Элективный курс "Краеведение" (Своя родословная,история и природа малой Родины)
элективный курс по географии (5 класс)

Чернышова Наталья Владимировна

Вариативная программа для изучения основ краеведения, 35 часов (1 час в неделю)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ « КРАЕВЕДЕНИЕ», 5 класс

  1. Пояснительная записка

Вариативная программа предназначена для изучения основ краеведения.

             Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание в связи с новой концепцией устойчивого развития России, в которой специально выделяется региональный аспект экономических и социальных проблем. Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства. Краеведческий материал изучается на уроках разных учебных дисциплин, но существенным элементом образовательного пространства должно выступить географическое краеведческое образование.

           В настоящее время в нашем обществе существует проблема варварского, нередко бездумного, отношения детей и подростков к окружающей природе, своему родному краю. Воспитание любви к своей малой Родине необходимо начинать как можно раньше, с дошкольного возраста и продолжать в общеобразовательной школе на основе преемственности экологического образования. Но важно готовить не просто экологически грамотных людей, гораздо важнее формирование мировоззрения, которое определяет практическую деятельность человека, направленную на бережное отношение к природе.

             В настоящее время актуален вопрос патриотического воспитания. Тема малой Родины имеет большое патриотическое значение. Данная программа является эффективной при воспитании патриотизма у детей. Она основана на практико — ориентированной исследовательской деятельности обучающихся и способствует формированию экологической культуры и социализации личности.

                  Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся, обладающей высоким уровнем развития коммуникативных компетенций. Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в реальной жизни, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. В данном контексте задача формирования у учащихся необходимых компетенций, обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в социуме, становится наиболее актуальной для образования. Лучшим средством для решения этих образовательных задач является данная программа краеведения. В ней предлагается вариант изучения родного края, основанной на основных принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплектности, интеграции. Используются методологические принципы конструирования национально-регионального компонента краеведческого образования: структурность, системность, динамичность.

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края, села. Сильной стороной программы является её прикладная направленность. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество.

Цель реализации курса:

Создание условий для развития личности учащихся средствами школьного краеведения, ориентация учащихся на географическое, гуманитарное, естественно научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины, воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю (ст. Издревой, селу Барышево, Новосибирскому району, Новосибирской области)

Общеобразовательные задачи:

  • Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся.
  • Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.
  • Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.
  • Развивать гибкость мышления и поведения, объективно-необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоёмких производств.
  • Способствовать воспитанию экологического сознания.

Развивающие задачи:

  • Развитие творческой, познавательной и общественной активности, направленную на природоохранную деятельность.
  • Формирование навыков исследовательской и проектной деятельности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма школьников.
  • Воспитание экологической культуры.

Предметные задачи:

  • Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Новосибирской области, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей.
  • Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки.
  • Развивать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания.
  • Сформировать системное представление о крае как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.
  • Развивать представление о регионе как о пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности.
  • Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе.
  • Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о крае.

Подходы и принципы:

  • Принцип научности позволяет сформировать четкую систему знаний по географии родного края;
  • Принцип регионализации способствует детальному изучению области с позиций принадлежности к процессам глобализации и уникальности;
  • Краеведческий подход основан на народных и научных знаниях и применяется как форма познания;
  • Принцип гуманизации рассматривает центральное положение человека, как главного действующего лица цивилизации, от действий которого зависит будущее родного края;
  • Индуктивный подход благоприятствует организации самостоятельных исследований учащихся по географии родного края, соответствует возрастным особенностям психической деятельности подростков;
  • Картографический предполагает к изучению курса привлекать карты Сахалинской области – главный источник географических знаний.

Ведущие теоретические идеи:

  • Научить учащихся видеть перспективы и преимущества будущей взрослой жизни в родном крае.
  • Мобилизовать учащихся на самоопределение и саморазвитие, на поиски путей решения местных проблем экономического и экологического характера.
  • Научить видению перспектив и возможных последствий хозяйственной деятельности людей.
  • Расширить коммуникативные компетенции учащихся на II-III ступени школьного образования.

Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ науки с практикой, жизнью, окружающей действительностью.

Новизна - в приближении содержания географического образования к окружающей действительности.

Трудоемкость: учитель должен владеть полным объемом информации о родном крае по своему предмету, знать дополнительные источники информации, свободно владеть информацией, владеть способами выявления индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

При написании данной рабочей программы использованы:

  • типовая программа Министерства Просвещения «Юный эколог» (Москва, 1993г.);
  •  «Экология комнатных растений» Г.А. Израевой  (Новосибирск, 1998г.);
  •  авторская программа Е.Л. Ревякиной, педагога дополнительного образования НРСЮН «Юный  эколог — краевед»  (Краснообск, 2000г.).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • суть понятия “краеведение”;
  • источники комплексного изучения Новосибирской  области;
  • терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне;
  • особенности освоения территории;
  • особенности природы и ресурсно-природный потенциал области;
  • правила поведения на природе;
  • правила проведения практических работ особенности географического положения Новосибирской области;
  • особенности национального состава и населения Новосибирской области;
  • виды хозяйственной деятельности населения;

Учащиеся должны уметь:

  • вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
  • определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;
  • давать описание природных и хозяйственных объектов;
  • вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
  • определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы;
  • владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем.

Результаты программы:

  1. Приобщение подростков к изучению родного края.
  2. Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления;
  3. Повышение географических и коммуникативных компетенций выпускников школ;
  4. Воспитание настоящих хозяев своей Земли.

Отслеживание результатов должно происходить через:

  • Тестирование (на 20 – 25 минут в ходе урока)
  • Кратковременные самостоятельные задания на 15 - 20 минут;
  • Качеств выполнения практических и творческих работ учащихся;
  • Выступления учащихся с докладами, рефератами на уроках-конференциях;
  • Развитие интереса к науке и желание её глубоко изучать.

Используемый УМК:

  1. Кравцов В.М., Р.П. Донукалова. География Новосибирской области: учебное пособие для общеобразовательных учреждений . – 3-е изд. испр. и доп. Новосибирск: ИНФОЛИО – пресс,  –2000. – 208с.
  2. Баринова И.И., Елховская Л.И.  Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение, 1998.
  3. Экологические очерки о природе и человеке. /Под редакцией Б. Гржимека, М.: Прогресс, 1988.
  4. Комплект настенных карт  Новосибирской области.

  Контролирующие материалы:

  1. Анфиногенова Т.К. Тесты, игры, викторины по географии. – Новосибирск: Издательский дом «Сибирская горница». – 2009. – 344с.
  2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии / сост. Н.Н. Петрова. – М.: Дрофа, 2007.

ТСО:

  1. Диски: «Тайны Мирового океана», «Органический мир Сибири», «Тайга», «Запоыедники Новосибирской области»
  2. Видеокассета:

«Видео в краеведении»: «Птичьи дети», «Буготакские сопки», «Салаирский кряж», «Таёжный клещ», «Обское море», «Заказник Чановский», «Заказник Майское утро», «Бараба и Кулунда», «Вода – среда обитания», «Нелюбимые животные», «По следам инопланетных находок».

  1. Диафильм «У природы взаймы».
  2. Презентации:  «Новосибирская область», «Охраняемые объекты природы Новосибирской области».

  1. Тематическое планирование курса. Основное содержание курса.

№ п/п

Название темы

Содержание тем курса

Кол – во часов

1.

Школа юного краеведа.

Понятие «краеведение». Географическое положение НСО в прошлом и настоящем. История возникновения НСО, Новосибирского района, с. Барышево.  Символика НСО, Новосибирского района.  Практическая работа: Изготовление альбома по символике села Барышево, ст. Издревая. Влияние географического положения с. Барышево на особенности развития. Практическая работа «Определение географического положения с. Барышево». Откуда пришли к нам географические названия? Народы, населяющие НСО, с. Барышево.

6

2.

С чего начинается Малая Родина?

Моя родословная. С чего начинается «генеалогическое дерево»? Практическая работа: Составление «генеалогического дерева» своей семьи. Нравственно – ценностные ориентации поколений. Судьба семьи в судьбе родного края. Творческая работа: рассказ «За что я люблю свою семью?» (домашнее сочинение). История улиц села Барышево. Практическая работа: «История моей улицы».

История нашей школы: создание, традиции, учителя.

8

3.

Геология и рельеф НСО.

Формы рельефа, горные породы НСО, села Барышево.  Практическая работа «Изучение форм рельефа на местности». Современные процессы рельефообразования.

4

4.

Климат и погода НСО.

Климатические условия. Сезоны года. Практическая работа «Наблюдение за погодой в с. Барышево»(ведение дневника наблюдений). Экскурсия в природу «Влияние климата на состояние флоры и фауны ст. Издревая».

5

5.

Внутренние воды НСО.

Особенности внутренних вод НСО, села Барышево (реки, ключи, родники) Практические работы «Реки и озёра НСО» (на контурной карте), «Описание реки Иня по плану». Охрана внутренних вод села Барышево. Обское море – основной источник пресной воды Новосибирска (с просмотром в/ф) «Живая» и «Мёртвая» вода НСО. (о целебных и вредных свойствах воды).  

5

6.

Природные комплексы НСО.

Заповедники и заказники НСО. Природные комплексы села Барышево (река Иня, сосновый бор, смешанный лес, согра, овраги и др.) Практическая работа: составление и оформление в альбоме «Экологической тропы ст. Издревая.»

6

Резерв

1

III. Календарно – тематическое планирование курса «Краеведение»  (1 ч/нед)

п/п

Ур.

Тема урока

Содержание

Практические, итоговые, творческие

работы, экскурсии

Дата план/

Дата факт

ТЕМА I.  ШКОЛА ЮНОГО КРАЕВЕДА (6ч.)

1

1

Введение. Что изучает «Краеведение?»

Что изучает «Краеведение?». Наука «Топонимика»

2

2

Географическое положение Новосибирской области, с. Барышево.

Особенности географического положения  НСО, Новосибирского района. Место с. Барышево на карте НСО.

Пр/р «Определение географического положения с. Барышево».

3

3

История возникновения Новосибирской области.

История возникновения Новосибирской области, Новосибирского района, с. Барышево.

Тв/р «Наше село из рассказов старожил» (опрос старожил села, составление рассказа – сочинения)

4

4

Символика Новосибирской области.

Символика НСО, Новосибирского района.

Пр/р «Изготовление альбома по символике села Барышево, ст. Издревая.

5

5

Откуда пришли к нам географические названия?

Смысловые значения некоторых географических названий НСО, Новосибирского района, села Барышево.

Тв/р «Происхождение названий географических объектов нашего села» «работа со словарями, описание)

6

6

Народы, населяющие Новосибирскую область.

Народы, населяющие Новосибирскую область, село Барышево.

Пр/р «Народы НСО, Новосибирского района» (использование интернета);

«Народы с. Барышево» (данные сельсовета)

ТЕМА II. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ МАЛАЯ РОДИНА? (8ч)

7

1

Моя родословная.

Что такое «родословная?». Примеры родословных. С чего начинается «генеалогическое дерево»?Моя родословная.

Пр/р: Составление «генеалогического дерева» своей семьи (домашнее задание)

8

2

Моя родословная.

Нравственно – ценностные ориентации поколений.

9

3

Судьба семьи в судьбе родного края.

Знаменитые люди Новосибирской области, Новосибирского района, села Барышево.

 (А.Л. Коптелов)

Тв/р: рассказ «За что я люблю свою семью?» (домашнее сочинение).

10

4

Урок — конференция.

Судьба семьи в судьбе родного края.

Истории семей учащихся класса.

Творческие отчёты учащихся.

11

5

Истории улиц села Барышево.

Истории улиц села Барышево, ст. Издревая.

Пр/р: «История моей улицы».

12

6

История нашей школы №161.

История школы №161 в фактах, цифрах, воспоминаниях учителей, учеников.

Тв/р «Интервью у учителей и учеников» (домашнее задание)

13

7

Творческий отчёт «История нашей школы» «С чего начинается Малая Родина?»

Школа вчера – сегодня – завтра (история, традиции, выпускники, учителя)

 

Творческие отчёты учащихся по заданиям.

14

8

Обобщение знаний.

Урок творческих отчётов по теме «С чего начинается малая Родина?»

Творческие отчёты учащихся  заданиям.

ТЕМА  III. ГЕОЛОГИЯ И РЕЛЬЕФ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (4ч)

15

1

Геология и рельеф Новосибирской области.

Понятия: рельеф, геология.

Понятия:  горные породы и минералы. Формы рельефа, горные породы НСО.

Пр/р «Горные породы Новосибирской области» (просмотр коллекции, работа по карте НСО, данные интернета)

16

2

Рельеф села Барышево.

Мелкие формы рельефа села Барышево. Подземная кладовая с. Барышево.

Пр/р  «Изучение форм рельефа на местности»,

«Горные породы с. Барышево».

17

3

Современные процессы рельефообразования в Новосибирской области.

Современные процессы рельефообразова-

ния в Новосибирской области, в селе Барышево. Влияние человека на процессы рельефообразования.

 Тест по теме «Геология и рельеф Новосибирской области».

18

4

Обобщение знаний по теме.

Тестовая работа по теме «Геология и рельеф НСО, с. Барышево.

Тема IV. КЛИМАТ И ПОГОДА НСО (5ч)

19

1

Климатические  условия Новосибирской области.

Понятие климат. Климатические условия НСО. Сезоны года.

20

2

Погодные условия Новосибирской области.

Понятие погода. Элементы погоды. Погодные условия НСО.

Пр/р «Наблюдение за погодой в с. Барышево»(ведение дневника наблюдений).

21

3

Погода и климат с. Барышево.

Урок — практикум.

Погода и климат с. Барышево. Фенологические наблюдения в природе. Метеостанции. Метеослужбы.

Пр/р «Знакомство с синоптическими картами» (данные интернета).

22

4

Урок — практикум.

Экологические проблемы состояния воздуха села Барышево и меры их устранения.

Экскурсия в природу «Влияние климата на состояние флоры и фауны станции Издревая».

23

5

Урок обобщения знаний по теме.

Тест по теме: «Климат и погода НСО»

ТЕМА V.  ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (5ч.)

24

1

Внутренние воды НСО.

Понятие внутренние воды.

Реки, озёра, подземные воды, искусственные водоёмы НСО.

Пр/р «Реки и озёра НСО» (на контурной карте).

25

2

Внутренние воды села Барышево.

Реки: Иня и её притоки (Барышиха, Мосиха, Забабуриха). Родники, ключи. Экологические проблемы и охрана речек, родников, ключей с. Барышево.

Пр/р «Описание реки Иня по плану».

26

3

Обское море – основной источник пресной воды Новосибирска (с просмотром в/ф)

Обское море – искусственное водохранилище пресной воды. Экологические проблемы Обского моря и прилегающих территорий.

Пр/р «Плюсы» и «минусы» создания Новосибирской ГЭС (по данным интернета и рассказу учителя).

27

4

«Живая» и «Мёртвая» вода НСО.

 Целебные и вредные свойствах воды НСО. Минеральные источники, их география.  

Тв/р «Минеральные источники и курорты Новосибирской области, Новосибирского района» (домашнее задание – сообщение, презентация)

28

5

Урок обобщения знаний по теме.

Диктант по теме.

ТЕМА VI. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ Новосибирской области (6ч.)

29

1

Природные комплексы Новосибирской области.

Понятие природный комплекс. Заповедники НСО, Новосибирского района. Просмотр в/ф: «Буготакские сопки», «Салаирский кряж».

Пр/р  «Описание заповедника Новосибирского района по плану» (домашнее задание)

30

2

Природные комплексы Новосибирской области.

Заказники НСО, Новосибирского района. Просмотр в/ф «Заказник Чановский», «Заказник Майское утро».

Пр/р «Составление описания речки Издревая — единственного заказника Новосибирского района НСО».

31

3

Природные комплексы села Барышево.

Природные комплексы села Барышево (река Иня, сосновый бор, смешанный лес, согра, овраги и др.)

Экскурсия в природу «Природные комплексы ст. Издревая».

32

4

Экологическая тропа.

Понятие «Экологическая тропа». Типы экологических троп. Значение экологических троп.  Станции «Экологической тропы ст. Издревая».

Пр/р «Составление элементов экологической тропы ст. Издревая»

33

5

Экологическая тропа.

Экологическая тропа станции Издревая. Разработка маршрута. Общие сведения экотропы.

Просмотр д/ф

«У природы взаймы»

Составление и оформление в альбоме или в презентации «Экологической тропы станции Издревая».

34

6

Урок обобщения знаний по теме.

Урок творческих отчётов по теме «Природные комплексы ст. Издревая».

«Экологическая тропа ст. Издревая».

35

Резерв (1ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прграмма элективного курса по немецкому языку для 9 класса " Что мы называем нашей Родиной?"

Факультативный курсстроится как углубленное изучение страноведческих знаний по предмету; у учащихся повышается интерес к предмету и расширяется кругозор и словарный запас; углубляются знания учащихс...

Элективный курс "Литературное наследие малой родины"

Программа элективного курса в 5 классе...

Элективный курс «Моя малая родина-Кузбасс».

Настоящий элективный курс разработан  в связи с внедрением краеведческого направления в изучение школьных предметов. Рассчитан на 17 часов, для учащихся 9х классов (возможно использование в 8 кла...

исследовательская работа "Страница родословной :история летчика

Вашему вниманию предлагается работа  Беликовой Ксении, ученицы 6 г класса МКОУ СОШ № 1 пгт. Славянка  «Страница из родословной: история летчика».Эта работа – результат двухлетней поисковой д...

Урок по элективному курсу "Русская словесность" на тему: «Интерпретация поэтического текста на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».

«Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовал­ся в своей поэзии, и, перелистывая то­мики его сочинений, мы можем про­честь историю его души и понять его как поэ...

Программа элективного курса по географии «Моя малая родина», 9 класс

Программа элективного курса по географии «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Содержание элективного курса позволяет познакомить уча...

Элективный курс для 9 класса "Топонимика малой родины"

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 9 часов. Он знакомит учащихся с топонимикой родного края, формирует нравственные ценности....