Пример организации краеведческой работы в школе
статья по краеведению по теме

Махалова Тамара Александровна

Статья для сборника "Современные тенденции краеведческого образования: научные исследования и педагогическая практика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А. Махалова

Муниципальная средняя

 общеобразовательная школа № 10

г.о.Тейково

ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

«Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков» - когда-то писал  А.Пушкин, хотя сознавал несправедливый уклад жизни и пороки общества в своем Отечестве. Он любил Россию, всем сердцем любил ее «лазурные равнины» и «нивы полосаты», «вдали рассыпанные хаты». Конечно, Пушкин, заметит кто-то, жил почти два века назад. Но разве это срок для истории? Разве это срок для духовного здоровья общества?  Сейчас говорить о любви к Отечеству немодно, как-то не до патриотизма –  волнуют другие заботы: как бы обогатиться, как бы выжить.

Наша школа находится на территории военного городка. Основная масса детей, которая учится в нашей школе, - дети из семей военнослужащих, т.е. семей, вынужденных через каждые 5 лет (а бывает и того меньше) менять место жительства.  Порой спрашиваешь у 13-летнего подростка: «А что ты назовешь своей «тихой малой» Родиной»?  И видишь его замешательство. И Пенза, и Владивосток оставили одинаково равнодушное впечатление. И вряд ли этим детям будут понятны и близки есенинские строки:

                                                   Но и тогда,

                                                   Когда на всей планете

                                                   Пройдет вражда племен

                                                   Исчезнет ложь и грусть,-

                                                   Я буду воспевать

                                                   Всем существом в поэте

                                                   Шестую часть земли

                                                   С названием кратким «Русь»

Можно предположить: «Ничего у ребят все впереди. Их жизнь только начинается. Еще успеют и Родину обрести, и чувствами проникнуться». Но «свои истоки любовь к Родине берет в стране нашего детства – отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в  сердце каждого» (В.И.Ленин). И это одна из причин, которая привела нас к вопросу об организации краеведческой работы в школе.

В школе краеведение играет  существенную  педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном, эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании патриотизма молодого поколения.

Включение краеведения в систему изучения школьного предмета способствует формированию у учащихся доступного понимания и знаний об основных этапах развития страны, её культурных достижений.

Изучение родного края открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия.

В школе работа по краеведению может быть организована по разным направлениям: географическое, экологическое,  историческое и т.д. Нам показался интересным курс историко-литературного краеведения.

В основе авторской модели курса историко-литературного краеведения лежит принцип концентризма, когда учащиеся среднего звена изучают историю и культуру  родного края, как бы продвигаясь по своеобразным кругам знаний. Нужно заметить, что планируя данный курс мы опирались на концепцию Сейненского, который предполагает организацию краеведческой работы от получения школьниками «готовых» знаний до «самостоятельного углубленного поиска» [2,21].

  В 5 классе при изучении курса «Моя тихая малая родина»  мы говорим о городе Тейково как части Ивановского края, обозначаем основные исторические события, выявляем имена поэтов и писателей, которыми гордится край.

 В 6 классе на факультативном курсе по русскому языку «Что в имени тебе моем»  мы изучаем названия улиц города, которые утратились, через них выходим на изучение истории Тейково - село.

 В 7 классе факультативный курс по литературе «Тейково в бронзе отлитый» позволяет говорить об историческом прошлом Тейково – города, его культурном наследии.

 Знания, полученные ранее, позволяют в ходе  курса «Лишь слову жизнь дана» в 8 классе не только уже говорить об именах поэтов и писателей г. Тейково и Ивановского края, но и остановиться на изучении творчества отдельных художников слова.

 В 9 классе на факультативном курсе по литературе «Вектор судьбы» - в центре связь литературного краеведения с общей историей русской литературы.

Краеведческий материал включаем  в работу разными способами. Во-первых, это отдельные краеведческие темы, сюжеты, которые  обсуждаются на факультативных занятьях.  Во-вторых, краеведческий материал может быть введен в урок литературы или русского языка в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач этих курсов.

Форма занятий по краеведению разнообразна. Это  уроки – лекции, уроки – экскурсии,   уроки – семинары, игры,  конференции …

Особенностью методики краеведения является построение работы, ориентированной на формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся под руководством учителя. Использование учителем частично – поискового метода обучения постепенно  приобщает учеников к самостоятельным исследованиям.  

Частично – поисковый метод обучения был использован при организации работы над историко- литературным проектом «Тейково в бронзе отлитый».

На факультативных занятиях по литературе в 7 классе мы решили продолжить изучение истории родного края, и теперь объектом исследования стал Тейково – город (статус города был присвоен в 1918 году). Но к изучению истории города мы подошли творчески – через исследования памятников, воздвигнутых здесь. Этим объясняется и название курса исследования – «Тейково в бронзе отлитый».

 Цель нашей работы - не только обнаружить памятник  (это сделать несложно: Тейково небольшой город, да и памятников здесь по пальцам пересчитать можно), ответить на вопросы когда и почему он был воздвигнут? воплощением каких исторических, культурных событий стал? как город Тейково «пережил» данную историческую эпоху, но и найти отклик этим событиям в творчестве местных поэтов и писателей.

Одним из способов исследования мы избрали беседы – интервью со старейшими жителями города. Работали мы и с архивными документами, музейными материалами, изучали много краеведческой литературы, рады были восхититься творчеством местных поэтов и писателей. Таким образом, каждый памятник мы исследовали с нескольких точек зрения: «документальной», здесь важно узнать создателя памятника, когда был воздвигнут памятник, по чьей инициативе, каково его нынешнее состояние. Исследуем мы памятник и с исторической точки зрения, т.е.  стремимся узнать всё о том историческом периоде в жизни города, воплощением которого стал памятник. Конечно же, нам интересно, как отразились исторические события  в литературе местных художников слова.

 Девизом краеведческих поисков для нас  стали слова В.Бианки: “Краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных. Таким охотником, таким маленьким Колумбом может быть всякий: только начать, а там увлечешься так, что и не бросишь” .

Данный проект был отмечен дипломом 3 степени на городских краеведческих чтениях. Но главная ценность проделанной работы все же в другом – она, как и многие другие виды  работы, используемые учителем в школе, учит ребенка самостоятельно находить новые знания и совершенствовать уже имеющиеся, предоставляет ребенку возможность попробовать свои силы в различных областях творческой деятельности.

Занимаясь проблемой краеведения, я обратила внимание, что уже намечаются первые положительные результаты. Учащиеся стали справляться с вопросами по краеведению, предлагаемыми на олимпиадах или конкурсах. Возросла активность ребят на уроках, нашей работой стали интересоваться даже те ученики, которым с самого начала всё было безразлично, количество учащихся, посещающих факультатив, за последний год выросло. А ещё у нас появилась надежда, что город Тейково в сердцах наших детей останется навсегда.

Литература

1. Сейненский А.Е. Краеведение в школьном и историческом образовании // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. -№ 10. – с. 19-28

2. Таганов А.Н. и др. Моя Родина – Ивановский край. Учебно-методическое пособие // г. Иваново ОАО «Информатика». - 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация краеведческой работы учащихся как средство развития духовно-нравственного потенциала

Данная статья описывает необходимость организации краеведческой работы  с учащимия для развития духовно-нравственного потенциала школьников...

Об организации краеведческой работы в бюджетном образовательном учреждении города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 126»

Не секрет, что любовь к Родине начинается с любви к своему дому, семье, городу, краю, то есть к «малой родине».  Краеведческая работа в школе рассматривается как основа воспитания гражданина и па...

Организация краеведческой деятельности в школе

Данный материал кратко рассказывает о том, как может быть организована краеведческая работа в школе...

"Подходы к организации краеведческой работы в условиях современной школы"

В статье рассматривается опыт работы учителя истории и истории и культуры Санкт - Петербурга по организации краеведческой работы среди подрастающего поколения. К сожалению, в современных условиях мы п...

Проект "Славное прошлое Петергофской дороги" - пример организации краеведческой проектной деятельности для школьников.

В статье представлены материалы внеклассного мероприятия для школьников 13-15 лет в форме экскурсии по бывшей Петергофской дороге....

Проект "Славное прошлое Петергофской дороги" - пример организации краеведческой проектной деятельности для школьников.

В статье представлены материалы внеклассного мероприятия для школьников 13-15 лет в форме экскурсии по бывшей Петергофской дороге....