Рабочая программа по географии для 5-7 класса на 2017-18 уч.г.
рабочая программа по географии (5 класс)
Пояснительная записка
Количество недельных часов – 5 кл.- 1, 6 кл.- 1
Количество часов в год - 5 кл.- 35, 6 кл. – 35, 7 кл. – 70.
Уровень рабочей программы - базовый
Предметная область – естествознание
Составлена на основе авторской программы по географии под редакцией Е.М. Домогацких «Программы курса «География 5-9 классы», Москва, «Русское слово», 2013.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»
- Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74).
- Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской· области №840 от 30.08.2013г. «О внесение изменения в Приказ №760 от 27.07.2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Минобрнауки Российской Федерацииот 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 8 июня 2015 г «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»».
- Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 года №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-7_17-18.doc | 251 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Согласовано с заместителем директора по УВР»: «__»_________20 г. ________________ Ф.И.О. | «Принято Педагогическим советом школы» Протокол №____ от «___» _______ 20___г.
| «Утверждаю» Директор школы:______ Ф.И.О.
Приказ №____ от «__» ______ 20___ г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«География»
для 5 - 7 классов
Составитель: учитель 1КК
Свиридова Ю.А.
С. Никольское, 2017г.
Пояснительная записка
Количество недельных часов – 5 кл.- 1, 6 кл.- 1
Количество часов в год - 5 кл.- 35, 6 кл. – 35, 7 кл. – 70.
Уровень рабочей программы - базовый
Предметная область – естествознание
Составлена на основе авторской программы по географии под редакцией Е.М. Домогацких «Программы курса «География 5-9 классы», Москва, «Русское слово», 2013.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»
- Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74).
- Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской∙ области №840 от 30.08.2013г. «О внесение изменения в Приказ №760 от 27.07.2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Минобрнауки Российской Федерацииот 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 8 июня 2015 г «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»».
- Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 года №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»
Учебно-методический комплект:
автор | название | издательство | год | |
учебник | 5кл. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., плешаков А.А. 6 кл. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. |
| Русское слово | 2015 |
| Русское слово | 2017 | ||
атлас | Банников С., Домогацких Е.М. | География: Введение в географию, физическая география 5-6 классы | Русское слово | 2015 |
География: Материки и океаны 7 класс | Русское слово | 2017 | ||
рабочая тетрадь | Домогацких Е.М. Домогацких Е.Е. | Рабочая тетрадь к учебнику | Русское слово | 2017 |
Результаты изучения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- Использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач.
- Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию
- Находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности
- Определять, сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы, явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания
- Выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию
- Составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации
- Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
- Различать различные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы т явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию
- Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий
- Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков
- Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития
- Объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям
- Различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов
- Оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий
- Описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов
- Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий
- Создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентаций
Обучающийся получит возможность научится:
- Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов
- Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты
- Строить простые планы местности
- Создавать простейшие географические карты различного содержания
- Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ
- Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
- Приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических геоэкологических проблем человечества, примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности
- Воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ
- Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
- Приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении геоэкологических проблем человечества, стран и регионов
- Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке
- Сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах глобальных изменений климата
- Оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран
Содержание учебного предмета (5 класс)
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия
География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
- География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
- География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
- специфику географии как науки;
- специфики методов географических исследований.
Умение определять:
- отличительные особенности географических методов исследования;
- рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
Практические работы:
- Составление схемы наук о природе.
- Составление описания учебного кабинета географии.
- Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
- Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия
Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи
- Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
- Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
- Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
- особенности формы и размеров Земли;
- свойства географической карты и плана местности;
- географические следствия вращения Земли;
Умение определять:
- отличительные особенности изображений земной поверхности;
- направления на карте и плане;
- стороны горизонта.
Практические работы:
- Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
- Составление плана кабинета географии.
- Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Содержание темы
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия
Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи
- Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- влияние путешествий на развитие географических знаний.
Умение определять:
- причины и следствия географических путешествий и открытий;
- маршруты путешествий
Практические работы:
- Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
- Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи
- Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
- Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
- географические особенности природы и населения материков и океанов;
- особенности взаимодействия океана и суши;
- значение Мирового океана.
Умение определять:
- специфику природы и населения материков;
- характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.
Практические работы:
- Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
- Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли (3 часа)
Содержание темы
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия
Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
- Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
- Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
- особенности оболочек Земли;
- специфику географической оболочки.
Умение определять:
- отличия природных объектов;
- отличия оболочек Земли.
Практические работы
- Организация фенологических наблюдений в природе.
Резерв времени – 1 час
Содержание учебного предмета (6 класс)
Тема 1. Земля как планета (5 часов)
Содержание темы
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Учебные понятия:
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Основные образовательные идеи:
- Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)
- Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли.
- Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение — определяют распределение тепла и света на ее поверхности.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- влияние космоса на жизнь на Земле;
- географические следствия движения Земли;
- особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.
Умение определять:
- географические координаты;
- особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;
- географические следствия движений Земли.
Практические работы:
- Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема 2. Географическая карта (5 часов)
Содержание темы
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия
Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Основные образовательные идеи:
- Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.
- План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:
- Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- свойства географической карты и плана местности;
- специфику способов картографического изображения;
- отличия видов условных знаков;
- отличия видов масштабов;
- значение планов и карт в практической деятельности человека.
Умение определять:
- существенные признаки плана, карты и глобуса;
- классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;
- расстояния по карте;
- азимут по карте местности;
- абсолютную и относительную высоту;
- читать условные знаки;
- масштаб карты.
Практические работы:
- Определение направлений и расстояний по карте.
- Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
- Составление простейшего плана местности.
Тема 3. Литосфера (7 часов)
Содержание темы
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Учебные понятия
Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Основные образовательные идеи:
- Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;
- Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы.
- Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил.
Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- особенности внутреннего строения Земли;
- причины и следствия движения земной коры;
- действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;
- особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.
Умение определять:
- существенные признаки понятий;
- по заданным признакам горные породы и минералы;
- отличие видов земной коры;
- виды форм рельефа;
- районы землетрясений и вулканизма.
Практические работы:
1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Тема 4. Атмосфера (7 часов)
Содержание темы
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Учебные понятия
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Основные образовательные идеи:
- Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:
- Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- закономерности географической оболочки на примере атмосферы;
- вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;
- причины возникновения природных явлений в атмосфере;
- зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;
- особенности адаптации человека к климатическим условиям.
Умение определять:
- существенные признаки понятий;
- основные показатели погоды.
Практические работы:
Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера (4 часа)
Содержание темы
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Учебные понятия:
Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Основные образовательные идеи:
- Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.
- Необходимость рационального использования воды.
- Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- закономерности географической оболочки на примере гидросферы;
- выделение существенных признаков частей Мирового океана;
- особенности состава и строения гидросферы;
- условия залегания и использования подземных вод;
- условия образования рек, озер, природных льдов;
- характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга
Умение определять:
- существенные признаки понятий;
- вид рек, озер, природных льдов;
- особенности размещения и образования объектов гидросферы.
Практические работы:
1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Содержание темы
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Учебные понятия
Биосфера, Красная книга.
Персоналии
Владимир Иванович Вернадский
Основные образовательные идеи:
- Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.
- Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.
- Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- закономерности географической оболочки на примере биосферы;
- особенности приспособления организмов к среде обитания;
- роль царств природы;
- необходимость охрны органического мира.
Умение определять:
- существенные признаки понятий;
- сущность экологических проблем;
- причины разнообразия растений и животных;
- характер взаимного влияния живого и неживого мира.
Практическая работа
- Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 7. Почва и географическая оболочка (4 часа)
Содержание темы
Почва. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Учебные понятия
Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Основные образовательные идеи:
- Почва — особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.
- В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.
- Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.
Персоналии
Василий Васильевич Докучаев.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- закономерности образования почвы;
- особенности строения и состава географической оболочки;
- взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;
- законы развития географической оболочки;
- сущность влияния человека на географическую оболочку.
Умение определять:
- существенные признаки понятий;
- условия образования почв;
- характер размещения природных зон Земли.
Практические работы:
- Описание природных зон Земли по географическим картам.
- Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
Резерв времени – 1 час
Содержание учебного предмета (7 класс)
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)
Тема 1. Литосфера — подвижная твердь (6 часов)
Содержание темы: Материки и океаны. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Учебные понятия: материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии: Альфред Вегенер.
Основные образовательные идеи:
• Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света.
• Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте) и человек.
• Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.
Метапредметные умения:
• углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
• у глубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• географические явления и процессы в литосфере;
• причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых.
Умение определять:
• географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;
• местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса.
Практические работы: С оставление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
Тема 2. Атмосфера — мастерская климата (4 часа)
Содержание темы: Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
Учебные понятия: климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Основные образовательные идеи:
• разнообразие климатов Земли результат действия климатообразующих факторов.
Метапредметные умения:
• углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
• углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;
• формирование климатических поясов;
• действие климатообразующих факторов.
Умение определять:
• географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера;
• местоположение климатических поясов.
Практические работы: Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. Определение типов климата по предложенным климатограммам.
Тема 3. Мировой океан — синяя бездна (4 часа)
Содержание темы: Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Учебные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Основные образовательные идеи:
• Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
• Мировой океан — колыбель жизни.
Метапредметные умения:
• углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
• углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• географические явления и процессы в гидросфере;
• формирование системы поверхностных океанических течений. Умение определять:
• географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан, морское течение;
• местоположение крупнейших морских течений.
Практические работы: Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
Тема 4. Географическая оболочка — живой механизм (2 часа)
Содержание темы: Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
Учебные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии: Василий Васильевич Докучаев.
Основные образовательные идеи:
• Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности
• Природные зоны и человек.
Метапредметные умения:
• углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
• углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность.
Умение определять:
• географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;
• местоположение природных зон.
Практические работы: Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Тема 5. Человек — хозяин планеты (5 часов)
Содержание темы: Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Учебные понятия: миграция, хозяйственная деятельность, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика.
Основные образовательные идеи:
• С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.
• Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.
• Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.
Метапредметные умения:
• углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
• углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности.
Умение определять:
• географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: человеческая раса;
• местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий.
Практическая работа: Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.
Раздел 2. Материки планеты Земля (48 часов)
Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)
Содержание темы: История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира — Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки. Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель, экваториальная раса.
Персоналии: Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев.
Основные образовательные идеи:
• Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север — зеркальное отражение юга.
• Африка — материк равнин. • Африка — материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.
• Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.
• Западная и Центральная Африка — разнообразие народов и культур.
• Восточная Африка — разломы и вулканы, саванны и национальные парки;
• Южная Африка — саванны и пустыни, богатейшие полезные ископаемые.
Метапредметные умения:
• выявлять причинно-следственные связи,
• определять критерии для сравнения фактов, явлений,
• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
Предметные умения:
Умение объяснять:
• географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
• географические особенности отдельных стран;
• следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
• географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
• местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы: Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов)
Содержание темы: История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз — страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания — островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Учебные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии: Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.
Основные образовательные идеи:
• Самый маленький и самый засушливый материк.
• Самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны.
• Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы
• Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.
• Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.
• Океания — особый островной мир.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя, • планировать свою деятельность под руководством учителя, • оценивать работу одноклассников, • выявлять причинно-следственные связи, • определять критерии для сравнения фактов, явлений, • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
Предметные умения:
Умение объяснять:
• географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
• географические особенности отдельных стран;
• следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять:
• географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
• местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практическая работа: С равнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа)
Содержание темы: Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
Учебные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии: Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт.
Основные образовательные идеи:
• Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материка
• Антарктида — материк без постоянного населения.
Метапредметные умения:
• планировать свою деятельность под руководством учителя,
• оценивать работу одноклассников,
• выявлять причинно-следственные связи,
Предметные умения:
Умение объяснять:
• географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
• географические особенности отдельных стран;
• следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять: • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
• местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)
Содержание темы: Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка — самая полноводная река планеты. Реки — основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Персоналии: Христофор Колумб, Америго Веспуччи. Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро.
Основные образовательные идеи:
• Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.
• Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы суши.
• Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя,
• планировать свою деятельность под руководством учителя, • о ценивать работу одноклассников,
• выявлять причинно-следственные связи,
• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
• создавать объяснительные тексты
• выслушивать и объективно оценивать другого,
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
• географические особенности отдельных стран;
• следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
• географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
• местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы: 1. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)
Содержание темы: Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия: Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка.
Основные образовательные идеи:
• Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
• Равнины на востоке и горы на западе. Кордильеры — главный горный хребет.
• Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса. • Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.
Персоналии: Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя,
• планировать свою деятельность под руководством учителя,
• оценивать работу одноклассников,
• выявлять причинно-следственные связи,
• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
• создавать объяснительные тексты
• выслушивать и объективно оценивать другого,
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
• географические особенности отдельных стран;
• следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
• географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
• местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы: 1. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 6. Евразия — музей природы (10 часов)
Содержание темы: Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия — древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия — самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные образовательные идеи:
• Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.
• Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.
• Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, — причина сложности рельефа.
• Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.
• Евразия — самый заселенный материк Земли.
• Особенности регионов Европы (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).
Персоналии: Марко Поло, Афанасий Никитин, Петр Петрович СеменовТянь-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Всеволод Иванович Роборовский.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя,
• планировать свою деятельность под руководством учителя,
• оценивать работу одноклассников,
• выявлять причинно-следственные связи,
• определять критерии для сравнения фактов, явлений,
• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
• создавать объяснительные тексты
• выслушивать и объективно оценивать другого,
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
• географические особенности отдельных стран;
• следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять:
• географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
• местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы: Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (4 часа)
Содержание темы: Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Учебные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии: Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.
Основные образовательные идеи:
• Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.
• Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя,
• планировать свою деятельность под руководством учителя,
• оценивать работу одноклассников,
• выявлять причинно-следственные связи,
• определять критерии для сравнения фактов, явлений,
• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, •
в ыслушивать и объективно оценивать другого,
• у меть вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• особенности взаимодействия природы и человека;
• особенности влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли;
• следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли. Умение определять:
• центры происхождения культурных растений;
• местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека.
Практическая работа: 1. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать (понимать):
• географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
• причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
• основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
• с вязи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
• причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
• географию крупнейших народов Земли.
Уметь:
• анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию.
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, и явлений, происходящих в географической оболочке.
• выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию.
• использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.
• находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий.
• описывать по карте взаимное расположение географических объектов.
• определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления.
• оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы.
• приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки.
• проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением географических объектов и явлений.
• различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран.
• создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран;
• сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы.
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений.
• сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания.
• формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений (в том числе инструментальных). • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.
Географическая номенклатура
Тема «Африка — материк коротких теней»: • Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро; • Н ил, Конго, Нигер, Замбези; • Виктория, Танганьика, Чад; • Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Тема «Австралия — маленький великан»: • Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф; • Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность; • Муррей, Эйр; • Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка — материк чудес»: • Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля; • горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности; • Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо; • Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка — знакомый незнакомец»: • полуострова Флорида, Калифорния, Аляска; • Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы; • Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова; • горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора МакКинли; вулкан Орисаба; • М акензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия; • Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое; • Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия — музей природы»: • полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский; • моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское; • Финский, Ботнический, Персидский заливы; • проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский; • острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; • равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан; • горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау; Ганг; • о зера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Тематическое планирование учебного материала (5 класс)
Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы | Количество часов, отводимых на раздел, тему |
Наука география | 2 |
Земля и ее изображение | 5 |
История географических открытий | 14 |
Путешествие по планете Земля | 10 |
Природа Земли | 2 |
Повторение | 1 |
Резерв времени | 1 |
Итого | 35 |
Тематическое планирование учебного материала (6 класс)
Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы | Количество часов, отводимых на раздел, тему |
Введение | 1 |
Земля как планета | 5 |
Географическая карта | 5 |
Литосфера | 7 |
Атмосфера | 7 |
Гидросфера | 4 |
Биосфера | 1 |
Почва и географическая оболочка | 2 |
Повторение | 1 |
Резерв времени | 1 |
Итого | 35 |
Тематическое планирование учебного материала (7 класс)
Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы | Количество часов, отводимых на раздел, тему |
Раздел 1. Планета на которой мы живем 21 час | |
Введение | 1 |
Литосфера – подвижная твердь | 6 |
Атмосфера – мастерская климата | 4 |
Мировой океан – синяя бездна | 4 |
Географическая оболочка – живой механизм | 2 |
Человек – хозяин планеты | 4 |
Раздел 2. Материки планеты Земля 47 часа | |
Африка – материк коротких теней | 9 |
Австралия – маленький великан | 7 |
Антарктида – холодное сердце | 2 |
Южная Америка – материк чудес | 9 |
Северная Америка – знакомый незнакомец | 8 |
Евразия – музей природы | 11 |
Раздел 3. Взаимоотношения природы и общества 1 час | |
Резерв времени 2 часа | |
Итого | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Рабочая программа по русскому языку 11 кл класс 2016-2017
новый вариант...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс 2016-2017 учебный год (Б.М.Неменский)
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённ...
Рабочая программа по предмету математика (геометрия) 7 класс 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа курса «Математика (геометрия)» для 7 класса для занятий по учебнику "Геометрия 7-9" авторов Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Готовилась и неоднократно п...
Рабочая программа по географии Якутии для 10 класса базового уровня, среднего (полного) общего образования на 2016-2017 учебный год
Курс «География Якутии» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны он закрепляет базовое географическое о...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г.ФГОС
Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г....