исследовательская работа "Страница родословной :история летчика
творческая работа учащихся по истории (6 класс) на тему
Вашему вниманию предлагается работа Беликовой Ксении, ученицы 6 г класса МКОУ СОШ № 1 пгт. Славянка «Страница из родословной: история летчика».
Эта работа – результат двухлетней поисковой деятельности всех членов семьи. Тема работы особенно актуальна накануне 68-й годовщины со дня Победы в Великой Отечественной войне.
Хочется отметить целый ряд моментов, которые на наш взгляд, повышают ценность представленного материала.
Во-первых, автор представляет не просто попытку изучения родословной семьи, но и связывает ее с историей страны, указывает значимость этой взаимосвязи, отмечает необходимость личного восприятия истории страны.
Во-вторых, работа создана с позиций научного подхода к изучению исторического материала. Автор пользуется фондами Центрального архива Министерства обороны, Центрального архива Военно-морского флота.
В- третьих, при сборе материала Ксения активно пользуется данными общедоступных электронных банков, самостоятельно оценивает их, сводя тем самым на «нет» комплятивность, которой обычно грешат ученические работы.
В четвертых, хочется отметить практическую направленность реферата. Представленные в конце рекомендации для тех, кто решил заняться работой по составлению родословной, могут оказать реальную помощь. Текст реферата доступен, эмоционально окрашен.
В- пятых, данная работа увлекла всех членов семьи, позволила еще сильнее ощутить родство, духовное единство, что имеет огромное нравственное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 1 пгт.Славянка Хасанского района Приморского края
Страница родословной: история летчика.
Работа ученицы 6 г класса
МКОУ СОШ № 1
пгт. Славянка
Хасанского района
Приморского края
Беликовой Ксении.
Содержание:
- Вступление с.1
- История летчика с.2-3
- Поиск с.3-4
- Этапы и правила поиска. с.5
- Список исторических источников с.6
Совсем скоро наша страна будет отмечать 68-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Чем дальше от нас эта дата, тем важнее сохранить память о тех, кто своим ратным трудом заплатил за нашу мирную жизнь. Мои сверстники легко вспомнят имена героев, о которых знает вся страна, но лишь немногие смогут рассказать о солдатах той войны,- о наших прабабушках и прадедушках, воевавших на фронте, работавших в тылу. Память о героях, живущих рядом, о тех, кого ты знаешь с детства или слышал о них от родителей и родственников, позволяет проникнуться мыслями и чувствами людей, которым выпала эта нелегкая доля, сохранить чувство сопричастности к истории страны. События приобретают личный характер: слушая рассказы о боях, невольно проникаешься состраданием к своим прадедам, вынесшим все тяготы войны. Именно из этих чувств и рождается патриотизм - любовь к Родине,своей стране.
Моя исследовательская работа называется «Страница из родословной: история летчика».Герой ее- мой прадед, гвардии майор Военно-воздушных сил Черноморского, а затем Тихоокеанского флота Саввин Григорий Михайлович .В нашей семье бережно хранились документы военных лет, фотографии, но так случилось, что точных сведений о боевом пути прадеда не было. Целых два года понадобилась нам, чтобы восстановить боевой путь летчика.
Целью моей работы является:
- Сохранение памяти об участнике Великой Отечественной войны Саввине Григории Михайловиче
- Распространение опыта по поиску и восстановлению данных об участниках Великой Отечественной войны
В ходе исследования были использованы методы:
-опрос родственников
- изучение сохранившихся документов
- подача запросов в Центральные архивы Министерства обороны Российской Федерации и Военно-морского флота
-работа с поисковыми сайтами интернета
- анализ собранных данных
1
Мой прадед Саввин Григорий Михайлович родился в 1911 году в городе Севске Западной области в семье рабочего. В 1931 был призван в армию и сразу попал в военно- техническую школу авиатехников в городе Вольске Саратовской области. По окончании ее служил в Подмосковье, затем был направлен на Дальний Восток. Здесь он познакомился с моей прабабушкой Анной Владимировной Ларченко, дочерью мастера лесообработки. Решение жениться начальство Григория не одобрило, невеста была из дворян. В 1939 году авиатехник был направлен на учебу в Военно- морское училище летчиков и летнабов имени Сталина в город Ейск. Анна поехала за ним. Здесь родился мой дед Саввин Валерий Григорьевич, два года спустя его брат – Юрий.
Начало войны Григорий Саввин встретил в составе 9 истребительного авиаполка.Летчики защищали Одессу, Севастополь. Полк понес большие потери (погибло 54 летчика). Оставшихся в живых отозвали в Ейск на курсы усовершенствования начсостава. В мае 1942года Григорий - командир эскадрильи 9-го истребительного Севастопольского полка ВВС Черноморского флота. За участие в боях за Кавказ был награжден орденом Боевого Красного Знамени. В наградном листе указано: « в бою дерзок, настойчив, отважен. Провел 153 боевых вылета, сбил Хенкель -111…».В это же время капитан Саввин был ранен в воздушном бою. Госпиталь - и снова в строй! Службу несет в 25-м авиаполку, которым командует бывший однокашник по Ейскому училищу – Константин Алексеев, впоследствии Герой Советского Союза.25-й полк прославился во время Керченско - Эльтигенской операции - крупнейшей десантной операции Великой Отечественной войны. Десять дней с 9 по19 сентября 1943 года шли тяжелейшие бои за плацдарм для дальнейшего наступления. За это время капитан Саввин совершил 40 боевых вылетов. Его эскадрилья сбила 21 самолет противника. Прославился и сам командир. Фашисты, не желая уступать небо, бросили в бой прославленные части лютваффе – эскадрилью « Белые розы» (название получили за белые спирали на носу самолетов). Одним из первых немецкого аса сбил мой прадед. Комполка Алексеев несколько раз просил Григория рассказывать молодым летчикам о тактике ведения боя с фашистскими асами, убеждать не уступать немцам небо. ( Эти события описаны в мемуарах Героя Советского Союза Давыдова « Под нами – Черное море»). За эту операцию капитан Саввин был награжден вторым орденом Красного Знамени.
После боев за Керчь Григорий узнал о трагической судьбе своей семьи. В начале войны Анна с детьми оставалась в Ейске. Когда фашисты стали подходить к городу, она перебралась в Николаев, где находился штаб авиабригады, в которой служил муж. Во время боев за город Анна смогла выбраться из практически захваченного немцами города. Как 22-летняя женщина с двумя малолетними детьми, жена офицера, выбралась из города - неизвестно. Она добралась до Иркутска. Здесь от воспаления легких умер младший сын - Юра, а вскоре заболела и сама Анна. Болезнь, голод, тревога за сына и мужа подорвали ее силы. 1 февраля 1944 года она умерла. Маленького Валеру забрали в детский дом. О случившемся военкомат сообщил Григорию.
Воспользовавшись передышкой между боями, он перевез сына к своим родителям в только что освобожденный Брянск. В конце 1944 года комполка Алексеева перевели на Дальний Восток командующим ВВС Тихоокеанского флота. Вместе с ним уехали и Григорий с сыном.
Гвардии майор Саввин участвовал в войне с японцами, был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «За боевые заслуги». После окончания Второй мировой войны он служил в 6 авиаполку в п. Угловое. Летчики испытывали отремонтированные после войны самолеты.20 апреля 1946 года самолет моего прадеда загорелся при посадке. Летчик скончался в лазарете части от полученных ран. Ему было всего 35 лет.
Эту историю мы смогли восстановить почти полностью с помощью интернет - поиска. Начали с опроса родственников, изучения старых фотографий, документов. Например, семейная фотография Григория и Анны оказалась подписана: «Ейск, 1940 год». Из сайта города узнали о существовании Ейского высшего авиационного училища. Оказалось, что курсанты создали виртуальный музей истории училища. На наш запрос модераторы музея нашли сведения по курсанту Саввину, выслали нам все доступные данные. На запрос в архив Ейска нам сообщили, что семья Саввиных проживала в городе до 1942 года. По совету курсантов мы направили запрос в Центральный архив министерства обороны, Центральный архив военно-морского флота. Спустя почти полгода получили архивную справку, выписку из послужного списка. Все сведения тщательно изучали. Например, в списке курсантов мы нашли имя Героя Советского Союза Алексеева, обратились к данным энциклопедии «Герои Советского Союза», изучили биографию летчика и нашли много совпадений. Позже установили, что они учились и служили вместе.
Огромную помощь в поисках оказывает сайт министерства обороны России «Подвиг народа». Здесь можно получить не только сведения, но и копии документов военных лет. Работа с сайтом достаточно проста. Для начала нужно знать лишь имя, фамилию и год рождения человека, которого вы ищете. Часто бывает, что данных на сайте нет, тогда вам необходимо подписаться на уведомление и через некоторое время на ваш электронный адрес придет информация.
Вскоре к нам обратился историк авиации К. Харин. Он создал сайт «Авиаторы всех стран, соединяйтесь!», где собирает данные не только о летчиках времен войны, но и о боевом пути полков, эпизодах сражений.С его помощью мы смогли связаться с внуками и правнуками летчиков, воевавших вместе с нашим прадедом.
Сейчас очень многие люди занимаются изучением родословной. На интернет – форумах поисковых сайтов всегда можно получить совет и помощь. Совершенно бескорыстно вам помогут правильно оформить запрос, подскажут, где и какие документы можно найти, сбросят нужную ссылку. Так было и во время наших поисков. По рекомендации одного из посетителей сайта «Красные соколы» мы стали искать мемуары летчиков Черноморского флота, и каково было наше удивление, когда совершенно незнакомый человек передал электронную версию книги В.В. Давыдова «Под нами - Черное море», где мы нашли описание подвига прадеда.
Работа с родословной – дело важное, интересное и захватывающее, но и требующее времени, терпения. Если вы хотите примкнуть к многочисленному племени поисковиков, я хотела бы дать Вам несколько советов.
- 1.На первом этапе составьте свое родословное древо от себя вверх как можно выше. Соберите все, что Вам известно о Ваших родственниках. На каждого нужно завести отдельную папку.
- 2.Изучите семейный архив ( фотографии, документы). Особое внимание уделите подписям, датам, названиям местности. Все данные необходимо записать, а потом тщательно проверить.
- 3.Сбор устных рассказов родственников.
Записывайте рассказы на диктофон или видеокамеру. Заранее составьте список вопросов. Если люди не хотят рассказывать о прошлом, не настаивайте. Начните разговор о нейтральных вещах.
- 4.Сопоставьте Ваши записи и имеющиеся у вас документы. Выводы могут быть весьма интересными.
- 5.За новой информацией нужно обращаться в государственные, федеральные и региональные, а также ведомственные архивы. Будьте терпеливы – ответы часто приходится ждать несколько месяцев. На этом этапе очень важно грамотно составить запрос. Формы запросов и описание фондов музеев и архивов можно найти в интернете.
Собирание родословной - дело очень увлекательное и важное , скоро к вам присоединятся все родственники, даже те, кто считал раньше это пустой тратой времени.И самое главное, история семьи - это живая история, изучая ее, соотнося события в жизни семьи и страны, четко понимаешь, что из историй тысяч семей складывается история всей страны и каждый из нас своей жизнью вносит посильную лепту.
Список источников:
1.Давыдов К.Д. « Над нами – Черное море» Воениздат, 1989г.
2.Великая Отечественная война 1941-1945 г.энцикопедия, под ред. Козлова А.Н. 1985г.
3. «Подвиг народа» – общедоступный банк данных Министерства обороны podvignaroda.mil.ru
4. « Мемориал» – банк данных о погибших в годы Великой Отечественной войны obd.memorial.ru
5. « Красные соколы» - сайт истории авиации airacer.ru
6. « Авиаторы всех стран» - сайт летчиков – участников Великой Отечественной войны allaacers.ru
7. Данные Центрального архива Министерства обороны РФ
8.Данные Центрального архива Военно-морского флота
9.Данные личного архива семьи Савиных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Исследовательская работа по истории.История бумажных денег"г во времена Екатерины II
Эта работа о истории бумажных денег во времена Екатерины II.: Во все времена деньги занимали важное место в жизни человека. В этой работа говорится о причинах появлению бумажных денег во времена Ека...
Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"
Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «В ИСТОРИИ КОСТЮМА - ИСТОРИЯ НАРОДА»
Данный проект связывает трудовое воспитание с духовными корнями, историей народной культуры и традициями. История любого костюма является зеркалом истории человечества. Интерес детей к этой теме являе...
Элективный курс "Краеведение" (Своя родословная,история и природа малой Родины)
Вариативная программа для изучения основ краеведения, 35 часов (1 час в неделю)...
Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»
Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать! Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...
Приказ № 116 - Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»
Приказ № 116 - Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»...
Приказ № 116-0 Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»
Приказ № 116-0 Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»...
Комментарии
Молодец, Ксения! Вот если бы
Молодец, Ксения! Вот если бы каждый выполнил такую работу...
Работа прекрасная! Видно, что
Работа прекрасная! Видно, что Вы, Ксения, отличный исследователь. Прекрасно, что у нас есть еще молодые люди, которым не безразлична история России и ее героев. Отлично! Так держать! Думаю, что это не единственная и не последняя Ваша работа. Удачи Вам в дальнейших исследованиях!
ответ Анне Валерьевне
Уважаемая Анна Валерьевна!
Прочитала работу "Страница родословной: история летчика" Беликовой Ксении. Хочу сразу отметить креативный подход ученицы к исследовательской работе. Особенно это прослеживается в умении пользоваться современными ресурсами (Интернет поиском, что фактически является примером для других молодых людей. Но особенно трогает то. что Ксения близка к своим корням: так помнить о прадеде Саввине Григории Михайловиче может только очень близкий человек. Такие исследовательские работы надо выставлять в музеях боевой славы как пример отношения молодежи нашего времени: "Никто не забыт, ничто не забыто!"
С уважением Сауле Карекешевна
ответ Анне Валерьевне
Уважаемая Анна Валерьевна!
Прочитала работу "Страница родословной: история летчика" Беликовой Ксении. Хочу сразу отметить креативный подход ученицы к исследовательской работе. Особенно это прослеживается в умении пользоваться современными ресурсами (Интернет поиском) , что фактически является примером для других молодых людей. Но особенно трогает то. что Ксения близка к своим корням: так помнить о прадеде Саввине Григории Михайловиче может только очень близкий человек. Такие исследовательские работы надо выставлять в музеях боевой славы как пример отношения молодежи нашего времени: "Никто не забыт, ничто не забыто!"
С уважением Сауле Карекешевна
ответ Анне Валерьевне
Уважаемая Анна Валерьевна!
Где голосовать за работу? Напишите адрес.
Сауле Карекешевна
конкурс проводит "Наша сеть"
конкурс проводит "Наша сеть".Там же где помещена работа, в левом верхнем углу есть грфа " голосовать"
Надо экскурсию поэтому
Надо экскурсию поэтому материалу сделать! Успехов!
Спасибо всем за поддержку.Она
Спасибо всем за поддержку.Она нам очень нужна.