План-конспект урока по теме: "Типы климатов России"
план-конспект урока по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема. Типы климатов России.
Цель урока. Познакомить с основными типами климатов России.
Задачи. 1) Закрепить и систематизировать полученные знания и умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы»;
2) Сформировать обобщенное представление о климатических поясах и
типах климата на территории России.
3) Способствовать развитию умения работать с различными источниками географической информации (климатической картой, текстом учебника, таблицей);
4) Развивать монологическую речь учащихся;
5) Воспитывать чувство коллективизма при работе в группах.
.
Оборудование. Физическая и климатическая карта России.
Тип урока. Комбинированный, урок-практикум.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Цели и задачи урока. (Сегодня мы с вами продолжим тему «Климат». Познакомимся с типами климатов на территории России, дадим им характеристику.)
2. Запись темы урока в тетрадях.
II. Актуализация знаний.
А) Устные вопросы.
- Что такое климат?
- Назовите климатообразующие факторы. (ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, близость морей и океанов, рельеф)
- Назовите основные элементы климата. (температура, количество осадков и распределение по сезонам года, испаряемость, коэффициент увлажнения, ВМ)
- Как распределяется температура по территории России? (летом - субширотно, т.е. с севера на юг, влияет солнечная радиация, зимой – субмеридианально понижается с юго-запада на северо-восток)
- Как распределяются осадки? (неравномерно, уменьшается с запада на восток, на Дальнем Востоке снова увеличивается)
- Назовите сухие и влажные районы. (сухие – Прикаспийская низменность, Центральная Якутия, влажные – западные склоны Большого Кавказа, юго-восток Камчатки)
- Что такое коэффициент увлажнения?
- Определите К увл. 1 вариант – на Кольском полуострове (400⁄250>1 –
избыточное увл.)
2 вариант – на Прикаспийской низменности (200/1000<0,2 –
скудное увл.)
3 вариант – в районе г. Хабаровска (600/500>1 – избыточное
увл.)
Б) Географический диктант.
1. Господствующие ветры умеренных широт … (западные)
2. Полюс холода Северного полушария … (Оймякон, -71ºС)
3. Самая высокая температура … (+43ºС, Астрахань, Волгоград)
4. Самая теплая зима … (в Сочи)
5. Самое холодное лето … (на островах Северная Земля)
6. Отношение годового количества осадков к испаряемости … (К увл.)
7. Наибольшее количество осадков выпадает … (на Кавказе)
В) Взаимопроверка и оценка.
7- «5»
5-6 – «4»
3-4 – «3»
III. Изучение новой темы.
- Типы климата на территории России.
- В результате неравномерного распределения тепла и влаги по территории различаются и особенности климата. Назовите, какие климатические пояса имеются.
- Посмотрите на климатическую карту и скажите, в каких климатических поясах располагается Россия?
- Какие пояса основные?
- Какие переходные?
- Самый большой по площади пояс.
- Что вы заметили в этом климатическом поясе? (выделяются климатические области: умеренно-континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, т.к. меняются с запада на восток температура, количество осадков)
- Какие показатели характеризуют тип климата? (средняя температура января и июля, амплитуда, количество осадков, господствующие ВМ)
2. Практическая работа по группам.
а) Подготовка таблицы
Тип климата | Где распространен | ВМ | Температура | Осадки | ||
января | июля | амплитуда |
б) Характеристика типов климата по группам по 4 человека. (самостоятельная работа детей)
в) Характеристика климата. Выступление одного человека с группы, оформление таблицы на доске и в тетрадях.
Тип климата | Где распространен | ВМ | Температура | Осадки | ||
января | июля | амплитуда | ||||
Арктический Субарктический Умеренный а) умеренно-континентальный б) континентальный в) резко – континентальный г) муссонный | Острова Ледовитого океана и его сибирское побережье Территория за полярным кругом на Русской и З.Сибирской равнин, В.Сибири до 60º с.ш. Европейская часть России Западная Сибирь Восточная Сибирь Южные районы Дальнего Востока | АВМ УВМ АВМ УВМ кУВМ кУВМ мУВМ | -24ºС, -30ºС -8ºС, -40ºС -4ºС, -20ºС -15ºС, -25ºС -25ºС, -45ºС -15ºС, -30ºС | +2ºС, +5ºС +4ºС, +12ºС +12ºС, +24ºС +15ºС, +26ºС +16ºС, +20ºС +10ºС, +20ºС | 27º - 35º 12º - 52º 16º - 44º 30º - 51º 41º - 65º 25º - 50º
| 200 -300 мм 200 -400 мм 800 – 500 мм 600 мм на севере 200 мм на юге меньше 500 мм 600 – 800 мм |
г) Сравнение типов климата.
- Какой самый холодный климат? (арктический)
- В каком самая холодная зима? (резко-континентальный)
- В каком самое холодное лето? (арктический)
- Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температуры? (резко-континентальный)
- В каком климате зима холодная, сухая, а лето влажное? (муссонное)
- В каком климате мы живем? (умеренно-континентальный)
IV. Закрепление.
- Чем мы с вами сегодня познакомились?
- Какому типу климата соответствует описание. Устный географический диктант.
1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около «0». Осадков не много, но увлажнение избыточное. (арктический)
2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12ºС, +14ºС на севере до +22ºС на юге. (умеренный пояс, умеренно-континентальный климат)
3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето теплое +16ºС, +18ºС. (резко-континентальный)
4. В этом поясе самая суровая зима, средняя температура около - 40ºС, лето прохладное. (субарктический)
5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (муссонный)
V. Домашнее задание. § 10, к/к.
Литература.
- И. И. Баринова «Поурочные разработки по географии России» к учебнику И. И. Бариновой. «География России. Природа. 8 класс». «Экзамен», Москва, 2008.
- Е А. Жижина «Поурочные разработки по географии» 8 класс. «Вако», Москва 2004
- Н. Ю. Маркова «Уроки географии 8-9 класса. Мастер-класс»
- «Дрофа», Москва 2006
- Н. Н. Перепечева «География. Природа России. Поурочные планы» «Учитель»,
Волгоград 2005
- «Современный урок географии», часть 5. Методические разработки уроков по
курсу «География России.8 класс». «Школьная пресса», Москва 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок -игра по теме "Климат России" 8 класс
На изучение темы "Климат" в 8 классе отводится четыре часа и это итоговый урок, на котором нужно обобщить знания о климате России, повторить факторы, влияющие на его формирование. Структура урока пост...
урок обобщение по теме" Климат России"
конспект урока обобщения по теме "Климат России"...
План-конспект урока по теме: "Типы развития насекомых."
План-конспект урока зоологии в 7 классе по теме: "Типы развития насекомых"....
План - конспект к уроку "Климатообразующие факторы". География Природа России. 8 класс.
Данный план - конспект используется мной на уроках географии и обучающимися при дистанционном изучении материала....
План – конспект открытого урока по географии в 8 класс Тема : «Климат России»
Тип урока: урок-игра, урок обобщения и систематизации знаний...
План-конспект урока по теме "Типы домов" УМК Starlight 6 класс
План-конспект урока по теме "Типы домов" УМК Starlight 6 класс...
План-конспект урока географии 8 класс "Климаты России"
План-конспект урока...