"Кейс-stadu" на уроках географии.
методическая разработка по географии

Базовая структура «кейс –технологии» основывается на том, что школьники сталкиваются со случаем из практики или же собственного окружения.Во время работы над конкретным кейсом (случаем) учащиеся находятся не в пассивной роли получателя информации, а стоят в центре процесса решения проблемы. Новые формы сдачи экзаменов ОГЭ на уровнях В и С также требуют от обучающихся уметь грамотно интерпретировать имеющиеся знания, владеть информационной компетентностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_tehnologii.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Кейс-stadu» на уроках географии.

Главная цель «кейс- технологии»- развитие способности учащихся к принятию решений. Базовая структура «кейс –технологии» основывается на том, что школьники сталкиваются со случаем из практики или же собственного окружения. Они обсуждают этот случай, находят альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают это решение, а потом сравнивают его с решением, которое было на практике.        Во время работы над конкретным кейсом (случаем) учащиеся находятся не в пассивной роли получателя информации, а стоят в центре процесса решения проблемы. Требованиями современного общества к школе является подготовка выпускников, умеющих отстаивать свою точку зрения, решать жизненные проблемы и разбираться в людях, строить успешные взаимоотношения с окружающими, быть способными к самообразованию и саморазвитию. Новые формы сдачи экзаменов ОГЭ на уровнях В и С также требуют от обучающихся уметь грамотно интерпретировать имеющиеся знания, владеть информационной компетентностью. Такие требования формируют новый подход в образовательном процессе к формированию ключевых компетенций и развитию критического мышления обучающихся, приобщения к системе социальных связей. Поэтому на современном этапе развития образования главной задачей учителя является выработка системы развивающих занятий, направленных на формирование приёмов мыслительной деятельности, способствующих формированию учебно-интеллектуальных, коммуникативных, информационных, исследовательских действий и развитию аналитико-статистических способностей путём сравнения, поиска закономерностей, классификации, обобщения.

Одним из решений данной задачи является применение современной технологии обучения «кейс-стади». Кейс (от англ.  саsе – случай) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная способность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. В качестве кейсов можно использовать научные, публицистические, художественные, учебные тексты. Кейсы могут  быть практическими (для закрепления ЗУН), обучающими (для решения учебных и воспитательных задач), научно-исследовательскими (для осуществления исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетентности). Кейс-метод - инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод «кейс-stadu» способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказывать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Примеры учебных ситуаций кейс-технологий по географии.

Агропромышленный комплекс России.

Одна из важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом –

обеспечение страны собственным продовольствием. Сейчас Россия обеспечивает себя растительным маслом на 58%, сахаром на 42%, фруктами и

ягодами на 28%, овощами и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и

мясными продуктами на 50-58%. Один из главных недостатков сельского хозяйства России – большие потери продукции при уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д. Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. Сырья пищевой продукции получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не используется 50% субпродуктов и обезжиренного молока, 93% крови. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей. В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1. Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока. Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы компенсировать снижение производства в колхозах и совхозах. Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает -48. Только

наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения

производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения

проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян.

Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому

показателю (2600ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами.

Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они

дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны

мира. Прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство,

даже если оно дороже зарубежного.

Вопросы к кейсу.

1. Сформулируйте проблему.

2. Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции,

наиболее реально для обеспечения страны продовольствием. Учитывайте её

агроклиматические особенности? (используя климатическую карту России,

карты “Животноводство” и “Растениеводство”)

3. Как сократить потери продукции при уборке и хранении?

4. Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в

сельском хозяйстве?

5. Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?

6. Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни Россиян?

7. Почему развитые страны мира поддерживают своё сельскохозяйственное

производство?

Население мира

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен» и костюм за тысячу долларов.

Второй. А у тебя все тот же старенький «Пежо».

Первый. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!..

Второй. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!

(на экране появляются вопросы, листы с вопросами раздаются учащимся)

1) В какой стране могут вести такой диалог старинные друзья?

2) К какому типу воспроизводства населения можно отнести такую ситуацию и почему?

3)Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика страны, отображенной в данной ситуации?

Статья Динамика уровня безработицы в России

«Динамика уровня безработицы в России в 2014 и 2015 годы» из Евразийского научного журнала №11 2015 года:

«Уровень безработицы в России в 2014 году составил 5.2% или 3.9 миллиона человек экономически активного населения. С начала 2014 года безработица снизилась с 5.6% до 5.3% к концу года. Процент безработицы в январе 2014 года (5.6%) был равен декабрьскому показателю 2013 года. Уровень безработицы плавно снижался до середины года. С середины лета до конца года наблюдался рост безработицы в связи с ухудшением экономической ситуации в стране и сокращением персонала.

В сентябре 2015 года численность экономически активного населения (76 958 тыс. человек) уменьшилась на 400 тыс. человек, или на 0,6%, численность безработных - на 35 тыс.человек, или на 0,9%. По сравнению с сентябрем 2014 численность занятого населения уменьшилась на 79 тыс. человек, или на 0,1%, численность безработных - увеличилась на 244 тыс. человек, или на 6,6%.  В конце сентября 2015 в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 919 тыс. человек, что на 3,9% меньше по сравнению с августом 2015 и на 14,7% больше по сравнению с сентябрем 2014 г..

По данным Росстата численность экономически активного населения  в июле 2015 г. составила 77 200 тыс. человек, или 53% от общей численности населения страны, в их числе 73 100 тыс.человек, или 94,7% экономически активного населения были заняты в экономике и 4 100 тыс. человек (5,3%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные)»

Вопросы к тексту:

- В чем заключается проблема?

- Как государство решает эту проблему?

- Какие способы решения данной проблемы вы можете предложить?

Введение в ситуацию  Действие разворачивается в водах Тихого океана на пассажирском судне «Михаил Лермонтов». Действующие лица: капитан теплохода Денис Олегович Ефимов, помощники капитана, радист теплохода Федор  Красатов, директор туристической компании «Солнечный берег» Уваров Константин Николаевич.

Описание ситуации  

Плывут через океаны тысячи судов, везут грузы: кто машины, кто фрукты, кто зерно. Кто нефть.

Пассажирские суда превратились теперь в плавучие гостиницы, в плавучие отели, жилища для туристов. Купишь билет и проведешь свой отпуск на море. Живёшь в гостиничном номере, обедаешь в ресторане, бродишь по прогулочной палубе. А всё это – и твой номер, и ресторан, и палуба - плывёт в это время от одного берега к другому, от одного города к другому.

Теплоход «Михаил Лермонтов» взял на борт туристов и вышел из города Санкт-Петербург к берегам Кораллового моря. Он заходил по пути во все порты, и разноцветные автобусы отвозили туристов то в лес, где поют удивительные длиннохвостые птицы, то в горы. Но вот Фёдор Красатов радист пассажирского судна «Михаил Лермонтов» принял по радио сигнал SOS с терпящего бедствие грузового судна. Сигнал SOS, известный морякам всего мира, означает «Спасите наши души». Помощник капитана записывает место бедствия и отмечает его на карте. А что он доложит капитану? Закончите его сообщение: «Получен сигнал «SOS» с грузового судна, терпящего бедствие в южной части_________________________________________________________  океана  

                                            (наименование океана)    

на незначительном удалении от восточного берега самого малого материка Земли. Наше судно находится в непосредственной близости от места бедствия.

      С помощью судов осуществляется перевоз, обмен и торговля продукцией между городами и странами. Преимущества морского транспорта заключаются в дешевизне перевозок, широком выборе морских путей. В составе флота большую роль играют нефтетанкеры, рудовозы, углевозы, лесовозы, рефрижераторы, некоторые страны обладают рыболовецким, китобойным флотом.

      Грузовое судно непрерывно передавало сигнал SOS. Денис Олегович сделал запись в судовом журнале: «19 декабря 2008 года получен сигнал SOS с грузового судна, терпящего бедствие в водах Кораллового моря. Наше судно находится в непосредственной близости от места бедствия». Для принятия возможных действий в рубке теплохода собрались Денис Олегович, все помощники капитана, Уваров Константин Николаевич. В ожидании приказа за дверью рубки стоял радист. В рубке было тихо, но вдруг Фёдор услышал голос Константина Николаевича: «Не можем мы подвергать опасности жизни наших пассажиров! Трюмы грузового судна могут быть загружены чем угодно».

     Проговорите описанную ситуацию. Расскажите как вы  ее поняли. Выявите моменты, когда действующие лица преступают моральные принципы. Укажите возможные действия экипажа теплохода «Михаил Лермонтов». Ответьте на вопросы.

1. Как бы вы поступили на месте Константина Николаевича?

2. Определите, в каком направлении должно двигаться пассажирское судно. Какой груз находился в трюмах грузового судна?

3. Как бы вы ответили на вопрос: «Где интереснее путешествовать: по морю или по сущее?».

4.  Как вы представляете Большой Барьерный риф?

Примеры учебных ситуаций:

1.Уже в течении нескольких десятков лет ученые и экологи заняты вопросом — как защитить океан от загрязнения? Поскольку около трех четвертей населения мира живет на побережьях, не удивительно, что океаны страдают от загрязнения и других последствий человеческой деятельности. К сожалению, люди всегда относились к океанам как к свалке мусора. Даже люди, живущие далеко от берегов, не безвинны: реки каждый год несут 9,3

млрд. тонн ила и отходов к прибрежным водам. Каждый человек, будь то ребенок или взрослый, живет он на берегу моря или никогда его не видел, должен знать, что от его личного поведения зависит проблема загрязнения океанов. Если бы все люди Земли проявляли настоящую заботу об океане, проблема его загрязнения не стояла бы сейчас так остро. Хочется еще раз напомнить, что если каждый житель нашей планеты выльет в ближайший ручей всего лишь по одному ведру оставшейся после стирки воды с синтетическим моющим средством, общее количество загрязнений увеличится на 40 миллионов кубометров.

Вопросы к кейсу.

Сформулируйте проблему.

Подумайте и назовите причины загрязнения океанов.

Человек – друг или враг океана? Приведите примеры негативного влияния человека на

океан. При ответе на данный вопрос, опирайтесь на те знания, которые у вас уже есть.

Как защитить океан от загрязнения? Предложите мероприятия по охране океана.

Что можешь сделать ты?

Вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...