Рабочая программа по географии для 5-9 классов
рабочая программа по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Габидуллина Гульназ Хадисовна

Рабочая программа по географии для 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5_-9_ventana_graf.docx64.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Талачево муниципального района

Стерлитамакский район Республики Башкортостан

   « Рассмотрено»                                  «Согласовано»                                      «Утверждаю»

                   Рук.ШМО Габидуллина Г.Х.______    Зам.дир. по УВР______

                                                              Музафарова З.Ю.                               Директор школы_____

     «___»   ________2018г.                   « __ » _______2018г                        Рахматуллина З.М.                                                                                                                                                                                      .                                                                                                                    пр. №      от «__» _____2018г                                                                                                                                        

                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету « География»

для 5-9 классов

Составитель Габидуллина Гульназ Хадисовна,

учитель  высшей категории

2018 год

Пояснительная записка

        Рабочая программа  по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» (5-9 классы) для основной школы разработана на основе:

      - Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.);

- Федерального государственного  стандарта основного общего образования второго поколения, утверждённого приказом МО  России от 17 декабря 2010 г. №1897;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2018-2019 учебный год (приказ №576 от 8 июня 2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»);

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной авторской программы по географии «География» 5 – 9 класс авторы  программы: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя М.: Вентана - Граф, 2016.        

    - Примерной программы основного общего образования по географии (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);

   - Авторской  программы по  географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» в 5-9 классы, А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя – М.: Вентана – Граф, 2016.

       в соответствии с

    - Образовательной программой МОБУ СОШ с.Талачево

- Положения о рабочей программе педагога МОБУ СОШ с.Талачево, утвержденного приказом директора № 64 от 04.09.2013г

- Учебного плана МОБУ СОШ с.Талачево на 2018-2019 учебный год.

 - Устава МОБУ СОШ с.Талачево.

        Место и роль в обучении:

Рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года в 5 и 6 классе, то есть 35 часов в год и 2 часа в неделю на протяжении учебного года в 7 – 9 классах, то есть 70 часов.    

       Для реализация учебной программы используется УМК, включающий:

     - Учебники «Начальный курс – География» 5 класс  - предметная линия учебников «География. Алгоритм успеха» А.А.Летягин  под общей редакцией В.П.Дронова,  издательский центр «Вентана – Граф» -2015 г.  

   - Учебник 6 класс - предметная линия учебников «География. Алгоритм успеха» А.А.Летягин  под общей редакцией В.П.Дронова,  издательский центр «Вентана – Граф» -2016 г.

     - Учебник 7 класс – предметная линия учебников «География. Алгоритм успеха» Душина И.В., Смоктунович Т.Л., Дронов В.П. издательский центр «Вентана – Граф» -2016 г.

    - Учебник 8 класс - предметная линия учебников «География. Алгоритм успеха» Пятунин В.Б., Таможняя Е.А./Под ред. Дронова В.П. издательский центр «Вентана – Граф» -2016 г.

    - Учебник 9 класс - предметная линия учебников «География. Алгоритм успеха» Таможняя Е.А.,  Толкунова С.М.. Под ред. Дронова В.П. издательский центр «Вентана – Граф» -2016 г.

    - Рабочая тетрадь – «Дневник географа – следопыта» автор А.А.Летягин издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г.

.     Общая характеристика учебного предмета

     География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

      Задачами изучения географии в основной школе являются:

- формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;

- познания на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях, что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;

- познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

- понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;

- глубокое и всестороннее изучение географии России  и мира, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;

- понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;

- формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Планируемые результаты освоения учебного предмета географии

     Личностные результаты изучения курса географии:

     Личностными результатами обучения географии является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.

     Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

    Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

   Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

     Метапредметные результаты изучения курса географии:

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- вычитывать все уровни текстовой информации.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

 - принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;

- воспринимать различные точки зрения;

- понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;

- контролировать свои действия в классе;

- слушать партнера; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

    Учащийся получит возможность научиться:

- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

- наблюдать за действиями других участников учебной деятельности;

- формулировать свою точку зрения;

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими,  вежливо общаться;

- совместно со сверстниками определять задачу групповой работы  (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта.

Предметные результаты изучения и курса географии:

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

- объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- читать план местности и карту;

- производить простейшую съемку местности;

- работать с компасом, картой;

- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы», «проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- обозначать на контурной карте географические объекты;

- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

- описывать погоду своей местности;

- вести простейшие наблюдения элементов погоды; вести полевой дневник.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИИ

    Содержание программы по географии структурировано в два блока «География    Земли» и «География России». В таком подходе реализован принцип логической целостности, от общего к частному.  Данная программа сохраняет некоторые традиционные подходы к структуре школьной географии. Блок «География Земли» традиционно разделён на две части – «Начальный курс географии» и «Материки, океаны, народы и страны». Данную программу реализуют следующие учебники:

   География. Начальный курс. 5-6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Jleтягин.

   География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Авторы И.В. Душина, T.JI. Смоктунович.

   География России. Природа. Население. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Авторы И.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.

   География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Авторы КА. Таможняя, С.Г. Толкунова.

       Основная цель «Начального курса географии» — систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;

- развить познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

                                         Содержание предмета курса географии 5 класса

    Введение. Географическое познание нашей планеты. (3 часа)

Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты.

Практическая работа №1. Наблюдение за изменением длины тени гномона.

   Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы. (5 часа)

Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний

   Раздел 2. Геосферы Земли. (25 часа)

   Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера - твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

Практическая работа №2 Создание конструктора литосферных плит

Рельеф  Земной  поверхности. Человек  и  литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Особенности  рельефа  своей  местности.

Практическая работа №3 Определение по карте географического положения гори равнин.

   Атмосфера. Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности  погоды своей местности

Практическая работа №4 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.

    Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения. Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.

Практическая работа №5 Определение по картам географических объектов.

    Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Практическая работа №6 Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.

    Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.

      На каждом уроке географии осуществляется практическая направленность и системно-деятельностный подход, но в КТП  внесено 6  оценочных практических работ.

                             Содержание предмета курса географии 6 класса

     Раздел «История географических окрытий» Географическое познание нашей планеты. Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.

    Раздел «Изображение земной поверхности»     План местности. Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съёмки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.

     Глобус и географическая карта — модели земной поверхности. Глобус — модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта.

     Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюсы, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты.

     Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека.    

     Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

      Раздел «Геосферы Земли»

     Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

      Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.

      Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.

     Природные памятники литосферы.

     Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.

     Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

     Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

       Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

      Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения. Природные памятники гидросферы. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

       Атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы.

      Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

      Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.

      Погода и сезонные явления своей местности.

     Почвенный покров. Почва и её образование. Плодородие почвы. 

      Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле.    Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

     Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

     Предметные результаты изучения тем «Почвенный покров» и «Биосфера»

     Географическая оболочка Земли. Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы.

     Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки.

     Человек как часть географической оболочки. Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.

Содержание предмета курса географии 7 класса

 «Материки, океаны, народы и страны»

      В  соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требовании к его результатам традиционный курс 7 класса теперь входит в первый блок базового содержания дисциплины «География» основной школы. Блок носит название География Земли» в 7 классе — 70 ч (2 ч в неделю). В блок «География Земли входит четыре раздела: «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Население Земли» и «Материки, океаны и страны».

     При совершенствовании содержания программы 7 класса учитывались лучшие традиции школьной географии и новые подходы к структуре дисциплины, что должно служить укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к изучению географии. Сохраняя традиционное, привычное для учителей географии название курса 7 класса, в содержание его программы внесены изменения. Из названных выше разделов блока «География Земли» включены новые элементы знаний, выделен раздел «Население Земли».

    Построение учебного содержания блока «География Земли» осуществлено по принципу его логической целостности, от общего к частному, т. е. от рассмотрения природы Земли в целом к знакомству с материками, океанами, историко - культурными регионами мира и с расположенными в их пределах странами.

     Главная цель курса — продолжить формирование системы географических знаний и умений как компонента научной картины мира. Развивать у школьников целостное представление о Земле как планете людей, а также региональные знания о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формировать минимум базовых географических знаний, образующих географическую картину мира. Эти знания необходимы каждому человеку нашей эпохи. При изучении курса формируются умения и навыки использования географических знаний в практической деятельности и повседневной жизни.

      Основные задачи курса:

- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях её дифференциации (от локального до глобального);

- создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, их использовании населением в хозяйственной деятельности;

- раскрыть характер, сущность и динамику основных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве мира;

- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разного содержания и масштаба(картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах,

- развивать практические географические умения, извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

- формировать знания о главных особенностях взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, о значении окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития;

- раскрыть закономерности размещения населения и его хозяйственной деятельности в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимость проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- усилить гуманизацию и культурологическую направленность содержания курса посредством знакомства с историко-культурными регионами мира;

Содержание курса географии 7 класса.

      Какую географию изучают и 7 классе. Источники географической информации, их разнообразие. Географическая карта — особый источник географических знаний. Многообразие географических карт. Способы карто- графического изображения. Составление перечня источников географической информации. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам. Географические описания, комплексные характеристики

   Геологическая история Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Материки и части света. Материки Старого и Нового света. Понятие «географическое положение»; его влияние на формирование природы территории. Особенности географического положения каждого материка и океана. Определение географического положения материка, моря, своей местности

    Географическая среда и человек. Понятия «географическая оболочка» и «географическая среда». Основные свойства географической оболочки и её закономерности. Пространственная неоднородность и её причины. Разнообразие природы Земли. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные и антропогенные. Составление списка примеров различных территориальных комплексов. Пограничные области суши и океана — особые природные комплексы. Зональные и азональные природные комплексы суши и океана.

    Понятие «природная зона». Смена природных комплексов на равнинах суши, в горах и в океане. Выявление по картам географической зональности природы на Земле.

Составление характеристики природной зоны своей местности и ее изменений под влиянием деятельности людей. Понятия «широтная зональность», «вертикальная поясность» на суше и в океане. Человечество — часть географической оболочки. Изменения географической оболочки под воздействием деятельности человека.

    Население Земли. Территории наиболее древнего освоения. Численность населения Земли. Изменения численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения, Прогнозы изменения численности населения Земли. Анализ графика изменения численности населения во времени, определение изменений в темпах роста населения мира. Рост численности населения Земли. Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их качественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Решение задач на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста населения. Миграции..

     Народы и религии мира. Понятие «этнос». Языковые семьи. География народов и языков. Крупнейшие этносы. Малые народы. Карта народов мира. Миграции этносов. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также путей исторических и современных миграций. Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Культурно-исторические регионы мира. Памятники всемирного культурного наследия. Многообразие стран, их основные типы.  Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география. Показ на карте крупнейших стран мира и определение по карте основных видов хозяйственно деятельности.

     Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации. Определение и показ на карте самых больших городов мира, деятельности людей в этих странах

     Главные особенности природы Земли. Типы земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Срединно-океанические хребты: местоположение, размеры, происхождение. Ложе океанов. Переходные зоны между материками и океанами: континентальный шельф, склон. Сложные переходные зоны окраин Тихого океана. Глубоководные желоба, причины их формирования.  Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры. Чтение карты строения земной коры, космических и аэрофотоснимков с целью установления связи между строением земной коры и размещением крупнейших и крупных форм рельефа. Сейсмические пояса Земли. Практическое значение знаний о строении и развитии литосферы. Выявление закономерностей распространения землетрясений и вулканизма на Земле. Равнины и горы материков, закономерности их размещения в зависимости от строения литосферы. Общие черты в строении рельефа «южных» и «северных» материков. Сравнение рельефа двух материков с выявлением причин сходства и различий. Изменения рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности, антропогенные формы рельефа. Закономерности размещения на материках месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Различия в рельефе и минеральных ресурсах отдельных материков. Природные памятники литосферы материков

    Климат и воды. Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на материках. Неравномерность их распределения на земной поверхности, влияние на жизнь и деятельность человека. Климатообразующие факторы. Объяснение роли каждой группы климатообразующих факторов в формировании климатов Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Зависимость свойств от особенностей земной поверхности районов формирования. Составление характеристики основных типов воздушных масс. Причины перемещения воздушных масс. Крупные постоянные ветры тропосферы. Климат, его основные показатели. Климатические карты. Изотермы. Чтение климатических карт для характеристики климата территории и оценивание климатических условий для характеристики климата территории и оценивания климатических условий для жизни человека. Анализ климатических диаграмм. Климатические пояса и области; закономерности их размещения. Особенности климатов «южных» и «северных» материков. Влияние климатических условий на размещение населения. Адаптация человека к климатическим особенностям территории, средства защиты от неблагоприятных воздействий. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях. Оценивание климата какого-либо материка для жизни населения. Мировой океан — главная часть гидросферы. Особенности природы. Причины поверхностных течений, их значение для природы Земли. Роль Океана в формировании климатов Земли, в хозяйственной деятельности людей. Выявление зональности в распределении водных масс, температуры и солёности вод Мирового океана. Воды суши. Общая характеристика внутренних вод континентов, зависимость их от рельефа и климата. Закономерности питания и режима вод суши. Черты сходства и различия вод материков. Описание по карте территорий с густой речной сетью, районов распространения ледников, озёр, болот. География «речных цивилизаций». Водные ресурсы материков, их размещение и качество.

    Растительный и животный мир материков.  Проявление закона географической зональности в размещении живых организмов на Земле. Зональные типы почв материков. Понятие «природная зона». Особенности растительности, почв и животного мира основных природных зон материков. Составление характеристики одной из природных зон с установлением связей между компонентами зоны. Сравнение лесных зон в пределах северных материков. Своеобразие органического мира каждого материка. Культурные растения и домашние животные.

карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций океана

    Материки и страны. Африка. Определение географического положения материка и его влияния на природу. Особенности природы материка. Составление характеристики компонентов природы Африки. Составление характеристики населения материка (численность, плотность, этнический состав). Политическая карта материка и её изменения во времени. Группировка стран Африки по различным признакам. Деление континента на крупные природно-хозяйственные комплексные и историко-культурные регионы. Страны Северной Африки. Египет и Алжир. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия и Конго.

     Австралия и Океания. Особенности природы материка. Причины особенностей компонентов природы материка. Оценивание природных богатств Австралии. Население. Сравнение природы и населения Австралии и Африки. Выявление причин изменений природы Австралии. Составление сравнительной характеристики природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии. Австралия — страна-материк. Океания. Состав региона. Природа и люди.

     Южная Америка. Особенности природы материка. Объяснение причин особенностей природных компонентов материка. Сравнение природы Южной Америки с природой Африки и Австралии

    Антарктида. Особенности природы Антарктиды. Объяснение причин особенностей природы материка. Освоение Антарктики человеком. Международный статус материка. Влияние Антарктики на природу Земли.

    Северная Америка. Влияние географического положения на природу материка. Особенности природы материка. Определение закономерностей размещения на материке основных природных богатств. Население. Выявление и объяснение специфики этнического состава населения Каналы, США и Мексики. Историко-культурная область Северной (Англосаксонской) Америки. Канада. Соединённые Штаты Америки. Страны Средней Америки. Мексика. Куба. Составление характеристики хозяйственной деятельности одной из стран. Показ на карте больших городов стран континента, различение их по географическому положению и функциям

     Евразия. Оценивание влияния географического положения на природу материка. Особенности природы Евразии. Население материка. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам.. Историко-культурные регионы материка: Европейская культурная область, Индийская, Китайская, или Восточно-Азиатская, Индокитайская, Российско-евроазиатский регион. Страны Европы и Азии.

Страны Юго-Западной Азии. Турция, Грузия, Азербайджан. Армения. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам.

    Природа Земли и человек. Географическая оболочка среда жизни человека. Природа — основа жизни людей. Объяснение причин. изменений характера взаимодействия человека и природы во времени. Природные условия и ресурсы. Виды природных ресурсов. Описание видов природных ресурсов по происхождению и принадлежности к какому- либо компоненту природы. Моделирование на контурной карте основных видов природных богатств материков и океанов. Роль географической науки в рациональном использовании природы. Методы географической науки: наблюдения, описательные и сравнительные методы. Картографический метод. Статистический, исторический и полевой методы. Аэрокосмические и другие дистанционные методы. Применение новейших методов исследования. Изучение природы на Земле.

Содержание курса географии 8 – 9 классов

     География России. В соответствии с обновлённым стандартом (стандартом нового поколения), на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования комплексный курс географии 8-9 классов образует второй блок базового содержания дисциплины «география» основной школы. Блок носит название «География России», который изучается в течение двух лет: 68 ч в 8 классе (2 ч в неделю) и 68 ч в 9 классе (2 ч в неделю). В структурном отношении курс состоит из двух частей «Природа и население России» и «Хозяйство и регионы России», которые, в свою очередь, подразделяются на введение и семь разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России», «Природный фактор в развитии России», «Хозяйство России», «Природно-хозяйственные регионы России», «Россия в современном мире».

     Главная цель курса – формирование у учащихся географического образа своей страны во всём её многообразии и целостности, формирование социально значимых качеств личности и ценностных ориентаций, развитие географического мышления школьников.

      Основные задачи курса:

- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны, их взаимодействии на региональном и локальном уровнях; значение охраны окружающей среды и осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах территории РФ и её отдельных регионов;

- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

- сформировать представления о России как о совокупности разнообразных территорий и вместе с тем субъекте мирового географического пространства, о месте и роли России в современном мире;

- сформировать представление о географических природных и социально-экономических объектах, процессах и явлениях как изменяющихся и развивающихся не только в географическом пространстве России, но и во времени ;

- сформировать у школьников умения работать с разными источниками географической информации и понимание практической значимости изучения географических процессов, явлений , причинно-следственных связей, закономерностей;

- продолжить формирование картографической грамотности школьников посредством работы с разнообразными тематическими картами и картографическими изображениями.

     Введение. География России. Природа. Население.  Введение.  Что и с какой целью изучают в курсе «География России»

     Географическое положение России. Понятие «географическое положение» Особенности географического положения России, виды и уровни географического положения: природно-географическое, экономико- и транспортно-географическое: геокультурное, этнокультурное, эколого-географическое. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Понятие «государственная территория Российской Федерации». Состав государственной территории: суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра. Виды и типы государственных границ РФ. Особенности и значение сухопутных и морских границ. Государственное устройство и территориальное деление РФ. Различия во времени на территории России. Понятия «местное время» и «поясное время». Декретное время. Роль в хозяйственной жизни людей.     «История заселения, освоения и исследования территории России». Русские княжества в 12-13 вв., путешествия и открытия новгородцев. Московское государство в 14-16 вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация.

    Природа России. Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования её территории. Геологическое летоисчисление, геологическая карта. Основные тектонические структуры (платформы и области складчатости), их отображение на тектонической карте. Крупнейшие равнины и горы. Зависимость размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на территории России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы. Опасные природные явления в литосфере.

      Климат и агроклиматические ресурсы. Факторы формирования климата на территории страны. Понятие «солнечная радиация». Радиационный баланс. Типы воздушных масс; циркуляция атмосферы. Понятия «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон». Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения.  Климатические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические ресурсы страны. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Меры охраны антропогенного воздуха от загрязнения. Влияние климата на здоровье и хозяйственную деятельность людей. Способы адаптации человека к различным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания, одежды, способов передвижения).

Опасные и неблагоприятные климатические явления.

    Внутренние воды и водные ресурсы.  Состав внутренних вод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства России. Главные речные системы, разделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Зависимость рек от рельефа и климата. Понятия «годовой сток», «падение рек» и «уклон рек» Основные показатели жизни рек: понятие «режим реки» ,межень, паводок, половодье. Густота речной сети. Важнейшие озёра, их происхождение.Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы России. Неравномерность их размещения на территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов в страны. Стихийные явления, связанные с водами.

    Почвы и почвенные ресурсы.  Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Карта почв России. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв, понятие «мелиорация».

     Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный покров России, карта растительности. Животный мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира

     Природные различия на территории России.  Природно-территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат длительного развития географической оболочки Земли. Зональные и азональные ПТК. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем, антропогенные изменения природно- территориальных комплексов на территории страны. Физико-географическое районирование территории России. Наиболее крупные природные районы.

    Современное хозяйство России, его задачи. Понятия «хозяйство страны», «отрасль», «отраслевая структура хозяйства». Особенности отраслевой структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства. Функциональная структура хозяйства, понятие «межотраслевой комплекс». Условия и факторы размещения предприятий. Понятие «территориальная структура хозяйства». Особенности территориальной структуры хозяйства России.

     Исторические особенности формирования хозяйства России. Проблемы экономического развития России. Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.

    География отраслей и межотраслевых комплексов.

     Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Понятие «топливно-энергетический баланс». Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов. Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов. Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭКи проблемы окружающей среды.

     Металлургический комплекс. Конструкционные материалы. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы страны. Чёрная металлургия. Традиционная и новая технологии получения проката. Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их размещения. География чёрной металлургии России. Цветная металлургия: отраслевой состав и значение отрасли. Факторы размещения предприятий. Основные черты географии металлургии лёгких и тяжёлых цветных металлов на территории страны. Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.

Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса. Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой состав и основные факторы размещения. Лесная промышленность: география лесных ресурсов, отраслевой состав, факторы размещения предприятий. Лесопромышленные комплексы. География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Проблемы и перспективы развития комплекса. Химико-лесной комплекс и окружающая среда.

    Машиностроительный комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Особенности технологического процесса. Факторы и особенности размещения предприятий машиностроительного комплекса.  География науко-, трудо- и металлоёмких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий основных отраслей оборонно-промышленного комплекса. Проблемы и перспективы развития комплекса. Машиностроительный комплекс и окружающая среда.

    Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения и типы предприятий АПК. Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация отраслей сельского хозяйства. Главные районы размещения животноводства и земледелия. Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.

    Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Особенности разных видов транспорта. Понятие «транспортная система». Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны. Показатели работы транспорта. Понятия «грузооборот», «пассажирооборот». Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России. География сухопутного, водного и других видов транспорта. Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение.

Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение в хозяйстве, диспропорции в размещении, перспективы развития. Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду.

     Экологический потенциал России. Окружающая среда. Источники загрязнения окружающей среды и экологические проблемы в России. Экологический потенциал России, его региональное и глобальное значение. Рациональное использование природных ресурсов, мониторинг экологической ситуации, конценция устойчивого развития.

     Природно-хозяйственные регионы России.   Понятие «районирование». Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Зона Севера и основная зона расселения и хозяйственного освоения. Крупные природно-хозяйственные регионы на территории страны: Центральная Россия, Европейский Север, Северо-Западный, Поволжский, Европейский Юг, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный регионы.

   Общая комплексная характеристика Европейской части России. Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства регионов европейской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.

     Центральная Россия. Состав региона. Преимущества столичного, соседского и транспортного положения. Высокая степень освоенности региона. Центральная Россия – историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро российского государства.  Основные черты природы и природные факторы развития территории: равнинность территориии, неравномерность размещения полезных ископаемых, благоприятность климатических условий для жизни человека и развития земледелия, наличие крупных равнинных рек, преобладание лесных ландшафтов.

Основные природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лесные и рекреационные. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения. Крупные города и городские агломерации. Социально-экономические проблемы сельской местности и древних русских городов. Культурно-исторические и архитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов. Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких производствах, возможности развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры. Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Социальные, экономические и экологические проблемы региона. Внутрирегиональные различия Московский столичный регион.

     Европейский Север

     Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитического и соседского положения на особенности развития региона на разных исторических этапах. Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, богатство минеральными ресурсами, влияние морских акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами, неблагоприятные условия для развития земледелия. Различия природных условий и ресурсов Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера.

Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона. Специализация хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы развития портового хозяйства. Социальные, экономические и экологические проблемы.

     Северо-Западный регион

     Состав региона. Особенности географического положения в разные исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности географического положения Калининградской области. Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей и возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние приморского положения на умеренность климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними водами. Местное значение природных ресурсов. Новгородская Русь – район древнего заселения. Старинные русские города – культурно-исторические и туристические центры.  Высокая плотность и преобладание городского населения. Санкт-Петербург – северная столица России, его роль в жизни региона. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства Отрасли специализации разных областей района: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, туристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и её перспективы. Социальные, экономические и экологические проблемы.

     Поволжский регион. Состав региона. Географическое положение в восточной и юго-восточной частях Русской равнины. Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, возрастание континентальности климата, разнообразие природных зон, плодородие почв. Волга — природная ось региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные, водные, гидроэнергетические, минеральные. Благоприятные природные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Этапы хозяйственного освоения и заселения. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические особенности народов Поволжья. Роль Волги в расселении населения и территориальной организации хозяйства. Волжские города-миллионники и крупные города. Современная специализация хозяйства региона: развитие отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Водный и трубопроводный транспорт, их влияние на природу региона. Основные экономические, социальные и экологические проблемы

    Европейский Юг. Состав региона. Особенности географического положения. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения. Особенности природы и природные факторы развития территории: изменение рельефа, климата, особенностей внутренних вод, почвенно-растительного покрова с запада на восток и с подъёмом в горы. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные и кормовые. Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и рекреационного хозяйства. Высокая плотность и неравномерность размещения населения. Пестрота национального и религиозного состава населения, исторические корни межнациональных проблем. Культурно-исторические особенно-коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков. Преобладание сельского населения. Крупные города. Современные отрасли специализации: сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная промышленность. Ведущая роль отраслей агропромышленного комплекса. Проблемы развития АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

    Уральский регион.  Особенности географического положения региона. Основные этапы заселения и хозяйственного освоения. Состав региона. Особенности природы и природные факторы развития территории: различия тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов Предуралья, Урала и Зауралья. Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории региона. Природные ресурсы. Многонациональность населения региона. Культурно- исторические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий уровень урбанизации. Крупные города и их проблемы. Влияние географического положения, природных условий и географии месторождений полезных ископаемых на расселение населения и размещение промышленности. Урал – старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли специализации: горнодобывающая, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, ВПК. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

    Общая комплексная характеристика Азиатской части России

    Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства Азиатской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.

    Сибирь.  Географическое положение региона. Общие черты природы. Отличие природных зон Сибири от аналогичных европейских. Великие сибирские реки. Богатство природных ресурсов региона и легкоранимая природа. Проникновение русских в Сибирь. Первые сибирские города-остроги, земледельческая колонизация. Сибирские казаки. Коренное население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов. Адаптация коренного и русского населения к суровым при-родным условиям региона. Слабая степень изученности и освоенности Сибири. Диспропорции в площади региона и численности его населения, низкая средняя плотность. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Влияние природных и экономических условий на особенности размещения населения. Хозяйство ГУЛАГа, формирование старых и молодых ТПК. Современная стратегия освоения сибирских территорий. Разнообразие условий и степени хозяйственного освоения территории. Региональные различия на территории Сибири.

     Западно-Сибирский регион.  Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: равнинный рельеф, континентальный климат, обилие внутренних вод и заболоченность территории, проявление природной зональности природы от тундр до степей. Богатство и разнообразие природных ресурсов: топливные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Специализация хозяйства – нефтегазохимический комплекс. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа.

Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение. Влияние природных условий на жизнь и быт человека. Коренные народы: ненцы, ханты, манси; особенности их жизни и быта, основные занятия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Внутренние различия.

     Восточно-Сибирский регион.  Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: разнообразие тектонического строения и рельефа, резко континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты и лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, кормовые. Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта. Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер размещения хозяйства. Развитие первичных добывающих отраслей. Внутрирайонные различия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона

     Южно-Сибирский регион.  Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: горно-котловинный рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной эрозией, области землетрясений, контрастность климатических условий, истоки крупнейших рек Сибири, современное оледенение, многолетняя мерзлота. Своеобразие растительного и животного мира региона: горная тайга, субальпийские и альпийские луга; степи котловин. Природные ресурсы: минеральные, агроклиматические, гидроэнергетические, водные, лесные, земельные, рекреационные. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Неравномерность и мозаичность размещения населения. Уровень развития транспорта и его влияние на размещение населения. Основные этносы региона. Соотношение городского и сельского населения. Старые и новые города. Крупнейшие культурно-исторические, научные, промышленные центры региона. Отрасли специализации: горнодобывающая, топливная, электроэнергетика, цветная и чёрная металлургия, лесная, химическая, машиностроение. Природные предпосылки для развития АПК, особенности его структуры и развития в экстремальных условиях. Основные земледельческие районы. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Внутрирайонные различия

     Дальневосточный регион.  Состав региона. Особенности географического положения. Этапы освоения и заселения территории. Особенности природы и природные факторы развития территории: геологическая молодость территории, преобладание гор, сейсмическая активность территории, муссонный климат, климатические контрасты между севером и югом территории, густота и полноводность рек, проявление широтной зональности и высотной поясности. Природные ресурсы: минеральные, рекреационные, биологические (рыба и морепродукты), лесные, на юге территории — почвенные и агроклиматические. Несоответствие площади территории и численности населения. Потребность в труд вых ресурсах. Неравномерность размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурно-исторические особенности коренных народов Дальнего Востока. Отрасли специализации района: горно-добывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная, рыбная. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Внутрирайонные различия.

     Раздел «Россия в современном мире».  Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике. Показатели, характеризующие уровень развития хозяйства страны. Виды внешнеэкономической деятельности России, место России в международном географическом разделении труда. Международные политические, финансовые, научные, культурные связи России со странами мира. Направления социально-экономического развития страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 7 го класса.

Рабочая программа по учебнику География материков и океанов...

рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс

Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География ...

Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

      География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....