- Этап мотивации к учебной деятельности.
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся |
Учитель предлагает ученикам посмотреть видеофрагмент, обращая внимание на особенности рельефа.
| Смотрят видеофрагмент, обращая внимание на особенности рельефа равнин. |
- Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает учащимся выполнить географический диктант по теме «Горы суши». 1.Понижение между хребтами называют горной долиной (да) 2.Горы – это положительная форма рельефа с относительной высотой более 100 м (нет) 3.Уральские горы являются высокими горами (нет) 4.У глыбовых гор плоские вершины (да) 5.Самая высокая вершина России – гора Народная (нет) 6.Самые высокие горы на Земле – Гималаи (да) 7. Самые высокие горы России – Кавказские (да) 8.Анды выше Гималаев (нет) 9.Самая высокая гора Африки – вулкан Килиманджаро (да) 10.Складчатые горы, как правило, молодые, а глыбовые – старые (да) Критерии оценок: 10 правильных ответов – «5» 8,9 правильных ответов – «4» 6,7 правильных ответов – «3» | Выполняют задания, ставят номер вопроса и ответ «да», если согласны с утверждением, или «нет», если считают его ошибочным. |
- Этап постановки проблемы.
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организует подводящий диалог, направленный на самостоятельную формулировку темы и цели урока учащимися. Что называется рельефом?
Какие две основные формы рельефа существуют на суше? Об особенностях какой формы рельефа вы уже знаете? А какую вам еще предстоит изучить? В просмотренном в начале урока видеофрагменте какие формы рельефа были показаны? Определите тему сегодняшнего урока? Какова цель урока?
| Участвуют в диалоге, определяют тему и цель урока, озвучивают их.
Рельеф – это все неровности земной поверхности. Две основные формы рельефа суши – горы и равнины. Изучили горы.
Предстоит изучить равнины суши. Отвечают – равнины.
Называют тему урока «Равнины суши» Формулируют цель урока: представить в различных формах информацию о равнинах, их рельефе, классификации равнин по абсолютной высоте, об образовании и изменении равнин с течением времени, жизни на равнинах |
- Этап построения проекта выхода из затруднения.
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает построить план достижения цели урока. По какому плану изучали горы?
Можно ли его применить для изучения равнин? Составьте план для изучения равнин.
Предлагает назвать информационные источники для получения ответов на поставленные вопросы. Предлагает определить форму представления информации. |
Называют план изучения гор: 1.Рельеф гор. 2.Различие гор по высоте. 3.Изменение гор во времени. 4.Человек в горах. Отвечают, что этот план можно применить для изучения равнин. Формулируют план изучения равнин. 1.Рельеф равнин. 2.Различие равнин по высоте. 3.Изменение равнин во времени. 4.Человек на равнинах. Называют информационные источники для получения ответов на поставленные вопросы: учебник п.17, атлас стр.14,16 Предлагают свои планы действий по получению географической информации по теме «Равнины суши»: таблицы «Рельеф равнин», «Различие равнин по высоте», обозначение равнин на контурной карте. |
- Этап реализации построенного проекта.
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Консультирует учащихся | Работают в парах, заполняя «Маршрутный лист «Путешествие по равнинам суши» Работа с учебником п.17, атлас стр.14,16 1.Что такое равнина? __________________ 2.Рельеф равнин. Определите, как различаются равнины по особенностям рельефа (рис.38,39). Заполните таблицу.
3.Различие равнин по высоте. Определите типы равнин по высоте. Тип равнины |
|
|
| Высота |
|
|
| Примеры равнин |
|
|
| Цвет на карте |
|
|
|
Какие равнины называются впадинами? ____________________________________ Приведите пример такой равнины (атлас стр.16)______________________________ Каким цветом они обозначены на карте? ____________________________________ 4.Обозначение равнин на контурных картах. Обозначьте на контурной карте равнины, названные в тексте п.17. 5.Изменение равнин во времени. Стр.63 (устно) Какие внешние силы изменяют рельеф равнин? На каких равнинах и при каких условиях чаще всего возникают овраги? На каких равнинах образуются дюны и барханы? 5.Человек на равнине. Стр.65 (устно) Почему равнины сильнее, чем горы, изменены человеком? Что такое карьеры и терриконы? |
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает сравнить содержание заполненных таблиц по теме «Равнины суши» с эталоном и оценить выполненную работу по заданным критериям. 1.Что такое равнина? Равнины – это обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью. 2.Рельеф равнин. Определите, как различаются равнины по особенностям рельефа (рис.38,39). Заполните таблицу. Равнины | Примеры | Плоские | Западно-Сибирская равнина | Холмистые | Восточно-Европейская равнина |
3.Различие равнин по высоте. Определите виды равнин по высоте. Виды равнин | Низмен-ности | Возвы-шенно--ти | Плоско-горья | Высота | 0 – 200м | 200 – 500м | 500 – 1000м | Примеры равнин | Амазон-ская Западно-Сибир-ская | Средне-русская, Валдай-ская | Аравий-ское, Средне-сибир-ское | Цвет на карте | зеленый | желтый | светло-корич-невый |
Какие равнины называются впадинами? Равнины, лежащие ниже уровня моря Приведите пример такой равнины (атлас стр.16)) Прикаспийская низменность Каким цветом они обозначены на карте? Темно-зеленым 5.Изменение равнин во времени. Стр.63 Какие внешние силы изменяют рельеф равнин? Текучие воды, ветер На каких равнинах и при каких условиях чаще всего возникают овраги? Овраги образуются на холмистых равнинах при отсутствии растительности. На каких равнинах образуются дюны и барханы? На засушливых, покрытых песком
| Проверяют и оценивают работу по получению новых знаний. |
- Этап первичного закрепления во внешней речи.
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает озвучить полученный результат работы, возможные затруднения и способы коррекции.
| Озвучивают изученное содержание во внешней речи, возможные затруднения и способы коррекции. |
- Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает по географическому описанию определить равнину, затем поменяться работой с соседом и оценить результат по заданным критериям. 1.Самая крупная по площади равнина Земли, расположенная на севере Южной Америки, по ней протекает самая длинная и полноводная река мира (Амазонская низменность) 2.Равнина расположена на севере Евразии к востоку от Уральских гор, имеет плоский рельеф, по ней протекает река Обь (Западно-Сибирская равнина) 3.Эта равнина имеет высоту менее 0 м над уровнем моря, расположена в юго-восточной части Восточно-Европейской равнины (Прикаспийская низменность) 4. Равнина имеет высоты более 500 м, расположена между реками Енисей и Лена. (Среднесибирское плоскогорье) 5.Плоскогорье, расположено на полуострове в юго-западной части Евразии (Аравийское плоскогорье) | Выполняют работу, меняются ей с соседом и осуществляют оценку по заданным критериям. Критерии оценивания: 5 правильных ответов – «5» 4 правильных ответа – «4» 3 правильных ответа – «3» |
- Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности. Рефлексия.
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает учащимся ответить на вопросы. Какую новую информацию вы получили на уроке?
Какие новые понятия вы можете объяснить?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
| Дают ответы на вопросы.
Получили информацию о том, что такое равнины, их различиях по рельефу и высоте, изменениях равнин, жизни на них. Равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье, впадина, дюна, бархан, террикон.
|
|
|
|
|
- Этап домашнего задания.
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
П.17 Творческое задание (по выбору) «Среднерусская возвышенность» (презентация, сочинение, фото, рисунок) | Записывают домашнее задание. |
|
|