Разработка урока географии в 7 классе "Общая характеристика России"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Некрасова Елена Борисовна

Урок географии в 7 классе разработан по УМК – О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. 

Цель:  Изучить основные черты географического положения, природу  России и выявить их влияние на хозяйственную деятельность населения. Разобрать проблемные ситуации и найти правльный ответ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_harakteristika_rossii.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.edu.cap.ru/images/spacer.gif

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №16

Методическая разработка

конспекта урока по  географии  для  учащихся 7 классов

Тема: «Общая характеристика России»

(УМК – О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИИ

  1. Цель:  Изучить основные черты географического положения, природу  России и выявить их влияние на хозяйственную деятельность населения.
  2. Планируемые результаты:

А) предметные – формирование знаний о географическом положении России и его влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения страны.

Б) метапредметные  – формирование компетенции в ходе выполнения

проблемных заданий.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

А) Личностные – осознать, что географическое положение  страны -  одна из важных особенностей ее развития.

Б) Познавательные - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

В) Регулятивные – осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Г) Коммуникативные - умение выслушивать  собеседника,   общаться на заданную тему, отстаивать свою точку зрения.

      6. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично    поисковый.

       7. Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка, физическая карта России, атласы 7,8 класс.

Ход урока.

  1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

-Учитель: что изучается в курсе физической географии России? (физическая география России изучает природу и природные ресурсы России – страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)

-Учитель: как, на Ваш взгляд, можно изучить природу России? Назовите два пути изучения.

Первый путь  – изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, почв, вод, растений, животных.  Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории России. Каждый компонент природы изучается конкретными специалистами.

Второй путь – изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов.  Анализ взаимосвязей компонентов, т. е комплексное изучение.

 Учитель: при помощи, каких источников можно добыть  необходимую информацию при изучении данного вопроса? (учебник, карты, справочники, СМИ, интернет и др.)

Учитель:  люди каких профессий чаще всего обращаются к такому источнику информации, как карта? (геологи, учителя, путешественники, агрономы, летчики, моряки.)

 Учитель: -  какие способы получения информации о природе используются наукой географией? ( наблюдение со спутников, аэрофотосъемка, автоматические метеонаблюдения, экспедиции.)

Учитель: как можно выразить полученные результаты исследования? (в картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, кинофильмах.)

3. Изучение нового материала

Учитель: давайте вспомним , что такое географическое положение? (адрес какого-либо объекта)

Тема нашего урока так и называется «Общая характеристика России» (записывают в тетрадь)

Вспомним план характеристики географического положения страны:

А) Положение по отношению к экватору.

Б) Положение по отношению к нулевому меридиану.

В) Положение на материке, части света.

Г) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

Д) Страны-соседи.

 Е) Координаты крайних точек страны (их должно быть четыре, по сторонам горизонта

Ж) Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Работа с картами и атласами (беседа)

Учитель: Россия – самое большое государство по площади, имеет площадь 17,1 млн.км2  ;     чуть меньше Южной Америки-17,8 млн. км2)

- сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. (Россия – самое крупное государство мира. Её площадь 17,1 млн.км, что примерно равно площади Южной Америки- ( 17,8 млн.км). Россия занимает 13 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США). Площадь записывают в тетрадь

- Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)

-Найдите Северный полярный круг. Сколько градусов данная параллель? (параллель 66,6с.ш.)

- В каком полушарии мы живем? (В северном).

 Назовите   крайние точки России на севере и юге. Какие широты имеют самая северная и южная точка России? (северная – мыс Челюскин – 770 43 с.ш., островная – мыс Флигели 81049 с.ш. крайняя южная точка гора Базардюзю 410 11 с.ш. на Кавказе)

- найдите крайние точки России: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева. Остров Ратманова, Гданьский залив (Балтийская коса), гора Базардюзю.

Учитель: с какими странами граничит Россия? (учащиеся находят государственные границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, Украиной, Польшей. Страны Закавказья – Абхазия, Азербайджан, Южная Осетия,  Грузия. Граница проходит по Главному Водораздельному хребту Кавказских гор. Азиатские соседи – Казахстан, Китай,  Монголия; с этими государствами у России самые протяженные границы).

Учащиеся работают с текстом учебника, затем работают над проблемными заданиями.

Задание №1

Учащиеся 8 класса, изучая географическое положение России сделали следующие выводы:

«Россия – самое большое по площади государство мира (площадь страны – 18, 1 млн. км. кв.). Россия омывается водами четырех океанов (Северным Ледовитым, Тихим, Индийским и Атлантическим). Большая часть страны располагается в Европейской части материка Евразия. Больше страна вытянута с севера на юг».

Согласны ли Вы с этими выводами?

Задание №2.

Прочитайте внимательно информацию о России:

«Россия находится в двух полушариях – северном и южном, пересекается северным полярным кругом и северным тропиком. Вдоль ее северного побережья находится большое количество островов: Колгуев, Врангеля, Банкс,  Баффинова Земля, Новая Земля, о-ва Анжу. От материка Северная Америка Россию отделяет пролив Дежнева».

Согласны ли вы с этими утверждениями?

Задание №3.

Найдите неточности в тексте:

«Россия – морская держава. Она омывается водами четырех океанов. Длина морских границ России около 45 тыс. км. Берега нашей страны омывают 14 морей. Несколько морей не имеют связи с Мировым океаном: Азовское, Каспийское, Балтийское».

Задание №4.

«Наша страна по суше и морю граничит с 19 государствами: Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Польша, Украина, Грузия, Армения, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Монголия, Канада, Япония».

Все ли страны были указаны при перечислении государственной границы России?

Задание №5.

«Российская земля состоит из материковой и островной частей. Крайних северных точек две (Каких?). Крайняя южная точка находится на юге России в республике Дагестан (В каких горах, как она называется?).

Крайняя западная точка находится недалеко от города Санкт-Петербурга (как она называется?).

Крайних восточных точек тоже две: островная (?) и материковая (?)».

Найдите ошибки в тексте и ответьте на вопросы.

Задание №6.

Найдите неточности в тексте:

«Рельеф нашей страны весьма разнообразен: высокие горы соседствуют с обширными равнинами. Самая высокая точка страны – гора Белуха (4506 м.). Большую часть России занимают горы. Своей красотой славятся горы: Альпы, Алтай, Карпаты, Кавказ, Саяны, Тибет, Сихотэ- Алинь».

Задание 7.

Найдите неточности в тексте:

«Рельеф нашей страны весьма разнообразен: высокие горы соседствуют с обширными равнинами. Здесь расположены: Восточно-Европейская равнина, Великие равнины, Западно - Сибирская равнина, Ла-Платская низменность, Северо – Сибирская равнина. Часть Прикаспийской низменности лежит более чем на 30 метров ниже уровня моря».

Задание 8.

Найдите неточности в тексте:

«Из – за большой протяженности России с севера на юг она обладает однообразными климатическими условиями. Северные регионы характеризуются суровыми климатическими условиями. На юге страны тепло и сухо. Каждый год с Атлантического океана приходят влажные воздушные массы – муссоны».

Задание 9.

Найдите неточности в тексте:

«Россия – страна великих речных систем. По берегам рек возникали древние поселения, где люди занимались разнообразной хозяйственной деятельностью (Какой?). Большая часть рек России – горные. По территории России протекают крупные реки: Волга, Печёра, Конго, Лена, Енисей, Муррей, Объ, Дунай».

Задание 10.

Найдите неточности в тексте:

«Россия – страна озер. Их немногим меньше трех миллионов. Среди озер России самое большое море – озеро Байкал, и самое глубокое – Каспийское.

Особенно много озер располагается в горных территориях, это такие озера, как: Ладожское, Виктория, Онежское, Чаны».

Задание 11.

Ученики 8 класса работали с картой «Животный мир России». Они сделали вот такое описание природы России:

«Природа России очень разнообразна. На севере –протянулась зона арктики, где проживают белые медведи, белые совы, пингвины. В зоне тундры мы можем встретить северного оленя, песцов, иногда бурых медведей, много полярных птиц. Таёжная зона России представлена хвойными и лиственными породами деревьев. Здесь обитают такие животные, как: лось, бурый медведь, сибирская косуля, рысь, заяц-беляк».

Задание 12.

Ученики 8 класса работали с картой «Животный мир России». Они сделали вот такое описание природы России:

«Природа России очень разнообразна. В средней полосе России протянулись смешанные и широколиственные леса. Здесь обитают: зубр, благородный олень, сайгак, лось, кабан, волк, суслики, много птиц: иволга, степной орел.

В зоне пустынь и полупустынь обитают хомяки, степной хорь, джейран, тушканчики».

Задание 13.

Это дерево – олицетворяет с давних пор русскую природу, Россию. Его образ воспет многими замечательными поэтами и художниками. Высотой дерево достигает 10 – 25 метров, диаметр ствола до 120 см. Кора дерева называется береста. Продолжительность жизни дерева от 40 до 120 лет. Это светолюбивое растение, успешно растет в различных условиях. Весной дерево одно из первых пробуждается в лесу. А осенью одно из первых одевает яркий наряд».

Задание 14.

Найдите неточности в тексте: «По численности населения Россия занимает 1 место в мире, численность населения в нашей стране более 160 млн. для такой огромной страны это не много. Большинство населения проживает в ее азиатской части, но есть и безлюдные пространства (какие?). Поселения располагаются в основном по долинам рек (почему?)».

Работа в контурной карте:

Отметить государственную границу России.

Подписать пограничные государства.

Отметить крайние точки, подписать их координаты.

Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).

Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние моря.

Подведение итогов урока:

Россия самая:

Большая по площади,  имеет много соседей, омывается тремя океанами, разнообразие по климату, природным зонам, многонациональная.

Домашнее задание:  Найти или сочинить самим стих о России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...

Методическая разработка урока "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района"

Урок -конспект по географии Иркутской области, 9 класс "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района" (Иркутская область)...

Разработка урока географии по теме "Реки России"

Разработка урока географии в 6 классе...

Методическая разработка урока географии по теме: "Центральная Россия"

Гостеприимство, любовь к родной земле, к природе, почитание традиций – вот бесценное богатство народа, населяющего Республику Тыва. Кызыл располагает гостиницами, современными кафе, рестор...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Разработка урока географии по теме: «Экологические проблемы и ситуации в России» Урок-конференция.

Цели урока: 1.Систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду.2.Показать важность решения экологических проблем в России3. Расширить знания о мониторинге4.Совершенствоват...

Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края. Практическая работа по теме "Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края"

Урок разработан согласно Федеральной рабочей программы по учебному предмету «География» для обучающихся 5-9 классов. Курс «География России. Население и хозяйство» реализует из...