Проект "Славное прошлое Петергофской дороги" - пример организации краеведческой проектной деятельности для школьников.
учебно-методический материал по географии (7, 8 класс)

Краснова Надежда Владимировна

В статье представлены материалы внеклассного мероприятия для школьников 13-15 лет в форме экскурсии по бывшей Петергофской дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolpino_2019.doc57 КБ
Microsoft Office document icon kolpino_2019.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «СЛАВНОЕ ПРОШЛОЕ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ» – ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Н. В. Краснова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 276

Красносельского района Санкт-Петербурга

e-mail: pikkolovo@yandex.ru

Аннотация. В этой статье приводятся материалы внеклассного мероприятия для школьников 13-15 лет, представленного в форме игры по станции. Мероприятие краеведческой направленности посвящено истории и природе Красного Села и его окрестностей. Здесь же рассматриваются вопросы соответствия данного мероприятия современным требованиям образования, актуальности его проведения для воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Игра может быть использована при реализации школьных программ по истории, географии, биологии и программ дополнительного образования краеведческой и патриотической направленности.

Ключевые слова: видеометод, внеклассное мероприятие, Географические информационные системы, гипотеза, групповая и индивидуальная формы работы, краеведческая направленность, личностные результаты, мотивация, патриотизм, проектная деятельность, предметные результаты, межпредметные связи, метапредметные результаты, рефлексия, самостоятельная работа, средства информационных технологий, приемы сравнения и ассоциаций, универсальные учебные действия.

Проект «Славное прошлое Петергофской дороги» – это проект внеклассного мероприятие краеведческой направленности. В результате его реализации школьники организуют и проводят экскурсию по достопримечательным местам вдоль проспекта Стачек и Петергофского шоссе для младших ребят.

В проекте могут принимать участие школьники 12–13 лет (7 класс). Работа над ним предусматривает организацию коллективной работы, даёт возможность его участникам подготовиться к выполнению самостоятельной проектной деятельности в старших классах. «В ходе подготовки и реализации учебно-исследовательских и социальных проектов по собственному замыслу происходит освоение учащимися средств планирования и прогнозирования результатов проекта; овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества» [1, с. 23]. Рассматриваемый проект может стать для школьников среднего звена своеобразным трамплином для выполнения в дальнейшем серьёзной исследовательской и проектной деятельности.

Чем младше ребёнок, тем больше он склонен воспринимать мир через конкретные, а не абстрактные образы. В этой связи краеведческий материал незаменим для развития умений школьников 12–13 лет, связанных с проектной деятельностью. Ведь здесь исследуется то, что окружает ребёнка в непосредственной близости и доступно для его понимания.

Тема проекта выбрана не случайно. Бывшая Петергофская дорога к настоящему времени переименована. Её частями являются проспект Стачек и Петергофское шоссе, вдоль которых с конца ХХ века ведётся активное жилищное строительство. Недавно здесь на юго-западе Санкт-Петербурга в Красносельском районе появились новые кварталы – «Балтийская жемчужина» и «Солнечная долина».

Опрос новосёлов показал, что многие из них считают Юго-Запад (так называют эту часть Санкт-Петербурга) спальным районом, безликой окраиной города. Тем не менее, многие жители пользующиеся транспортом, следующим по Петергофскому шоссе к метро Автово, обратили внимание на какие-то старинные здания, расположенные вдоль трассы.

Откуда же взялись на Петергофском шоссе эти необычные постройки? Какую тайну о прошлом этих мест они могут нам поведать?

Возможно, если местные жители узнают историю славного прошлого бывшей Петергофской дороги, они изменят своё отношение к своей Малой родине – району на юго-западе Санкт-Петербурга: будут трепетно относиться к местным достопримечательностям и гордиться тем, что им посчастливилось жить именно здесь. От любви к родному краю начинается любовь к своей стране, интерес к её истории, традициям…

Таким образом, можно сказать, что реализация проекта «Славное прошлое Петергофской дороги» способствует развитию чувства патриотизма у школьников, их социализации.

Вашему вниманию предлагается поэтапная методическая разработка проекта «Славное прошлое Петергофской дороги».

Методическая разработка проекта

1. Выявление проблемы, выдвижение гипотезы.

Жители новостроек, расположенных вдоль бывшей Петергофской дороги на юго-западе Санкт-Петербурга, считают свой район неинтересным спальным местом на окраине города и фактически ничего не знают о его историческом прошлом.

Возможно, если привлечь интерес жителей к изучению местных достопримечательностей, представить исторические факты, люди изменят своё отношение к своей новой Малой родине и будут гордиться тем, что им посчастливилось жить именно здесь.

2. Определение целей и задач проекта.

Цели проекта:

  • пробудить у жителей юго-запада Санкт-Петербурга желание больше узнать об истории земель, расположенных вдоль бывшей Петергофской дороги; чувство гордости за свою Малую родину;
  • дать возможность школьникам приобрести опыт участия в проектной деятельности.

Задачи проекта:

  1. найти информацию об истории Петергофской дороги;
  2. определить возраст школьников, для которых будет организована экскурсия;
  3. распределить обязанности между участниками проекта;
  4. совершить выход на местность, чтобы определить точки остановок во время экскурсии;
  5. выучить отобранный материал о достопримечательностях Петергофской дороги;
  6. подготовить наглядность (иллюстрации) для экскурсии;
  7. создать исторические костюмы для экскурсоводов;
  8. договориться на счёт экскурсионного автобуса;
  9. составить и оформить приглашение на экскурсию;
  10. провести экскурсию;
  11. проанализировать результаты проведённой работы, сделать выводы.

3. Подготовительный этап.

Участники проекта находят и изучают материал об истории Петергофской дороги, знаменитых людях, которые имени наделы вдоль этой магистрали в XVIII – XIX веках. Решают, для какой возрастной группы будет проводиться экскурсия, и какова будет её продолжительность.

Комментарий.

Автобусная экскурсия проводилась для школьников 6 класса, её продолжительность – 1,5 часа.

4. Организационный этап.

Участники проекта распределяют между собой обязанности, обмениваются информацией, консультируются, выходят на местность; составляют и учат текст выступлений, готовят необходимую наглядность; создают исторические костюмы для себя; приглашают школьников на экскурсию. Взрослые наставники договариваются на счёт экскурсионного автобуса.

Комментарий.

Экскурсия проходила на отрезке дороги: Автово – улица Пионерстроя. Автобус любезно предоставила администрация школы, у которой было своё транспортное средство. Костюмы экскурсоводам помогли создать их родители.

5. Основной этап.

Проведение экскурсии.

Комментарий.

Каждый экскурсовод знал материал о своей достопримечательности на маршруте, а так же о тех объектах, которые были до и поле его «точки». Таким образом, участники могли легко заменять друг друга и дополнять во время проведения экскурсии. О некоторых старинных усадьбах рассказ велся во время следования автобуса к очередному месту остановки.

6.Заключительный этап.

Участники проекта предлагают экскурсантам подумать о том, что им понравилось на экскурсии, что они рекомендовали бы дополнить или предложить.

7. Рефлексия.

Участники проекта получают обратную связь от ребят, для которых была организована экскурсия. Размышляют с ними о том, какое продолжение эта экскурсия будет иметь для каждого из них.

Участники проекта собираются для подведения итогов проектной деятельности, производят самооценку, обмениваются мнениями.

Комментарий.

Экскурсанты отметили те факты, которые им показались наиболее интересными и поэтому запомнились; постарались сформулировать свои пожелания и предложения; предположили, с кем они поделятся своими впечатлениями об экскурсии. Самое главное – ребята осознали, что юго-западная часть Санкт-Петербурга имеет богатую событиями историю, которой можно гордиться.

Участники проекта (экскурсоводы), собравшись «за чаем», на вопрос о том, что им понравилось во время проведения экскурсии больше всего, к удивлению, единогласно заявили: «Нам понравилось то, что мы в исторических костюмах гуляли по городу». Это всё же дети!

8. Рекомендации

Рассматриваются возможные пути усовершенствования экскурсии и выхода на другие результаты проекта.

Комментарий.

Через год для школьной рекреации были созданы стенды с фотографиями, иллюстрациями и кратким описанием памятных мест и достопримечательностей отрезка  магистрали бывшей Петергофской дороги в современных границах от Автово до улицы Пионерстроя. Учителя проводили возне них классные часы для учеников начальной школы.

Для последующих экскурсий было решено создать маршрутные листы, куда экскурсанты могли бы самостоятельно заносить полученные на экскурсии сведения, отвечать на тематические вопросы.

Результатом реализации проектной деятельности в данном случае является не только организованная экскурсия, но и развитие конкретных универсальных учебных действий (УУД). Приведу несколько примеров.

Личностные УУД:

  • освоение основ социально-критического мышления;
  • готовность к самообразованию и самовоспитанию;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия;
  • умения адекватно оценивать свои возможности достижения цели в области проектной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • установление рабочих отношений в группе для эффективного сотрудничества;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Познавательные УУД:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • строить логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Таким образом, можно утверждать, что представленный проект внеклассного мероприятия «Славное прошлое Петергофской дороги» соответствует требованиям современного образования и может стать примером для создания аналогичного краеведческого проекта.

В списке рекомендуемой литературы указаны не только методические источники информации, но и те, которые, которые могут быть использованы для получения знаний о Петергофской дороге.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. М. Молчанов; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  2. Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. - СПб: Европейский дом, 2002. – 448 с.
  3. Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. - СПб: Паритет, 2002. – 528 с.
  4. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. - СПб.: КАРО, 2014. – 176 с.


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «СЛАВНОЕ ПРОШЛОЕ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ» – ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Н. В. Краснова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 276

Красносельского района Санкт-Петербурга

e-mail: pikkolovo@yandex.ru

Аннотация. В этой статье приводятся материалы внеклассного мероприятия для школьников 13-15 лет, представленного в форме игры по станции. Мероприятие краеведческой направленности посвящено истории и природе Красного Села и его окрестностей. Здесь же рассматриваются вопросы соответствия данного мероприятия современным требованиям образования, актуальности его проведения для воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Игра может быть использована при реализации школьных программ по истории, географии, биологии и программ дополнительного образования краеведческой и патриотической направленности.

Ключевые слова: видеометод, внеклассное мероприятие, Географические информационные системы, гипотеза, групповая и индивидуальная формы работы, краеведческая направленность, личностные результаты, мотивация, патриотизм, проектная деятельность, предметные результаты, межпредметные связи, метапредметные результаты, рефлексия, самостоятельная работа, средства информационных технологий, приемы сравнения и ассоциаций, универсальные учебные действия.

Проект «Славное прошлое Петергофской дороги» – это проект внеклассного мероприятие краеведческой направленности. В результате его реализации школьники организуют и проводят экскурсию по достопримечательным местам вдоль проспекта Стачек и Петергофского шоссе для младших ребят.

В проекте могут принимать участие школьники 12–13 лет (7 класс). Работа над ним предусматривает организацию коллективной работы, даёт возможность его участникам подготовиться к выполнению самостоятельной проектной деятельности в старших классах. «В ходе подготовки и реализации учебно-исследовательских и социальных проектов по собственному замыслу происходит освоение учащимися средств планирования и прогнозирования результатов проекта; овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества» [1, с. 23]. Рассматриваемый проект может стать для школьников среднего звена своеобразным трамплином для выполнения в дальнейшем серьёзной исследовательской и проектной деятельности.

Чем младше ребёнок, тем больше он склонен воспринимать мир через конкретные, а не абстрактные образы. В этой связи краеведческий материал незаменим для развития умений школьников 12–13 лет, связанных с проектной деятельностью. Ведь здесь исследуется то, что окружает ребёнка в непосредственной близости и доступно для его понимания.

Тема проекта выбрана не случайно. Бывшая Петергофская дорога к настоящему времени переименована. Её частями являются проспект Стачек и Петергофское шоссе, вдоль которых с конца ХХ века ведётся активное жилищное строительство. Недавно здесь на юго-западе Санкт-Петербурга в Красносельском районе появились новые кварталы – «Балтийская жемчужина» и «Солнечная долина».

Опрос новосёлов показал, что многие из них считают Юго-Запад (так называют эту часть Санкт-Петербурга) спальным районом, безликой окраиной города. Тем не менее, многие жители пользующиеся транспортом, следующим по Петергофскому шоссе к метро Автово, обратили внимание на какие-то старинные здания, расположенные вдоль трассы.

Откуда же взялись на Петергофском шоссе эти необычные постройки? Какую тайну о прошлом этих мест они могут нам поведать?

Возможно, если местные жители узнают историю славного прошлого бывшей Петергофской дороги, они изменят своё отношение к своей Малой родине – району на юго-западе Санкт-Петербурга: будут трепетно относиться к местным достопримечательностям и гордиться тем, что им посчастливилось жить именно здесь. От любви к родному краю начинается любовь к своей стране, интерес к её истории, традициям…

Таким образом, можно сказать, что реализация проекта «Славное прошлое Петергофской дороги» способствует развитию чувства патриотизма у школьников, их социализации.

Вашему вниманию предлагается поэтапная методическая разработка проекта «Славное прошлое Петергофской дороги».

Методическая разработка проекта

1. Выявление проблемы, выдвижение гипотезы.

Жители новостроек, расположенных вдоль бывшей Петергофской дороги на юго-западе Санкт-Петербурга, считают свой район неинтересным спальным местом на окраине города и фактически ничего не знают о его историческом прошлом.

Возможно, если привлечь интерес жителей к изучению местных достопримечательностей, представить исторические факты, люди изменят своё отношение к своей новой Малой родине и будут гордиться тем, что им посчастливилось жить именно здесь.

2. Определение целей и задач проекта.

Цели проекта:

  • пробудить у жителей юго-запада Санкт-Петербурга желание больше узнать об истории земель, расположенных вдоль бывшей Петергофской дороги; чувство гордости за свою Малую родину;
  • дать возможность школьникам приобрести опыт участия в проектной деятельности.

Задачи проекта:

  1. найти информацию об истории Петергофской дороги;
  2. определить возраст школьников, для которых будет организована экскурсия;
  3. распределить обязанности между участниками проекта;
  4. совершить выход на местность, чтобы определить точки остановок во время экскурсии;
  5. выучить отобранный материал о достопримечательностях Петергофской дороги;
  6. подготовить наглядность (иллюстрации) для экскурсии;
  7. создать исторические костюмы для экскурсоводов;
  8. договориться на счёт экскурсионного автобуса;
  9. составить и оформить приглашение на экскурсию;
  10. провести экскурсию;
  11. проанализировать результаты проведённой работы, сделать выводы.

3. Подготовительный этап.

Участники проекта находят и изучают материал об истории Петергофской дороги, знаменитых людях, которые имени наделы вдоль этой магистрали в XVIII – XIX веках. Решают, для какой возрастной группы будет проводиться экскурсия, и какова будет её продолжительность.

Комментарий.

Автобусная экскурсия проводилась для школьников 6 класса, её продолжительность – 1,5 часа.

4. Организационный этап.

Участники проекта распределяют между собой обязанности, обмениваются информацией, консультируются, выходят на местность; составляют и учат текст выступлений, готовят необходимую наглядность; создают исторические костюмы для себя; приглашают школьников на экскурсию. Взрослые наставники договариваются на счёт экскурсионного автобуса.

Комментарий.

Экскурсия проходила на отрезке дороги: Автово – улица Пионерстроя. Автобус любезно предоставила администрация школы, у которой было своё транспортное средство. Костюмы экскурсоводам помогли создать их родители.

5. Основной этап.

Проведение экскурсии.

Комментарий.

Каждый экскурсовод знал материал о своей достопримечательности на маршруте, а так же о тех объектах, которые были до и поле его «точки». Таким образом, участники могли легко заменять друг друга и дополнять во время проведения экскурсии. О некоторых старинных усадьбах рассказ велся во время следования автобуса к очередному месту остановки.

6.Заключительный этап.

Участники проекта предлагают экскурсантам подумать о том, что им понравилось на экскурсии, что они рекомендовали бы дополнить или предложить.

7. Рефлексия.

Участники проекта получают обратную связь от ребят, для которых была организована экскурсия. Размышляют с ними о том, какое продолжение эта экскурсия будет иметь для каждого из них.

Участники проекта собираются для подведения итогов проектной деятельности, производят самооценку, обмениваются мнениями.

Комментарий.

Экскурсанты отметили те факты, которые им показались наиболее интересными и поэтому запомнились; постарались сформулировать свои пожелания и предложения; предположили, с кем они поделятся своими впечатлениями об экскурсии. Самое главное – ребята осознали, что юго-западная часть Санкт-Петербурга имеет богатую событиями историю, которой можно гордиться.

Участники проекта (экскурсоводы), собравшись «за чаем», на вопрос о том, что им понравилось во время проведения экскурсии больше всего, к удивлению, единогласно заявили: «Нам понравилось то, что мы в исторических костюмах гуляли по городу». Это всё же дети!

8. Рекомендации

Рассматриваются возможные пути усовершенствования экскурсии и выхода на другие результаты проекта.

Комментарий.

Через год для школьной рекреации были созданы стенды с фотографиями, иллюстрациями и кратким описанием памятных мест и достопримечательностей отрезка  магистрали бывшей Петергофской дороги в современных границах от Автово до улицы Пионерстроя. Учителя проводили возне них классные часы для учеников начальной школы.

Для последующих экскурсий было решено создать маршрутные листы, куда экскурсанты могли бы самостоятельно заносить полученные на экскурсии сведения, отвечать на тематические вопросы.

Результатом реализации проектной деятельности в данном случае является не только организованная экскурсия, но и развитие конкретных универсальных учебных действий (УУД). Приведу несколько примеров.

Личностные УУД:

  • освоение основ социально-критического мышления;
  • готовность к самообразованию и самовоспитанию;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия;
  • умения адекватно оценивать свои возможности достижения цели в области проектной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • установление рабочих отношений в группе для эффективного сотрудничества;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Познавательные УУД:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • строить логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Таким образом, можно утверждать, что представленный проект внеклассного мероприятия «Славное прошлое Петергофской дороги» соответствует требованиям современного образования и может стать примером для создания аналогичного краеведческого проекта.

В списке рекомендуемой литературы указаны не только методические источники информации, но и те, которые, которые могут быть использованы для получения знаний о Петергофской дороге.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. М. Молчанов; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  2. Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. - СПб: Европейский дом, 2002. – 448 с.
  3. Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. - СПб: Паритет, 2002. – 528 с.
  4. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. - СПб.: КАРО, 2014. – 176 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "Перспективная начальная школа"

Статья о том, как организовать проектную деятельность младших школьников....

Презентация Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"

Презентация к статье "Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"...

организация проектной деятельности младших школьников

Организация проектной деятельности учащихся становится все более популярной в современной образовательной практике. Ее возрождение связано с реформированием школьного образования, поиском продуктивных...

Пример организации краеведческой работы в школе

Статья для сборника "Современные тенденции краеведческого образования: научные исследования и педагогическая практика"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ             И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Организация проектной деятельности младших школьников

Многие проблемы современного преподавания может решить проектная деятельность учащихся, потому что:Главная идея организации проектной деятельности - развитие познавательных интересов обучающихся, умен...

Проект "Славное прошлое Петергофской дороги" - пример организации краеведческой проектной деятельности для школьников.

В статье представлены материалы внеклассного мероприятия для школьников 13-15 лет в форме экскурсии по бывшей Петергофской дороге....