Урок "Африка. Географическое положение". 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Бахтина Елена Леонидовна

На севере и северо-востоке Африка тесно связана с Евразией, которая оказывает большое влияние на природу материка. Гибралтарский пролив, отделяющий Африку от Евразии неширок и неглубок. От Аравии Африку отделяет геологически молодой разлом Красного моря. Материки связаны Суэцким перешейком, который пересечен в 19 веке узким Суэцким судоходным каналом. От всех других материков Африка отстоит далеко, хотя на протяжении длительной геологической истории, как уже отмечалось, она была тесно связана с Южной Америкой, Австралией и Антарктидой и составляла вместе с ними единый южный материк- Гондвану. Поэтому в геологическом строении Африки много общих черт с другими южными материками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afrika.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Роженцовская средняя  школа

Шарангского района

Нижегородской области

Урок в 7 классе

Автор: Бахтина Елена Леонидовна,

учитель географии

с.Роженцово

2015

1. ФИО: Бахтина Елена Леонидовна

2.Предмет: география

3. Класс: 7

4. Тема урока  «Африка. Географическое положение и история исследования».  

5. Учебник «География. Материки, океаны, народы и страны» 7 класс. Авторы: И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев, - М: Дрофа, 2012 год  

6.  Цель урока: познакомить учащихся с физико-географическим положением Африки. Рассмотреть влияние ФГП на природу материка. 

7. Задачи:

  • Совершенствовать умения учащихся работать с различными географическими источниками;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи
  • Закреплять умение самостоятельно характеризовать особенности ГП.

8.Планируемые результаты:

-определять ГП Африки, координаты крайних точек;

-показывать и называть элементы береговой линии Африки;

-прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка;

-называть имена путешественников-исследователей Африки, их основные открытия и исследования.

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: урок – изучение нового материала.

11. Формы работы учащихся: коллективная

12. Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер.

      Учебник, презентация, карта Африки, атласы, раздаточный материал – план «Географическое положение Африки».

 

                                                                           Ход урока

Этапы урока

Задачи

 Деятельность  учителя

                                                                                                       Вводная часть

I. Мотивация

Мотивировать учащихся к определению целей и задач урока

Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята!

Кого сегодня нет в классе?

Урок начнем с проверки домашнего задания.

- Сколько материков на Земном шаре? Назовите их.

- Работа с картой. На карте неправильно прикреплены названия материков. Нужно расположить их в соответствии с их местом нахождения

- Что хотел сказать нам поэт в этих строках: а) оглушенная ревом и топотом? Б) Облаченная в пламя и дым?

А) Африка – родина многих крупных животных и слонов, носорогов, жирафов, бегемотов и др.

Б) в Африке часты пожары, как природного так и антропогенного происхождения 

С каким фруктом сравнивает автор стихотворения Африку? сказано ли что – нибудь про «родство» Евразии с Африкой?

 - Как влияет близость Евразии на природу Африки? Если бы на месте Евразии располагался океан, что бы изменилось?
(
материк не был бы таким сухим, выпадало бы больше осадков, и не образовалась бы пустыня Сахара).

Перед вами листы самооценки, в конце урока вы поставите оценки за каждое выполненное задание и получите оценку за урок

Мы на уроке узнаем и проверим ваше предположение и попытаемся выяснить, какие бывают горные породы по происхождению и чем они различаются. 

II. Определение целей и задач урока. Целеполагание.

Помочь учащимся определить основные вопросы урока.

- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Давайте, подумаем, каких целей мы сегодня хотим достичь.

 - Назовите те цели, которые выставите перед собой.

                                                                                                    Основная часть

III.

Открытие новых знаний

Информационный блок.

1.Самостоятельное применение знаний..

Дать возможность учащимся осознать объем и перспективы изучения темы

В ходе нашей работы мы попытаемся решить все вопросы, которые были поставлены перед нами в начале урока.

Откройте в атласах Физическую карту мира, найдите материк и сравните какого она размера. Какая она по величине.

Запишите в тетрадях площадь Африки, она равна 30.3 млн.км.

Теперь смотрим карточки план определения ГП материка, попробуем определить. Учитель параллельно комментирует

- Положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков.

Экватор делит Африку на две части, причем наибольшая часть лежит к северу от экватора. Крайняя северная и южная точка Африки равноудалены от экватора. (слайд 2)
На контурной карте отметьте линию экватора.

Начальный меридиан проходит на западе Африки. Наибольшая часть лежит в восточном полушарии.
На контурной карте отметьте нулевой меридиан.


- Большая часть Африки расположена между двумя тропиками.
- На контурной карте отметьте северный и южный тропики.


(
По первому пункту плана давайте сформулируем вывод: Африка расположена во всех полушариях планеты).


- Моря и океаны, омывающие материк. На востоке берега Африки омываются водами Индийского океана, а на западе – Атлантического. Между Европой и Африкой лежит Средиземное море, которое омывает берега Африки на севере, оно является внутреннем морем Атлантического океана. На востоке берега Африки омывают воды одного из самых соленых морей мира - Красное море, внутреннее море Индийского океана. Все они оказывают большое влияние на природу Африки.


-  А теперь попрошу обратить внимание на океанические течения, омывающие берега

Африки. Приведите примеры теплых и холодных течений, омывающих берега Африки. (Необходимо запомнить следующее, что теплые и холодные течения, омывающие берега Африки, играют существенную роль в формировании климатических особенностей материка. Это утверждение мы рассмотрим на последующих уроках). 

Береговая линия материка слабо изрезана. На побережье мало удобных бухт для строительства портов. Только один Гвинейский залив неглубоко врезается в сушу, а крупный полуостров Сомали выступает в индийский океан, на востоке находится один крупный остров - Мадагаскар. Отделенный от континента Мозамбикским проливом.

 - Положение материка относительно других материков. На севере и северо-востоке Африка тесно связана с Евразией, которая оказывает большое влияние на природу материка. Гибралтарский пролив, отделяющий Африку от Евразии неширок и неглубок. От Аравии Африку отделяет геологически молодой разлом Красного моря. Материки связаны Суэцким перешейком, который пересечен в 19 веке узким Суэцким судоходным каналом. От всех других материков Африка отстоит далеко, хотя на протяжении длительной геологической истории, как уже отмечалось, она была тесно связана с Южной Америкой, Австралией и Антарктидой и составляла вместе с ними единый южный материк- Гондвану. Поэтому в геологическом строении Африки много общих черт с другими южными материками.

- А теперь запишите в тетрадь следующее: (слайд 3)

- Крайние точки материка, их координаты. (слайд 4)

Для определения координат, мы с вами поделимся на 4 группы и каждая группа определит по одной краней точке.
Крайняя северная точка - мыс Эль - Абъяд (Рас – Энгела, Бен - Секка) - 38 
0 с.ш. 10 0 в.д.

Крайняя южная точка - мыс Игольный - 350 ю.ш. 20 0 в.д.

Крайняя западная точка – мыс Альмади 15 0 с.ш. 17 0 з.д.

Крайняя восточная точка - мыс Рас-Хафун 11 0 с.ш. 51 0 в.д.


Протяженность материка: Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток (слайд 10) (Необходимо вспомнить правила определения протяженности)

- А сейчас, ребята, предоставим слово вашим одноклассникам. Так кто же исследовал Африку? (Ребята заслушивают сообщения учащихся. Из истории открытия Африки)

                                        Заключительная часть

IV.Подведение итогов урока

Способствовать развитию умения обобщать и систематизировать изученное.

А теперь давайте проверим насколько эффективно, мы сегодня поработали, для этого я предлагаю вам заполнить пропуски в карточках (приложение)

 

V.Рефлексия

VI.

Домашнее задание.

Предоставить учащимся возможность  определить свое эмоциональное состояние

Параграф 14 , воп.1.

Давайте вспомним, какие цели  и чего мы с вами хотели добиться в начале урока?

 И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или вы узнали меньше, чем хотели.

А может  больше? Что нового узнали?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания для проверки знаний по теме "Экономико-географическое положение России" 9 класс

Тестовые задания включают вопросы разных уровней сложности. Задания 1-6 оцениваются в 1 балл, задание 7,8,9 каждый правильный ответ - 0, 5 баллов. 10 задание - 2 балла. Максимально возможн6ое количест...

Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"

Цели: ·         Сформировать знание о составе и географическом положении региона.·         Оценить природно – ресурсный ...

Откурытый урок 7 класс по теме : Африка.Географическое положение.

Построение урока ориентировано не столько на знания, сколько на деятельностный компонент в целом, на мотивацию, желание учиться.Тема моего урока «Африка. Географическое положение». Совершенствованию О...

Географическое положение России. Особенности физико –географического положения.

Урок по географии в 8 классе. Тема "Географическое положение России. Особеннгости физико-географического положения"....

Географическое положение Саратовской области.Географическое краеведение, 6 класс

Изучить особенности географического положения Саратовской области, дать знания о границах Саратовской области и пограничных областях, учить работать с географической картой, познакомить с администрати...

Географический диктант "Северная Америка. Географическое положение"

Географический диктант на тему "Северная Америка. Географическое положение" представляет собой 10 вопросов, на которые учащиеся должны ответить "+" если утвержение верное и &q...