План-конспект урока географии 8 класс "Климаты России"
методическая разработка по географии (7, 8 класс)

Вершинина Елена Викторовна

План-конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

— Как распределяются осадки на территории России?

— Назовите сухие и влажные районы. Объясните причины сухости.

— Почему полюс холода расположен не на самой северной территории России, а сдвинут на восток?

— Почему на Северном полюсе теплее, чем в Оймяконе и Верхоянске?

— Что такое коэффициент увлажнения, что он выражает?

— Определите коэффициент увлажнения:

а) на Кольском полуострове (https://compendium.su/geographic/8klas_1/8klas_1.files/image020.jpg — избыточное);

б) на Прикаспийской низменности (https://compendium.su/geographic/8klas_1/8klas_1.files/image021.jpg — скудное);

в) в центре Западно-Сибирской равнины (https://compendium.su/geographic/8klas_1/8klas_1.files/image022.jpg — избыточное).

 

2. Географический диктант

— Господствующие ветры умеренных широт. (Западные.)

— Ветры, господствующие на Дальнем Востоке. (Муссоны.)

— Полюс холода Северного полушария. (Оймякон.)

— Отношение годового количества осадков к испаряемости. (Коэффициент увлажнения.)

— Область высокого атмосферного давления. (Антициклон.)

— В Сибири очень холодные зимы, т. к. здесь господствует... (сибирский антициклон).

— Область низкого атмосферного давления. (Циклон.)

 

III. Изучение нового материала

— Россия расположена в трех климатических поясах: арктическом, субарктическом и умеренном. Какие пояса основные? (Арктический, умеренный.)

— Какой переходный? (Субарктический.)

— Самый большой по площади пояс — умеренный. Почему?

— Какие показатели характеризуют тип климата? (Средние температуры января и июля, амплитуда, количество и режим осадков, преобладающие типы погод, господствующие воздушные массы.)

(При знакомстве с типами климатов учащиеся заполняют таблицу (по картам и тексту учебника).)

Климатический пояс, тип климата

Температура

Кол-во 

осадков

Воздушная масса

Типичные 

погоды

январь

июль

амплитуда

Арктический

 

 

 

 

 

 

Субарктический

 

 

 

 

 

 

Умеренный

а)умеренно континентальный

б)континенталь-ный

в)муссонный

 

 

 

 

 

 

— Какой пояс самый холодный?

— В каком поясе самая холодная зима?

— В каком поясе самое холодное лето?

— Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температур?

— В каком климате зима холодная и сухая, а лето влажное?

— В каком климате мы живем (пункт)?

(По Р.: можно поработать с климатическими диаграммами на с. 96—97.

По Б.: можно использовать типовые карточки из дидактического набора «Типы климатов России».)

 

IV. Закрепление нового материала

1. Работа по карточкам

Определите, какому типу климата соответствуют следующие описания.

1). Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное (средняя температура около О °С). Осадков не много, но увлажнение избыточное. (Арктический.)

2). Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое (+12...+14 °С — на севере, до +22 °С — на юге). (Умеренно континентальный.)

3). Зимой устанавливается морозная ясная погода — антициклон. Особенно холодно в котловинах — инверсионная температура. Господствует континентальный воздух. Лето теплое (+16...+18 °С). (Резко континентальный.)

4). Самая суровая зима, средняя температура около —40 °С, лето прохладное. (Субарктический.)

5). Зима холодная и сухая, снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (Муссонный.)

 

2. Работа с контурными картами

1). Обозначьте границы климатических поясов и границы типов климата умеренного пояса.

2). Укажите средние температуры января, июля, годовое количество осадков, коэффициент увлажнения для умеренно континентального и резко континентального типов климата.

 

Домашнее задание

1. По Р.: § 17, вопрос 1; определить тип климата по климатограмме.

По Б.: § 10, вопросы 4—6 к параграфу.

2. Подготовить сообщение на 2—3 мин о неблагоприятных климатических явлениях (засухе, пыльной буре, заморозке, грозе, урагане, гололеде).



Предварительный просмотр:

Урок географии 7 класс

Учитель Вершинина Елена Викторовна

ТЕМА:Распределение температуры воздуха на Земле

Цели урока: напомнить «Строение атмосферы»; сообщить, что такое парниковый эффект, озоновые дыры, изотермы, изолинии; сформировать представление о процессах, происходящих в атмосфере, о неравномерном распределении тепла и влаги на поверхности Земли; раскрыть значение климатообразующих факторов и причины разнообразия климатов Земли; объяснить влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность людей; определять по климатическим картам температуру и осадки; формирование умение анализировать климатическую карту.

Оборудование: схема «Строение атмосферы», рисунок в учебнике «Средние годовые  t° воздуха на Земле», климатические карты, мультимедийные карты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Что называется рельефом?

- Под действием каких внутренних сил формируется рельеф?

- Какие внешние силы приводят к разрушению рельефа?

- Какие закономерности размещения крупных форм рельефа вы знаете?

III. Изучение нового материала.

Мы живем на дне воздушного океана. Воздух прозрачен, и мы не видим, не замечаем его, но он постоянно напоминает нам о себе. Из воздуха мы получаем необходимый для жизни кислород. В сутки человеку нужно около 11 тысяч литров воздуха.

Воздух необходим нам не только для дыхания. Воздушная оболочка предохраняет Землю от смертоносных космических лучей и от бесконечного множества метеорных тел.

Отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днем (а день там длится около 14 земных суток) поверхность нагревается до100-70 градусов, а с наступлением ночи остывает до - 200 °С. Наша планета находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность Земли благодаря воздушной оболочке никогда не остывает и не нагревается так сильно, как Луна.

1. Строение атмосферы.

Работа по таблице. (Рисунок на доске.)

Строение атмосферы

Высота, км

слои атмосферы

90-100

термосфера

70- 80

мезопауза

50-60

мезосфера

40

стратопауза

30

стратосфера

20

озоновый слой

10

тропопауза

Уровень моря

тропосфера

Атмосфера состоит из пяти слоев. Они разделены в зависимости от того, как изменяется  t° по мере возрастания высоты.

Тропосфера (или погодная сфера) ближе всех расположена к поверхности Земли. Ее воздушное пространство находится над Землей на высоте около 8 км у полюсов и около 16 км у экватора. В этом слое образуются облака, он содержит в себе газы, необходимые для жизни, и все системы погоды. Следующий слой атмосферы - озоновый.

Он предохраняет планету от падения метеоритов, избирательно пропускает через себя солнечную радиацию (солнечное излучение) и задерживает большую часть вредных космических излучений, губительных для всего живого. Этот слой концентрируется на высоте 20-25 км.

2. Работа с учебником.

Задание. Найдите в учебнике (§ 6, с. 33) определение парникового эффекта. Вопросы:

1) Почему отдаваемое земной поверхностью тепло не уходит в космос? (Наличие примесей в атмосфере: водяного пара, углекислого газа и других - задерживает уходящее тепло.)

2)  Для чего необходимо такое явление, как парниковый эффект? (Благодаря ему у поверхности Земли образуется  t°С, благоприятная для жизни.)

3)  Назовите причину образования атмосферы. (Выделения из недр планеты газов, которые удерживались Землей благодаря ее большой массе.)

3. Загрязнение атмосферы. Озоновая дыра.

Человек сам угрожает озону, выбрасывая в атмосферу все больше загрязняющих веществ, особенно хлорсодержащих соединений. Это может привести к развитию раковых заболеваний кожи, повреждению сетчатки глаза, непредсказуемым генетическим изменениям в организме.

Вопросы:

1) К чему приведет изменение углекислого газа? (К повышению  t°.)

2) К чему приведет повышение  t°? (К таянию ледников, повышению уровня Мирового океана, затоплению густонаселенных прибрежных территорий, изменению очертаний материков.)

Вот почему изменение климата под влиянием деятельности человека называют глобальной экологической проблемой номер один.

4. Климатообразующие факторы – факторы, формирующих климаты Земли.

https://compendium.su/geographic/7klas_1/7klas_1.files/image010.jpg

5. Климатические карты

Для изучения образования и размещения климатов на Земле нам помогут климатические карты.

- Назовите климатические элементы. (Температура, осадки, давление, ветер, пояса.)

Как вы видите, климатических элементов много, поэтому существует большое количество климатических карт.

Вопросы и задания:

1) Сколько элементов описывается на этих картах? (Один элемент.)

2) Рассмотрим «Климатические пояса и области мира». Опишите все элементы, которые рассматривает эта карта.

3) Сделайте вывод. (Климатические карты изображают как один элемент, так и несколько.)

4) Что общего вы увидели на климатических картах? (Линии: красные и черные (иногда синие.)

Для наглядности все точки с одинаковой  t° соединяют линиями, которые называются изотермами («изос» - равный, «термос» — тепло).

Анализ рисунка 15, с. 35.

- Назовите территории, имеющие средние годовые  t° +20 °С.

-   Почему изотермы разного цвета?

-   Изотермы какого цвета изображают среднюю  t° июля,  t° января?

Из климатических карт можно почерпнуть информацию о количестве осадков. Распределение годового количества осадков показано изолиниями, направление ветров показано стрелками.

6. Распределение температуры воздуха на Земле

С распределением температур на поверхности Земли и его причинами учащиеся уже знакомы из курса географии 6 класса.

Вспомнить закономерность: 

географическая широта  угол падения солнечных лучей  приток солнечного тепла  температура воздуха.

Задание. Подтвердите эту закономерность данными карты. Обратитесь к рисунку 15(а), с. 36.

 

IV. Закрепление изученного.

Фронтальный опрос.

 

V. Домашнее задание:

 § 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План-конспект открытого урока географии в 6 классе по теме «Земля во Вселенной»

Цели1.     Образовательные:-обобщение и систематизация знаний учащихся о Земле как части Солнечной системы;-объяснение главных отличий Земли  от других планет.2....

План - конспект интегрированного урока (география + физическая культура) «Кругосветное путешествие»

Нетрадиционный урок предполагает комплексное использование знаний и умений по географии и физической культуре. Урок проводится в форме игры-соревнования.Использование нетрадиционных методов обучения в...

План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....

План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...