигли ли мы поставленной цели? Продолжить фразу: сегодня на уроке я узнал…, научился… Работа в вместе с ребятами помогла мне… Новые знания пригодятся мне… | Обсуждают с учителем Задают уточняющие вопросы учителю | 1 |
12 | Домашнее задание слайд | Параграф 27, закончить описание рек Конго и Нигер, по желанию подготовить кроссворд « Реки Африки» | Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок географии "Внутренние воды Африки. Реки Африки"
Конспект урока в 7 классе...
Внутренние воды Африки. Реки. Конспект урока с презентацией.
Можно использовать с применением интерактивной доски....
Конспект урока по географии в 7 классе "Внутренние воды Африки" (+презентация)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕУчитель – Субеева Лилия ХалилулловнаПредмет – географияКласс – 7Тема: Внутренние воды Африки.Цель урока для учителя: раскрыть особенности вн...
Конспект урока по географии на тему "Внутренние воды Африки".
Материал к уроку географии на тему "Внутренние воды Африки". Здесь есть план-конспект урока, опорный конспект для учащихся, дополнительные материалы к уроку....
Конспект урока по географии на тему "Внутренние воды Африки".
Материал к уроку географии на тему "Внутренние воды Африки". Здесь есть план-конспект урока, опорный конспект для учащихся, дополнительные материалы к уроку....
Конспект урока 5класс.Внутренние воды. Реки
Урок проводился в 5 классе. Форма проведения - урок загадка....
Конспект урока - путешествия "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ АФРИКИ", 7 кл.
Урок - путешествиеЗадачи урока:- расширить представления о природных зонах материка Африка, о многообразии растительного и животного мира; об особенности их приспособлений в да...