Методическая разработка урока: Градусная сетка. Меридианы. Параллели
методическая разработка по географии (6 класс)

Алейникова Лилия Сергеевна

Методическая разработка урока: Градусная сетка. Меридианы. Параллели

Алейникова Лилия Сергеевна,  учитель географии ГБОУ СОШ № 186, СПб

Цель: ввести новые понятия и термины (градусная сеть, меридианы и параллели) и научится использовать их в практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Градусная сетка. Меридианы. Параллели.

Цель: ввести новые понятия и термины (градусная сеть, меридианы и параллели) и научится использовать их в практической деятельности.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями (градусная сеть, меридианы и параллели), продолжить формирование умений работы с различными источниками географической информации.
  • Воспитательные: показать практическую  значимость знаний и умений работы с географической картой; воспитать уверенность в себе при выполнении заданий с использованием географической карты.
  • Развивающие: совершенствовать умения учащихся применять полученные знания и умения для решения конкретных географических задач.

Тип урока:  комбинированный урок-практикум.

Форма контроля: текущая

Оборудование: карта полушарий, глобус,  транспортер, атласы, мультимедийное оборудование.


План урока:

Структура и содержание урока

         Методы и приемы

1.Введение.

 -организационный момент;

 -постановка задач к проверки домашнего задания.

2. Проверка знаний по теме предыдущего урока.

Задания на знание понятий: масштаб, виды масштаба, виды карт.

Задания на проверку умений.

Задания на проверку практических навыков.

3. Изучение нового материала.

1) определение темы и постановки задач урока

2) понятия градусная сеть,  меридианы, параллели.

3) Выполнение практической работы под руководством учителя.

4) Самостоятельная работа.

5) Закрепление материала.

6) Обобщение

7) Итоги урока

8) Домашнее задание. Параграф 11, повторить термины и понятия.

Определить расстояние в км от Санкт-Петербурга до 2-х,  3-х столиц государств.

Инструктаж учителя.

Фронтальный опрос.

Инструктаж учителя.

Работа с учебником, глобусом, картой полушарий.

Практикум

Практикум

Практикум

Выступление учащегося

Инструктаж учителя.

Инструктаж учителя.


Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

У доски 4 человека, дифференцированные карточки для 5 человек.

Задания

Ответы

1. Задания на проверку умений:

1). Выразите численный масштаб именованным:

    1:250 000;    1:1 000 000;

    1:1 000;         1:500;

    1:25 000.

2). Выразите именованный масштаб численным:

В 1см-100м;                              В 1см-1км;

1) в 1 см – 2,5 км;   в 1 см – 10 км;

в 1 см – 10 м; в 1 см – 5 м;

в 1 см – 250м.

2)

1: 10 000

1: 1 00 000

  1. Задания на проверку умений определять азимут

1)

2)  

4) Построение профиля холма по горизонталям:

Постройте холм северный склон – крутой, южный пологий. Высота холма – 24 метра, горизонтали проведены через 5 метров.


Вопросы классу

Вопросы

Ответы

  1. Чертеж, изображающий небольшой участок земной поверхности сверху в уменьшенном виде?
  2. Степень уменьшения длин линий на местности на карте?
  3. Какие виды масштаба вы знаете?

  1. Определение своего местоположения относительно сторон горизонта?
  2. Угол между направлением на север и на какой-нибудь объект?
  3. Все неровности земной поверхности?
  4. Превышение точки земной поверхности над уровнем моря?
  5. Превышение одной точки над другой ?
  6. Условные линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой?
  7. Плоское, сильно уменьшенное изображение больших участков земной поверхности?
  8. Какой географический полюс находится вверху глобуса, а какой – внизу?
  9. Воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: Северное и Южное.

  1. Кратчайшие условные линии, соединяющие полюса земли?
  2. Линии, условно проведенные параллельно экватору?

  1. План местности

  1. Масштаб

  1. Именнованный, линейный, числовой
  2. Ориентирование

  1. Азимут

  1. Рельеф
  2. Абсолютная высота

  1. Относительная высота
  2. Горизонтали

  1. Карта

  1. Северный и южный.

  1.  Экватор

  1. Меридианы

  1. Параллели


  1. Изучение нового материала.

Учитель

Ученик

1. На экране появляется тема урока, цели и задачи, план урока.

2.Обратите внимание, что в отличие от плана местности географическая карта покрыта сетью тонких линий. Линии на карте, соединяющие северный и южный полюс называются меридианами.

В переводе на русский язык слово «Меридиан» обозначает «полуденная линия». Как можно объяснить такое название?

3. Покажите линии меридианов на глобусе, карте полушарий.

4. Через сколько градусов проведены меридианы на глобусе? На карте?

5. Вспомните как найти направление на север из любой точки на плане местности?

(слайд №   )

6. Как определить направление на север по карте?

7. Какую форму имеют меридианы на глобусе?

8. Какова величина меридианов в градусах? В километрах?

9. Выполнение учебной практической работы. Рассчитайте протяженность Африки по 20-му меридиану.

Алгоритм выполнения работы (слайд №  )

1. Выделите отрезок 20-го меридиана в пределах Африки.

2. Подпишите градусы конечных точек материка на данном меридиане -32 и 34.

3. Вычислить, на сколько градусов протягивается меридиан в пределах материка (32+34=66).

4. Определить на сколько километров он протягивается (111 км * 66 =7326 км).

10 Выполнение учебной практической работы. Рассчитайте протяженность Африки по 10-й параллели.

Алгоритм выполнения работы (слайд №  )

1. Выделите отрезок 10-й параллели в пределах Африки.

2. Подпишите градусы конечных точек материка на данной параллели -12 и 52.

3. Вычислить, на сколько градусов протягивается параллель в пределах материка (12+52=64).

4. Определить на сколько километров он протягивается (109 км * 64 =6 976 км).

11. Закрепление.  Выполнение аналогичной практической работы без помощи учителя.

Рассчитать протяженность Северной Америки по 100 меридиану.

1. Выделите отрезок 100-го меридиана в пределах Северной Америки.

2. Подпишите градусы конечных точек материка на данном меридиане -68 и 17.

3. Вычислить, на сколько градусов протягивается меридиан в пределах материка (68-17=51).

4. Определить на сколько километров он протягивается (111 км * 51 =5661 км).

12. Самостоятельная работа на определение протяженности материков и определения направлений.

Выполнение аналогичной практической работы без помощи учителя.

Рассчитать протяженность Южной Америки по 60 меридиану.

1. Выделите отрезок 60-го меридиана в пределах Южной Америки.

2. Подпишите градусы конечных точек материка на данном меридиане -8 и 38.

3. Вычислить, на сколько градусов протягивается меридиан в пределах материка (8+38=46).

4. Определить на сколько километров он протягивается (111 км * 46 =5106 км).

13 Подведение итогов. Выставление оценок.

14. Домашнее задание. Параграф 11,повторить термины и понятия.

2)Диалог ( вопрос-ответ)

 

(учащиеся используют рис. ст. 25 учебника)

Линия меридиана совпадает с направлением тени от предмета в полдень.

3. Практикум

Работа с физической картой полушарий.

Глобусом

На карте через 100

По стрелке Север-юг

По меридиана и параллелям

Полукругов

1800, 111 км.

Практикум под руководством учителя

Практикум без  руководства учителя

Практикум. Ответы учащихся с помощью карты атласа.


1 вариант

Определите протяженность Австралии по 140 меридиану

2 вариант

Определите протяженность Австралии по 130 меридиану

Вариант 3

Определите протяженность Африки по 0-му  меридиану

4 вариант

Определите протяженность Южной Америки

по 50-му меридиану

5 вариант

Определите протяженность Северной Америки по 100-му меридиану

6 вариант

Определите протяженность Южной Америки

по 40-му меридиану

1 вариант

Определите протяженность Австралии по 140 меридиану

2 вариант

Определите протяженность Австралии по 130 меридиану

Вариант 3

Определите протяженность Африки по 0-му  меридиану

4 вариант

Определите протяженность Южной Америки

по 50-му меридиану

5 вариант

Определите протяженность Северной Америки по 100-му меридиану

6 вариант

Определите протяженность Южной Америки

по 40-му меридиану


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Технологическая карта урока "Градусная сетка"

Технологическая карта урока географии в 5 классе  по теме «Градусная сетка». Урок по учебнику А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина «География 5-6 класс». Полярная ...

Тема урока: Градусная сетка.

Развивать представления о градусной сетке,параллелях и меридианах....

Конспект урока "Градусная сетка"

Предмет: географияПреподаватель: Шабаева Зинаида Станиславовна МБОУ Хатар-Хадайская СОШКласс: 6Автор УМК: Т.П. Герасимова, Н.П. НеклюковаТема урока: «Градусная сетка&raq...