СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. ТЕЗИСЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
В материале приводится методическое содержание урока с использованием предложенной ранее методической модели формирования регулятивеных универсальных учебных действий учащихся в процечче обучения биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_ruud.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Корягин Дмитрий Александрович
ТЕЗИСЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Специальность 13.00.02 – Теория и методика обучения и
воспитания (биология)
Москва 2015
В целях проверки эффективности предложенной нами методической модели был проведен педагогический эксперимент, базой для которого являлась МОУ Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 2 и МОУ Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 8 г. Дмитрова. В эксперименте участвовали 206 учащихся 6-х и 8-х классов. В процессе подготовки и интерпретации результатов эксперимента, нами были приняты во внимание идеи А.С. Сиденко. [118]
Согласно запланированному ходу эксперимента, внедрение методической модели происходило в несколько этапов:
На первом этапе нами была разработана структура экспериментальных уроков, в соответствии с методической моделью, определены критерии оценки уровня способностей учащихся к применению регулятивных универсальных учебных действий (см. таблицу 13).
Как становится видно из таблицы 13, в качестве среды для формирования регулятивных универсальных учебных действий нами был выбран классический комбинированный урок, которому, согласно результатам проведенного опроса, учителя отдают наибольшее предпочтение. Ключевым аспектом, отличающим структуру нашего урока от типовых, является последовательность и специфика методических приемов, которые направлены на формирование не только учебных, но и общеучебных компетенций, включающих в себя и регулятивные универсальные учебные действия.
Таблица13
Критерии начисления баллов за выполнение этапов урока
Этап работы | Балл за выполнение | |
Верно | Не верно/не выполнено | |
1. Постановка цели и задач урока | Цель определена, сформулирована, отражает тему урока и содержание темы урока – 1 балл | Цель сформулирована не четко, существуют затруднения, либо не сформулирована вовсе – 0 баллов |
2.Определение важности, необходимости изучения материала урока, роли полученных знаний в дальнейшем изучении биологии, а так же в повседневной жизни | Выявлены мотивы учения, определена практическая и/или теоретическая значимость получаемых знаний – 1 балл | Мотивы не выявлены/определены не четко – 0 баллов |
3. Выбор путей и способов решения задач и достижения поставленных целей | Указаны и применены более 2-х способов получения информации об изучаемом объекте, системе, процессе живой природы – 1 балл | Указан лишь один источник получения новых знаний (учебник)/Не указан ни один из возможных источников – 0 баллов |
4. Получение (добывание) новых знаний, касающихся темы заявленного урока. | Даны определения понятий, имеются схемы, рисунки, пояснения, элементы конспекта. | Отсутствуют определения понятий, схемы, рисунки, пометки и т.д. – 0 баллов |
5. Выявление возникших противоречий между знаниями и умениями, полученными на уроке, и теми, что имелись до урока. | Имеется описание возникших противоречий либо указано их отсутствие – 1 балл | Пункт игнорируется (не указано наличие или отсутствие противоречий)/противоречие сформулировано не четко. – 0 баллов |
6. Самооценка качества собственной работы на уроке. | Дана объективная оценка собственной деятельности на уроке, полученным знаниям и умениям. – 1 балл | Существуют затруднения в самооценке/не способность оценить собственную работу на уроке – 0 баллов |
На втором этапе были определены методические приемы, позволяющие в полной мере реализовать отдельные этапы урока, тем самым обеспечить функционирование методической модели на должном уровне, активизировав самостоятельный подход учащихся к учебно-познавательной деятельности. Определена их последовательность, обеспечивающая формирование универсальных учебных действий регулятивного характера.
1. Методический прием «Блиц-опрос». Применяется на первом этапе урока, в целях активизации внимания учащихся, повторения и актуализации опорных знаний, понятий.
2. Методический прием «Мозговой штурм», направлен, прежде всего, на формирование способностей учащихся к самостоятельной постановки цель и задач урока, выявлению наиболее важных элементов знаний, к освоению которых они должны стремиться, а так же определению путей и ресурсов для решения поставленных задач. Методического прием «мозговой штурм», позволяет так же формировать побуждения к деятельности учащихся на уроках биологии, а как следствие, мотивацию к изучению того или иного материала.
3. Методический прием «Исследование». Суть приема заключается в том, чтобы поставить учащихся в роль «первооткрывателей», создать преодолимые трудности на пути к достижению поставленной цели. Вместе с тем задачей остается постоянный контроль и взаимодействие педагога с классом, отраженный в деятельностном компоненте разработанной методической системы. При осуществлении методического приема происходит освоение учащимися новых компетенций, способностей к поиску информации, ее обработке, генерации выводов и заключений, использованию различных традиционных средств обучения (учебников, схем, книжных пособий, справочников), а так же современных средств ИКТ для поиска новых знаний.
4. Методический прием «Ретроспектива». Данный прием назван по аналогии с явлением, имеющим место в программировании. Суть приема заключается в обзоре проделанных действий, выявлению ошибочных мнений и суждений, их корректировке, а так же определению недостатков выбранных источников и ресурсов, заключенной в них информации.
5. Методический прием «Рефлексия» позволяет учащимся самостоятельно оценить проделанную на уроке работу, опираясь на наличие знаний по теме, записей в рабочей тетради, способностей продемонстрировать освоенные компетенции.
На третьем этапе, мы определили структуру экспериментального обучения, подразумевающего постепенное внедрение разработанной методической модели которое происходило так же в несколько шагов.
Первый шаг. Раскрытие для учащихся особенностей работы на уроке по новой для них схеме (см. приложение). Предпочтение отдавалось постановкой проблемных вопросов, возникающих по ходу изложения нового материала. Обоснование этому таково – необходимо было заинтересовать учащихся возможностью размышлять над вопросами, обсуждать варианты ответов с аудиторией и учителем, почувствовать свой контроль и ведущую роль над процессом обучения.
Второй шаг связан с усложнением структуры уроков путем создания проблемных ситуаций, требующих дедуктивного, индуктивного мышления школьников, способности к анализу полученной информации, с сохранением возможности дискутировать. Второй шаг подразумевал возможность самостоятельного использования учащимися различных информационных ресурсов (книги, справочники, пособия и т.д.). Для экспериментальной работы большую роль в организации второго шага сыграли современные ИКТ выбранные нами в качестве ресурса функционирования разработанной методической системы. Мультимедийные приложения, взятые из УМК, обеспечили интерактивность урока – позволяя учащимся, во-первых, визуально наблюдать графическую, текстовую, видео - информацию, не давая отвлекаться от разрешения созданной проблемной ситуации, а во вторых дать возможность проследить верность или ошибочность своих размышлений, сориентироваться в массе информации Всемирной сети Интернет.
Третий шаг - характеризуется сочетанием в структуре урока всех элементов проблемного обучения, это – проблемные вопросы, проблемные ситуации и проблемные задачи, которые требуется решить в этой ситуации. Контакт учителя с классом так же не теряет свой первоначальный смысл, и проявляется через демонстрацию иллюстрированных приложений, кратких рекомендаций и принятием на себя роли вспомогательного источника информации, в случае возникновения у учащихся различного рода затруднений. Кроме того, на третьем шаге, используя такие технические средства, как персональные компьютеры, которыми оборудован кабинет, мобильные телефоны и смартфоны с доступом к Всемирной сети, а так же планшетные компьютеры, широко применяющиеся в настоящее время практически во всех видах деятельности современного человека, учащиеся получали доступ к накопленным знаниям по теме урока. Все это показывает факт реализации элементов информатизационного, проблемного, объяснительно-иллюстративного обучения, что является необходимым условием работы нашей методической модели.
Как было отмечено ранее, предлагаемая нами методическая модель формирования регулятивных универсальных учебных действий носит универсальный характер. Таким образом, представляется возможными ее применение в рамках практически всех уроков биологии старших и младших классов. Не случайно, в качестве экспериментальных уроков нами были выбраны те темы раздела, которые наиболее полно отражают системность всего живого на планете, как строение организма человека, так и растения, и процессов в них происходящих. В качестве примера применения интегративной методической модели приведем урок в 6 классе, с заявленной темой «Фотосинтез», а так же урок в 8 классе, на тему «Общий обзор дыхательной системы человека».
Результаты экспериментальной проверки разработанной интегративной методической модели в рамках изучения курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» в 6-х классах.
Темы уроков экспериментального обучения:
- «Строение цветка»;
- «Распространение плодов и семян»;
- «Химический состав растений»;
- «Минеральное питание растений»;
- «Фотосинтез»,
- «Дыхание растений»;
- «Испарение воды растениями»;
- Передвижение минеральных веществ»;
- «Растительный организм как единое целое».
Планирование учебного материала урока на тему «Фотосинтез»
Цель урока: Актуализировать знания полученные учащимися при изучении раздела курса «Строение растительной клетки», «Строение листа», а так же знания, полученные ими при изучении пропедевтического курса «Природа. Живая и неживая», о различных факторах живой и неживой природы. Закрепить основные понятия: основная ткань органоид, пластид, хлорофилл, хлоропласт. Закрепить основные понятия: органические вещества, неорганические вещества, питание растений, энергия. Сформировать представление о важности процесса фотосинтеза для существования планеты Земля, представления о данном процессе как о системе и важности и незаменимости каждого из отдельных ее элементов.
Воспитательная задача урока: Актуализировать знания учащихся об исторических фактах, касающихся открытий в биологии, показать их важность для общества, фундаментальность, незаменимую роль этих открытий в дальнейшем развитии биологии. Показать роль советских ученых в развитии представлений о фотосинтезе.
Развивающая задача урока: Сформировать умения к анализу информации полученной в ходе урока, синтезу понятий в систему, умение применят различные логические действия для ответа на проблемные вопросы, понимать их структуру и механизм. Продолжить формирование способностей к ведению дискуссии, формулированию определений, умений лаконично высказывать свои мысли и ответы, самостоятельно выбирать верные пути для достижения поставленных целей и преодолению возникающих затруднений при помощи различных источников знаний. Продолжить развитие умений учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации через использование современных средств ИКТ, производить ее анализ. Развивающие задачи урока отражают целевой компонент разработанной нами методической системы формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Ресурсы: Универсальная инструктивная карта для работы на уроке биологии, персональные компьютеры, портативные компьютеры, коммуникаторы, смартфоны, планшетные компьютеры. Мультимедиа проектор, программа для создания презентационных роликов Microsoft Office Power Point 2003. Microsoft Paint, набор мультимедиа приложений. Таблицы, схемы, макеты. Справочные материалы. Набор ресурсов необходимых для реализации этапов урока отражается в содержательном компоненте внедряемой нами методики.
Таблица 14
Ход урока «Фотосинтез» при использовании предложенной экспериментальной интегративной методической модели.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые элементы |
1. Организационный | Проверка по журналу отсутствующих. Применение приемов установление дисциплины, готовности к уроку. Приемы концентрации внимания | Участие в проверке отсутствующих. Завершение действий по подготовке к уроку. | Дисциплинированность, Организованность. |
2. Этап постановки целей и задач урока | Методический прием «Блиц-опрос» - повторение и актуализация опорных понятий. Оглашение темы урока. | На основе актуализированного материала, опорных понятий и заявленной темы урока, формулировка целей и задач урока «фотосинтез» | Целеполагание. Логические действия: 1)Анализ понятий; 2)Синтез понятий; 3)Индукция-дедукция |
3. Этап создание мотивации (Мотивационный) | Методический прием «Мозговой штурм»- постановка проблемных вопросов: «Происхождение кислорода на планете», «Зависимость жизни на Земле от растений», «Что произойдет, если растения исчезнут?» | Работа над проблемными вопросами. На основе умозаключений выявление собственных мотивов изучения данного урока, с фиксацией их в рабочую тетрадь. | Целеполагание. Логические действия: 1)Анализ понятий; 2)Синтез понятий; 3)Индукция-дедукция Мотивы к самостоятельной учебно-познавательной деятельности |
4. Этап получения новых знаний | Методический прием «Исследование». Применение элементов объяснительно-иллюстративной методики, краткое объяснение основных деталей темы с использованием наглядного материала, создание ориентиров для дальнейшей самостоятельной работы учащихся. Создание проблемной ситуации. Постановка вопросов для текущего контроля. Формулирование проблемного вопроса на самостоятельное рассмотрение дома. | Использование различных информационных источников. Поиск и обработка учебной информации. Фиксирование информации в рабочую тетрадь. Освоение новых понятий. | Умения работать с различными источниками информации. Логические действия: 1) Анализ понятий; 2) Синтез понятий; 3) Индукция-дедукция 4) Элементы критического мышления 5) Элементы абстрактного мышления Развитие способностей к диалогу и монологу, способностей вести беседу. Самоконтроль |
5. Рефлексивно-оценочный этап (Завершающий) | Методический прием «ретроспектива», методический прием «рефлексия» Формулировка домашнего задания. Проверка результатов деятельности учащихся на уроке. Запись домашнего задания на доске. | Самостоятельная оценка проделанной на уроке работы, обзор примененных действий, источников и ресурсов, выявление их недостатков. Само корректировка способов достижения целей. Выявление противоречий. Запись домашнего задания. | Самоконтроль и самокоррекция действий Умение анализировать, сравнивать, выбирать наиболее эффективнее ресурсы и пути их применения. Способность к оценке собственной деятельности, рефлексивному анализу проделанной работы, затруднений и недочетов. |
Из таблицы хода урока мы видим, что основную образовательную нагрузку несет в себе четвертый этап урока, который при использовании экспериментальной методики, характеризуется чередованием изложения материала учителем, просмотром анимационных (видео) роликов, и постановкой проблемных вопросов, с самостоятельной работой учащихся, основанной на поиске и обработке нужной информации с использованием различных ее источников.
На четвертом этапе нами были проведены педагогические измерения, эффективности внедрения интегративной методической модели, на уроках биологии.
В качестве методики расчета полученных результатов нами использовалась общеизвестный статистический метод вычисления простой средней арифметической:
Где [X] – средний балл класса за выполнение определенного этапа урока; [∑xi] – сумма баллов учащихся за выполнение определенного этапа; [n] – общее число учащихся в классе.
Важным оставалось подтвердить или опровергнуть существование тенденции к повышению эффективности формирования регулятивных универсальных учебных действий, после внедрения модели при изучении ряда тем курса, а так же корреляцией их с показателями качества обучения и средним баллом успеваемости, так как не исключается возможность снижения его показателей ввиду акцентирования нашего внимания на реализации метапредметного компонента.
Диаграмма 13Результаты экспериментальной проверки эффективности методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий
в 6-х классах.
Средний балл за этап.
Из результатов экспериментальной проверки разработанной методической модели в 6-х классах следует:
1) От начала экспериментального обучения до его завершения наблюдается повышение среднего балла за выполнение каждого этапа урока, соответствующего отдельному регулятивному действию. Это свидетельствует об эффективности предложенной методической модели. К моменту завершения экспериментального обучения средний бал составляет от 0,95 до 1, что совпадает с нормативным уровнем эффективности, установленным нами для методической модели. Согласно принципу эмерджентности, который учитывался нами в процессе разработки, мы можем утверждать то, что недостаток в 0.05 балла, является резервным, и использующимся на подавление внешних факторов, негативно сказывающихся на процессе формирования регулятивных универсальных учебных действий;
2) специфическая структура предложенной методической модели позволила производить постоянный мониторинг процесса эксперимента, выявлять возникающие затруднения и своевременно корректировать дальнейшую работу. В соответствии с содержанием темы, особенностями психологической обстановки на момент отдельных уроков в рамках эксперимента, нами были внесены изменения в содержательный компонент модели, а именно: варьирование количества элементов проблемного подхода, объяснительно-иллюстративного подхода, соответствующих методических приемов, применяемых для формирования мотивации учащихся к изучению нового материала; изменение временных интервалов, отводимых на выполнение этапов тех этапов урока, на которых учащиеся испытывают те или иные сложности;
3) повышение эффективность работы с применением предложенной методической модели происходит постепенно, по мере освоения учащимися новой для них системы получения знаний, в соответствии с определенными нами этапами ее внедрения в образовательный процесс.
6) учащиеся младших классов на момент эксперимента обладали некоторыми разрозненными приемами самостоятельной деятельности, о чем свидетельствуют полученные на начальных этапах результаты. Дальнейшее использование экспериментальной модели позволило систематизировать данные приемы, используемые учащимися для поставки целей и задач, выбора путей их достижения, самокоррекции и рефлексии;
Таким образом, мы можем констатировать повышение эффективности формирования способностей к регуляции собственной познавательной деятельности, повышением уровня самостоятельности в данном процессе.
Рассмотрим результаты экспериментальной проверки разработанной интегративной методической модели в рамках изучения курса «Биология. Человек» в 8-х классах.
Темы уроков экспериментального обучения:
- «Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей»;
- «Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание»;
- «Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды»;
- «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания»;
- «Питание и пищеварение»;
- «Пищеварение в ротовой полости»;
- «Пищеварение в желудке и 12-ти перстной кишке»;
- «Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени»;
- «Регуляция пищеварения».
(С использованием учебника «Биология. Человек» Беляева Д.К., Воронцова Н.Н., Дымшицы Г.М. и др.) [12]
Планирование учебного материала урока на тему
«Общий обзор дыхательной системы человека»
Цель урока: Актуализировать знания полученные учащимися при изучении раздела курса «Строение клетки», «Общий обзор организма человека» «Ткани организма человека», а так же знания, полученные ими при изучении курса «Биология. Животные», использовать знания о строении дыхательной системы млекопитающих, знания, полученные при изучении курса неорганической химии в качестве опорных. Закрепить основные понятия: органоид клетка, ткань, орган, система органов, организм. Закрепить основные понятия: органические вещества, неорганические вещества, питание, энергия. Сформировать представление о важности процесса дыхания в жизнедеятельности человека, представления о данном процессе как о системе и важности и незаменимости каждого из отдельных ее элементов.
Воспитательная задача урока: Актуализировать знания учащихся об исторических фактах, касающихся открытий в области биологии и в частности анатомии, показать их важность для общества, классической и современной науки, фундаментальность, незаменимую роль этих открытий в дальнейшем развитии биологии. Показать роль советских ученых в развитии представлений о строении дыхательной системы, ее физиологии. Сформировать начальные понятия о гигиене дыхательной системы, о факторах благотворно и неблаготворно влияющих на ее функционирование.
Развивающая задача урока: Сформировать умения к анализу информации полученной в ходе урока, синтезу понятий в систему, умение применят различные логические действия для ответа на проблемные вопросы, понимать их структуру и механизм. Продолжить формирование способностей к ведению дискуссии, формулированию определений, умений лаконично высказывать свои мысли и ответы, самостоятельно выбирать верные пути для достижения поставленных целей и преодолению возникающих затруднений при помощи различных источников знаний. Продолжить развитие умений учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации через использование современных средств ИКТ, производить ее анализ. Развивающие задачи урока отражают целевой компонент разработанной нами методической системы формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Ресурсы: Универсальная инструктивная карта для работы на уроке биологии, персональные компьютеры, портативные компьютеры, коммуникаторы, смартфоны, планшетные компьютеры. Мультимедиа проектор, программа для создания презентационных роликов Microsoft Office Power Point 2003. Microsoft Paint, набор мультимедиа приложений. Таблицы, схемы, макеты. Справочные материалы.
Таблица 15.
Ход урока «Общий обзор дыхательной системы» при использовании предложенной экспериментальной интегративной методической модели.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые элементы |
1. Организационный | Проверка по журналу отсутствующих. Применение приемов установление дисциплины, готовности к уроку. Приемы концентрации внимания | Участие в проверке отсутствующих. Завершение действий по подготовке к уроку. | Дисциплинированность, организованность. |
2. Этап постановки целей и задач урока | Методический прием «Блиц-опрос» - повторение и актуализация опорных понятий. Оглашение темы урока. | На основе актуализированного материала, опорных понятий и заявленной темы урока, формулировка целей и задач урока «Общий обзор дыхательной системы человека» | Целеполагание. Логические действия: 1)Анализ понятий; 2)Синтез понятий; 3)Индукция-дедукция. Умение работать с опорными понятиями, проводить аналогические связи. |
3. Этап создание мотивации (Мотивационный) | Методический прием «Мозговой штурм»- постановка проблемных вопросов: «Развитие дыхательной системы», «Связь дыхательной системы с другими системами органов», «Отличия строения дыхательной системы человека от животных» | Работа над проблемными вопросами. На основе умозаключений выявление собственных мотивов изучения данного урока, с фиксацией их в рабочую тетрадь. | Целеполагание. Логические действия: 1)Анализ понятий; 2)Синтез понятий; 3)Индукция-дедукция Мотивы к самостоятельной учебно-познавательной деятельности Умение работать с опорными понятиями, проводить аналогические связи. |
4. Этап получения новых знаний | Методический прием «Исследование». Применение элементов объяснительно-иллюстративной методики, краткое объяснение основных деталей темы с использованием наглядного материала, создание ориентиров для дальнейшей самостоятельной работы учащихся. Создание проблемной ситуации. Постановка вопросов для текущего контроля. Формулирование проблемного вопроса на самостоятельное рассмотрение дома. | Участие в беседе, ответы на вопросы учителя, выполнение записей, пометок в рабочей тетради. Выбор подходящих ресурсов, источников информации для решения поставленных задач, целей. Выполнение рисунков, схем. Поиск и обработка необходимой информации в выбранных источниках. | Умения работать с различными источниками информации. Логические действия: 1)Анализ понятий; 2)Синтез понятий; 3)Индукция-дедукция 4)Элементы критического мышления 5)Элементы абстрактного мышления Развитие способностей к диалогу и монологу, способностей вести беседу. Самоконтроль Умение работать с опорными понятиями, проводить аналогические связи. |
5.Рефлексивно-оценочный этап (Завершающий) | Методический прием «ретроспектива», методический прием «рефлексия» Формулировка домашнего задания. Проверка результатов деятельности учащихся на уроке. Запись домашнего задания на доске. | Самостоятельная оценка проделанной на уроке работы, обзор примененных действий, источников и ресурсов, выявление их недостатков. Самокорректировка способов достижения целей. Выявление противоречий. Запись домашнего задания. | Самоконтроль и самокоррекция действий. Умение анализировать, сравнивать, выбирать наиболее эффективнее ресурсы и пути их применения. Способность к оценке собственной деятельности, рефлексивному анализу проделанной работы, затруднений и недочетов. |
Диаграмма 14
Результаты экспериментальной проверки эффективности методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий
в 8- х классах.
Средний балл за этап.
Из результатов проверки методической модели в 8-х классах общеобразовательной школы следует:
1) на начальном этапе экспериментально обучения, учащиеся 8-х классов демонстрировали наличие приемов самостоятельной учебной деятельности, способностей производить основные логические операции с информацией, но, также как в 6-х классах, они оставались несколько разрозненными. Тем не менее, уровень развития таковых способностей оказался значительно выше, нежели чем у учащихся младших классов. Причиной этому является возраст учащихся 8-х классов, наличие учебного опыта и соответствующий уровень психологического развития;
2) на протяжении экспериментального обучения наблюдается положительная динамика показателей баллов за выполнение этапов уроков, связанных с применением того или иного регулятивного универсального учебного действия. Это свидетельствует о том, что учащиеся повысили уровень своих способностей к целеполаганию, благодаря работе методической модели, которая позволила систематизировать разрозненные умения, повысить мотивацию к изучению материала уроков, уровень способностей к выбору путей достижения поставленных задач, эффективных средств и ресурсов, и как следствие – их применение в процессе получения новых знаний;
3) не смотря на существование некоторых затруднений и кратковременное снижение показателей относящихся к 4 и 5 этапу уроков, связанных с применением способностей к самоконтролю и самокоррекции полученных результатов и путей их достижения, мы можем регистрировать их стабильное повышение к моменту окончания экспериментального обучения. Получить положительные результаты нам так же позволила специфика методической модели, в соответствии с которой вносились необходимые коррективы в ее содержательный компонент с учетом особенностей и сложностей учебного материала, а также психо-физиологической обстановкой в классе на момент изучения новой темы;
4) к 7 уроку экспериментального обучения мы можем наблюдать у учащихся повышение способностей к применению практически всех регулятивных универсальных учебных действий;
5) причиной возникающих у учащихся некоторых затруднений нами усматривается в том, что на данном этапе происходило резкое усложнение биологического материала, содержащего сведения о заболеваниях дыхательной системы, химических основ их функционирования пищеварительной системы, появление многочисленных новых терминов, по большей части медицинских, названий процессов и т.д.
Результаты экспериментальной проверки подтверждают эффективность предложенной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий. Но, на наш взгляд, важным являлся еще один существенный аспект, а именно – влияние использования экспериментальной методической модели на показатели качества усвоения учебного материала, и средний балл.
На завершающем этапе экспериментальной проверки эффективности предложенной методической модели была проведена контрольная работа среди учащихся 6-х и 8-х классов, с целью определения показателей коэффициента усвоения учебного материала, на уроках биологии, на период экспериментального обучения. В качестве заданий были предложены контрольно-измерительные материалы зарытого типа, проверяющие основные элементы знаний.
Анализ результатов тестирования и расчет коэффициента усвоения материала нами производился по методике, предложенной А.В. Усовой, согласно которой:
В том случает, если полученное значение попадает в эталонный интервал данных коэффициента усвоения материала от 0,65 до 0,80, его можно считать положительным показателем. [133]
Для удобства и наглядности результатов мы рассчитали средний показатель коэффициента усвоения для каждой экспериментальной группы (6-х и 8-х классов).
Диаграмма 15.
Коэффициент усвоения учебного материала
учащимися 6-х и 8-х классов
Из диаграммы 16 становится видно, что в 8-х классах значение коэффициента усвоения несколько выше, чем в 6-х. По нашему мнению, причиной тому служит более высокий уровень умственного и психологического развития старшеклассников, наличие у них учебного опыта, а так же большего опыта работы с тестовыми заданиями, нежели чем у учащихся младших классов. Тем не менее, полученные значения во всех двух экспериментальных группах находятся в интервале от 0,65 до 0,78, что, согласно методике Усовой, подтверждает достаточно высокий уровень усвоения учебного материала. Таким образом, мы можем утверждать, что использование предложенной методической модели не только не вредит процессу усвоения предметных знаний, но и в какой-то степени способствует повышению его эффективности.
§ 2.4. Методические условия эффективности процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии
Проанализировав данные полученные в ходе экспериментальной проверки разработанной нами методической методики, мы можем говорить об эффективности ее использования как в младших, только начинающих изучать биологию, так и в старших классах общеобразовательных школ. Тем не менее, в течение экспериментального обучения наблюдался некоторый процент отклонений от обозначенного нами эталона. Часть из этих отклонений, были учтены нами как, проявление принципа внешнего дополнения, используемого нами в процессе разработки методической модели, заключающегося в компенсации отрицательного воздействия различных факторов внешней среды. Основываясь на результатах эксперимента, мы можем делать выводы относительно необходимости создания определенных методических условий, обеспечивающих высокий уровень эффективности процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий. Но прежде чем конкретизировать те или иные методические условия, нам необходимо подробнее остановиться на тех факторах, действие которых может повлиять на продуктивность.
- Общий уровень успеваемости в учебе. Тот уровень владения учащимися специальными компетенциями, полученными в ходе изучения предыдущих курсов биологии, а так же обещеучебных умений, освоенных ими при изучении других предметов школьной программы, во многом будут способствовать получению положительных результатов при использовании методической модели. Тем не менее, наша модель, в первую очередь, ориентирована именно на формирование системы общеучебных умений – регулятивных универсальных учебных действий, и исходя из этого, высокий уровень успеваемости в учебе, будет являться лишь дополнительным фактором, способствующим эффективности методической модели;
- Общая психологическая обстановка в классе. Фактор, который прямым образом сказывается на эффективности как традиционного, так и экспериментального обучения с использованием экспериментальной методической модели;
- Уровень компетентности учителя. Несомненно, самый многокомпонентный фактор, включающий в себя и наличие общей профессиональной подготовки педагога, и специфических профессиональных компетенций, связанных с таким сложным процессом, как формирование универсальных учебных действий. Знания учителя, касающиеся общих принципов, на которых строится данный процесс, а так же детальной характеристики видов универсальных учебных действий, в данном случае регулятивных, играют главную роль. Педагогу, приступающему к работе по любой новой методике, необходимо иметь целостное представление об особенностях регулятивных универсальных учебных действий и той роли, которую они играют в развитии мировоззрения ребенка, качеств его личности. Кроме того, одним из показателей данного фактора является наличие у педагога ИКТ-компетенций, что совершенно необходимо на сегодняшний не только для обеспечения работы новейших методических систем, но и для организации полноценного процесса обучения, соответствующего современному уровню развития образования, науки и социума.
- Индивидуальные психофизиологические особенности учащихся (группы учащихся, класса). В педагогической практике, довольно часто встречается пример того, что у учащихся параллельных классов различно проявляется их познавательная активность. Одним учащимся удается достаточно быстро усвоить логические основы работы, другие же несколько затрудняются в выполнении определенных этапов деятельности в силу своей общей подготовки, а так же психологического состояния на данный момент. Учет данного фактора во многом обеспечивает успешность работы.
- Обеспеченность учебного учреждения и оснащенность кабинета биологии всеми необходимыми для достижения поставленных целей современными и традиционными средствами обучения, является залогом успешности формирования регулятивных универсальных действий с помощью разработанной методики.
На основе выделенных нами факторов, в большей или меньшей степени влияющих на эффективность обучения с применением разработанной методики, представляется возможным обозначить основные методические условия развития регулятивных универсальных учебных действий.
1. Компетентность педагога:
а) понимание важности и необходимости формирования универсальных учебных действий школьников, умение ориентироваться в их классификации и специфических особенностях;
б) знания и умения учителя, касающиеся современных и традиционных методик проведения уроков биологии, а так же различных методических приемов;
в) владение современными информационно-коммуникационными ресурсами, средствами, обеспечивающими высокий уровень качества проводимых занятий, в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Индивидуально-личностный подход. Соблюдение данного условия характеризуется необходимостью постоянного мониторинга эффективности процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий, а так же динамики качества обучения в целом. Как было указано в анализе результатов экспериментальной работы, очень важным остается наличие прочной связи между учителем и учащимся, которая помогает вовремя определить возникающие затруднения в выполнении учеником того или иного этапа урока, с которым связанно приобретение определенных компетенций. Своевременное определение возникающих сложностей позволяет скорректировать дальнейшую работу по разработанной нами методике. Таковая корректировка связана с увеличением общего количества времени на включение в работу по новой системе для определенного класса. Так же процесс корректировки предусматривает изменение количества времени отведенного на выполнение того или иного этапа урока, который каким то образом вызывает затруднение у ученика, что позволяет ему сосредоточится на заполнении пробелов в своих умениях.
3. Использование системно-деятельностного подхода. Так как данный подход лежит в основе фундаментального ядра федеральных государственных образовательных стандартов, то представляется возможным его использование и для реализации отдельных компонентов данных стандартов, и в частности, организации процесса формирования и развития системы регулятивных универсальных учебных действий.
4. Последовательность. К процессу формирования регулятивных универсальных учебных действий познавательного блока следует подходить постепенно и своевременно, учитывая преемственность между курсами биологии в общеобразовательной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Научная статья в журнале МАНПО "Педагогическое образование и наука" На настоящем этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, важным остается вопрос, ...
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе (ФГОС)
в документе подробно рассказывается применение регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе. Разработан материал проектирования уроков с применением регулятивных универсал...
"Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках физики при проведении лабораторной работы"
Работа защищена на курсах повышения квалификации по именному образовательному чеку. "Преподавание физики в условиях обновления содержания образования"...
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики
В данной статье рассмотрены вопросы формирования регулятивных универсальных учебных действий. Под регулятивными УУД подразумеваются те действия обучающихся, которые позволяют обеспечить возможность уп...
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики
Регулятивные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности на уроках математики. В статье описываются виды деятельности на уроках....
Статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики"
В статье приводятся некоторые примеры, которые можно использовать на уроках математики по формированию регулятивных УУД....
Представление педагогического опыта по реализации системы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в общеобразовательной организации
Семинар Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологииКорягин Дмитрий Александрович...