Урок с применением ЭФУ. Кравцова Е. А. Тема урока: Природные зоны Африки. 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс)

Кравцова Елена Алексеевна

 Урок – путешествие "Природные зоны Африки". Представьте себя исследователем природы Африки и подготовьте проект научной экспедиции по материку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_efu_kravtsova.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок с применением ЭФУ

Кравцова Е. А.

Тема урока: Природные зоны Африки

(Урок – путешествие)

Цели урока: Сформировать представление об основных особенностях  природных зон Африки.

Задачи урока: Познакомить с характерными представителями органического мира Африки.
Объяснить взаимосвязи компонентов природы в каждой природной зоне.
Продолжать развивать умение работать с картой.

Виды деятельности: Работа с картами атласа, работа в контурной карте, работа с текстом параграфа. Работа в группах/парах.

Оборудование: физическая карта Африки, карта «Природные зоны мира», атласы по географии для 7 класса  («Дрофа», М.: 2018), учебники, тетради, презентации «Животный мир материков», «Растительный мир материков», видеофильм «Серенгети», тесты, выставка книг об Африке, работы обучающихся. ЦОР (География. Атлас. 7 класс Электронный Атлас+, 2017; География. География материков и океанов. 7 класс Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. Издательство: Дрофа: 2015 Номер в Федеральном перечне:1.2.2.4.2.3 Код ISBN: 978-5-358-15664-7

Ход работы:

  1. Организационный момент.

Учитель:

1). Сегодня мы отправляемся в путешествие. Проверим наличие экипажа. Для сегодняшнего путешествия нам будут нужны атласы, тетради, учебники, дневники.

Все готовы. Итак, мы отправляемся (1 мин.)

  1. Активизация познавательной деятельности.

     1). По контуру материков отгадайте материк, куда мы с вами собираемся в путешествие (Африка).

     2). Назовите 10 географических чемпионов Африки.

 а)  Самый высокий водопад Африки;

 б). Самый высокий вулкан Африки;

 в).  Самое большое по площади озеро;

 г).  Самая большая пустыня мира;

 д). Самый большой остров, у берегов Африки;

 е). Самая южная точка Африки;

 ж). Самое глубокое озеро в Африке;

 з). Самая длинная река Африки;

 и). Самая полноводная река Африки;

 к). Самое соленое на Земле море;

  1. Актуализация знаний

Учитель:

Сегодня мы сделаем три остановки на материке, узнаем новые интересные факты о природе Африки. Какие карты атласа мы возьмем с собой? Дайте характеристику карты атласа с. 24.

Группы получают карточки с координатами точек.

  1. Группа

Определите, в какой природной зоне мы находимся

Точка с координатами 5 ю.ш. и 13 в.д.

(проверь себя! См. рисунок  в учебнике https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/read/7771-61)

  1. Группа

Определите, в какой природной зоне мы находимся.

Точка с координатами 10 ю.ш. и 30 в.д.

(проверь себя! См. рисунок  в учебнике https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/read/7771-61)

     III. Группа

Точка с координатами 30 с.ш. и 20в.д.

(проверь себя! См. рисунок  в учебнике https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/read/7771-61)

По картам составьте краткое описание природных зон (https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/read/7771-61 план на стр. 332).

  1. Изучение нового материала

Вопросы классу:

1.Назовите природные зоны Африки. Каковы особенности их размещения на материке? 

2. Какая связь существует между климатическими поясами и природными зонами?

Вопросы I группе:

- Почва накапливает в зоне влажных экваториальных лесов огромное количество растительного опада, но перегной не накапливается. Почему?

- Почему у деревьев досковидные корни?

(равнинный рельеф, обилие осадков – заболоченная территория – малое содержание кислорода в почве – малая мощность верхнего горизонта почвы – небольшая глубина корневой системы – досковидные корни)

Вопросы II группе:

- Почему и когда в саваннах растения сбрасывают листву?

- Постройте логическую цепочку: «субэкваториальный климат – много хищников»

(субэкваториальный климат – сухой период – растительный опад разлагается не до конца – в почве накапливается перегной – для образования леса не хватает влаги – развивается травянистая растительность – много растительного корма – много травоядных – много хищников)

Вопросы III группе

- Почему в пустыне Сахара жарче, чем в пустыне Калахари? (ведь обе находятся в тропических широтах)

- В пустыне Намиб которая находится на побережье Атлантического океана осадков выпадает меньше, чем в Сахаре. Почему?

Из предложенной литературы, открыток, таблиц составьте иллюстрации к своим ответам.

V.  Закрепление и первичная проверка 

1). Выступление представителей групп (по 2 чел.)

2). Просмотр видеофрагмента «Серенгети» (1 мин.)

Работа с Атлас+

https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/read/1018701-10

Подпишите на карте страны, расположенные в зоне постоянно влажных лесов.

Работа с Атлас+

https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/read/1018701-10

Подпишите на карте страны, расположенные в зоне саванн и редколесий.

3). Наше путешествие заканчивается.

Подведем итог путешествия, ответим на вопросы:

  - Что такое природная зона?

 - По какому плану изучают природные зоны?

   - В чем главная причина смены природных зон?

Вывод: Главная причина смены природных зон – делают ученики – изменение соотношения тепла и влаги (т.е. изменение климата).

4). Самостоятельно решить тестовое задание:

https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/read/7771/data/objects/b034789/index.xhtml

Установите соответствие:

Особенности природных зон

Причины

  1. Экваториальные леса вечнозеленые, богатые видами, имеют много ярусов;

Растения плодоносят в течение всего года.

  1. Влажноэкваториальные леса постепенно редеют и сменяются саванными.
  2. В лесу много лазающих животных.
  3. Саванны в Африке занимают наибольшую площадь
  4. В экваториальном лесу слаборазвит травяной покров.
  5. В зимний период саванны приобретают желтую окраску, многие деревья сбрасывают листву, травы выгорают.
  6. Вдоль рек в саваннах растут вечнозеленые леса
  7. В пустынях растительность скудная, местами отсутствует совсем.

А. Наличие труднопроходимого густого леса.

Б. Уменьшается количество осадков и появляется сухой период года.

В. На большей площади  господствует субэкваториальный климат.

Г. В экваториальном лесу стоит полумрак.

Д. В зимний период в саванне сухой.

Е. Круглый год тепло и влажно.

Ж. Вдоль рек в саваннах грунтовые воды залегают неглубоко, что создает условие произрастания деревьев.

З. Осадки выпадают очень редко.

VI.  Информация о домашнем задании

https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/read/8227-61

Представьте себя исследователем природы Африки и подготовьте проект научной экспедиции по материку.

План работы

1.

 Определите цель экспедиции: выберите, какой природный комплекс или

отдельный природный компонент вы хотели бы исследовать.

2.

 Выберите конкретный объект исследования.

3.

 Разработайте маршрут экспедиции и отразите его на контурной карте.

Можно воспользоваться картографическими сервисами (например, maps.

yandex.ru, maps.google.ru).

4.

 Используя различные источники географической информации, подготовьте сообщение-презентацию.

VII. Рефлексия (смайлики)

VIII.Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами. Хочу поставить вам только хорошие и отличные оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.

Тема урока: дифференциация   звуков “ш-ж” на материале темы  урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать  звуки  ш-ж”. Учить учащихся г...

Урок по теме "Природные зоны Африки" 7 класс

Конспект урока в 7 классе по теме "Природные зоны Африки"  - урок усвоения новых знаний. Форма урока виртуальное путешествие с элементами проектной, игоровой деятельности. На уроке использовались...

Разработка урока географии с использованием ИКТ в 7 классе на тему "Природные зоны Африки"

природные зоны материка Африка, растительный и животный мир...

Урок по теме "Природные зоны Африки". 7 класс.

Урок, раскрывающий особенности компонентов природных зон Африки (природные условия, почва, флора, фауна). Разработан по технологии развития критического мышления....

Открытый урок по географии на тему: "Природные зоны Африки" (7 класс)

Открытый урок по географии на тему: "Природные зоны Африки" (7 класс)   Цели открытого урока:·        Образовательные – закрепить пон...

Урок комплексного применения знаний и умений по теме «Порядок выполнения действий» 5 класс

Составление программ выполнения действий в выражениях, изображение их в виде схем, отработка навыков выполнения вычислений по действиям...

Методическая разработка урока с применение технологии критического мышления на тему: "Бодрствование и сон" 8 класс

Методическая разработка урока с применением технологии критического мышления. Технология состоит из 3 стадий: 1. Стадия вызова, 2. Стадия осмысления, 3. Стадия рефлексии....