Статья: Использование ИКТ при отработке сложных заданий практической направленности
статья по географии
Статья: Использование ИКТ при отработке сложных заданий практической направленности
Алейникова Лилия Сергеевна, учитель географии ГБОУ СОШ № 186, СПб
Постепенно вводятся новые образовательные стандарты, связанные с компетентностными подходами. В рамках компетентностного подхода увеличивается роль практических заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья: Использование ИКТ при отработке сложных заданий практической направленности | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ при отработке сложных заданий практической направленности
Постепенно вводятся новые образовательные стандарты, связанные с компетентностными подходами. В рамках компетентностного подхода увеличивается роль практических заданий.
Практические задания по географии разнообразны и часть из них ребята легко выполняют, часть заданий для учащихся сложна. К сложным заданиям можно отнести:
в 6 классе: работа с планом и картой, определение азимута, масштаба, расстояний в градусах и км по карте и глобусу, определение географического положения, построение профиля местности, определение географических координат, географического положения гор, равнин и др. объектов;
в 7-м классе изучение каждого материка на основе типовой характеристики, при использовании которой необходимо раскрыть его географическую специфику;
в 8—9 классах задания связаны с формированием целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства, образа нашей Родины на основе комплексного подхода;
в 10-11 классах работа строится на заданиях, которые были отработаны ранее в 6-9 классах, часть из которых остается трудной для выполнения.
Наиболее эффективно рассмотрение сложных заданий происходит на основе ИКТ. Современные средства обучения – ИКТ - обеспечивают более наглядное и целостное представление материала, поэтапное рассмотрение и решение задач, входящих в задание, интерактивное взаимодействие учителя с учащимися, активное вовлечение каждого в решение сложных заданий.
Обратимся к двум примерам, в которых мы покажем этапы использования ИКТ при рассмотрении различных заданий. Алгоритм использования ИКТ при решении сложных заданий:
Первый этап – это формулирование задания и его актуализация. На этом этапе используются слайды со статистическими, динамическими материалами и видеосюжеты.
На втором этапе происходит рассмотрение задания. Используются слайды с алгоритмом, отображающие этапы выполнения задания и слайды, управляющие выполнением задания по алгоритму.
На третьем этапе - обобщенное представление выполнения задания. На этом этапе используется система взаимосвязанных слайдов.
Четвертый этап – это самостоятельное выполнение задания учащимися. Используется система слайдов, помогающих учащимся выполнить предложенное задание
Пример выполнения практической работы в 6 классе «Определение расстояний в км и градусах по глобусу и карте». Алгоритм выполнения работы:
- Найдите Санкт-Петербург на карте России
- Определите, на какой параллели расположен город (в градусах)
- Найдите, на карте Киев
- Определите, на какой параллели расположен город (в градусах)
- Определите расстояние в градусах между этими городами (из большего вычесть меньшее)
- Рассчитайте расстояние в километрах между городами, зная расстояние в градусах
В 7 классе этот алгоритм используется для определения географического положения материков и океанов. В 8-9 классе алгоритм применяется при решении задач по карте при определении расстояний и направлений от своего населенного пункта. В 10-11 классах этот прием вновь используется для формирования целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства стран мира
Каждое задание более сложное. Практические работы связаны. Материал практической работы в 6 классе работает на задания 11 класса.
Использование на уроках географии в 9 -11 класса дополнительных материалов (видеосюжеты соответствующие программе по географии) позволяет сформировать образ территории - одно из неуспешных заданий итоговой аттестации.
На практических уроках применение электронных интерактивных ресурсов ООО «Дрофа»: моделей «Физическая карта мира», «Политическая карта мира», «История географических открытий» позволяет пользователю приближать выбранные участки для более детального рассмотрения, снимать часть обозначений, делать рисунки и наносить надписи.
На уроках обобщения с 6 по 11 класс эффективное использование игровых форм с помощью ИКТ («Соя Игра», «Достояние республики», «Вокруг Света», «Конкурс Знатоков») позволяет отрабатывать термины, факты, причинно-следственные связи, номенклатуру.
Современные средства обучения позволяют наглядно представить результат исследовательских работ и проектной деятельности, анализ собранной информации, рассмотрение эксперимента и наблюдения, результаты опросов, подведение итогов.
Литература
- Ксензова Г. Уроки самоконтроля и самооценки: цели, компоненты, типы // Директор школы. 2001. № . Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. - М., 2005.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005.
- Практические и проверочные работы по географии: 6-10 кл.: КН. для чтения/ А.Э. Фромберг. – М.: Просвещение, 2006.
- Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование межпредметных связей на уроках биологии с использованием заданий экологической направленности
Проблема воспитания ответственного отношения человека к природе остро стоит перед всем человечеством. Именно поэтому очень важно заложить основы экологической этики ещё в дошкольном возрас...
Статья: Практическая направленность обучения биологии в 11-х классах.
Практическая направленность обучения биологии в 11-х классах (Ахмерова Н.М.) М.В. Ломоносов сказал: «Опыт дороже тысячи мнений, рождённых воображением». Важнейшая задача школы – давать подр...
Статья "«Познавательно-практическая направленность уроков математики в формировании социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю ...
Статья по теме: Практическая направленность обучения русскому языку в коррекционной школе
Практическая направленность обучения русскому языку в коррекционной школе...
Статья «Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида»
Основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных задач определена а...
Использование ИКТ на уроках предметно-практической направленности
Презентация освещает вопросы применения учителем информационно-коммуникативных технологий на уроках предметно-практической направленности ....
Практическая работа по теме" Площадь прямоугольника. Сложные задания по площади"
Задача учителя – не только научить, а развить познавательный интерес у учащегося. Поэтому, когда возможно, связываю темы урока с практическими задачами.На занятии учащиеся под руководством учите...