Прграмма элективного курса по немецкому языку для 9 класса " Что мы называем нашей Родиной?"
рабочая программа по краеведению (9 класс) по теме

Факультативный курсстроится как углубленное изучение страноведческих знаний по предмету;

у учащихся повышается интерес к предмету и расширяется кругозор и словарный запас;

углубляются знания учащихся в области лингвистической информации;

данный факультативный курс имеет большую значимость для предпрофильной подготовки и профильного обучения;

тематическое планирование сделано с учетом возрастных возможностей и потребностей старшеклассников.

Программа факультативного курса по немецкому языку «Что мы называем нашей родиной?» рекомендована для реализации на занятиях в 9-х классах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_el_kursa_kravcovoy.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Рецензия методического объединения

учителей иностранных языков МОУ СОШ № 3

Программа факультативного курса по немецкому языку в 9-х классах «Что мы называем нашей Родиной?» обсуждена на заседании методического объединения (МО) учителей иностранных языков 11.09.2006 года.

МО учителей провело экспертизу факультативного курса и сделало следующие выводы:

  1. факультативный курс строится как углубленное изучение страноведческих знаний по предмету;
  2. у учащихся повышается интерес к предмету и расширяется кругозор и словарный запас;
  3. углубляются знания учащихся в области лингвистической информации;
  4. данный факультативный курс имеет большую значимость для предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  5. тематическое планирование сделано с учетом возрастных возможностей и потребностей старшеклассников.

Программа факультативного курса по немецкому языку «Что мы называем нашей родиной?» рекомендована для реализации на занятиях в 9-х классах.


Пояснительная записка

Региональный компонент в преподавании иностранных языков в школе имеет характер объективной необходимости. Целенаправленная работа по реализации регионального компонент во внеурочное время, способствует повышению интереса к предмету и создает положительную мотивацию при усвоении языковых средств и при приобретении культуроведческой информации с помощью и на основе этих средств. Постоянная работа по реализации страноведческого материала во внеурочное время позволяет систематизировать виды заданий и упражнений, с помощью которых учитель обучает учащихся самостоятельно извлекать из разных источников нужную информацию. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом. Каждый школьник старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результаты своего труда, особенно переводческую деятельность. Данный подход обеспечивает, кроме того, устойчивый полезно планируемый результат в области практических навыков и умений на немецком языке.

 Внеклассная работа на занятиях факультатива по немецкому языку для 9 класса дает возможность выйти за рамки урока, расширить  и углубить тематику, заинтересовать ребят, соединить изучение немецкого языка с информацией о родном крае, районе, селе.

Краеведение – интегрированный курс, на основе страноведческих знаний кроме немецкого языка изучаются другие составляющие краеведения – экология, литература, история, география, культура, а также информатика.  Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и услугами. Поэтому Интернет на занятиях факультатива, - это уникальная возможность, не воспользоваться которой было бы обидно. Интернет позволяет всегда пользоваться свежей информацией, пополнять свой словарный запас лексикой современного иностранного языка, знакомиться с культуроведческими знаниями.

Цель культуроведческого образования на занятиях данного факультатива: повышение интереса к предмету, создание положительной мотивации при усвоении языковых средств и при приобретении культуроведческой информации с помощью и на основе этих средств, пополнение потенциального словарного запаса, расширение и углубление лингвострановедческой информации, получаемой школьниками на занятиях факультатива по немецкому языку.

Работа с учащимися строится на основе диагностики, учитывая их психологические и возрастные особенности.

Программа рассчитана на 35 часов для учащихся 14 – 15 лет.


     Требования к подготовке обучающихся

факультативного курса

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. описывать родное село, собирать необходимую информацию и оформлять проекты о знаменитых земляках;
  2. знать экологические проблемы села, причины их возникновения, находить пути решения этих проблем и уметь описывать их на немецком языке;
  3. вести дискуссию на заданную тему;
  4. знать и уметь называть по-немецки символику края, краевого центра – Ставрополя;
  5. называть и описывать праздники, характерные для родного села; праздники, которые традиционно проводятся в нашей школе;
  6. вести беседу об отраслях специализации хозяйств родного края;
  7. оформлять творческие работы на тему: «Народные умельцы нашего села», «Мое родное село», «Экологические проблемы страны и села Безопасного»;
  8. совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети;
  9.  совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
  10. уметь пользоваться электронными справочниками.


Программа факультатива «Что мы называем нашей родиной?»

Тема 1. «Родное село» (12 часов)

        Основное содержание:

Мое родное село. Исторические сведения о селе. Известные личности села. Люди, прославившие село. Достопримечательности. Любимый уголок. Люди, каких профессий живут в родном селе.

        Основная цель – расширить знания учащихся о своем родном селе, прививать чувство гордости к родине, к окружающему миру.

Тема 2. «Ставрополье» (11 часов)

        Основное содержание:

Географическое положение края, района. Достопримечательности края. История края, района. Символика края. Ставрополь – краевой центр. Национальный состав населения Ставрополья. Родина – Труновский район.

        Основная цель – познакомить с историей собственной страны, своего региона, с его историей. Развивать лингвистические способности учащихся, желание общаться на немецком языке, получая при этом удовольствие, радость.

Тема 3. «Нравы. Обычаи. Праздники нашего народа» (6 часов)

        Основное содержание:

 Обычаи и праздники народов нашей страны, края, села. Местные умельцы. Традиционные праздники в школе.

        Основная цель – познакомить учащихся с обычаями и нравами народов нашей страны и Ставрополья и научить описывать их на немецком языке, воспитывать уважение к быту и культуре совместно проживающих народов нашего села.

Тема 4. «Экскурсии» (5 часов)

        Основное содержание:

На производстве. Достопримечательности родного села. Золотая осень. Школьный двор.  

         Основная цель – научить вести беседу по заданной теме и описывать любимый сердцу уголок, прививать чувство патриотизма и любви к родному селу, развивать творческие и коммуникативные способности детей, умение работать в коллективе.


Тематическое планирование

Основной целью учебно-тематического планирования занятий факультатива по немецкому языку является определение и отбор краеведческого материала в 9 классе, а также обеспечение системного подхода в формировании регионального компонента во внеурочное время.

Программа рассчитана на 35 часов.

Содержание регионального компонента

Типы занятий

Планируемые результаты обучения

Домашние задания

1

«Мое родное село. История.» (Mein Heimatdorf. Geschichtliches)

Проблемно-диалоговое занятие

Знать историю своего села

Творческие задания

2

Занятие по отработке полученных знаний в форме дискуссии

Знать расширенную лексику по теме

Словарный запас по теме

3

«Люди моего села. Ветераны войны и труда» (Menschen meines Dorfes. Arbeits – und Kriegsveteranen)

Сообщения по опережающим заданиям

Знать имена земляков, которыми гордятся односельчане

Сообщения

4

Занятие по отработке устной речи

Умение строить сообщение по заданной теме

Составление тематического словаря

5

«Люди моего села. Известные личности.» (Menschen meines Dorfes. Bekannte Personlichkeiten)

Диспут

Знать имена людей, прославивших родное село

Учебные мини-проекты

6

Зачет

Уметь строить монологическое высказывание по теме

Тестирование

7

«Село в России и в Германии.» (Das Dorf in Russland und in Deutschland)

Интегрированное занятие (с уроком информатики)

Обобщить страноведческие знания

Сообщения

8

Практическое занятие

Умение работать с электронными справочниками

Составление тематического словаря

9

«Достопримечательности родного села».» (Sehenwerts)

Экскурсия

Уметь называть и описывать достопримечательности села Безопасного

Индивидуальные отчеты по экскурсии

10

Отработка орфографических навыков

Уметь в письменной форме описывать достопримечательности родного села

Тестирование

11

«Мой любимый уголок.» (Mein Lieblingsort)

Экскурсия

Уметь описывать любимый сердцу уголок

Мини-сочинение

12

Занятие по отработке полученных знаний в форме зачета

Уметь творчески оформлять зачетную работу

Сообщения

13

«Экологические проблемы страны и родного села» (Okologische Probleme des Landes und des Dorfes)

Проблемно-диалоговое занятие

Знать и уметь называть экологические проблемы страны, села

Творческие задания

14

Работа с электронными носителями

Активизация словарного запаса по теме

Составление тематического словаря

15

«Люди, каких профессий живут и трудятся в родном селе» (Meisterbauern)

Комбинированное занятие

Уметь называть профессии тружеников села

Групповые сообщения

16

Семинарское занятие

Уметь строить монологическое высказывание по теме

Сообщения

17

«С чего начинается Родина?» Womit beginnt die Heimat?)

Телемост

Уметь вести дискуссию по заданной теме

Индивидуальные отчеты

18

Урок отработки устной речи

Уметь высказывать свое мнение по заданной теме

Мини-проекты

19

«Ставропольский край – моя малая Родина.» (Stawropole Region. Was nennen wir unsere Heimet?)

Защита проекта

Уметь описывать достопримечательности родного края

Учебные проекты

20

Зачет

Уметь понимать иноязычную речь на слух

Творческие работы

21

«Родина. Труновский район.» (Heimat Trunowskers Gebiet)

Презентация проекта

Уметь вести диалог по теме

Творческие работы

22

Отработка навыков письменной речи

Уметь писать сочинения о Родине

Мини-сочинения

23

«Город. Ставрополь.» (Die Stadt. Stawropol)

Конкурсное занятие

Уметь строить монологическое сообщение по заданной теме

Подготовка рефератов

24

Отработка навыков монологической речи

Уметь описывать город Ставрополь

Сообщения

25

«Население Северного Кавказа.» (Bevolkerung)

Проблемно-диалоговое занятие

Уметь вести диалог по теме

Тестирование

26

Работа с электронными носителями

Пополнение словарного запаса лексикой современного иностранного языка

Составление тематического словаря

27

«Ставропольский край. В Европе или Азии?» (Stawropole Region. In Europa oder in Asien?)

Интегрированное занятие (с уроком географии)

Обобщить страноведческие знания учащихся

Изготовление карты Ставропольского края

28

«Нравы. Обычаи. Праздники нашего народа.» (Sitten. Brauche. Feste unseres Volkes)

Сообщения по опережающим заданиям

Ознакомить с культуроведческими знаниями, включая традиции страны изучаемого языка

Тестирование

29

Отработка навыков чтения

Уметь извлекать из источников нужную информацию

Составление тематического словаря

30

«Традиционные праздники в школе и селе.» (Feste in der Schule und im Dorf)

Комбинированное занятие

Учить описывать праздники, проводимые в школе

Сообщения

31

Занятие по отработке полученных знаний переводческой деятельности

Активизировать словарный запас. Повысить мотивацию обучения

Мини-сообщения

32

«Местные умельцы.» (Tausendkunstler)

Интегрированное занятие (с уроком технологии)

Совершенствовать произносительные навыки учащихся

Учебные проекты

33

Работа с электронными носителями

Уметь пользоваться услугами Интернет

Записи наизусть

34

«На производстве.» (Produktionsobjekte)

Экскурсия

Учить называть и знать отрасли специализации хозяйств края

Тестирование

35

Итоговое занятие

Семинарское занятие

Обобщить страноведческие знания. Подвести итог работы за год


Источники

  1. Венок славы. Их имена никогда не забудутся.

Ставропольское книжное издательство, 1969

  1. Газета «Нива»:
  1. Статья «Герои рядом», февраль 1985
  2. Статья «Источники мужества», март 1985
  3. Статья «Первый почетный житель села Безопасного, февраль 1987
  1. День моего города. Ставрополь.

Издательство «Планета», Москва, 1976

  1. Дневник школьника Ставропольского края
  1. 2003-2004 учебный год, издательский дом Союза писателей России «Российский писатель», ООО «Орфей», 2003
  2. 2006-2007 учебный год, издательский дом «Российский писатель», культурный фонд «Южная провинция», 2006
  1. История Ставропольского края.

Авторский коллектив под редакцией Судавцова Н.Д., Ставрополь, 1996

  1. Материалы спутникового канала на сайтах:
  1. Школьный www.bezschool3.narod.ru
  2. http://gubernator.stavkray.ru
  3. www.dumask.ru
  4. http://region.kmv.ru
  5. http://www.whoiswho.su/ufo
  1. Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе»:
  1. № 4, 2003, статья «Обучение дошкольников иностранному языку с использованием компьютера», стр.52-56
  2. № 6, 2003, статья «Организация лингвострановедческого подхода на уроках немецкого языка», стр. 52-56
  3. № 6, 2002, статья «Проект на уроках немецкого языка», стр. 35-38
  1. Пятьдесят устных тем по немецкому языку

И.М.Варламова, «Дрофа», 1997

  1. Реферат на тему «Герой Советского Союза – наш земляк»

Нечаева Елена, Безопасное, 1998

  1. Ставропольеведение

Н.С.Румынина, Ставрополь-сервис школа, 2001, 2003

  1. Ставропольский край: природа, население, хозяйство

В.А.Ивановский, Ставрополь, 1997

  1. Ставропольский край. Визитная карточка региона

Ставропольский краевой комитет по печати и информации, 2001

  1. Ставрополье

Издательство «Кавказская здравница», 1985

  1. Хозяйство высокой культуры земледелия и животноводства: Ставропольский край, колхоз имени Ворошилова

Ставрополь, ООО «Орфей», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Einführung in die Journalistik (Введение в журналистику): Элективный курс на немецком языке. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) и школ с углублённым изучением немецкого языка.

Курс „Einführung in die Journalistik“ («Введение в журналистику») является прикладным профориентационным элективным курсом для филологического профиля (со специализацией в области иностранных языков),...

Рабочая прграмма элективного курса по русскому языку "Культура речи" в 10 классе

Программа базируется на программно- методических материалах М. Т. Баранова (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа, М., 2001 г.)....

Проверочная работа по немецкому языку по теме "Что мы называем нашей Родиной?" 7 класс

В данном документе представлен заключительный урок по теме "Что мы называем нашей Родиной?", контроль усвоения лексического и грамматического материала....

Элективный курс по немецкому языку. 9 класс

Программа элективного курса по немецкому языку для учащихся 9-х классов (15 лет) «Элективный бизнес-курс немецкого языка» имеет культурологическую направленность и предполагает общекультурный урове...

План конспект урока по немецкому языку по теме: "Что мы называем нашей Родиной?" в 7 классе

План конспект урокаТип урока: урок-защита проектовТема: Что мы называем нашей Родиной? Класс: 7Цель: представить и защитить проект, используя немецкий язык как средство общения.Основные задачи: соверш...

Рабочая программа элективного курса по немецкому языку 10 класс

Рабочая программа элективного курса по немецкому языку 10 класс...

Рабочая программа элективного курса по немецкому языку «Гид – переводчик по родному краю» для 9-11 классов общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением немецкого языка.

В современном мире востребованность знания иностранного языка очевидна для всех, но каждому он необходим в той или иной степени. Данный курс  предназначен для учащихся, проявляющих к  иностр...