Исследования фиксированных алгоритмов работы при формировании регулятивных УУД на примере регионов России.
методическая разработка по географии (9 класс)
Это курсовой проект повышения квалификации. Материал поможет при подготовке к ОГЭ по географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_material.docx | 79.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Санк-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Институт общего образования
Кафедра естественнонаучного образования
Курсы повышения квалификации учителей географии
Курсовой проект
Тема: « Исследование фиксированных алгоритмов работы при формировании регулятивных УУД на примере регионов России»
Выполнила слушатель курсов повышения квалификации
«Теория и методика обучения (география)»
учитель географии ГБОУ СОШ №259
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Аракелян Лиана Врежевна
Руководители: Кузнецова Т.С.,Тарасова Л.В.
Санкт-Петербург
2014г
Оглавление:
1.Введение
2.Основная часть
3.Выводы
4.Рекомендации
5.Список используемых источников
6.Приложения
Введение
Вклад географического образования в воспитании будущих компетентных граждан России значителен и уникален. Именно география с древнейших времён характеризовалась комплексным подходом к изучению природы и общества в их взаимодействии и взаимовлияния, выступая началом географического прогнозирования. В России изучению и описанию новых земель способствовали Великие географические открытия русских землепроходцев: А.Никитина, И.Пояркова, С.Дежнева, Е.Хабарова, Х. и Д. Лаптевых, В.Атласова, С.Крашенинникова и других. Все эти экспедиции оставили комплексные описания и карты маршрутов исследуемых территорий.
Сегодня перед системой школьного образования поставлено ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигнуты сегодня, будут востребованы в течение всей жизни.
В условиях введения ФГОС новой концепцией школьного образования признаётся система универсальных учебных действий (УУД), ценностных установок, ориентаций и мотиваций.
Универсальные учебные действия - это действия широкой направленности, а именно, познавательного, коммуникативного, исследовательского, практического, организаци-онного, оценочного характера, которые применимы не только в различных предметных областях, но и в обычных жизненных ситуациях.
География в наши дни выступает тем элементом интеллектуальной и духовной культуры личности, который позволяет не просто понимать и осознавать многочисленные проблемы меняющегося мира, но и активно участвовать в их решении, познавать мир, уважать и понимать культуру своей страны и других народов, способствовать развитию своего родного края. Современный школьник должен понимать характер постоянно изменяющегося мира, принимать ценности устойчивого развития общества. Быть мобильным, создавать новые алгоритмы применения знаний, видеть различные способы решения проблем. Поэтому ведущей целью обучения является не простое вооружение знаниями, а формирование умений действовать со знанием дела.
Содержание курса географии в этом плане обладает широким спектром возможностей. К универсальным учебным действиям, осваиваемым в процессе географического образования, можно отнести:
- умение пользоваться одним из языков международного общения -географической картой; умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;
- владение научными географическими понятиями;
- умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать её и группировать;
- умение пользоваться современными информационными технологиями;
- умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики.
Учителю географии важно понимать, что формирование УУД определяются следующими тремя положениями:
1).формирование УУД - это цель образовательного процесса, именно они определяют его содержание и организацию;
2).формирование УУД происходит при усвоении разных предметных дисциплин;
3).УУД, их свойства и качества определяют усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенции учащегося.
Учебные умения и действия- это неотъемлемый содержательный компонент урока географии, так как учебное умение- это способ организации деятельности учащихся, помогающий процессу усвоения информации. Освоение учебных действий происходит в процессе систематического решения учебных задач и выполнения различного рода заданий. Учебная задача – это прежде всего задача, решение которой обращено на получение новых знаний и умений посредством различных учебных действий. Учебные действия, которыми ученики оперируют в процессе работы со средствами обучения, усваиваются ими как базовые и переносятся на другие источники информации. Например, выделять главную мысль, отбирать необходимые сведения, составлять план, описывать, оценивать, определять, сопоставлять и планировать свои учебные действия.
Все эти учебные действия представлены в моей методике. Мною разработан шаблон в виде таблицы для изучения экономических районов России. От урока к уроку у учеников вырабатывается навык поиска и сбора информации, её систематизация, обработка данных и практическая работа на завершающем этапе с контурной картой. Такой план работы можно применять для обучающих работ, выделив 7-10 минут урока, либо специальная часть урока, или самостоятельная работа (от15до20минут),а домашнее задание- заполнить последнюю графу таблицы. Такая система уже применяется мною второй год. Большое значение имеет потенциал класса, так как с каждым новым учеником, с новыми взглядами и целями возникают новые идеи. На рефлексивно-оценочном этапе ученикам предлагается соотнести результаты собственной деятельности с целями и задачами урока.
Основная часть
Несмотря на то что учебник как средство обучения известен уже более 3000 лет,он по прежнему остаётся ведущим компонентом учебно- методического комплекса. Учебник – это комплексное средство обучения, которое отличается своеобразием методического аппарата (печатное слово, картографические материалы, статистические данные, схемы, рисунки, иллюстрации, таблицы и т.п.). Уникальность и ценность работы с учебником заключается с одной стороны, в сочетании различных приёмов деятельности на основе текста и внетекстовых компонентов, с другой стороны- в возможностях учебной книги реализовать деятельностный подход на всех этапах обучения. В учебниках ИЦ «Вентана-Граф», по которым я веду обучение усилены комплексный и страноведческий подходы к изложению предметного содержания ,что позволяет приблизить обучение к личности ученика, способствовать достижению личностных и метапредметных результатов. По характеру УУД существуют разные виды работ с методическим аппаратом учебника. Данная методика отражает обучение алгоритму деятельности при формировании регулятивных УУД. Для начала
характеризуем регулятивные действия (таблица 1).
Таблица1
Виды действий | Характеристика состава действий |
Целеполагание | Постановка задачи деятельности; соотнесение того, что уже известно и усвоено, с тем, что ещё не известно |
Планирование | Определение цели деятельности, функций участников, способов взаимодействия, логики и последовательности действий |
Прогнозирование | Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик |
Контроль | Сравнение способа действий и его эталона |
Коррекция | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом |
Оценка | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что только подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения |
Действия волевой саморегуляции | Способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию к преодолению препятствий |
И так регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося организовывать учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты. Поскольку процесс учения -это процесс неразрывного усвоения знаний и учебных действий в деятельности, тесное единство его содержательной и процессуальной сторон, учебник географии позволяет реализовать деятельностный подход на всех этапах обучения(таблица 2).
Таблица2
Этапы учебной деятельности | Виды работ с методическим аппаратом учебника |
Мотивационно-ценностный этап | Актуализация опорных знаний с помощью вопросов в начале текста, формулирование проблемы урока исходя из названия параграфа |
Ориентационно-деятельностный этап | Обучение алгоритму деятельности, организация речевой деятельности |
Исполнительный этап | Воспроизведение, логический анализ, поиск объяснений, личностно ориентированная деятельность |
Творческий этап | Поиск объяснений, творческая деятельность, общение в учебных ситуациях |
Оценочно-рефлексивный этап | Сравнение эталонов и результатов, оценивание и самооценивание результатов применения учебника в деятельности |
Обучение алгоритму деятельности предполагает:
- определение темы и целей проекта;
- ориентирование в структуре учебника, анализ условных обозначений;
- нахождение необходимой информации (раздела, темы) по условным обозначениям, символам учебника;
- составления плана действий и сопоставление с планом в учебнике;
- отбор необходимых источников информации с использованием материалов учебника;
- организация сравнения;
- организация самостоятельной деятельности учащихся с использованием вопросов и заданий учебника;
- сравнение результатов деятельности с информацией в учебнике;
Мною разработан алгоритм изучения регионов России с использованием шаблона-таблицы(см. приложение).
Действия и способы деятельности учащихся на уроке могут осуществляться как в ходе изучения нового материала и его закрепления, так и на этапе проверки и контроля, кроме того действия носят поэтапный характер освоения.
Задачи урока представлены в форме инструкций и планов действий : используя текст учебника и карты атласа составить характеристику района в виде таблицы.
Цель урока: исследование фиксированных алгоритмов работы при формировании регулятивных УУД.
Оборудование: учебник география России. Хозяйство. Регионы Е.А. Таможняя, С.Г.Толкунова 9 класс , настенные карты России (физическая и административная), атлас 9 класса, раздаточный материал (статистические данные, термины, карточки с заданиями).
Чтоб понять причину по которой мы изучаем регионы России , нужно объяснить ,что Россия- огромная страна, которая имеет разнообразные природные условия и ресурсы, условия жизни людей, историю освоения. Каждая территория специализируется на производстве нескольких видов продукции и услуг, которыми обеспечивает другие части страны. В свою очередь территория получает из других частей страны ту продукцию и услуги, которых ей не достаёт. Такой обмен результатами труда называется географическим и территориальным разделением труда. Результатом географического разделения труда являются экономические районы. Экономический район-это территория, страны, состоящая из нескольких субъектов (областей, краёв, республик),которая отличается от других своей специализацией. Экономических районов 11:
1.Центральный (12 областей и Москва)
2.Центрально-Чернозёмный (5 областей)
3.Северо-Западный (3 области и Санкт-Петербург)
4.Северный (3 области,2 республики и 1автономный округ)
5.Волго-Вятский (2 области и 3 республики)
6.Поволжский (6 областей и 3 республики)
7.Северо-Кавказский (1область.2 края,7 республик)
8.Уральский (5областей,2 республики)
9.Западно-Сибирский (5 областей,1 край,1 республику, 2 автономных округа)
10.Восточно-Сибирский (3 республики, 1 край,2 области, 5 автономных округов)
11.Дальневосточный (2 края,1 республика,4 области,2 автономных округа ,1 автономная область)
Новые термины для учеников ГРТ, экономический район и названия районов РФ мы записываем в тетрадь. Все термины есть на карточках и ученики в любой момент во время работы в классе могут ими воспользоваться. Если есть возможность использования электронной доски на уроке , то все данные можно вывести на экран для подсказки. При изучении экономических районов всегда используется план характеристики района. В данной методике этот план представлен в виде таблицы и на мой взгляд это нагляднее и даёт возможность более доскональному усвоению материала. По таблице также легче подготовиться к итоговому контролю, или практической работе с контурной картой.
Первый урок изучения экономических районов России мы начинаем с Центрального района, потому что это район, где расположена столица нашего государства и это самая старая и развитая часть России. В статистических данных находим площадь района. По карте атласа мы находим области, которые входят в состав района, и вписываем в таблицу. Далее определяем ЭГП на территории России, соседние государства и экономические районы ( Украина, Белорусия,Северо-Западный,Северный,Центрально-Чернозёмный,Волго-Вятский). Район расположен по соседству с крупными месторождениями железной руды КМА, через район проходят транзитные нефте-и газопроводы. Очень выгодное транспортное положение: крупный железнодорожный узел и порт 5 морей. По карте атласа определяем, что район не обладает значительными запасами минерального сырья. Все эти данные нужно вписать в первый столбик таблицы.
Сформировать представление о населении Центрального района как региона формирования русского народа , об обычаях, традициях, народных промыслах, а также численность, состав, плотность, миграции, трудовые ресурсы, агломерации, древние города является целью урока. Используя все данные текста учебника заполняем второй столбик.
Домашнее задание: по карте найдите 5 морей, портом которых, является Москва (Балтийское, Белое, Азовское, Чёрное, Каспийское по каналам Волго-Балтийскому, Беломоро- Балтийскому, Волго-Донскому и по реке Волге); с какими государствами граничит Центральный район(Украина, Белоруссия); Чем объясняется высокая доля городского населения (Развитой промышленностью и инфраструктурой). Заполнить столбик Уникальные объекты под охраной ЮНЕСКО.
Второй урок начинаем с проверки домашнего задания и для повторения предыдущей темы можно провести фронтальный опрос. Продолжаем заполнять таблицу .Нам нужно определить отрасли специализации района -это, промышленность, которая представлена машиностроением , химической и нефтехимической, лёгкой промышленностью. Используем материал, который есть в учебнике. Факторы развития( исторический, потребительский, трудовой, столичное положение) вспоминая материал, который был изучен и с помощью учителя записываем в столбцы. Класс с помощью учителя находит центры производства по карте атласа и записывает в соответствующий столбик. На дополнительную оценку задание на карточке .
Домашнее задание: выявить проблемы (дефицит сырья, сложная экологическая обстановка, спад производства, из за импорта и т.д.) и перспективы.
Изучая следующие районы Центрального региона учитель даёт краткую характеристику районов и населения –это как домашнее задание должны подготовить ученики. А на уроке с помощью учебника и подсказок учителя заполняем остальные столбцы.
Северо-Западный и Северный районы можно рассмотреть как один регион.
Работа самостоятельная в группе из двух учеников. Группа, закончившая первой, получает задание на карточке на дополнительную оценку. Домашнее задание: выписать уникальные объекты используя другие источники. Нанести на контурную карту центры производства.
Аналогичную работу в группах можно провести, изучая Восточно-Сибирский и Дальневосточный районы. Дополнительная работа по карточкам.
Сложности возникают при изучении Поволжского, Север - Кавказского и Уральского районов. Поэтому на изучение каждого района лучше отвести по 3 урока. Прежде всего, отметить разнообразие субъектов в составе района, особенности ЭГП, ресурсный потенциал; далее разнообразие населяющих народов, особенности естественного прироста и плотности, ну и конечно своеобразие отраслей специализации и факторов развития. Самостоятельная работа по проблемам и перспективам районов и по карточкам.
Обобщающий урок по экономическим районам можно провести с помощью письменной характеристики по карточкам.
Например:
Характеристика№1
1.В этом районе важнейшими отраслями специализации являются гидроэнергетика, машиностроение, нефтехимия.
2.Развит речной транспорт.
3.Развито транспортное машиностроение( производство автомобилей, самолётов, троллейбусов).
Ответ: Поволжье.
(Все измерительные и статистические материалы см. приложение)
Рекомендации
Сложности возникают вначале когда нужно самим из всего материала,который дан в учебнике выбрать главное и вписать в нужный столбик таблицы. В первую очередь распечатку таблицы вклеить в тетради по географии,чтоб не было отговорок, что у меня нет таблицы и я не выполнил домашнее задание. Характеристику первых двух экономических районов записать в таблицу вместе с учителем, за исключением последнего столбца-уникальные природные ландшафты и объекты Всемирного наследия-это домашнее задание. Проверку домашнего задания проводить в форме фронтального опроса. Главная задача-это добиться самостоятельной исследовательской работы с помощью учебника, а другие источники информации только приветствуются. Можно дать возможность совместной работы группе из двух человек, например нанести хозяйственные центры,или субъекты РФ входящие в состав региона на контурнуюкару.
По разделу «Уникальные природные ландшафты и объекты Всемирного наследия» можно предложить ученикам подготовить доклады, презентации, сообщения. Или учителю подготовить такие презентации для показа обучающимся (инновационный потенциал деятельностного подхода учителя).
Если есть возможность использовать электронную доску,то можно все материалы, которые представлены в приложении вывести на экран. Я использую этот материал в виде карточек-подсказок. Но есть и задания с карточками на оценку (посмотреть приложение). Благодаря курсам повышения квалификации «Теория и методика обучения географии» у меня возникли следующие идеи: разработать долгосрочные проекты с итоговой конференцией « Россия –наш дом», предложив следующие темы для презентаций, например: «Москва-сердце страны и Центральнлго экономического района», «Санкт-Петербург- город федерального назначения», « Малые народы Кавказа и их хозяйственная деятельность», «Малые народы Сибири и их хозяйственная деятельность», « Северный Кавказ- регион туризма и рекреации по международным стандартам», и др. Или задействовав всю школу провести «День урока географии» и в каждом классе провести уроки по темами о России. В начальной школе могут проводить старшеклассники.
Выводы
В новом федеральном государственном образовательном стандарте усилена ориентация на комплексный результат, а именно единство личностных, метапредметных и предметных результатов(схема1).
Схема1
Структура требований к результатам школьного географического образования (по материалам ФГОС) | ||
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Ценностно-смысловые установки личностной позиции; Социальные компетенции; Мотивы деятельности; Позиции, определяющие гражданскую и национальную идентичность; | Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, ком- муникативные); Межпредметные понятия; | Система эмпирических и теоретических знаний; Основа научной картины мира; Опыт получения, преобразования и применения предметных знаний; Предметные (географи- ческие) умения; |
Основу личностных результатов составляют образовательные достижения учеников, которые позволяют развиваться всю жизнь и реализовывать собственный творческий потенциал в духовной сфере и профессиональной деятельности, быть социально мобильным, ответственно принимать решения, выражать собственную позицию и оценивать окружающие события и поступки людей.
Основу метапредметных результатов составляют социальное, познавательное и коммуникативное развитие личности учеников, например вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение её преобразовывать, передавать; способность к самостоятельному освоению новых знаний и приобретению практических умений, ставить цели, осуществлять контроль и самоконтроль.
Основой предметных результатов являются базовые(фундаментальные) географические знания и умения, которые составляют географическую картину современного мира.
Универсальные учебные действия в концепции ФГОС- это обобщённые способы деятельности, которые способствуют саморазвитию и самосовершенствованию обучающегося(А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова,С.В.Молчанова). В широком значении УУД –это умение учиться, т.е. способность к сознательному и активному приобретению нового опыта.
В концепции ФГОС и Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД (схема2).
Система универсальных учебных действий (составлено по материаламФГОС) | |||
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
Действия самоопределения; Действия смыслообразования; Действия самооценки; Действия нравственно-этического оценивания; | Действия знаково-символические (информационные); Действия логические (интеллектуальные); Действия постановки и решения проблем; Исследовательские действия; | Действия по осуществлению меж-личностного об-щения; Действия по осуществлению совместной деятельности (взаимодействия); Действия монологической речи; Действия,обеспечива-ющие личностную и познавательную рефлексию; | Действия целеполагания; Действия планирования; Составление плана и последовательности действия; Прогнозирование; Контроль; Коррекция; Оценка; Действия волевой саморегуляции; |
Схема2
Хотя выделены четыре блока, но в концепции ФГОС задача достижения личностных результатов выдвигается на первый план. Проблема достижения личностных результатов географического образования лежит в плоскости формирования у школьников не только УУД, но и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, толерантности, патриотизму. Ресурсный потенциал России как сырьевой, так и трудовой, очень большой, но вместе с этим большая территория и труднодоступные районы тормозят бурный экономический рост. Это многонациональная страна и поэтому огромное значение имеет изучение населения разных регионов: их традиционные занятия, элементы культуры, национальную одежду и т.д. Мне кажется данный метод работы помогает понять обучающимся, что в стране, в которой мы живём есть огромные запасы природных ресурсов, большой потенциал трудовых ресурсов, выдающиеся деятелями науки и культуры, многообразие народов, уникальные природные и архитектурные памятники. Россия –это одно целое и мы все должны найти применение приобретённых знаний для процветания нашей Родины. Эта методика выполняет следующие важнейшие функции УУД:
- обеспечивает деятельностный характер организации учебного процесса, т.е.учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребёнок осознавал все этапы её осуществления(от целепологания до рефлексивного оценивания);
- позволяет школьнику освоить различные виды деятельности(познавательную, организационную, коммуникативную, исследовательскую, проектную, практическую, оценочную и др.);
- раскрывает связь теории с практикой обучения, с жизнью;
- обеспечивает успешное усвоение географических знаний, формирование умений;
- способствуют личностному и профессиональному самоопределению учеников;
- закладывает основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования;
Список используемых источников:
1.Беловолова Е. А. Формирование универсальных учебных действий: методическое пособие// М., Вентана- Граф 2013
2.Душина И.В., Пятунин В. Б., Летягин А. А. и др.Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов// М.,Дрофа 2007
3.Душина И.В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей и студентов пед. университетов и институтов// М., Астрель 2008
4.Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие// М.,Народное образование 2002
5.Лукьянова М. И. Ценностные ориентации школьников как показатель результативности образовательного процесса// М., народное образование 2004
6.Максаковский В. П. Географическая культура: учебное пособие// М., ВЛАДОС 1998
7.Репринцева Ю. С. Методика написания курсовых и дипломных работ по курсу « Теория и методика обучения географии»: учебно - методическое пособие// БГПУ 2013
8.Федеральный образовательный стандарт по географии.- М., 2011
9.Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. -Санкт-Петербург, Виктория плюс 2011
10.Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике // М., Педагогика 1971
11.scool-collection.edu.ru
12. geo.1september.ru
Приложения
Комбинирование — соединение в одном предприятии разных производств, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одного по отношению к другим производствам.
Специализация производства — концентрация производства однородной продукции на отдельных предприятиях. Она может быть предметной (производство легковых машин), подетальной (производство подшипников) и технологической (выполнение особых операций).
Кооперирование —установление производственных связей между предприятиями, совместно участвующими в изготовлении определённой продукции.
Межотраслевой комплекс —это система предприятий различных отраслей, объединённых выпуском определённой продукции или производством определённых услуг.
Важнейшими межотраслевыми комплексами России являются :
топливно-энергетический; машиностроительный;
металлургический;
химико-лесной;
оборонно-промышленный; агропромышленный;
инфраструктурный.
Экономический район- это территория, страны, состоящая из нескольких субъектов (областей, республик, краёв), которая отличается от других своей специализацией.
Экономико-географическое положение (ЭГП)-
это положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное);
соседние районы и государства;
положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам страны;
положение по отношению к транспортным магистралям (железным дорогам, автомагистралям, трубопроводам, выход к морским путям).
Экономических районов 11:
1.Центральный (12 областей и Москва)
2.Центрально-Чернозёмный (5 областей)
3.Северо-Западный (3 области и Санкт-Петербург)
4.Северный (3области, 2республики, 1автономный округ)
5.Волго-Вятский (2области и 3республики)
6.Поволжский (6 областей и 3республики)
7.Северо-Кавказский (1область, 2края,
7республик)
8.Уральский (5областей и 2республики)
9.Западно-Сибирский (5областей, 1край, 1республику, 2автономных округа)
10.Восточно-Сибирский (3республики, 1край, 2области, 5автономных округов)
11.Дальневосточный (2 края,1республика, 4области, 2автономных округа , 1автономная область)
Центральный экономический район
Площадь: 483тыс.кв.км.
Население: 29млн.чел.
Центрально-Черноземный экономический район
Площадь: 167,7тыс.кв.км.
Население: 7,7млн.чел.
Волго-Вятский экономический район
Площадь: 265,2тыс.кв.км.
Население: 7,5млн.чел.
Северный экономический район
Площадь: 1 млн. 466,3тыс. кв.км.
Население: 5,6 млн.чел.
Северо-Западный экономический район
Площадь: 196,5тыс.кв.км.
Население: 7,8млн.чел.
Поволжский экономический район
Площадь: 536,4 тыс.кв.км.
Население: 16,7 млн.чел.
Северо-Кавказский экономический район
Площадь: 355,1 тыс.кв.км.
Население: 17,5 млн.чел.
Уральский экономический район
Площадь: 824 тыс.кв.км.
Население: 20,2 млн.чел.
Западно-Сибирский экономический район
Площадь: 2млн.427 тыс.кв.км.
Население: 15млн.чел.
Восточно-Сибирский экономический район
Площадь: 4 млн.123 тыс.кв.км.
Население: 8,9млн.чел.
Дальневосточный экономический район
Площадь: 6 млн.216 тыс.кв.км.
Население: 7,1млн.чел.
Используя карту атласа, впишите пропущенные названия и центры
Центральный Район
Название подрайона | Название субъектов РФ | Административные центры субъектов |
Центральный | г.Москва Области Брянская - - - - - - - - - - - - Ивановская - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Московская Орловская Рязанская Смоленская - - - - - - - - - - - - - - - - Ярославская | - - - - - - - - - - - - - - Иваново Калуга Кострома - - - - - - Орёл Рязань Смоленск Тверь Тула - - - - - - - - - |
- - - - - - - - - - - - - | Республики - - - - - - - - Мордовия Чувашская Области - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | Йошкар-Ола - - - - - - - - - - - - - - - - Киров Нижний Новгород |
Центрально-Чернозёмный | - - - - - - - Белгородская Воронежская - - - - - - - - - - - - - - - Тамбовская | - - - - - - - Воронеж Курск Липецк - - - - - - |
Используя учебник и карту атласа, составьте характеристику народов Поволжья
Народ | Территория проживания | Языковая Семья | Вероисповедание |
Используя учебник и карту атласа, составьте характеристику народов Дальнего Востока
Народ | Территория проживания | Языковая Семья | Вероисповедание |
Используя учебник и карту атласа, составьте характеристику народов Кавказа
Народ | Территория проживания | Языковая Семья | Вероисповедание |
Распределите ресурсы из предложенного списка по тем регионам, в которых они определяют развитие хозяйства: агроклиматические, нефть и газ, железные руды, руды цветных металлов, горно-химическое сырьё, лесные ресурсы, пушнина, водные, рекреационные, информационные сети.
Поволжье | Европейский Юг |
Распределите ресурсы из предложенного списка по тем регионам, в которых они определяют развитие хозяйства: агроклиматические, нефть и газ, железные руды, горно-химическое сырьё, лесные ресурсы, пушнина, водные, рекреационные, информационные сети.
Урал | Западная Сибирь |
Распределите ресурсы из предложенного списка по тем регионам, в которых они определяют развитие хозяйства: агроклиматические, нефть и газ, железные руды, горно-химическое сырьё, лесные ресурсы, пушнина, водные, рекреационные, информационные сети.
Восточная Сибирь | Дальний Восток |
Распределите ресурсы из предложенного списка по тем регионам, в которых они определяют развитие хозяйства: агроклиматические, нефть и газ, железные руды, горно-химическое сырьё, лесные ресурсы, пушнина, водные, рекреационные, информационные сети.
Север | Северо-Запад |
Характеристика №1
1.) Это самый маленький по площади район.
2.) Важнейшая отрасль специализации - машиностроение.
3.) Крупнейший город района – морской порт.
Ответ: Северо-Западный район.
Характеристика №2
1.) На территории этого района находится несколько крупных морских портов.
2.) Отраслями специализации являются рыбная, цветная металлургия, лесная.
3.) Район имеет территориальные претензии со стороны «морского соседа».
Ответ: Дальневосточный район.
Характеристика №3
1.) Это один из самых крупных по площади районов России.
2.) Отраслями специализации являются: гидроэнергетика, лесная, цветная металлургия.
3.) На территории района нет городов миллионников
Ответ: Восточная Сибирь
Характеристика №4
1.) В районе очень благоприятные природные условия.
2.) Отрасли специализации: АПК, рекреационное хозяйство.
3.) Важная проблема района – водная.
Ответ: Северный Кавказ
Характеристика №5
1.) В состав района входят только области.
2.) Это индустриальное ядро России.
3.) Отраслями специализации являются точное и наукоемкое машиностроение, химическая и текстильная промышленность.
Ответ: Центральный район.
Характеристика №6
1.) Это район нефти, газа и угля.
2.) Значительная часть района заболочена.
3.) Распространен «вахтовый» метод работы.
Ответ: Западная Сибирь.
Характеристика №7
1.) На территории района находится старая металлургическая база.
2.) Это сухопутный район.
3.) Одна из отраслей специализации – тяжелое машиностороение.
Ответ: Урал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка алгоритма работы с монолингвальными словарями на примере Longman Active Study Dictionary
Данная работа является методической разработкой алгоритма работы с монолингвальными словарями. Использование монолингвальных словарей позволяет определить более точное значение слова, что важно для то...
Контрольная работа "Регионы России"
данная работа предназначена для проверки уровня освоения раздела "Эконоические районы России" в 9 классе...
СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. ТЕЗИСЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В материале приводится методическое содержание урока с использованием предложенной ранее методической модели формирования регулятивеных универсальных учебных действий учащихся в процечче обучения биол...
"Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках физики при проведении лабораторной работы"
Работа защищена на курсах повышения квалификации по именному образовательному чеку. "Преподавание физики в условиях обновления содержания образования"...
Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к регионам России в процессе изучения географии
Ценностные ориентации - важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности - длительный и сложны...
Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка и задания, позволяющие сформировать регулятивные УУД у учащихся
Определение регулятивных УУД. Виды регулятивных УУД. Задания для формирования регулятивных УУД на уроках английского языка...
Самостоятельная работа по географии по теме "Природа регионов России"
Карточка для индивидуальной работы...