Организация проектной деятельности младших школьников
учебно-методический материал по английскому языку
Многие проблемы современного преподавания может решить проектная деятельность учащихся, потому что:
- Главная идея организации проектной деятельности - развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление; умение применять полученные знания в жизни, что наиболее актуально в современном преподавании.
- Проектная деятельность наиболее полно отвечает и групповой, и индивидуальной творческой работе, результатом которой являются те знания и умения, которые можно использовать в учебной деятельности, в школьной и повседневной жизни, когда каждый учащийся формирует своё личное информационное пространство. Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы.
- В образовательной системе «Школа 2100» применятся технология проектной деятельности. Это позволяет учителю успешно руководить исследовательской деятельностью детей. Все учебники и учебные пособия «Школы 2100» составлены в соответствии с данными технологиями. На уроках создаются условия, для того чтобы дети самостоятельно открывали для себя новые знания, учились выполнять задания в группах. Работа по этим учебникам максимально развивает в детях качества, необходимые для исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.docx | 42.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности младших школьников
Работа Мухиной Юлии Сергеевны,
учителя английского языка.
Содержание
- Введение.
- Анализ литературы по теме.
- Особенности проектной деятельности в начальной школе.
- Сборник методических материалов по организации проектной деятельности младших школьников.
- Список литературы.
Введение.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности ребёнка.
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационно- коммуникативной технологии становится важной составляющей его профессионализма.
В настоящее время происходят изменения и в устоявшейся классно-урочной технологии. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.
Многие проблемы современного преподавания может решить проектная деятельность учащихся, потому что:
- Главная идея организации проектной деятельности - развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление; умение применять полученные знания в жизни, что наиболее актуально в современном преподавании.
- Проектная деятельность наиболее полно отвечает и групповой, и индивидуальной творческой работе, результатом которой являются те знания и умения, которые можно использовать в учебной деятельности, в школьной и повседневной жизни, когда каждый учащийся формирует своё личное информационное пространство. Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы.
- В образовательной системе «Школа 2100» применятся технология проектной деятельности. Это позволяет учителю успешно руководить исследовательской деятельностью детей. Все учебники и учебные пособия «Школы 2100» составлены в соответствии с данными технологиями. На уроках создаются условия, для того чтобы дети самостоятельно открывали для себя новые знания, учились выполнять задания в группах. Работа по этим учебникам максимально развивает в детях качества, необходимые для исследовательской деятельности.
Поскольку среди образовательных технологий, которые лучше всего отвечают новым задачам преподавания, важное место занимает метод проектов, тему своей методической работы формулирую следующим образом: “Организация проектной деятельности младших школьников”.
Для осуществления собственной деятельности по теме ставлю следующую цель - повышение качества образования младших школьников через использование метода проектов.
Для реализации цели выделяю задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме;
- исследовать особенности проектной деятельности младших школьников и апробировать методику ее использования;
- создать на основе проведенной работы рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.
Для решения задач методической темы необходимо решить некоторые проблемы:
- критически пересмотреть тематическое планирование по предметам и найти оптимальный вариант для организации подобной деятельности;
- познакомить родителей с методикой проведения работы и приобрести в их лице заинтересованных помощников;
- оптимально распределить время работы для учителя и для учащихся, как во время урока, так и во внеурочное время;
- рефлексировать свою деятельность с целью устранения ошибок и нахождения наиболее оптимальных методов деятельности, учитывая возраст, интересы учащихся, провести мониторинг качества работы.
Анализ литературы по теме.
Слово «проект» происходит от латинского projtctus (брошенный вперед). Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (продукта). Метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» (А.И. Савенков
Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Поэтому чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Вот тут-то и требуется проблема из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы принимает контуры проектной деятельности. Со временем метод проектов претерпел некоторые изменения. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов в настоящее время становится интегрированным компонентом системы образования.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Продуманно и последовательно. Однако этот метод давал возможность ученикам овладеть системой знаний только в области конкретных учебных курсов, поэтому он был изъят из школы, следовательно, снизилось внимание к основной философской идее образования – направленность его на ребенка и его развитие. Вместе с тем этот метод успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют, например, в Великобритании в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. При этом его часто подменяют групповой работой, внеклассными мероприятиями.
Цель проектного обучения:
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.
Развить у каждого позитивный образ себя и других.
Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.
Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрирования знаний, исследовательского поиска для её решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.
Тематику может предложить учитель с учётом учебной ситуации по предмету.
Тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена самими учащимися.
Тематика проектов может касаться какой-то темы с целью углубления знаний отдельных учеников.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причины в основном кроются в социальной сфере:
Необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.).
Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.
Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Особенности проектной деятельности в начальной школе.
Организуя работу по проектной деятельности в своём классе, я убедилась, что она имеет некоторые особенности, которые следует обязательно учитывать педагогу.
Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов- неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Но почему-то считается, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься проектной деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно (и физически, и морально) для самих педагогов.
Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики- пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела
Каждый проект- вполне реальное дело для ученика: он знает цели, может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, примерить к ним свои силёнки и составить план своей несложной работы.
Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности.
Поэтому, при работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).
На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Выделим два ведущих признака в проектной технологии:
1) Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат. Технология проектной деятельности включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата (проекта).
2) Характер взаимодействия субъектов проектной деятельности- ученика и учителя.
Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:
- помогает ученикам определить цель деятельности;
- рекомендует источники получения информации;
- раскрывает возможные формы деятельности;
- содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
- создаёт условия для активности школьника;
- является партнёром;
- помогает ученику оценить полученный результат и т. д.
Действия ученика можно охарактеризовать так:
- определяет цель своей деятельности;
- открывает новые знания;
- экспериментирует;
- выбирает пути решения возникающих проблем;
- несёт ответственность за свою деятельность и т. д.
Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:
- качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
- умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
- желание самого ребёнка;
- благоприятная среда;
- грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности ребёнка, необходимо:
1. Провести подготовительную работу.
Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся сформированные до определённой степени специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (над предметные).
В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
- а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
- б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
- в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
- г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
- д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
- е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:
• материально-техническое и учебно-методическое оснащение;
• кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты);
• информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.);
• информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением);
• организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет);
• отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).
При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную деятельность мотивационные механизмы.
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для учащихся. При необходимости его нужно корректировать.
5. Создавать группу не более 5 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из-под вопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если…, то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы. Например, в проекте «Смеху все возрасты покорны» основополагающий вопрос – «Где живет смех?». А проблемные вопросы уже задают направление для деятельности групп. Например, одна из групп может работать с вопросом «Какие произведения являются юмористическими?». Цель работы данной группы – определить, что такое юмористическое произведение, их виды. Друга группа работает с вопросом «Почему нам нравятся юмористические произведения?». Цель работы данной группы – провести опрос среди детей и взрослых на тему «Если Вам нравятся юмористические произведения, то почему?». Третья группа работает с проблемным вопросом «Кто умеет веселиться?». В их задачу входит поиск авторов, способных писать веселые произведения.
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), ИЗО, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
7. Учесть «подводные камни» и избежать их.
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции.
Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. (Далее рассказывает о сущности понятию «проект»). Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.
Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).
Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.
После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, например, «Банк моих проверочных слов» или «Игра «Домино корней» и т.д.
Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.
Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить не только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.
Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета, учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.
Благодаря использованию метода проектов, повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
С какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Как организовать эту работу с учащимися? Какие знания нужно приобрести учителю и ученику, выполняя ее? Как получить при этом хороший результат, тем более что эта деятельность приобретает в последнее время особую значимость?
Такие проблемы возникают у каждого педагога, который решил заниматься проектной деятельностью с младшим школьником. Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим. В среднем звене – применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя. И только в старшей школе его можно использовать с полным основанием. Думается, это неверно.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос состоит в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный «звёздочка обдумывания» (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку)
В результате тщательной двухлетней работы над теоретическим материалом по теме и был создан пакет рекомендаций: «Сборник методических материалов по организации проектной деятельности младших школьников», куда вошли советы по оформлению текстовой части проекта, организации деятельности, оформления библиографического списка, по правилам защиты устного доклада, правилам использования электронной презентации,
Требования к оформлению текстовой части проекта
Проект приносит что-то новое для ученика, но известное науке.
Направлен на достижение конкретного результата, который можно измерить, тиражировать и т. д.
Титульный лист. Работа должна быть аккуратно написана или напечатана, при этом не очень крупно и не очень мелко. Титульный лист работы должен содержать сведения: название темы работы. Название должно точно отражать содержание работы. Очень часто авторы используют обобщенные заголовки, которые не дают возможности сохранить их в памяти. В данном случае следует использовать второе название (дается в скобках), уточняющее тему. Дату и место ее проведения, фамилию и имя автора, Ф.И.О. руководителя. Для занимающихся в кружках или объединениях – дополнительно указывается их название. Затем идет оглавление с указанием страниц работы.
В проекте имеется пояснительная записка (текстовая часть), где не должно быть орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок. Недопустимо использование художественного, публицистического, разговорного стилей изложения материала. Довольно часто учащиеся используют личностный подход к подаче материала. В научной среде это принято только в том случае, когда это делает очень крупный ученый. В работе учащегося имеет место большой вклад научного руководителя. В этом случае уместно употреблять местоимение мы и безличные обороты: думается, можно предположить…
Не следует перегружать текст терминами, особенно, когда автор не очень четко представляет себе, что он обозначает. От терминологической насыщенности работа не становится более научной. Во всех случаях, когда вводится не общеупотребительный термин, необходимо давать его расшифровку с соответствующей ссылкой на первоисточник.
Введение
1. Наличие проблемы, которую вы выбрали для изучения, и объяснить актуальность выбранной темы. Проблема – это всегда затруднение, неопределенность. Чтобы ее устранить, требуются действия, направленные на исследования всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Она может быть выражена через гипотезу, которую можно подтвердить или опровергнуть. Гипотеза должна быть обоснованной, то есть подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.
(На кого рассчитан проект? Описание реальной ситуации, которая по какой-либо причине не устраивает участников проекта, то есть, зачем решать проблему. Реальная ситуация – желаемая ситуация. По-другому: что есть? Что должно быть? Что будешь делать с результатом?)
2. Постановка цели работы. То есть следует указать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить. При формулировании цели надо помнить, что цель в работе всегда одна и может начинаться со слова «изучить» Цель – разрешение противоречия между желаемым и реальным. Что должно быть изменено в реальной ситуации? Какой должна быть реальная ситуация после завершения проекта?
3. Определение задач проекта (что должно быть сделано, чтобы цель была достигнута). Задачи показывают, что вы собираетесь делать конкретно. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ. Уместно в данном случае использовать глаголы: выяснить, выявить, установить, изучить, систематизировать, проанализировать, определить, произвести отбор, пронаблюдать, зафиксировать, проследить, дать характеристику и т.д.
Задачи проекта не следует путать с этапами проекта.
Организация деятельности.
Этапы решения проблемы или список действий в хронологическом порядке с указанием на количество времени, необходимое для выполнения действий.
1. Поиск способа решения проблемы – их может быть несколько, следует выбрать наиболее рациональный. Учет ресурсов для выполнения проекта.
2.Объяснение того, почему выбран этот способ (сценарий, игра, альбом, реклама ит.д.)
???????3. Планирование деятельности или список действий в хронологическом порядке с указанием на количество времени, необходимое для выполнения действий.
Глава 2. Описание процесса работы.
1. Описание процесса работы. Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опытов, сравнений, то есть фиксируются результаты работы. Здесь большое место следует отвести не сколько описанию проделанной работы, сколько размышлению над полученными данными. Кроме этого, здесь необходимо провести обсуждение полученных данных, их сравнение. Данные, которые подлежат обсуждению, должны принадлежать только автору работы, сравнивать их можно друг с другом, с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.
Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. Обычно, рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые, анализируя которые можно сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. Графики и диаграммы - самый экономный способ представления данных в работе (кратко), анализ значимых использованных материалов (книги, декорации, костюмы, иллюстрации, музыка и т.д.)
2. Представление материалов проекта, так называемого «продукта», полученного в результате работы: сценарии, игры, сборники методических материалов к урокам, к внеклассной деятельности, альбомы с краткими пояснениями, презентации и так далее.
Приложения. Часто собранный в результате исследования материал бывает очень объемным. При его обработке делаются схемы, таблицы, рисунки, опросники, списки информаторов (указывается Ф.И.О., год и место рождения, профессия). Нет смысла помещать все это в основной текст работы. Они будут лучше смотреться вынесенными в приложения после основного текста. Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, например, письма, фотографии, иллюстрации, которые следует подробно описать (кому принадлежат, что изображают, как найдены, какую ценность они представляют, что иллюстрируют). На помещенный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы, приложение не должно существовать само по себе. Если приложений несколько, уместно составить его список с указанием страницы, где оно расположено, а на самом приложении его номер по списку.
Заключение.
1. Процесс апробации проекта. Анализ плюсов и минусов графиков, анкет, схем. Ответ на вопрос: «Что было и что стало?»
2. Ответы на вопросы: «Решена ли проблема? Полностью или частично? Чему научились
сами и чему научили других? Чему хотели научиться, но не научились? Почему?»
Список использованной литературы составляется тоже по особым правилам, принятым в научных работах. Здесь необходимо перечислить все, что использовалось при выполнении работы, а также литературные источники, на которые ссылались при обсуждении и сравнении результатов.
Список составляют в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям сборников. Указывают автора, название, издательство и год издания, кол-во страниц. При использовании источников на иностранных языках их помещают после списка русских источников, также по алфавиту.
Примерная структура письменной работы.
- Титульный лист.
- Содержание работы с указанием страниц каждой части
- Введение.
- Основная часть, ее можно подразделить на главы.
- Обсуждение полученных результатов, выводы.
- Список информаторов с указанием Ф.И.О., года рождения, места рождения (если таковые имелись).
- Список использованной литературы.
- Приложение.
Требования к устному сообщению.
Провести проектную деятельность и изложить на бумаге свою работу недостаточно, нужно уметь ещё донести её до слушателя. Огромную роль в этом играют некоторые артистические (декламационные навыки) и хорошая подготовка доклада.
Доброжелательные коллеги выслушают участника, зададут массу интересных вопросов, вступают в научный диспут в рамках отведённого на каждого участника времени. Об этом нужно помнить постоянно. Регламент для докладчика – святое. Не укладываясь в отведённое для сообщения время, вы отнимаете его у своих коллег, что противоречит научной этике. А для того чтобы соблюдать регламент, нужно научиться на ходу перестраивать своё сообщение, донося до слушателя только наиболее значимое в работе.
Важно понимать, что устный доклад сильно отличается от письменной работы. Его текст должен готовиться отдельно и не должен быть перегружен сухими перечислениями и цифровой информацией. Вся цифровая информация может быть представлена в виде графиков и диаграмм, которые на сей раз должны легко читаться из аудиторных рядов. Очень важно, чтобы докладчик по ходу рассказа обращал внимание аудитории на проецируемые материалы.
Экспертам и аудитории нравится, когда докладчик излагает свой материал громко, четко, доступно и в достаточном объеме. Главная цель доклада – представить ход работы, использованные методики, показать, как поставленные в начале работы цели, задачи, сформулированные гипотезы нашли развитие и фиксацию в результатах и выводах. Особое внимание обычно конкурсная комиссия уделяет личному вкладу автора в проведенном проекта, осознания значения полученных результатов, личностному отношению к полученным выводам. Здесь уместно выразить свои эмоции.
Не нравится, когда докладчик читает, уткнувшись носом в страницу,- доклад надо докладывать, а не читать. Это не значит, что нельзя иметь под рукой шпаргалку в первую очередь для того, чтобы безошибочно оперировать цифрами, но при этом важно уметь ею пользоваться (также недопустимо, когда докладчик говорит: «Сейчас, минуточку подождите. Где же это?!»)
Недопустимо изложение материала по одной работе двумя и более докладчиками. Если у работы несколько авторов, что отнюдь никем не возбраняется, то пусть один из них докладывает материал, а другой показывает иллюстративные материалы. Отвечать на вопросы можно всем вместе.
Обычно после доклада особое внимание уделяется научной дискуссии, особому способу обсуждения научных проблем, принятому в сообществе ученых. Предполагается равенство различных точек зрения на обсуждаемую проблему. Главная цель научной дискуссии – выявить как можно больше мнений и точек зрения по поводу той или иной проблемы. Каждый вопрос аудитории должен быть четко сформулирован. Смысл вопросов – разобраться в точке зрения автора, обратить внимание на непонятные и спорные моменты доклада. Неэтичны вопросы, прямо направленные на выяснение знания автором тех или иных фактов. Этично, если высказывания начинаются словами «С моей точки зрения…»
Не мене важно соблюдать вежливость и корректность по отношению к коллегам. Особенно неприятно выглядит, когда учащийся, которому задавали вопросы из аудитории, после своего доклада пытается в агрессивной форме так же спрашивать у остальных участников.
Примерный план доклада
1.Тема, цель, задачи, актуальность работы (чем интересна она докладчику, где может быть использована).
2.Краткий обзор литературы, место и время исследования, благодарности.
3.Как проводились исследования (методика), какие результаты при этом получены (показать наиболее интересные, значимые, яркие).
4.Что осталось неисследованным, как с этим желает поступить автор.
5.Основные выводы.
Применение электронной презентации.
- Электронная презентация не является обязательным условием защиты работы, она может быть использована только тогда, когда это требуется для полноты раскрытия темы.
- Презентация должна быть разумно объемной, слайды должны быть выполнены в едином стиле, быть разумно яркими (предпочтительные цвета: красный, зеленый, белый), не должно быть перегрузки анимацией, звук не должен быть громким и агрессивным.
- При использовании форм и линий нежелательны «рваные», изломанные линии, хорошо, если они будут плавными, без прямых углов.
- Слайды могут содержать не только текстовую информацию, которую ни в коем случае не должен озвучивать докладчик, он может на нее только сослаться, а также аннотированные иллюстрации, которые напрямую помогают раскрытию темы работы.
Критерии оценивания проекта
Постановка и обоснование проблемы проекта.
Постановка цели, планирование путей ее достижения
Глубина раскрытия темы проекта.
Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
Соответствие выбранных способов работы цели и содержания проекта.
Анализ хода работы, выводы и перспективы.
Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
Соответствие требованиям оформления письменной части.
Качество проведения презентации
Качество проектного продукта (актуальность, оригинальность)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что организация проектной деятельности в образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.
Благодаря использованию метода проектов в образовательной области “Технология” повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной. Развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Список литературы.
- Горячев А.В. Проектная деятельность в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. – 2004. - №5.
- Максименко Н.А. Учебные проекты младших школьников // Спутник классного руководителя. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Савенко А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: учебная литература, 2006.
- Соболева О.В. Обучение пониманию текста // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №8.
- 5. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – Ребята в группе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность младших школьников
Данная работа содержит методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьниковРекомендации адресованы классным руководителям начальных классов....
Мастер-класс "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики"
Мастер-класс для педагогов "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики". Проводила в рамках конкурса "Учитель года"...
Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "Перспективная начальная школа"
Статья о том, как организовать проектную деятельность младших школьников....
Презентация Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"
Презентация к статье "Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"...
организация проектной деятельности младших школьников
Организация проектной деятельности учащихся становится все более популярной в современной образовательной практике. Ее возрождение связано с реформированием школьного образования, поиском продуктивных...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
ПРИЕМЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФРАГМЕНТ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В статье рассматривается методика использования песочной терапии во внеурочной деятельности, которая позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, значительно снизить уровень тревожности, нормализовать...