Конспект урока "Географическое положение РФ" 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс)
план урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_8_klass_geograficheskoe_polozhenie_rf.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Географическое положение России» 8 класс
Гурова А.А. ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная»
Цели и задачи урока:
1. Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
2. Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам и контурным картам России.
3. Сформировать знания о границах РФ.
Оборудование:
Политическая карта мира, физическая карта России, презентация «Географическое положение России».
Ход урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- что изучает физическая география России? (физическая география России изучает природу и природные ресурсы России – страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)
- назовите два пути изучения природы России?
Первый путь – изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, почв, вод, растений, животных. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории России. Изучением вод занимается наука гидрология, ледников – гляциология; озёр – меленология. Рельеф изучает геоморфология, почвы – почвоведение, климат – климатология и т.д.
Второй путь – изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, разнообразия природных комплексов изучает физическая география. Это комплексное изучение природы России.
3. Изучение нового материала
- чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.
Вспомним план характеристики географического положения страны:
- Положение по отношению к экватору.
- Положение по отношению к нулевому меридиану.
- Положение на материке, части света.
- Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
- Соседние государства.
- Координаты крайних точек страны
- Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Работа с картами и атласами (беседа)
- Россия имеет площадь 17,1 млн.км2
- сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. (Россия – самое крупное государство мира. Её площадь 17,1 млн.км2 , что примерно равно площади Южной Америки- ( 17,8 млн.км2 ). Россия занимает 1\3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США).
- записать определение Государственная граница.
(Государственная граница – условная линия на поверхностей суши или воды, определяющая размеры территории государства и отделяющая ее от других государств и открытых морей.)
- Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)
-Найдите Северный полярный круг. (параллель 66,60 с.ш.)
- В каком полушарии мы живем? (В северном).
Какие широты имеют самая северная и южная точка России? (северная – мыс Челюскин - 770 43’ с.ш., островная – мыс Флигели 81049’ с.ш. крайняя южная точка – юго-западнее горы Базардюзю 410 11’ с.ш. на Кавказе, Дагестан,)
- найдите крайние точки России: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева. Остров Ратманова, Гданьский залив (Балтийская коса), гора Базардюзю.
- какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток? (от мыса Челюскин до крайней южной точки – 3110 км.)
- с какими странами граничит Россия? (учащиеся находят государственные границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, Украиной, Польшей. Страны Закавказья – Азербайджан и Грузия. Граница проходит по Главному Водораздельному хребту Кавказских гор. Азиатские соседи – Казахстан, Китай, Монголия; с этими государствами у России самые протяженные границы)
- какая область России граничит с Польшей и Литвой? (Калининградская)
- Что значит «морская граница»? («морская граница» проходит в 12 милях (22,2 км) от берега.)
- определите, с какими странами Россия граничит только по морю. (с Японией в Кунаширском проливе, США в Беринговом проливе.)
- что такое «Российский сектор Арктики»? –( часть Северного Ледовитого океана, принадлежащая России от острова Ратманова по меридиану до Северного полюса и от северной точки российско-норвежской границы по меридиану также до северного полюса.)
- по предложенному плану расскажите об особенностях географического положения России.
На доске:
- Евроазиатское положение.
- Первое место по площади.
- Северный морской путь.
- 13 морей.
- Протяженность с запада на восток.
- с какой страной Россия имеет схожее географическое положение?
- как географическое положение влияет на природу России?
Географическое положение имеет как положительные, так и отрицательные черты:
Положительные черты:
А) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;
Б) наличие морских границ. Свободный выход в океан.
В) расположение большей части страны в умеренных широтах.
Отрицательные черты:
А) Моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.
Б) 1\4 часть площади России лежит за северным полярным кругом (суровый климат).
В) огромная территория требует больших транспортных расходов.
- Закрепление.
- Какова площадь территории России?
- Назовите крайнюю северную материковую точку?
- С каким государством Россия имеет самую протяженную границу?
- Какая часть территории России находиться за северным полярным кругом?
- С какими государствами у России только морские границы?
- Какое государство-сосед находится к нам ближе всех?
- С какими непризнанными государствами граничит Россия?
- Сколько морей омывает территорию России?
- Какие положительные черты в географическом положении России можно назвать?
- Какие отрицательные черты в географическом положении России можно назвать?
Работа в контурной карте:
1) Отметить государственную границу России.
2) Подписать пограничные государства.
3) Отметить крайние точки, подписать их координаты.
4) Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).
5) Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние моря.
Домашнее задание § 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 7 класса по теме "Физико-географическое положение материка Африка"
Цель урока: 1. Сформировать у учащихся умения определять физико-географическое положение материка. Задачи урока: Развивать умение школьников пользоваться типовыми планами. Развивать мыш...
План - конспект урока в 9 классе по теме: «Географическое положение и природа Поволжья»
Поволжье. Номер урока №1. Географическое положение и природа Поволжья....
Конспект урока для 7 класса по географии на тему: "Географическое положение и история исследования Северной Америки"
Первый урок по изучению северного материка Северная Америка. Учащиеся самостоятельно определяют ГП материка и заполняют таблицу: "История исследования материка", учитель направляет учеников и помогает...
Конспект урока "Африка. Географическое положение." 7 класс
Проект урока. Тема: Африка. Географическое положение....
Урок "Африка. Географическое положение". 7 класс
На севере и северо-востоке Африка тесно связана с Евразией, которая оказывает большое влияние на природу материка. Гибралтарский пролив, отделяющий Африку от Евразии неширок и неглубок. От Аравии Афри...
Конспект "Географическое положение Антарктиды" 7 класс
Тема: "Географическое положение и исследование Антарктиды" "Страна пурги... Какая она?"Цели и задачи урока:Образовательные:Ориентировать деятельность учащихся на изучение и закрепл...
Конспект урока в 7 классе Тема: Физико-географическое положение Австралии
Цели:Обучающие: используя теоретические и практические знания уметь определить ФГП Австралии.Развивающие: развивать умения в поисках решения проблемных ситуаций, географического мышления, культур...