Разработка урока географии в 7 классе "Общая характеристика России"
план-конспект урока по географии (7 класс)
Урок географии в 7 классе разработан по УМК – О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким.
Цель: Изучить основные черты географического положения, природу России и выявить их влияние на хозяйственную деятельность населения. Разобрать проблемные ситуации и найти правльный ответ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_harakteristika_rossii.docx | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №16
Методическая разработка
конспекта урока по географии для учащихся 7 классов
Тема: «Общая характеристика России»
(УМК – О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИИ
- Цель: Изучить основные черты географического положения, природу России и выявить их влияние на хозяйственную деятельность населения.
- Планируемые результаты:
А) предметные – формирование знаний о географическом положении России и его влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения страны.
Б) метапредметные – формирование компетенции в ходе выполнения
проблемных заданий.
Создать условия для развития универсальных учебных действий:
А) Личностные – осознать, что географическое положение страны - одна из важных особенностей ее развития.
Б) Познавательные - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.
В) Регулятивные – осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.
Г) Коммуникативные - умение выслушивать собеседника, общаться на заданную тему, отстаивать свою точку зрения.
6. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.
7. Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка, физическая карта России, атласы 7,8 класс.
Ход урока.
- Организационный момент
2. Актуализация знаний
-Учитель: что изучается в курсе физической географии России? (физическая география России изучает природу и природные ресурсы России – страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)
-Учитель: как, на Ваш взгляд, можно изучить природу России? Назовите два пути изучения.
Первый путь – изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, почв, вод, растений, животных. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории России. Каждый компонент природы изучается конкретными специалистами.
Второй путь – изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, т. е комплексное изучение.
Учитель: при помощи, каких источников можно добыть необходимую информацию при изучении данного вопроса? (учебник, карты, справочники, СМИ, интернет и др.)
Учитель: люди каких профессий чаще всего обращаются к такому источнику информации, как карта? (геологи, учителя, путешественники, агрономы, летчики, моряки.)
Учитель: - какие способы получения информации о природе используются наукой географией? ( наблюдение со спутников, аэрофотосъемка, автоматические метеонаблюдения, экспедиции.)
Учитель: как можно выразить полученные результаты исследования? (в картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, кинофильмах.)
3. Изучение нового материала
Учитель: давайте вспомним , что такое географическое положение? (адрес какого-либо объекта)
Тема нашего урока так и называется «Общая характеристика России» (записывают в тетрадь)
Вспомним план характеристики географического положения страны:
А) Положение по отношению к экватору.
Б) Положение по отношению к нулевому меридиану.
В) Положение на материке, части света.
Г) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
Д) Страны-соседи.
Е) Координаты крайних точек страны (их должно быть четыре, по сторонам горизонта
Ж) Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Работа с картами и атласами (беседа)
Учитель: Россия – самое большое государство по площади, имеет площадь 17,1 млн.км2 ; чуть меньше Южной Америки-17,8 млн. км2)
- сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. (Россия – самое крупное государство мира. Её площадь 17,1 млн.км2 , что примерно равно площади Южной Америки- ( 17,8 млн.км2 ). Россия занимает 13 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США). Площадь записывают в тетрадь
- Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)
-Найдите Северный полярный круг. Сколько градусов данная параллель? (параллель 66,60 с.ш.)
- В каком полушарии мы живем? (В северном).
Назовите крайние точки России на севере и юге. Какие широты имеют самая северная и южная точка России? (северная – мыс Челюскин – 770 43’ с.ш., островная – мыс Флигели 81049’ с.ш. крайняя южная точка гора Базардюзю 410 11’ с.ш. на Кавказе)
- найдите крайние точки России: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева. Остров Ратманова, Гданьский залив (Балтийская коса), гора Базардюзю.
Учитель: с какими странами граничит Россия? (учащиеся находят государственные границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, Украиной, Польшей. Страны Закавказья – Абхазия, Азербайджан, Южная Осетия, Грузия. Граница проходит по Главному Водораздельному хребту Кавказских гор. Азиатские соседи – Казахстан, Китай, Монголия; с этими государствами у России самые протяженные границы).
Учащиеся работают с текстом учебника, затем работают над проблемными заданиями.
Задание №1
Учащиеся 8 класса, изучая географическое положение России сделали следующие выводы:
«Россия – самое большое по площади государство мира (площадь страны – 18, 1 млн. км. кв.). Россия омывается водами четырех океанов (Северным Ледовитым, Тихим, Индийским и Атлантическим). Большая часть страны располагается в Европейской части материка Евразия. Больше страна вытянута с севера на юг».
Согласны ли Вы с этими выводами?
Задание №2.
Прочитайте внимательно информацию о России:
«Россия находится в двух полушариях – северном и южном, пересекается северным полярным кругом и северным тропиком. Вдоль ее северного побережья находится большое количество островов: Колгуев, Врангеля, Банкс, Баффинова Земля, Новая Земля, о-ва Анжу. От материка Северная Америка Россию отделяет пролив Дежнева».
Согласны ли вы с этими утверждениями?
Задание №3.
Найдите неточности в тексте:
«Россия – морская держава. Она омывается водами четырех океанов. Длина морских границ России около 45 тыс. км. Берега нашей страны омывают 14 морей. Несколько морей не имеют связи с Мировым океаном: Азовское, Каспийское, Балтийское».
Задание №4.
«Наша страна по суше и морю граничит с 19 государствами: Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Польша, Украина, Грузия, Армения, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Монголия, Канада, Япония».
Все ли страны были указаны при перечислении государственной границы России?
Задание №5.
«Российская земля состоит из материковой и островной частей. Крайних северных точек две (Каких?). Крайняя южная точка находится на юге России в республике Дагестан (В каких горах, как она называется?).
Крайняя западная точка находится недалеко от города Санкт-Петербурга (как она называется?).
Крайних восточных точек тоже две: островная (?) и материковая (?)».
Найдите ошибки в тексте и ответьте на вопросы.
Задание №6.
Найдите неточности в тексте:
«Рельеф нашей страны весьма разнообразен: высокие горы соседствуют с обширными равнинами. Самая высокая точка страны – гора Белуха (4506 м.). Большую часть России занимают горы. Своей красотой славятся горы: Альпы, Алтай, Карпаты, Кавказ, Саяны, Тибет, Сихотэ- Алинь».
Задание 7.
Найдите неточности в тексте:
«Рельеф нашей страны весьма разнообразен: высокие горы соседствуют с обширными равнинами. Здесь расположены: Восточно-Европейская равнина, Великие равнины, Западно - Сибирская равнина, Ла-Платская низменность, Северо – Сибирская равнина. Часть Прикаспийской низменности лежит более чем на 30 метров ниже уровня моря».
Задание 8.
Найдите неточности в тексте:
«Из – за большой протяженности России с севера на юг она обладает однообразными климатическими условиями. Северные регионы характеризуются суровыми климатическими условиями. На юге страны тепло и сухо. Каждый год с Атлантического океана приходят влажные воздушные массы – муссоны».
Задание 9.
Найдите неточности в тексте:
«Россия – страна великих речных систем. По берегам рек возникали древние поселения, где люди занимались разнообразной хозяйственной деятельностью (Какой?). Большая часть рек России – горные. По территории России протекают крупные реки: Волга, Печёра, Конго, Лена, Енисей, Муррей, Объ, Дунай».
Задание 10.
Найдите неточности в тексте:
«Россия – страна озер. Их немногим меньше трех миллионов. Среди озер России самое большое море – озеро Байкал, и самое глубокое – Каспийское.
Особенно много озер располагается в горных территориях, это такие озера, как: Ладожское, Виктория, Онежское, Чаны».
Задание 11.
Ученики 8 класса работали с картой «Животный мир России». Они сделали вот такое описание природы России:
«Природа России очень разнообразна. На севере –протянулась зона арктики, где проживают белые медведи, белые совы, пингвины. В зоне тундры мы можем встретить северного оленя, песцов, иногда бурых медведей, много полярных птиц. Таёжная зона России представлена хвойными и лиственными породами деревьев. Здесь обитают такие животные, как: лось, бурый медведь, сибирская косуля, рысь, заяц-беляк».
Задание 12.
Ученики 8 класса работали с картой «Животный мир России». Они сделали вот такое описание природы России:
«Природа России очень разнообразна. В средней полосе России протянулись смешанные и широколиственные леса. Здесь обитают: зубр, благородный олень, сайгак, лось, кабан, волк, суслики, много птиц: иволга, степной орел.
В зоне пустынь и полупустынь обитают хомяки, степной хорь, джейран, тушканчики».
Задание 13.
Это дерево – олицетворяет с давних пор русскую природу, Россию. Его образ воспет многими замечательными поэтами и художниками. Высотой дерево достигает 10 – 25 метров, диаметр ствола до 120 см. Кора дерева называется береста. Продолжительность жизни дерева от 40 до 120 лет. Это светолюбивое растение, успешно растет в различных условиях. Весной дерево одно из первых пробуждается в лесу. А осенью одно из первых одевает яркий наряд».
Задание 14.
Найдите неточности в тексте: «По численности населения Россия занимает 1 место в мире, численность населения в нашей стране более 160 млн. для такой огромной страны это не много. Большинство населения проживает в ее азиатской части, но есть и безлюдные пространства (какие?). Поселения располагаются в основном по долинам рек (почему?)».
Работа в контурной карте:
Отметить государственную границу России.
Подписать пограничные государства.
Отметить крайние точки, подписать их координаты.
Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).
Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние моря.
Подведение итогов урока:
Россия самая:
Большая по площади, имеет много соседей, омывается тремя океанами, разнообразие по климату, природным зонам, многонациональная.
Домашнее задание: Найти или сочинить самим стих о России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе
Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...
Методическая разработка урока "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района"
Урок -конспект по географии Иркутской области, 9 класс "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района" (Иркутская область)...
Разработка урока географии по теме "Реки России"
Разработка урока географии в 6 классе...
Методическая разработка урока географии по теме: "Центральная Россия"
Гостеприимство, любовь к родной земле, к природе, почитание традиций – вот бесценное богатство народа, населяющего Республику Тыва. Кызыл располагает гостиницами, современными кафе, рестор...
Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.
Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....
Разработка урока географии по теме: «Экологические проблемы и ситуации в России» Урок-конференция.
Цели урока: 1.Систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду.2.Показать важность решения экологических проблем в России3. Расширить знания о мониторинге4.Совершенствоват...
Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края. Практическая работа по теме "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края"
Урок разработан согласно Федеральной рабочей программы по учебному предмету «География» для обучающихся 5-9 классов. Курс «География России. Население и хозяйство» реализует из...