Конспект урока географии для 7 класса "Научная экспедиция по природным зонам Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Конспект урока включает ролевую игра и работу в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная и исследовательская работа, проблемные задания,практическая работа, творческие задания. Ведущие понятия: природная зона, гилеи- влажные экваториальные леса Африки, саванна, пустыни. Предполагаемый результат работы учащихся: создание творческого проекта по теме урока, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов. Урок включает предварительный подготовительный этап.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_zony_afriki.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока географии по теме:
"Научная экспедиция по природным зонам Африки".
Класс: 7
Тип урока: повторения и обобщения.
Цели:
- обобщение и систематизация знаний о взаимодействии компонентов природы в природных комплексах и природных зонах Африки,
- закрепление знаний и новых понятий темы.
Задачи:
- продолжить формирование умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, наглядными средствами обучения.
- способствовать развитию пространственного, логического мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.
- содействовать воспитанию коммуникативности, трудолюбия, географической культуры.
Форма обучения: коллективный способ обучения – работа в группах, ролевая игра.
Методы и приемы работы: ролевая игра и работа в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная и исследовательская работа, проблемные задания, практическая работа, творческие задания.
Опорные знания и умения:
- знания о формировании природных зон,
- природных комплексах,
- широтная зональность,
- особенности природных зон Африки.
Ведущие понятия: природная зона, гилеи – влажные экваториальные леса Африки, саванна, пустыни.
Результаты работы: создание творческого проекта по теме урока, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.
Оборудование:
- карта атласа“Природные зоны Африки”, «Физическая карта»
- картины природных зон Африки,
- книги и энциклопедии по теме,
- видеофрагмент “Заповедные территории Африки”
- дополнительный раздаточный материал о природных зонах Африки,
- учебник “География материков и океанов” 7 класс,
- конверты с заданиями для специалистов,
- таблички с названиями природных зон для групп,
- эмблемы названия профессий специалистов,
- сводная таблица для отчета по проекту,
- картосхемы природных зон для каждой группы.
Подготовительный этап: До проведения урока учитель, вместе с учениками, определяет состав группы, распределяет специалистов: - картограф, климатолог, ботаник, зоолог, ученый, почвовед,пиар-менеджер.
Ход урока:
Девиз урока: “Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”
1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята, мы начинаем наш урок.
Учитель. -Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Читая книги о новых землях и путешествиях, мы стремимся ступить ногой на неизведанный, но манящий берег. Таинственный мир зовёт нас за собой.
-Сегодня нас позвала Африка! Мы отправляемся в виртуальную научную экспедицию по природным зонам Африки.
2. Актуализация знаний, целеполагание.
Учитель. -Ваша задача - каждому специалисту собрать материал об особенностях своей природной зоны и представить его в виде краткого устного отчёта и опорной картосхемы, предварительно указав границы своей природной зоны, которую вы должны перенести на общую карту природных зон.
- Какими картами будете пользоваться на уроке?
- Что называется природной зоной?
- В каких природных зонах расположена Африка?
(Учащиеся работают с картой, дают ответы на вопросы учителя).
-Молодцы!
3. Определение заданий в группах.
Учитель. -Чтобы отправиться в путь необходимо определить ваши маршруты. Представьте, что я получила письма из “прекрасного далёка”. Узнайте, о каких природных зонах в них говорится, этим вы определите маршрут своей экспедиции.
1 письмо. -В этих лесах то тут, то там растут деревья-гиганты. Их стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди.
(Гилея – влажные экваториальные леса Африки)
2 письмо. -Испанцы называют её дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго...
(Саванны)
3 письмо. -Здесь почти не бывает дождей. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы. Жители говорят: “Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни”. Здесь ветер - великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть.
(Пустыни)
-Задания получены!
-Итак, в путь! На практическую работу в группах вам отводится
10 минут, а на защиту краткого выступления 3-4 минуты. Критерии оценки за проделанную работу – отлично- ………………., успешно……………….., посредственно………………………..
4. Работа в группах.
(Учитель помогает группам в случаях затруднения, корректирует и координирует работу учащихся по необходимости).
5. Выступление экспедиций по проделанной работе.
Учитель по ходу выступления групп заполняет сводную таблицу для оценки работы каждого специалиста и группы в целом. (Отлично, успешно, посредственно).
-Перед началом вашего творческого отчета, я хотела бы зачитать стихотворение.
Учитель.
Африка, Африка - волшебная страна
На много километров раскинулась она.
На севере Сахара - пустынная земля,
На юге Калахари - такая же жара.
А в центре, не поверите, - там солнце круглый год,
Деревья словно мачты, лиан невпроворот,
Вода с небес прольётся, утихнет буря вмиг,
Гилеями зовётся тот удивительный мир.
А между ними степи - обширная земля
Саваннами зовутся они людьми не зря.
Африка, Африка - чудесная страна
Была бы я волшебником поехала б туда!
-С л о в о экспедиции из ГИЛЕИ - влажных экваториальных лесов Африки.
(выступление экспедиции с отчетом о проделанной работе)
-Новое: влажные экваториальные леса - первая растительность, от которой произошли все другие растительные сообщества.
Учитель.- Стоя спиной к зловещей, чёрной стене леса, от которой до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух САВАННЫ и жадно вглядываться вдаль.
-Слово экспедиции из саванны Африки.
(выступление экспедиции с отчетом о проделанной работе)
-Новое: саванна - прародина человека, так как высокая растительность способствовала тому, что человек стал прямоходящим.
Учитель. -Какая самая “сладкая” пустыня на земле? (Сахара)
-Слово экспедиции из пустынь Африки.
(выступление экспедиции с отчетом о проделанной работе)
-Новое: РЕГИ - щебнистая пустыня, ЭРГИ - песчаная, САМУМ - ветер. Площадь пустынь изменяется: то увеличивается, то уменьшается.
Учитель. -Потрудились вы на славу, собрали богатейший материал! Молодцы!
-Разнообразен и удивителен мир Африки. Но человек тоже часть природы и он активно её использует. А как он заботится о сохранении природы?
Ученики: -Создает национальные парки и заповедники.
-На какой карте мы можем найти заповедники и национальные парки? (На физической)
-С помощью каких УЗ? (Замкнутая зелёная линия)
-Много их или мало на территории Африки? (-МНОГО)
-Подробно их рассмотреть не сможем из-за большого количества.
-Предлагаю вам посмотреть отдельные видео фрагменты о заповедных территориях Африки.
-Будьте внимательны, после просмотра вам предстоит ответить на вопрос.
- И так, в каких природных зонах могут располагаться описанные заповедники?
-О других заповедных территориях вам предлагается найти материал самостоятельно, оформив презентацию или сообщение по теме.
6. Итог.
Учитель. –Хочу узнать самочувствие и настроение команд после труднейшего путешествия по Африке. ТАБЛИЦА СМАЙЛИКИ.
-А теперь посмотрим, что у нас получилось. (Анализ сводной таблицы, итоги, оценки).
-Спасибо за работу!
-Надеюсь, вам захочется побывать в Африке после нашего виртуального урока.
-Урок окончен, до новых встреч.
Приложение
Сводная таблица для оценки выступления специалистов
и группы в целом
Вид работы | Гилея | Саванна | Пустыня | Итоги (отлично, успешно, посредственно) |
Картограф |
|
|
|
|
Климатолог |
|
|
|
|
Ботаник |
|
|
|
|
Почвовед |
|
|
|
|
Зоолог |
|
|
|
|
Учёный |
|
|
|
|
Пиар-менеджер |
|
|
|
|
Эмоциональный настрой команды |
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку географии. Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки».
Прзентация к уроку географии. Пришлось разбить ее на 2 части . Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки»....
Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"
Использование модульной технологии...
Урок географии в 7 классе. Тема: "Природные зоны Африки. Пустыни"
Урок по теме "Природные зоны Африки. Пустыни", разработан с использованием модульной технологии. Урок проводится с использованием ИКТ и показом фрагментов фильма ВВС "Дикая Африка"....
Презентация к уроку ГЕОГРАФИИ в 8 классе "Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики".
Презентация содержит иллюстративный материал к уроку географии в 8 классе "Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики"....
План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"
Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изм...
Конспект урока географии в 7 классе по теме «Природа Африки» (Урок-КВН)
Цель: закрепить знания обучающихся о природе Африки; практические умения учащихся работать с картами, дополнительной литературой, развивать память, творческую фантазию.Тип урока: закре...
План-конспект урока в 7 классе по теме: Природные зоны. Своеобразие органического мира
Цели:- Познакомить учащихся с природными зонами Австралии; выявить особенности и причины своеобразия органического мира материка.- Формировать умения и навыки работы с картой, учебником, дополнительны...