организация проектной деятельности младших школьников
статья по теме

Организация проектной деятельности учащихся становится все более популярной в современной образовательной практике. Ее возрождение связано с реформированием школьного образования, поиском продуктивных форм познавательной деятельности школьников.

 Получив первоначально широкое распространение в среднем и старшем звене общего образования, проектирование стало так же довольно активно использоваться в обучении младших школьников, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.

Возвращение метода проектов в разряд актуальных связывают с обновлением содержания образования. В связи с этим образовательный цикл разворачивается вокруг ситуаций, которые являются подлинно проблемными для учащегося. При разрешении данной ситуации, ученик использует приобретенные знания и умения, получает из разных источников новые знания, осваивает необходимые способы деятельности, получает неоценимый личностный практический опыт, т. е. овладевает некоторым уровнем компетентности в «разрешении проблемы», приближенный  к жизненной

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности младших школьников

  1. Вступление

Организация проектной деятельности учащихся становится все более популярной в современной образовательной практике. Ее возрождение связано с реформированием школьного образования, поиском продуктивных форм познавательной деятельности школьников.

 Получив первоначально широкое распространение в среднем и старшем звене общего образования, проектирование стало так же довольно активно использоваться в обучении младших школьников, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.

Возвращение метода проектов в разряд актуальных связывают с обновлением содержания образования. В связи с этим образовательный цикл разворачивается вокруг ситуаций, которые являются подлинно проблемными для учащегося. При разрешении данной ситуации, ученик использует приобретенные знания и умения, получает из разных источников новые знания, осваивает необходимые способы деятельности, получает неоценимый личностный практический опыт, т. е. овладевает некоторым уровнем компетентности в «разрешении проблемы», приближенный  к жизненной.

  1. Метод проектов

Наибольшими возможностями для реализации компетентностно ориентированного образования обладает метод проектов.

Под «методом проектов» в современном образовании понимают как способ обучения, так и педагогическую технологию.

Понятие «проект» как педагогическую категорию можно определить как целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьника основных ключевых компетенций.

Однако, целесообразнее, на наш взгляд, говорить о методе проектов, как способе передачи содержания образования в широком смысле этого слова.

Метод  проектов имеет ряд отличий от традиционных общедидактических методов обучения:

  • отсутствие четкой регламентации в применении методических приемов со стороны учителя и в свою очередь, вариативностью в ответных действиях ученика;
  • применение метода проектов не ограничивается рамками урока и может быть достаточно продолжительным по времени;
  • использование метода проектов может быть ситуативным, незапланированным;
  • результат применения метода отсрочен во времени, трудноизмерим и требует многокритериальной оценки

Вместе с тем, некоторая изолированность метода проектов вовсе не влечет за собой отказа от употребления приемов обучения, входящих в состав общедидактических методов. При организации проектной деятельности используются следующие методические приемы:

  • организация наблюдений ученика, побуждающих к самостоятельному формулировании проблемы;
  • задания учащимся на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений;
  • демонстрация объекта, явления, побуждающая ученика к его изменению;  
  • столкновение учащихся с жизненными ситуациями, в которых становится очевидной недостаточность их теоретической подготовки;
  • предъявление учащимся конфликтного примера, обнажающего остроту проблемы;
  • задания учащимся с не сформулированными вопросами и др.

  1. Организация проектной деятельности

Несмотря на то, что в организации проектной деятельности младших школьников разделяют понятия «педагогический проект» и «ученический проект», мы считаем, что данное разделение носит условный характер. На самом деле речь идет об одном

педагогическом проекте, состоящем из двух подпроектов – учителя и ученика, существующих внутри педагогического проекта.

Наша творческая группа – участники педагогического проекта по формированию у учащихся ключевых компетентностей (универсальных способов учебной и социальной деятельности). Педагоги осуществляют метапредметные  связи в рамках ученических подпроектов.

 Цель педагогического проекта: формирование у учеников целостного восприятия мира, понимания неразрывных взаимосвязей его частей и осознания  себя, как неотъемлемой части этого мира.

Интегрированный (междисциплинарный) проект «Космос» является началом в освоении учащимися младшего школьного возраста элементов проектной деятельности. Это в дальнейшем даст им возможность осуществлять проектную деятельность самостоятельно.

Название проекта

Космос

Слоган

Ох, и здоровенная

эта вся Вселенная!

Группа педагогов

Ивашкова Н.А., Галицкая Е.А., Латышева С.В., Преснухина Л.Б.

Идея проекта

Формирование у учеников целостного восприятия мира на основе приобретения знаний о космосе

Цели проекта

Сформировать у учеников следующие надпредметные умения:

  • Проектировочные
  • Исследовательские
  • Информационные
  • Кооперативные
  • Коммуникативные
  • Экспериментальные
  • Рефлексивные
  • Презентационные

Задачи проекта

Способствовать приобретению учениками знаний, умений, навыков:

  • Знания о строении Вселенной, планетах
  • Знания о достижениях советской и российской космонавтики
  • Умение выполнять действия по заданному алгоритму
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи
  • Умения отвечать на вопросы и задавать вопросы
  • Умение слушать и понимать других
  • Навыки поиска необходимой информации
  • Навыки построения устного сообщения о проделанной работе
  • Навыки монологической речи
  • Навыки взаимодействия с участниками проекта
  • Навыки работы с различными природными и художественными материалами
  • Навыки техники исполнения и оформления своих работ

Предметные области

Окружающий мир, музыка, развитие речи, литературное чтение, ИЗО, технология, психология развития

Сроки

21февраля - 12 апреля 2011 г.

Участники

Ученики 1 класса, группа педагогов.

Индивидуальное и групповое участие.

Форма проведения

Космическое путешествие

Этапы проекта

1.Подготовительный.

Объявление о начале проекта, сроках, заданиях.

2. Основной.

Теоретический.

Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

Практический.

Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.
По завершении представляют готовые проекты.

3. Заключительный. 

Викторина «Большое космическое путешествие». Исследовательское задание «вырасти инопланетное существо».

Продукты деятельности

Демонстрационный материал для уроков окружающего мира, изо, технологии, развития речи.

Сценарий праздника-викторины, который может быть использован другими педагогами.

Обучающие материалы

Энциклопедии, художественная литература, учебные и документальные фильмы, видеоматериалы, презентации

Особенности проекта

Знакомство детей с элементами проектной деятельности

В процессе работы над проектом каждый педагог на своих занятиях способствовал формированию у учащихся надпредметных  умений (УУД):

Преснухина Л.Б.

Галицкая Е.А.

Ивашкова Н.А.

Латышева С.В.

Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов, предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности

Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск вариантов решения проблемы

Информационные:  поиск необходимой информации

Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения

Невербальные коммуникации

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать  себя

Рефлексивные: осмысление собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки

Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на вопросы

Ученики получили первое исследовательское задание «вырасти инопланетное существо». Данное исследование способствовало формированию у детей экспериментальных УУД, таких как организация рабочего места, подбор и приготовление материалов, оборудования, проведение эксперимента, наблюдение за его ходом, осмысление полученных результатов

За время проведения проекта, с учащимися 1 класса была проведена следующая работа

Учитель Ивашкова Н.А. провела:

  • цикл уроков по  окружающему миру: «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?», «Почему на Луне не живут люди?», «Зачем летают в космос?», с целью формирования представлений о форме, величине, раскалённом состоянии Солнца; значении Солнца для жизни на Земле; о Луне – спутнике Земли; показать значение космических исследований в жизни человека. На уроках дети изучали материалы о звёздах, о способах изучения Луны учёными, о первом космонавте, знакомились с картой созвездий, выясняли, для чего космонавты летают в космос;
  • просмотр видеоматериалов, фрагментов документальных фильмов, презентаций о Ю.А. Гагарине, о Вселенной, об исследовании космоса и т.д.
  • на основе полученных знаний на уроках и занятиях, детям был дан проект «Инопланетянин», задание: «Возможно, жизнь существует не только на Земле, но и на других планетах. Найти её признаки пока не удалось, но во всех уголках Вселенной обнаруживают элементы и вещества, которые входят в состав земных организмов. Предположи, какие существа могли бы жить на планетах Солнечной системы. Выбери одну из планет Солнечной системы. Собери об этой планете как можно больше информации. Узнай её размеры, холодная она или жаркая, далеко или близко находится к Солнцу, какова её поверхность и т.д. Внимательно изучи (прочти) собранную информацию и представь, какой формы и размера может быть тело придуманного тобой инопланетянина, как он дышит, питается, передвигается. Нарисуй или создай из любых материалов своего инопланетянина и расскажи о нём. В работе используй различные материалы и техники исполнения»;
  • на уроках русского языка проводилась лексическая работа по теме, отрабатывались навыки монологической речи (составление связного рассказа для презентации проекта);
  • на уроках изо, дети рисовали космический пейзаж, знакомились с творчеством «космического» художника Микалоюса Чюрлёниса;
  • выставка детских работ и защита проектов;
  • костюмы к празднику (совместно с родителями);
  • участие в открытом мероприятии «Большое космическое путешествие»

 

Воспитателем ГПД (педагогом-психологом) Галицкой Е. А.

проведены следующие мероприятия:

  • цикл занятий о космосе, в том числе ряд бесед и диспутов на темы: «Что такое космос?», «Основоположники российской космонавтики», «Космические корабли», «Первые животные в космосе», «Первый человек, совершивший космическое путешествие»
  • посещение школьной библиотеки (дети с помощью библиотекаря выбирали книги и журналы, которые затем читали дома самостоятельно и  с помощью родителей)
  • знакомство с литературой о космосе, принесенной детьми из дома (энциклопедиями, художественной фантастической литературой), обмен впечатлениями
  • тренинг «Самолет», направленный на развитие воображения и совершенствование приемов самоконтроля,  в котором дети учились управлять летательным аппаратом.
  • упражнения, направленные на  развитие способностей детей  чувствовать и понимать друг друга  без слов (ознакомление со способами невербальной передачи информации), а затем  действовать согласованно: «Магнетические руки»,  «Показываем чувства», «Дышим вместе», «Туманный горн»
  • развивающие игры, упражнения и тренинги, способствующие закреплению навыков социального взаимодействия (в том числе вербально-коммуникативных)
  • тренинги, развивающие способность к сотрудничеству, формированию навыков эффективной работы в малых, средних и больших группах: «Пять секунд», «Считаем до 20-ти», «Музей скульптур»
  • игры,  развивающие творческие способности, креативность: «Походка», «Братья наши меньшие»
  • выставка детских работ в технике аппликации из бумаги на тему «Космос», выполненных детьми по собственным эскизам
  • открытое внеклассное мероприятие «Большое космическое путешествие»
  • оформление стенда, посвященного Дню космонавтики

За время проведения проекта «Космос», на логопедических занятиях с детьми учитель-логопед Латышева С.В.,  провела следующую работу:

  • упражнения, направленные на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика)
  •  словарная работа по лексическим темам: «Космические профессии», «Космическое снаряжение», «Питание в космосе», «Космическая одежда».
  • рассматривание иллюстраций о космосе и составление предложений к ним.
  • придумывание сказок о космосе с помощью картинок - «Весёлый паровозик».

 ( Дети должны совместно придумать историю, при этом каждый говорит одно предложение, следующий продолжает).

  • составление связного рассказа по серии картинок.
  • использование элементов ТРИЗ в работе над созданием нового предмета.
  • рисование на тему «Космос» и составление к нему рассказа.
  • лепка на тему «Инопланетные существа», диалоги от имени героев в парах. Совершенствование навыков диалогической речи (формулирование вопросов и ответов к ним).
  •  Участие в открытом  внеклассном мероприятие «Большое космическое путешествие».

Преснухина Л.Б., учитель музыки и ритмики в процессе работы над проектом:

  • проект «Шумовой оркестр». Исследование звучание предмета на уроках музыки
  • Изучив звучание различных предметов, ребята приносили на урок те предметы,  которые (по их мнению) могли быть использованы в шумовом оркестре: ложки, крышки, прищепки и т.д.
  • Использование в оркестре шумовых эффектов - хлопки в ладоши, топот ног, хлопки по коленям.  
  • После прослушивания музыки – выбирали понравившееся произведение и отрабатывали под него ритмический рисунок. Анализируя получившиеся ритмы, выбирали наиболее удачные.
  • Прослушивание музыкальных фрагментов из к/ф «Москва - Кассиопея», «Отроки во Вселенной» композитора В.Ф. Чернышова
  • Обсуждая характер «космической» музыки и анализируя её, учились находить соответствие движений тела с характером музыки  – отталкивались от знаний о невесомости, полученных на других занятиях
  • Разучили песню «Инопланетянка»
  • Работа по развитию артикуляционного аппарата с помощью мимических упражнений и скороговорок
  • Разучили песню-танец «Инопланетянка»
  • Участвовали в открытом мероприятии «Большое космическое путешествие»

Примеры детских работ и презентаций

Северинова Анна, 1 «В» класс

Планета, которую я выбрала для изучения – это планета Нептун. Её назвали в честь древнеримского бога морей. Главный спутник – Тритон. Есть ещё 12 спутников поменьше. Нептун в 17 раз тяжелее Земли, его диаметр в 4 раза больше земного. Нептун был открыт 23 сентября 1846 года, путём математических расчетов. Нептун – газовый гигант, т.е. у него плотная атмосфера. Иногда Нептун называют ледяным гигантом из-за ледяного ядра. Нептун – самая далёкая от Солнца планета, потому там очень холодно:  220 градусов.

В атмосфере Нептуна бушуют самые сильные ветры среди планет Солнечной системы: 2100км/ч, поэтому на поверхности не могут появиться живые существа. Температура ядра - около 7000 градусов, значит, жизнь должна быть между поверхностью и ядром. Я предположила, что жизнь могла бы появиться в мантии. Это горячая, плотная жидкость. Поэтому местные жители похожи на обитателей океанов Земли. В мантии образуются кристаллы, которые падают на ядро. Кристаллами питаются червяки - нептяне и похожие на скатов непунцы. У нептунцев есть две длинные конечности, они помогают  нептунцам мскироваться. Тело у нептунцев как яйцо. Они, как дельфины, умеют посылать звуковые сигналы. Если рядом хищник – нептунианец, нептунцы ложатся и поднимают конечности, изображая кристаллы. Поскольку нептунианцы живут на ощупь, то они часто не могут поймать нептунцев и нептян(которые прячутся в камушках,)которые служат им жильём.

Передвижение

Нептяне передвигаются ползком, нептунцы плавают, гребя двумя своими конечностями. Нептунианцы машут в жидкости плавниками.

Дыхание

У жителей Нептуна есть дыхательная система. Заглатывая жидкость мантии, они берут из неё вещества для дыхания. Они способны накапливать запасы веществ для дыхания на несколько земных минут.

Питание

Нептяне и нептунцы питаются кристаллами. Нептунианцы питаются нептянами и нептунцами.

Размножение

Размножаются делением пополам.

Поскольку жители Нептуна неразумные, у них нет личных имён, только названия видов.

Соколова Ксения, 1 «В» класс

 На планете Марс живёт инопланетянин по имени Марсуша. Он весь переливается. Он белого цвета потому, что планета Марс – красного цвета. Природа сделала его таким, чтобы он хорошо выделялся на планете. Ещё он белый, потому что планета Марс холодная.

Ольховик Дарья, 1 «В» класс

«Инопланетяне…где они?»

Здравствуйте дорогие земляне. Я Чун-чан с далёкой планеты из созвездия льва. Меня послали мои предки. Я прилетела с посланием от добрых инопланетян. Мы, хотим предупредить землян о том, что есть инопланетяне, которые враждебно относятся к жителям планеты Земля. Будьте бдительны – берегите свою голубую планету от  злых пришельцев. Они, скорее всего, прибудут к вам, чтобы поработить людей и даже съесть их. Это злые зеленоватые и хвостатые существа. Они похожи на рептилий или насекомых. Я, девочка Чун-чан, призываю Вас люди жить на Земле. Дружить с людьми разных стран. И ещё я очень хочу помешать человечеству ,совершить большую глупость, например, начать ядерную войну. Мира и любви на вашей голубой планете! Я вам дарю открытку-пусть ваша Земля будет такой же цветущей.

Тимофеев Дима, 1 «В» класс

Венерцы, населяющие планету, обладают поистине огромными размерами. Из-за того, что на Венере атмосферное давление велико, скелет у Венерцев очень прочный, а кожа покрыта роговыми пластинами, что тоже добавляет телу прочность. Глаза Венерцев ярко-жёлтого цвета для защиты от серы в атмосфере. На спинах длинные трубки, через которые Венерцы вдыхают углекислый газ и пар серной кислоты, а выдыхают  они через рот чистый кислород.

Таким образом, если бы Венерцы прилетели на Землю в гости, они бы дышали вредными выбросами наших заводов и машин, выдыхая кислород, и очищали нашу планету. А из-за высокой массы тела передвигались бы они по Земле медленно и неуклюже. Дружить с Венерцами было бы весело и очень полезно для нашей планеты.

IV. Заключение

В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия педагогов по формированию УУД на уроках по базовым дисциплинам. А так же во внеурочной деятельности и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели.

Использование проектирования в процессе обучения школьников трудно переоценить. Это возможность максимального раскрытия творческого потенциала всех субъектов проектирования: ученика, родителей, педагогов. При этом формальное отношение к ученическому проектированию со стороны взрослых, а также  игнорирование возрастных возможностей школьников может порождать опасные тенденции в практике применения метода проектов.

                   

         

         

   

         

       

    

   

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Данная работа содержит методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьниковРекомендации адресованы классным руководителям начальных классов....

Мастер-класс "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики"

Мастер-класс для педагогов "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики". Проводила в рамках конкурса "Учитель года"...

Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "Перспективная начальная школа"

Статья о том, как организовать проектную деятельность младших школьников....

Презентация Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"

Презентация к статье "Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ             И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Организация проектной деятельности младших школьников

Многие проблемы современного преподавания может решить проектная деятельность учащихся, потому что:Главная идея организации проектной деятельности - развитие познавательных интересов обучающихся, умен...

ПРИЕМЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФРАГМЕНТ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В статье рассматривается методика использования песочной терапии во внеурочной деятельности, которая позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, значительно снизить уровень тревожности, нормализовать...