План-конспект урока географии 8 класс "Климаты России"
методическая разработка по географии (7, 8 класс)
План-конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klimaty_rossii_plan-konspekt_uroka_8_kl_vershinina_e.v.docx | 68.95 КБ |
Урок 7 класс "Распределение температур на Земле | 53.79 КБ |
Предварительный просмотр:
— Как распределяются осадки на территории России?
— Назовите сухие и влажные районы. Объясните причины сухости.
— Почему полюс холода расположен не на самой северной территории России, а сдвинут на восток?
— Почему на Северном полюсе теплее, чем в Оймяконе и Верхоянске?
— Что такое коэффициент увлажнения, что он выражает?
— Определите коэффициент увлажнения:
а) на Кольском полуострове ( — избыточное);
б) на Прикаспийской низменности ( — скудное);
в) в центре Западно-Сибирской равнины ( — избыточное).
2. Географический диктант
— Господствующие ветры умеренных широт. (Западные.)
— Ветры, господствующие на Дальнем Востоке. (Муссоны.)
— Полюс холода Северного полушария. (Оймякон.)
— Отношение годового количества осадков к испаряемости. (Коэффициент увлажнения.)
— Область высокого атмосферного давления. (Антициклон.)
— В Сибири очень холодные зимы, т. к. здесь господствует... (сибирский антициклон).
— Область низкого атмосферного давления. (Циклон.)
III. Изучение нового материала
— Россия расположена в трех климатических поясах: арктическом, субарктическом и умеренном. Какие пояса основные? (Арктический, умеренный.)
— Какой переходный? (Субарктический.)
— Самый большой по площади пояс — умеренный. Почему?
— Какие показатели характеризуют тип климата? (Средние температуры января и июля, амплитуда, количество и режим осадков, преобладающие типы погод, господствующие воздушные массы.)
(При знакомстве с типами климатов учащиеся заполняют таблицу (по картам и тексту учебника).)
Климатический пояс, тип климата | Температура | Кол-во осадков | Воздушная масса | Типичные погоды | ||
январь | июль | амплитуда | ||||
Арктический |
|
|
|
|
|
|
Субарктический |
|
|
|
|
|
|
Умеренный а)умеренно континентальный б)континенталь-ный в)муссонный |
|
|
|
|
|
|
— Какой пояс самый холодный?
— В каком поясе самая холодная зима?
— В каком поясе самое холодное лето?
— Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температур?
— В каком климате зима холодная и сухая, а лето влажное?
— В каком климате мы живем (пункт)?
(По Р.: можно поработать с климатическими диаграммами на с. 96—97.
По Б.: можно использовать типовые карточки из дидактического набора «Типы климатов России».)
IV. Закрепление нового материала
1. Работа по карточкам
Определите, какому типу климата соответствуют следующие описания.
1). Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное (средняя температура около О °С). Осадков не много, но увлажнение избыточное. (Арктический.)
2). Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое (+12...+14 °С — на севере, до +22 °С — на юге). (Умеренно континентальный.)
3). Зимой устанавливается морозная ясная погода — антициклон. Особенно холодно в котловинах — инверсионная температура. Господствует континентальный воздух. Лето теплое (+16...+18 °С). (Резко континентальный.)
4). Самая суровая зима, средняя температура около —40 °С, лето прохладное. (Субарктический.)
5). Зима холодная и сухая, снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (Муссонный.)
2. Работа с контурными картами
1). Обозначьте границы климатических поясов и границы типов климата умеренного пояса.
2). Укажите средние температуры января, июля, годовое количество осадков, коэффициент увлажнения для умеренно континентального и резко континентального типов климата.
Домашнее задание
1. По Р.: § 17, вопрос 1; определить тип климата по климатограмме.
По Б.: § 10, вопросы 4—6 к параграфу.
2. Подготовить сообщение на 2—3 мин о неблагоприятных климатических явлениях (засухе, пыльной буре, заморозке, грозе, урагане, гололеде).
Предварительный просмотр:
Урок географии 7 класс
Учитель Вершинина Елена Викторовна
ТЕМА:Распределение температуры воздуха на Земле
Цели урока: напомнить «Строение атмосферы»; сообщить, что такое парниковый эффект, озоновые дыры, изотермы, изолинии; сформировать представление о процессах, происходящих в атмосфере, о неравномерном распределении тепла и влаги на поверхности Земли; раскрыть значение климатообразующих факторов и причины разнообразия климатов Земли; объяснить влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность людей; определять по климатическим картам температуру и осадки; формирование умение анализировать климатическую карту.
Оборудование: схема «Строение атмосферы», рисунок в учебнике «Средние годовые t° воздуха на Земле», климатические карты, мультимедийные карты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Что называется рельефом?
- Под действием каких внутренних сил формируется рельеф?
- Какие внешние силы приводят к разрушению рельефа?
- Какие закономерности размещения крупных форм рельефа вы знаете?
III. Изучение нового материала.
Мы живем на дне воздушного океана. Воздух прозрачен, и мы не видим, не замечаем его, но он постоянно напоминает нам о себе. Из воздуха мы получаем необходимый для жизни кислород. В сутки человеку нужно около 11 тысяч литров воздуха.
Воздух необходим нам не только для дыхания. Воздушная оболочка предохраняет Землю от смертоносных космических лучей и от бесконечного множества метеорных тел.
Отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днем (а день там длится около 14 земных суток) поверхность нагревается до100-70 градусов, а с наступлением ночи остывает до - 200 °С. Наша планета находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность Земли благодаря воздушной оболочке никогда не остывает и не нагревается так сильно, как Луна.
1. Строение атмосферы.
Работа по таблице. (Рисунок на доске.)
Строение атмосферы
Высота, км | слои атмосферы |
90-100 | термосфера |
70- 80 | мезопауза |
50-60 | мезосфера |
40 | стратопауза |
30 | стратосфера |
20 | озоновый слой |
10 | тропопауза |
Уровень моря | тропосфера |
Атмосфера состоит из пяти слоев. Они разделены в зависимости от того, как изменяется t° по мере возрастания высоты.
Тропосфера (или погодная сфера) ближе всех расположена к поверхности Земли. Ее воздушное пространство находится над Землей на высоте около 8 км у полюсов и около 16 км у экватора. В этом слое образуются облака, он содержит в себе газы, необходимые для жизни, и все системы погоды. Следующий слой атмосферы - озоновый.
Он предохраняет планету от падения метеоритов, избирательно пропускает через себя солнечную радиацию (солнечное излучение) и задерживает большую часть вредных космических излучений, губительных для всего живого. Этот слой концентрируется на высоте 20-25 км.
2. Работа с учебником.
Задание. Найдите в учебнике (§ 6, с. 33) определение парникового эффекта. Вопросы:
1) Почему отдаваемое земной поверхностью тепло не уходит в космос? (Наличие примесей в атмосфере: водяного пара, углекислого газа и других - задерживает уходящее тепло.)
2) Для чего необходимо такое явление, как парниковый эффект? (Благодаря ему у поверхности Земли образуется t°С, благоприятная для жизни.)
3) Назовите причину образования атмосферы. (Выделения из недр планеты газов, которые удерживались Землей благодаря ее большой массе.)
3. Загрязнение атмосферы. Озоновая дыра.
Человек сам угрожает озону, выбрасывая в атмосферу все больше загрязняющих веществ, особенно хлорсодержащих соединений. Это может привести к развитию раковых заболеваний кожи, повреждению сетчатки глаза, непредсказуемым генетическим изменениям в организме.
Вопросы:
1) К чему приведет изменение углекислого газа? (К повышению t°.)
2) К чему приведет повышение t°? (К таянию ледников, повышению уровня Мирового океана, затоплению густонаселенных прибрежных территорий, изменению очертаний материков.)
Вот почему изменение климата под влиянием деятельности человека называют глобальной экологической проблемой номер один.
4. Климатообразующие факторы – факторы, формирующих климаты Земли.
5. Климатические карты
Для изучения образования и размещения климатов на Земле нам помогут климатические карты.
- Назовите климатические элементы. (Температура, осадки, давление, ветер, пояса.)
Как вы видите, климатических элементов много, поэтому существует большое количество климатических карт.
Вопросы и задания:
1) Сколько элементов описывается на этих картах? (Один элемент.)
2) Рассмотрим «Климатические пояса и области мира». Опишите все элементы, которые рассматривает эта карта.
3) Сделайте вывод. (Климатические карты изображают как один элемент, так и несколько.)
4) Что общего вы увидели на климатических картах? (Линии: красные и черные (иногда синие.)
Для наглядности все точки с одинаковой t° соединяют линиями, которые называются изотермами («изос» - равный, «термос» — тепло).
Анализ рисунка 15, с. 35.
- Назовите территории, имеющие средние годовые t° +20 °С.
- Почему изотермы разного цвета?
- Изотермы какого цвета изображают среднюю t° июля, t° января?
Из климатических карт можно почерпнуть информацию о количестве осадков. Распределение годового количества осадков показано изолиниями, направление ветров показано стрелками.
6. Распределение температуры воздуха на Земле
С распределением температур на поверхности Земли и его причинами учащиеся уже знакомы из курса географии 6 класса.
Вспомнить закономерность:
географическая широта ⇒ угол падения солнечных лучей ⇒ приток солнечного тепла ⇒ температура воздуха.
Задание. Подтвердите эту закономерность данными карты. Обратитесь к рисунку 15(а), с. 36.
IV. Закрепление изученного.
Фронтальный опрос.
V. Домашнее задание:
§ 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспекта открытого урока по истории России
Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...
План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.
Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...
План-конспект открытого урока географии в 6 классе по теме «Земля во Вселенной»
Цели1. Образовательные:-обобщение и систематизация знаний учащихся о Земле как части Солнечной системы;-объяснение главных отличий Земли от других планет.2....
План - конспект интегрированного урока (география + физическая культура) «Кругосветное путешествие»
Нетрадиционный урок предполагает комплексное использование знаний и умений по географии и физической культуре. Урок проводится в форме игры-соревнования.Использование нетрадиционных методов обучения в...
План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе
“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....
План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»
План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского» Учитель: Кузнецова М...
План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6
План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...